Justification of the term «professional self-realization of students»
- Authors: Fedorova M.A.1
-
Affiliations:
- Omsk State Technical University
- Issue: Vol 12, No 4 (2023)
- Pages: 252-255
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/634334
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023124313
- ID: 634334
Cite item
Full Text
Abstract
The relevance of the article is determined by the uncertainty of the terms «self-realization» and «professional self-realization» used in modern pedagogical research. It is proved that the term «professional self-realization» is applicable to the higher education system, since, according to the Federal State Educational Standard, students must master both general and professional skills. In addition, the person’s professional development is continuous. The article analyzes and substantiates the content of the term «professional self-realization of students» in pedagogy. The terms «self-realization», «professional self-realization», «pre-professional self-realization», «pre-professional self-realization» are defined; the features of their use in scientific literature are analyzed. It is proposed to use the generic concept of «professional self-realization» in relation to school, college or university stages. Professional self-realization is presented as a long and multidimensional process involving the formation, self-determination and personal development within a profession, starting from the first courses of study at a university. The content and difference of professional self-realization at the university and at the enterprise are described. Examples of multidimensional cooperation and joint educational programs with enterprises are given.
Full Text
В связи с тем, что термин «самореализация» заимствован педагогикой из психологии и даже там история его использования не столь давняя, в педагогической литературе не сложилось общепринятого понимания термина «профессиональная самореализация». Помимо собственно характеристики профессиональной деятельности, термин «профессиональная самореализация» рассматривается учеными в применении как к школьному, так и к вузовскому образованию. Кроме того, исследователи используют и другие термины: «допрофессиональная самореализация», «предпрофессиональная самореализация» и «квазипрофессиональная самореализация».
Цель данной статьи: проанализировать и обосновать содержание термина «профессиональная самореализация студентов» в педагогике.
В связи с этим нужно решить следующие задачи:
- Дать определение понятиям самореализация, профессиональная самореализация, допрофессиональная самореализация и предпрофессиональная самореализация; проанализировать их употребление в научной литературе.
- Сравнить содержание профессиональной самореализации в вузе и на предприятии.
- Обосновать возможность применения термина «профессиональная самореализация студентов» по отношению к их научной подготовке в вузе.
Как справедливо отмечает А.Н. Фиц, «стремление к самореализации является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни» [1, с. 171]. Содержание понятий «самореализация» и «профессиональная самореализация» для разных областей знания подробно рассмотрено в наших предыдущих работах [2, с. 15–19; 3]. В философии и психологии «самореализация» – это осознанная реализация личностного потенциала «для себя» или «для других». Самореализация всегда осознанна человеком, «спланирована»: она понимается как «переход возможности в действительность, как процесс, в котором человек обеспечивает свое развитие, причем развитие не как спонтанное возникновение новообразований, но как самотворение или самостановление» [4, с. 39]. Самореализация – это и процесс, и результат, то есть процесс, заканчивающийся определенным результатом, переходом внутреннего во внешнее, измеримое, которое, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие личности.
В педагогике изучение понятия самореализация связано с условиями, которые следует создать в образовательной среде для реализации личностного потенциала обучающихся на определенном этапе образования или в том или ином виде образовательной деятельности. Согласимся с А.В. Хуторским, который считает, что самореализация является «сверхзадачей обучения с точки зрения миссии ученика» [5, с. 39].
В педагогической литературе о профессиональной самореализации говорят не только по отношению к собственно профессиональной деятельности [6, с. 209; 7, с. 20–23], но и к обучению в вузе [8, с. 245]. В диссертации A.B. Костеневского рассмотрена проблема формирования потребности в профессиональной самореализации личностикурсантов вузов ВВ МВД РФ [9, с. 5–6]. Диссертация Э.В. Бакиевой посвящена формированию потребности в профессиональной самореализации студентов технического вуза [10, с. 3–4]. Мы считаем, что данный термин применим в системе высшего образования, так как, согласно ФГОС ВО, студенты должны осваивать как общие, так и профессиональные компетенции.
Многие следователи высшего образования основной целью обучения в вузе видят профессиональное становления личности, формирование готовности к профессиональной деятельности, а основными ценностями, которые формируются на этапе студенчества – профессиональные. Как отмечают Н.В. Бордовская и С.И. Розум, «ведущими видами деятельности студента становятся профессионально ориентированная учебная и научно-исследовательская деятельность» [11, с. 186]. Исследователи отмечают непрерывность профессионального становления личности, выраженную в виде движения по следующим этапам: этап профессиональной подготовки (студенчество); этап профессиональной адаптации; профессиональное становление (самостоятельная профессиональная деятельность); творческий этап; дополнительный этап (этап самосовершенствования, стремления к «акме») [11, с. 186–187].
По отношению к обучению в вузе нас интересует первый этап профессионального становления – этап профессиональной подготовки. На этом этапе у студента формируется идеальный образ профессионала, конкретизируемый в дальнейшем в ходе собственно профессиональной деятельности.
Однако не согласимся с тезисом о том, что т.н. «творческий» и «дополнительный» этапы являются высшими и последними ступенями профессионального становления. Учитывая современные требования к специалисту, необходимость творческих подходов к решению профессиональных задач и обучения в течение жизни, эти этапы являются надстройкой над тремя основными.
В научной литературе параллельно с термином профессиональная самореализация используется термин профессиональное самоопределение. В 2005–2020 гг. защищено несколько диссертаций по профессиональному самоопределению студентов. Работы Е.Ю. Валитовой [12, с. 3–7], И.В. Крыжановской [13, с. 3–5], А.В. Пашкевич [14, с. 3–6] связаны с профориентацией и профориентационными технологиями. В статье И.С. Разуваева предлагается авторская трактовка понятия «педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов бакалавриата», под которым понимается «система педагогической деятельности, нацеленная на помощь студенту в формировании ориентационного поля профессионального развития и, на основе рефлексивно-ценностного диалога и методов фасилитации, раскрывающая его личностно-профессиональный потенциал, обеспечивающая развитие его субъектности для построения траектории профессионального развития» [15, с. 121]. Как видим, в понятии «профессиональное самоопределение» акцент сделан на роль педагога в развитии личностного потенциала студентов, поэтому самоопределение видится как один из этапов, как первая ступень самореализации.
Термин допрофессиональный встречается в сочетании с понятиями: самоопределение [16, с. 120–122], подготовка [17, с. 227; 18, с. 16] и имеет отношение к будущей профессии учеников школы. Термин предпрофессиональный встречаем в сочетаниях: предпрофессиональное образование [19, с. 98–99], предпрофессиональная социализация [20, с. 79–81], предпрофессиональная подготовка [21, с. 2], адаптация [22, с. 3–4]. При этом в некоторых случаях по отношению к школьникам используются более широкие понятия «профессиональная самореализация» и «профессиональное самоопределение» [21, с. 3]. Применяются и другие термины, например «квазипрофессиональный» – им обозначают профессиональную деятельность студентов во время обучения в вузе.
По нашему мнению, по отношению к школе, техникуму или училищу мы также имеем право использовать термин «профессиональная самореализация». Разделение двух почти синонимичных понятий «допрофессиональная самореализация» и «предпрофессиональная самореализация» не является обоснованным. Более эффективным будет установить этапы «профессиональной самореализации»: до, во время обучения и после окончания вуза.
Мы согласны с А.В. Ионовым, который отмечает, что «профессиональное самоопределение – это длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя осознанный поиск личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, выбор личностью своего жизненного пути» [16, с. 157]. Таким же длительным и многоаспектным процессом является профессиональная самореализация: она предполагает становление, самоопределение и развитие личности в рамках какой-либо профессии, начиная с первых курсов обучения в вузе.
Сфера жизнедеятельности определяет наличие формальных типов самореализации: профессиональная, творческая, социальная. По нашему мнению, научно-исследовательская деятельность студентов предполагает самореализацию студентов в трех ипостасях:
- – профессиональная самореализация выражается в формировании профессиональных научно-исследовательских компетентностей, востребованных работодателями, в развитии профессиональной активности и мобильности студента;
- – творческая – в создании творческого научного продукта, самостоятельного результата исследования, в реализации самостоятельно спроектированной индивидуальной научно-образовательной траектории;
- – социальная – в социализации студента, в удовлетворенности студента как представителя семьи, рода, государства, своим образованием (в данном случае, его научной составляющей), а также в удовлетворенности основных заказчиков высшего образования – предприятий – научной подготовкой выпускника.
При этом профессиональной самореализация в научной деятельности первична по отношению к обеспечению творческой и социальной.
Возможность применения термина «профессиональная самореализация» как к обучению в вузе, так и к собственно профессиональной деятельности позволяет нам проанализировать и обосновать роль двух групп субъектов, обеспечивающих профессиональную самореализацию: преподавателей и работодателей.
С одной стороны, при поступлении в вуз студент уже выбрал профессию, его подготовка должна быть не только теоретической, но и практической, он начинает обучаться профессии, входить в нее [23, с. 23–24; 24, с. 164–166]. Из вуза выпускник должен выйти специалистом, профессионалом. Поэтому если вуз не обеспечит начальный, ознакомительный этап «профессиональная самореализация», то происходит «отторжение» выпускника от полученной профессии. Это может произойти как на начальном этапе обучения, когда отчисление происходит в первые годы, так и сразу после выпуска.
В связи с вышесказанным вузы обязаны обеспечивать полноценное ознакомление студентов с их будущей профессией, для чего им необходимо сотрудничать с предприятиями-будущими работодателями. Приведем примеры такого сотрудничества и совместных с предприятиями образовательных программ. Во многих технических вузах появились программы прикладного бакалавриата, студентов обязуют проходить обучение по рабочей профессии. Например, в ОмГТУ при обучении по основным специальностям «Технологические машины и оборудование» студенты проходят обучение по дополнительным программам «Оператор станков с программным управлением», «Машинист компрессорных установок», «Трубопроводчик линейный» и др. Студенты, обучающиеся по программе «Крылья Ростеха», трудоустраиваются на предприятия концерна с 1 курса обучения. Совместно с предприятиями региона, таким как «Газпромнефть – ОНПЗ», организованы выпускающие кафедры. Такая ориентация на практику позволяет говорить именно не про допрофессиональные, а про профессиональные компетенции, развить которые – задача преподавателей вуза.
С другой стороны, «профессиональная самореализация» не заканчивается на этапе вузовского обучения, когда деятельность студентов в большей степени теоретическая и апробационная, а в меньшей степени – практическая. Работодатель также несет ответственность самореализацию работника, в нашем случае – выпускника вуза. Этим обусловлена практическая значимость нашего исследования для работодателей.
Таким образом, следует говорить о профессиональной самореализации студентов и профессиональной самореализации специалистов. Под профессиональной самореализацией студентов мы будем понимать осознанный результативный процесс реализации их личностного потенциала в профессионально-ориентированной образовательной деятельности.
Итак, самореализация студента – это осознанная реализация его личностного потенциала в научно-образовательной среде вуза в ходе движения по индивидуальной траектории. В качестве основных показателей самореализации студентов рассматриваются сформированные профессиональные компетентности. Для студента результат самореализации, выраженный в удовлетворенности своей деятельностью и признании ее значимости другими, поддерживает его интерес к учебной и научной деятельности, «закрепляет» его профессиональный выбор, способствует творческому раскрытию личности и социальной адаптации.
Интересным и перспективным для дальнейшего исследования представляется изучение статистики по проценту отчисления студентов с первых и последних курсов обучения, что может говорить о низком уровне обеспечения их профессиональной самореализации, а также процент трудоустройства выпускников по полученной профессии.
About the authors
Mariya A. Fedorova
Omsk State Technical University
Author for correspondence.
Email: sidorova_ma79@mail.ru
candidate of philological sciences, associate professor of Foreign Languages Department
Russian Federation, OmskReferences
- Фиц А.Н. Особенности самореализации личности в профессиях различного уровня социального престижа // Альманах современной науки и образования, 2009. № 4-2. С. 170–174.
- Федорова М.А. Самореализация студентов технического вуза в исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 15–21.
- Федорова М.А. Педагогическая технология профессиональной самореализации студентов в научных исследованиях [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2020. № 1. https://eidos-institute.ru/journal/2020/100/Eidos-Vestnik2020-112-Fedorova.pdf.
- Герасимов В.П., Сычев О.А. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. 220 с.
- Хуторской А.В. Дидактика: учебник. СПб., 2017. 720 с.
- Байлук В.В. Профессиональная самореализация личности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. мат-лов и докл. междунар. конф. Екатеринбург, 2014. С. 208–213.
- Байлук В.В. Ценности профессиональной самореализации личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 19–26.
- Кропотина Н.М. Формирование профессиональных компетенций как основа профессиональной самореализации человека в XXI веке // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. мат-лов и докл. междунар. конф. Екатеринбург, 2014. С. 245–249.
- Костеневский А.В. Формирование потребности в профессиональной самореализации личности курсантов вузов ВВ МВД РФ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2000. 182 с.
- Бакиева Э.В. Формирование потребности в профессиональной самореализации у студентов технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2012. 23 с.
- Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2011. 624 с.
- Валитова Е.Ю. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2017. 23 с.
- Крыжановская И.В. Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2020. 33 с.
- Пашкевич А.В. Проектирование социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2013. 25 с.
- Разуваев И.С., Тарасова Т.В. Апробация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов с применением тьюторских технологий // KANT. 2018. № 2 (27). С. 120–125.
- Ионов А.В. Допрофессиональное самоопределение учащихся средней школы // Человек и образование. 2009. № 4. С. 157–160.
- Обдирщиков Н.Н., Исакова Т.Б. Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка: понятийный аспект // Вестник ВУиТ. 2009. № 1. С. 226–237.
- Панина С.В. Региональный подход к допрофессиональной подготовке педагогов // Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 3 (03). С. 16–21.
- Мартынова Е.С. Предпрофессиональное образование в старшей школе – основа выбора будущей профессии // Менеджмент в образовании: экосистемный подход: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (22 апреля 2023 г.) / под ред. О.А. Любченко. М., 2023. С. 97–101.
- Трубина Г.Ф., Мащенко М.В. Предпрофессиональная социализация личности старшеклассника в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 79–86.
- Смушкевич Л.Н., Костомарова Е.В., Савва Л.И. Организация предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения старшеклассников в условиях многопрофильного лицея посредством применения целевых моделей наставничества // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 5. https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN523.pdf.
- Савченко Т.В. Предпрофессиональная адаптация старшеклассников к получению высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Сургут, 2006. 20 с.
- Fedorova M.A., Tsyguleva M.V., Tsoupikova H.V., Efimenko I.N. Providing professional self-realization for technical university students when teaching the humanities // Going Global through Social Sciences and Humanities: a Systems and ICT Perspective. GGSSH. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 907. Cham: Springer, 2019. P. 23–30.
- Jiménez G.G. Education is love and self-realization // Revista de Comunicación de la SEECI. Año XX. 2016. Vol. 39. P. 162–183. doi: 10.15198/seeci.2016.39.162-183.
Supplementary files
