Professional activity of a university teacher in the information and communication educational environment

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of this study is due to the active introduction of information and communication technologies into the educational environment, which, in turn, determines the need for a detailed consideration of issues and mechanisms for improving the activities of a university teacher directly related to their implementation – information and communication activities. The article analyzes the aspects of professional and pedagogical activity of a higher school teacher in an information and communication educational environment. The results of a study aimed at identifying the nature of teachers' activities within the framework of using digital devices (computer, smartphone, tablet, laptop); features of using digital technologies to provide control, feedback, discussions in the educational process; features of activities related to design, development and use electronic educational resources already created (including by other authors); the possibilities and nature of the organization of the educational process in online and (or) mixed mode; the experience of teachers using modern means of communication in professional and pedagogical activities for effective interaction with other participants in the educational process. The results of the conducted research, their detailed analysis and the conclusions obtained can be used in scientific and pedagogical activities in order to consider and further study the process of professional and personal development of a university teacher as a subject of information and communication activities.

Full Text

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

В условиях инновационных организационных форм образовательного взаимодействия актуализируется необходимость совершенствования профессионально-педагогической деятельности современного преподавателя высшей школы как субъекта информационно-коммуникационной образовательной среды. Сегодня наблюдаются значительные изменения в содержании и организационных формах деятельности преподавателя, поскольку информационно-коммуникационная образовательная среда предоставляет широкие возможности для использования различных цифровых инструментов и сервисов в соответствии с имеющимся опытом применения информационно-коммуникационных технологий для реализации актуальных педагогических задач.

В этой связи, в профессионально-педагогической деятельности преподаватель университета реализует ряд дополнительных функций, не представляющих актуальности в традиционном обучении. Рассмотрение сущности, содержания и структуры информационно-коммуникационной образовательной среды позволяет констатировать, что в современном научном знании категория определяется как совокупность субъектов (преподаватели и обучающиеся) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего, на базе информационно-коммуникационных технологий) образовательного процесса, которые обеспечивают эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно-ориентированной педагогической системы [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор

Наблюдаемая трансформация пространства жизнедеятельности человека в информационно-коммуникационную среду диктует необходимость решения новых для человечества задач. Информационно-коммуникационная среда определяется учеными как «сетевое распределение социальных субъектов, удовлетворяющих информационно-коммуникативные потребности за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий» [2]. В работе В.В. Зотова, А.А. Кривоухова отмечается, что при описании информационно-коммуникационной среды возможно использование социотехнического подхода, предполагающего учет интеграции технической и социальной составляющих цифровых платформ [3]. По мнению ряда исследователей, категория «информационно-коммуникативная среда» отражает процессы, которые осуществляются в среде, причем как в онлайн-, так и в офлайн-формате. Интенсификация использования средств ИКТ обеспечивает создание офлайн-пространства, что, в свою очередь, отражается на возможности использования иных средств коммуникации (по сравнению с традиционным форматом), возможности получения, хранения, передачи информации. Взаимообусловленность и взаимопроникновение двух составляющих и определяет сущностные характеристики и содержание информационно-коммуникационной среды.

Д.А. Фурсова определяет информационно-коммуникативную среду как синтез онлайн- и офлайн-сред. Основообразующим «веществом» данной среды выступает информация; совокупностью условий – Интернет и множество цифровых устройств; социальным окружением – субъекты информационно-коммуникативной среды (люди и различные андроид-программы) [4].

Рассматривая профессионально-педагогическую деятельность педагога в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды, отметим, что исследователи отмечают ее особые характеристики и необходимые условия, для успешной организации. По мнению Т.Б. Павловой, особым требованием выступает «осознание необходимости и активная деятельностная позиция в отношении проектирования, формирования и развития сетевой информационной и коммуникационной среды своей профессиональной деятельности, реализуемой на основе широкого применения ИКТ» [5].

Информационно-коммуникационная образовательная среда, ее особенности, специфика, возможности и ресурсы как для развития отдельной личности, так и для развития образовательной организации активно обсуждаются научно-педагогическим сообществом (О.П. Панкратова [6], Т.Г. Ковалева, Т.Г. Дементьева [7], Е.Н. Козлёнкова, А.С. Карева [8], Г.А. Тимошенко [9], Г.М. Кириллов [10], В.В. Соколовская [11]).

Нами были проанализированы работы, в которых рассматриваются аспекты, важные для нашего исследования: особенности использования средств интегрированных коммуникаций в современном информационно-коммуникативном пространстве (Ю.В. Благов [12]); деятельность педагога по использованию информационно-коммуникационных технологий как фактор профессионального роста, самообразования, развития творческого потенциала (О.А. Тринадцатко, В.В. Мельникова [13]); характеристика информационно образовательной среды, личность в условиях информационно-образовательной среды (И.В. Роберт [14], А.В. Гагарин [15]); информационно-коммуникационная компетенция преподавателя вуза (Т.А. Поняева [16]); характеристика инновационной педагогической деятельности (М.В. Барынкин [17]); возможности ИКТ в информационно-коммуникационной обучающей среде (Т.А. Куликова, Н.А. Поддубная [18]; профессиональная подготовка студентов в информационно-коммуникационной обучающей среде (Х.Э. Мамалова) [19]).

В том числе, проанализированы работы зарубежных исследователей, рассматривающих роль и компетенции преподавателя университета в онлайн-среде обучения (I. Alvarez, T. Guasch, A. Espasa) [20].

Определяя сущность, содержание и структуру научного понятия «информационно-коммуникационная образовательная среда», мы исходили из анализа категории «образовательная среда». Изучение данного научного феномена позволило нам уточнить, что различные авторы, рассматривая содержание понятия «среда», используют такие термины, как «условия», «факторы», «пространство», «влияния». Важно отметить, что среда обладает рядом возможностей, определяющихся как средствами самой среды, так свойствами самого субъекта (В.А. Ясвин) [21].

В нашем исследовании мы определяем информационно-коммуникационную образовательную среду как пространство, включающее совокупность условий, ресурсов и влияний, обеспечивающих возможности для возникновения и поддержания эффективного информационного взаимодействия между педагогами и обучающимися, и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также систему возможностей для осуществления работы с информационными и образовательными ресурсами (в том числе электронными) посредством использования интерактивных средств ИКТ.

Цель исследования: анализ деятельности преподавателя университета в информационно-коммуникационной образовательной среде.

Методология

Методологической основой исследования стали научные идеи, раскрывающие сущность информационно-коммуникационной образовательной среды, ее особенности, специфику, возможности и ресурсы для развития отдельной личности и образовательных систем (Г.М. Кириллов [10], Т.Г. Ковалева, Т.Г. Дементьева [7], Е.Н. Козлёнкова, А.С. Карева [8], О.П. Панкратова [6], В.В. Соколовская [11], Г.А. Тимошенко [9]); концепции реализации информационно-коммуникационной деятельности (А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая [22]).

Изложение основного материала исследования

Система электронного обучения актуализировала деятельность всех субъектов образовательного процесса, связанную с использованием различных электронных информационных и образовательных ресурсов. Для обеспечения эффективной работы в электронной информационно-образовательной среде педагогу необходимо владеть целым комплексом информационно-коммуникационных умений, обеспечивающих как создание, преобразование, потребление и передачу информации, так и продуктивное высокоинформативное взаимодействие c другими участниками среды.

С целью проанализировать характер деятельности преподавателя университета в информационно-коммуникационной образовательной среде мы разработали авторскую анкету, включающую ряд вопросов, связанных с особенностями деятельности педагогов в рамках использования цифровых устройств; с использованием цифровых технологий для обеспечения контроля, обратной связи, дискуссий в учебном процессе; с проектированием, разработкой и использованием уже разработанных (в том числе, другими авторами) электронных образовательных ресурсов; с накопленным опытом использования современных средств коммуникации в профессионально-педагогической деятельности для эффективного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Диагностическое исследование проводилось в 2024 году на базе Оренбургского государственного университета. В нем приняли участие 46 педагогов. Опрос осуществлялся с использованием сети Интернет. Для проведения исследования использовался отечественный Интернет-сервис Яндекс-формы – полностью открытый и бесплатный конструктор Интернет-опросников. Для проведения исследования была использована авторская анкета. Представим полученные в ходе исследования результаты. Изучение характера деятельности педагогов в рамках использования цифровых устройств (компьютер, смартфон, планшет, ноутбук) позволило сделать вывод, что большинство респондентов используют в своей работе цифровые устройства (95,7%). Отметим, что 4,3% респондентов выбрали вариант ответа «не использую в работе».

Анализ ответов на вопрос об использовании цифровых технологий для обеспечения контроля, обратной связи, дискуссий в учебном процессе показал, что большинство преподавателей (91,4%) используют в своей деятельности цифровые технологии. При этом половина из данной категории (45,7% от общего количества респондентов) выбрали вариант ответа «использую в работе редко». Не осуществляют использование цифровых технологий 8,6% опрошенной аудитории.

Об эффективности использования электронных образовательных ресурсов в процессе педагогической работы можно судить по ответам на следующий вопрос. Так, в процессе опроса было выявлено, что 62,5% педагогов занимаются проектированием, разработкой и активно используют электронные образовательные ресурсы (в том числе, разработанные другими авторами). В то же время, установлено, что 28,3% осуществляют данные виды деятельности редко, а 6,5% – не осуществляют. В этой связи полагаем, можно сделать вывод о необходимости актуализации работы по совершенствованию подготовки педагогов в плане проектирования, разработки и последующего сопровождения использования электронных образовательных ресурсов (электронных курсов лекций, электронных пособий и учебников, и других) в учебном процессе.

Большая половина респондентов (56,5%) отметили в анкетах, что не всегда (или редко) реализуют образовательный процесс в онлайн и (или) смешанном режиме. Полагаем, что данный ответ респондентов был обусловлен тем, что в настоящее время образовательный процесс осуществляется в очном режиме, онлайн режим взаимодействия со студентами используется по необходимости. 36,8% респондентов дали ответ, что реализуют онлайн и (или) смешанный режимы организации образовательного процесса; 8,7% – не реализуют.

Об эффективности использования педагогами современных средств коммуникации в профессионально-педагогической деятельности для обеспечения взаимодействия с другими участниками образовательного процесса можно судить по ответам на следующий вопрос. Было установлено, что большая часть педагогов (69,5%) активно используют современные средства коммуникации в профессионально-педагогической деятельности для взаимодействия с другими участниками образовательного процесса; 28,3% – используют в работе редко; 2,2% – не используют.

Проведенное исследование позволило получить необходимые данные и сделать ряд выводов относительно исследуемых компонентов профессионально-педагогической деятельности педагога высшей школы в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды.

Проблема совершенствования профессионально-педагогической деятельности педагога в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды является актуальной. Вместе с другими учеными (Ю.В. Благов [12]; О.А. Тринадцатко, В.В. Мельникова [13]; Т.А. Поняева [16]; М.В. Барынкин [17]; Т.А. Куликова, Н.А. Поддубная [18]) мы отмечаем, что сегодня происходят значительные изменения в содержании и организационных формах деятельности педагога. Во многом они обусловлены тем, что информационно-коммуникационная образовательная среда предоставляет широкий спектр возможностей для использования различных цифровых инструментов и сервисов в соответствии с имеющимся опытом применения ИКТ для реализации актуальных педагогических задач.

Основные выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении

Проведенное исследование позволяет говорить о необходимости совершенствования таких направлений деятельности современного педагога, как использование современных средств коммуникации для взаимодействия с другими участниками образовательного процесса; проектирование, разработка и использование электронных образовательных ресурсов; использование цифровых технологий для обеспечения контроля, обратной связи, дискуссий в учебном процессе.

В статье представлена характеристика деятельности педагога в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды, которая определяется как пространство, включающее совокупность условий, ресурсов и влияний, обеспечивающих возможности для возникновения и поддержания эффективного информационного взаимодействия между субъектами, и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также систему возможностей для осуществления работы с информационными и образовательными ресурсами.

На основании полученных в ходе анкетирования данных сделан ряд выводов об особенностях и специфике работы педагога как субъекта информационно-коммуникационной деятельности. Результаты проведенного исследования, их детальный анализ и полученные выводы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности с целью рассмотрения и дальнейшего изучения процесса совершенствования профессионально-педагогической деятельности преподавателя университета в информационно-коммуникационной образовательной среде.

×

About the authors

Ekaterina Aleksandrovna Garaeva

Orenburg State University

Author for correspondence.
Email: eagaraeva@list.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of General and Professional Pedagogy Department

Russian Federation

References

  1. Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды: метод. пособие. 4-е изд. М.: Лаборатория знаний, 2020. 66 с.
  2. Зотов В.В. Становление информационно-коммуникативной среды как основание общественных трансформаций // Общество: политика, экономика, право. 2008. № 2. С. 6–9.
  3. Зотов В.В., Кривоухов А.А. Информационно-коммуникационная среда: опасности основных процессов цифровизации // Koinon. 2022. Т. 3, № 3–4. С. 75–87. DOI: 10. 15826/koinon.2022.03.3.4.032.
  4. Фурсова Д.А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 163–168. doi: 10.24412/1997-0803-2020-10218.
  5. Павлова Т.Б. Модель подготовки преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 116. С. 205–210.
  6. Панкратова О.П. Современные педагогические технологии как основа информационно-коммуникационной среды обучения // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 3. С. 163–166.
  7. Ковалева Т.Г., Дементьева Т.Г. Информационно-коммуникационная среда как ресурс и инструмент иноязычного образования специалистов // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2022. Т. 6, № 2. С. 248–255. doi: 10.33408/2519-237x.2022.6-2.248.
  8. Козлёнкова Е.Н., Карева А.С. Информационно-коммуникационная образовательная среда подготовки специалиста глазами студентов и преподавателей // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2011. № 3 (48). С. 103–107.
  9. Тимошенко Г.А. Информационно-коммуникационная среда как фактор инновационного развития вуза // Инновации и инвестиции. 2013. № 3. С. 48–53.
  10. Кириллов Г.М. Информационно-коммуникационная среда как пространство диалога // Наука. Общество. Государство. 2024. Т. 12, № 3 (47). С. 142–154.
  11. Соколовская В.В. Информационно-коммуникационная среда образовательного учреждения // Три века труда, поиска и исследований: мат-лы 72-й регион. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (Благовещенск, 20 апреля 2023 г.): в 3 т. Т. 3 / отв. ред. А.В. Друзяка. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2023. С. 85–88.
  12. Благов Ю.В. Развитие интегрированных коммуникаций в информационно-коммуникативном пространстве // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 4 (36). С. 75–82. doi: 10.51965/2076-7919_ 2021_1_4_75.
  13. Тринадцатко О.А., Мельникова В.В. ИКТ-компетентность в деятельности современного педагога // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 83–1. С. 101–103. doi: 10.18411/trnio-03-2022-28.
  14. Роберт И.В. Характеристики информационно-образовательной среды и информационно-образовательного пространства // Мир психологии. 2019. № 2 (98). С. 110–120.
  15. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 31–36.
  16. Поняева Т.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя вуза как фактор эффективного развития высшего образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 2. С. 125–128.
  17. Барынкин М.В. Инновационная педагогическая деятельность как фактор обеспечения качества образования // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 127–129.
  18. Куликова Т.А., Поддубная Н.А. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 210–212.
  19. Мамалова Х.Э. Формирование профессиональной компетентности бакалавров-филологов в информационно-коммуникационной обучающей среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 22 с.
  20. Alvarez I., Guasch T., Espasa A. University teacher roles and competencies in online learning environments: a theoretical analysis of teaching and learning practices // European Journal of Teacher Education. 2009. Vol. 32, iss. 3. P. 321–336. doi: 10.1080/02619760802624104.
  21. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  22. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2 (29). С. 178–182.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Garaeva E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.