Digital technologies in the process of studying regional studies in the framework of secondary general education: problems, practice, prospects (on the example of studying the Samara Region)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Due to the fact that the formation of an information society poses new challenges to pedagogy, the main trend of modern Russian education is a combination of traditional teaching methods and innovations. In this article, taking into account the accumulated experience in pedagogical science, the problems and features of the use of digital technologies in the educational process of studying regional studies of the Samara Region of secondary general education are considered. Based on the conducted pedagogical experiment, a sociological survey and their own experience, the authors reveal the advantages and possible disadvantages of using digital technologies such as information and communication map and 3D-modeling in regional studies lessons. The development and testing of scientific and methodological support of regional history in the educational process, taking into account the use of digital technologies, includes the following aspects: theoretical description of the digital technologies; the possibility of introducing regional studies into the educational process; description of a pedagogical experiment that showed an improvement in the quality of knowledge, the development of personal qualities and the formation of necessary competencies among students. The results of this study may be of practical interest for teachers of secondary schools and for students of pedagogical universities.

Full Text

Перед современным российским образованием стоит сложная задача. С одной стороны, школа должна развивать духовный потенциал у обучающихся и способствовать укреплению традиционных ценностей, гражданской идентичности и моральных принципов. А с другой стороны – учитывать технологическое развитие Российской Федерации, сопровождающееся проникновением цифровых технологий во все сферы деятельности человека. Поэтому в современной педагогической науке такие понятие, как «компьютеризация», «модернизация», «цифровизация», «информатизация», рассматриваются наряду с традиционным обучением и классическими педагогическими системами, сформулированными отечественными педагогами (К.Д. Ушинским, Л.С. Выготским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинском, С.Л. Соловейчиком).

Сочетание вышеуказанных принципов в образовательном процессе отражены в следующих нормативно-правовых актах: 1) Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [1]; 2) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [2]; 3) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3]; 4) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4]; 5) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [5].

Несмотря на то, что многие педагоги и методисты пишут о необходимости использования цифровых технологий (ИКТ-ресурсов), есть исследователи, которые в своих работах выделяют минусы их внедрения в образовательный процесс. Таким образом, по данной тематике сложилась дискуссия, некоторые тезисы которой будут рассмотрены далее.

В рамках II Российско-китайской конференции исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» было высказано мнение, согласно которому для развернувшейся четвертой промышленной революции образование должно пройти через цифровую трансформацию [6, с. 34]. Под цифровой трансформацией образования участники конференции понимают «достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большим объемом данных» [6, с. 36].

А.Д. Король и Ю.И. Воротницкий рассматривают цифровую трансформацию образования «как модернизацию целей, смыслов, содержания, методов и технологий образования, главной целью которой является удовлетворение потребностей личности и социума в качественном образовании, востребованном в условиях развития экономики знаний и цифровых технологий» [7, с 53].

Научный коллектив в составе О.Н. Томюк, М.А. Дьячковой, Н.Б. Кирилловой, А.Ю. Дудчика положительной стороной внедрения цифровых технологий в образовательный процесс считает обеспечение непрерывности, доступности и качества образования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, личностного и профессионального самоопределения в контексте жизненных и карьерных устремлений школьников [8, с. 424–426]. Влияние цифровизации на социализацию и личностное развитие обучающихся недостаточно изучено психологами и педагогами [8, с. 427], поэтому постановка целей в образовательном процессе, изменение его содержания и организационных форм, разработка методик и практик с применением ИКТ-ресурсов еще нуждается в исследовании.

Среди положительных факторов влияния ИКТ-ресурсов на образовательный процесс также можно отметить расширение выбора и возможных форм передачи знаний; [9, с. 7].

Есть также мнение, что потенциал применения цифровых технологий с максимальной эффективностью будет реализован только путем принятия обоснованных педагогических решений и формулирования стратегий обучения [10, p. 26].

Несмотря на значительные плюсы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, исследователи из разных областей наук (педагогика, философия, психология) выделяют и отрицательные стороны.

С точки зрения педагогики, например, в опросе, проводимом Р.А. Галустовым, И.В. Герлах, И.Е. Копченко, О.Н. Спириной, И.А. Твеловой, В.М. Хлопковой, учителя отмечают следующие риски цифровизации:

1) негативно влияют на состояние здоровья обучающихся и педагогов;
2) снижают количество «живого» общения»;
3) не позволяют адекватно оценивать успеваемость ученика;
4) повышают утомляемость от учебной деятельности;
5) позволяют школьникам формально относиться к выполнению заданий;
6) повышают учебную нагрузку учащихся [11, с. 455].

Рассматривая процесс цифровизации с точки зрения философии культуры современного общества, А.А. Строков отмечает, что цифровизация может вести «к манипуляциям сознанием, утрате человеком собственного «Я», кризису идентичности», что сопровождается формированием технозависимости, утратой способности к проявлению творческих идей, ухудшению физического и психического здоровья [12, с. 3–8]. Исследование автора показывает, что корректировка отрицательных сторон цифровой культуры, в том числе затрагивающей образование, возможно на основе традиционных ценностей, где особое внимание уделяется патриотизму – величайшей духовной ценности отечественной культуры [12, с. 16–21].

Рассматривая психологические аспекты цифровизации, Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова исследуют риски безопасности подростков в Интернете, среди которых выделяют замещение офлайн-общения на онлайн, столкновение с негативным контентом, кибербуллингом, мошенничеством и хищением личных данных [13, с. 39–41].

С точки зрения развития цифровой образовательной среды С.А. Попова среди рисков рассматривает обеспечение ее безопасности, которая является совокупностью защищенности по таким направлениям, как техническая инфраструктура, программная среда и интеллектуальная собственность, учебно-методические материалы, психологическое состояние обучающихся [14, с. 112]. Регулирование безопасности цифровой образовательной среды происходит как на уровне органов государственной власти, так и органами местного самоуправления совместно с образовательными учреждениями.

Рассматривая глобальный процесс цифровизации, можно говорить о существовании ряда рисков:

1) наличие цифрового неравенства;
2) быстрое устаревание уже существующих знаний и необходимость постоянного контроля обновления информации;
3) переосмысление компетентности учителей и преподавателей;
4) необходимость достижения цифрового равенства, сопровождающаяся разработкой оптимальной для всех возрастов образовательной модели [15].

Одним из проектов в Российской Федерации, направленных на достижение цифрового равенства, является национальный проект «Образование», в рамках которого реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Цель данного проекта заключается в оснащении образовательных организаций необходимым цифровым оборудованием. Например, к 2024 году планируется оснащение 22010 организаций цифровым оборудованием, среди которых 40% находятся в субъектах Российской Федерации [16].

В рамках исследования авторы статьи провели опрос среди учителей Самарской области, в котором приняло участие 234 человека. В целях выявления причин возможного неиспользования цифровых технологий задавался вопрос: «Какие сложности возникают при использовании цифровых технологий на уроках регионоведения?». Участники опроса должны были дать развернутый ответ. Наиболее частными причинами, по котором учителя не применяют цифровые технологии на уроках регионоведения, являются технические (назвали 62% опрошенных), среди которых – недостаточное оснащение классов необходимыми техническими устройствами и медленный Интернет. Особенно это отмечают учителя, которые работают в небольших городах или деревнях. Среди других причин учителя отмечают трудности с поиском актуальной научной информации по использованию цифровых технологий (36% опрошенных) и недостаток времени для проработки подобных уроков (27%). Поэтому можно сделать вывод, что преодоление рисков цифровизации в настоящее время является актуальной темой для развития российского образования.

Таким образом, несмотря на имеющиеся отрицательные стороны внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, стоит понимать, что для современного общества – это уже часть привычного образа жизни, который невозможно представить без компьютеров и Интернета. Поэтому одной из задач педагогики при рассмотрении использования ИКТ-ресурсов является стремление к снижению влияния негативных факторов цифровизации.

Исходя из изложенных тезисов, можно сделать вывод, что разработка и апробация внедрения цифровых технологий изучения региональной истории (регионоведения) в образовательном процессе в условиях среднего образования является актуальным в настоящее время и требует учета национальных интересов России и современных тенденций развития общества. Далее будут рассмотрены некоторые цифровые технологии, которые могут быть использованы на уроках регионоведения.

Если говорить о передовых цифровых технологиях, то в основном методика их применения разрабатывается для таких предметов, как география, химия, биология, физика и математика. Среди основных технологий С.А. Попова выделяет следующее:

  • технология совместных экспериментальных исследований преподавателя и обучающегося;
  • технология «Виртуальная реальность»; технология «Панорамные изображения»; технология «3D-моделирование»;
  • технология «Малые средства информатизации» [14, с. 92–93].

Например, 3D-моделирование на уроках регионоведения может быть полезным и эффективным инструментом. Использование 3D-моделирования имеет ряд преимуществ.

Во-первых, визуализация исторических объектов. 3D-моделирование позволяет создавать точные и детальные модели исторических зданий, памятников, археологических находок и других объектов, что позволяет обучающимся самим увидеть их внешний вид, архитектурные особенности и контекст исторического периода.

Во-вторых, работа с архивными материалами. Благодаря такому новаторскому и интересному методу, на уроках регионоведения может быть проработан важный аспект изучения исторических дисциплин – работа с архивными материалами, которая является достаточно сложной и требующей определенных навыков от обучающихся. Кроме того, часто работа с архивными материалами бывает эффективна в классах, где предполагается углубленное изучение истории и регионоведения. В физико-математических классах, подготавливающих кадры технической направленности, учителю-историку бывает трудно вызвать интерес к своему предмету. А подобный метод позволяет «разговаривать на одном языке», в некотором роде «перевернуть» предмет и заинтересовать обучающихся с различными интересами.

В-третьих, с помощью 3D-моделирования обучающиеся могут воссоздать атмосферу прошлого времени, визуализировать жизнь людей, образы их жилья, одежды, предметы быта и технологии. Это помогает лучше понять и оценить исторические события, социальные и культурные аспекты.

В-четвертых, 3D-моделирование позволяет создавать интерактивные сценарии, в которых обучающиеся могут самостоятельно исследовать и перемещаться по созданным моделям. Они могут прогуляться по улицам старого города, изучить внутреннее убранство зданий, рассмотреть детали и даже взаимодействовать с объектами. К тому же подобные модели дают обучаемым возможность безопасно и не страшась возможных последствий формировать такие умения, выработка которых в реальных условиях невозможна [17, с. 111]. Это делает процесс обучения более интересным и запоминающимся.

3D-модели можно создавать в таких программах, как Renga (российское ПО), Revit или Blender. Кроме создания моделей современных архитектурных объектов, программы предназначены для создания моделей исторических знаний. Наиболее масштабно эта идея была разработана в Нижнем Новгороде, где проходила выставка «Великая цифровая». На ней были представлены цифровые реконструкции павильонов 1896 года. В Самаре летом 2023 года прошел VI Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Тема фестиваля – «Архитектурное и градостроительное наследие как стратегический ресурс социально-экономического развития территорий России» [18].

Включение 3D-моделирования в образовательный процесс полностью соответствует ФГОС. Среди формирующихся личностных результатов можно выделить:

1) воспитание российской гражданской идентичности;
2) формирование ответственного отношения к учению;
3) формирование целостного мировоззрения;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении;
5) развитие эстетического сознания.

Среди формирующихся метапредметных результатов:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам;
2) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
3) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Кроме того, использование 3D-моделирования – это междисциплинарный метод, связывающий навыки в физике, математике, геометрии, черчении и информатике [5].

Если говорить о возрастных группах, то 3D-моделирование наиболее интересно и эффективно будет для 8–9 классов и 10–11 классов. Такое ограничение обусловлено тем, что в данных возрастных группах происходит переориентация на профессию. Также стоит отметить сложность освоения 3D-моделирования.

Использование такой цифровой технологии в рамках изучения регионоведения, как информационно-коммуникативная карта (ИК-карта, кластер), имеет ряд преимуществ.

Во-первых, гибкость и многофункциональность, так как кластеры могут использоваться на всех этапах учебного процесса. Составление подобных карт может выдаваться в качестве домашнего задания, тогда работа будет предполагать самостоятельное изучение определенной темы. Кластеры могут быть также составлены учителем и применяться на этапе изучения нового материала, закрепления полученных знаний или проверки домашнего задания. Задачи для обучающихся могут быть поставлены разные: дискуссия, обсуждение, мозговой штурм, конспектирование или расширение уже построенной учителем карты. На этапе объяснения нового материала или закрепления полученных знаний может быть использован вариант работы в группах. В данном случае, по мнению С.Г. Острижней, ИК-карта «отражая связи и логику учебного материала, содержит в себе вопросы, ответы на которые необходимо найти учащимся, работающим в группах» [19, с. 127].

Во-вторых, соответствие ФГОС. Так, использование информационно-коммуникативных карт формирует у обучающихся личностные результаты, включающие готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; метапредметные результаты, включающие освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; предметные, включающие освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [5].

В-третьих, специфика изучения регионоведения (как и истории) заключается в необходимости усвоения большого объема учебной информации (факты, персоналии, события, различные взгляды на одни и те же события, причинно-следственные связи). Использование кластеров в данном случае позволяет «научить старшеклассника обобщать, сравнивать, систематизировать и анализировать разнообразные факты и сведения, чтобы они стали частью его опыта» [19, с. 127].

В-четвертых, информационно-коммуникативная карта напоминает дивергентные карты, основу которых составляет узловая структура графического отображения знаний и опыта, логических и ассоциативных связей, множества вариаций и решений одной проблемы. Их использование «способствует повышению креативного потенциала личности, так как систематизирует, обобщает не только близкие, но и отдаленные зоны смыслового пространства» [20, с. 60].

В-пятых, вариативность создания кластера в различных цифровых ресурсах. В зависимости от возраста, цифровой компетентности педагога и обучающихся, интересов обучающихся могут использоваться разные программы: Microsoft Word, Paint, электронные ресурсы (например: https://products.aspose.app/diagram/ru/flowchart), AutoCAD.

Преимущество создания кластеров в Microsoft Word и Paint заключается в доступности, т.к. это программы для компьютера, которые не требуют подключения к Интернету и которыми владеют большинство пользователей ПК. Электронные ресурсы предлагают вариативность шаблонов для создания кластера и являются неким конструктором, с которым сможет справиться обучающийся любой возрастной группы и учитель с базовыми цифровыми навыками.

AutoCAD – это программа, созданная для автоматизированного проектирования и черчения, поэтому ее использование целесообразно для учащихся 10–11 классов и должно носить рекомендательный характер для старшеклассников, обучающихся в физико-математическом классе и планирующих поступать в технические вузы, обучающихся по соответствующему профилю. Еще одно преимущество данной программы – возможность быстрого создания сложных схем.

Ввиду перечисленных преимуществ информационно-коммуникативная карта – универсальная цифровая технология, которая может использоваться в различных возрастных группах: 5–7 классы, 8–9 классы, 10–11 классы. Однако при выборе задания стоит учитывать возможности каждой возрастной группы и осуществлять подбор задания в соответствии с уровнем знаний и приобретенными навыками работы с информацией у обучающихся.

Педагогический эксперимент представляет собой внедрение в образовательный процесс описанной модели использования ИК-карты на уроках регионоведения.

Первый этап предполагает разработку и апробацию урока в двух группах экспериментальной и контрольной по теме: «Великие реформы 1860–1870-х гг.» [21, с. 4–8]. Урок проводился в 8 классе.

 

Рисунок 1 – Пример ИК-карты по теме «Великие реформы 1860–1870-х гг.»

 

Уроки и для экспериментальной, и для контрольной групп проводятся в одинаковом формате, различие составляет лишь домашнее задание: в экспериментальной – выучить §1 по теме «Великие реформы 1860–1870-х гг.» и разработать на основе изложенной в параграфе информации ИК-карту (пример подготовленной карты на рис. 1); в контрольной – выучить §1 по теме «Великие реформы 1860–1870-х гг.» (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнение уроков в экспериментальной группе и в контрольной группе

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Тип урока

Изучение нового материала

Тема урока

Великие реформы 1860–1870-х гг.

Класс

8 класс

Вид урока

Урок с мультимедийной поддержкой

Описание урока

Рассказ учителя сопровождается показом подготовленной презентации по теме урока и обсуждением темы

Домашнее задание

Выучить §1 по теме «Великие реформы 1860–1870-х гг.» и разработать на основе изложенной в параграфе информации ИК-карту

Выучить §1 по теме «Великие реформы 1860–1870-х гг.»

 

На втором этапе педагогического эксперимента проводится контроль качества полученных знаний, который включает в себя проведение самостоятельной работы на следующем уроке в качестве проверки выполненного домашнего задания.

Вопросы к самостоятельной работе на этапе проверки домашнего задания (следующий урок).

  1. Раскройте суть крестьянской реформы 1861 года и реакцию на реформу в Самарской губернии.
  2. Как проводилась земская реформа в Самарской губернии?
  3. Напишите значение земских собраний и городской думы для Самарского края.

Проведенный контроль качества полученных знаний в рамках описываемого эксперимента показал, что материал усваивается лучше в экспериментальной группе, где в качестве домашнего задания обучающиеся должны были выполнить ИК-карту. Так, в экспериментальной группе самостоятельную работу выполнило успешно 81% обучающихся, а в контрольной группе 65% обучающихся. Стоит отметить, что наиболее высокие оценки («отлично», «хорошо») получили те обучающиеся, которые выполнили всю домашнюю работу и подготовили ИК-карту по изучаемой теме. В целом данное задание считается успешно выполненным в том случае, если ученик получил оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», и не успешно выполнено, если получена оценка «неудовлетворительно». Диаграмма результатов второго этапа педагогического эксперимента представлена на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Диаграмма сравнения результатов второго этапа педагогического эксперимента

 

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал дееспособность описанной педагогической модели. Использование информационно-коммуникативных карт в учебном процессе изучения регионоведения способствует 1) лучшему усвоению и запоминанию материала, особенно объемного и сложного; 2) формирует навыки обобщения, сравнения, систематизирования и анализирования информации; 3) формирует цифровые компетентности обучающихся; 4) способствует формированию предметных, личностных и метапредметных результатов.

На основе проведенного комплексного анализа можно сделать вывод, что внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, несмотря на имеющиеся риски, является перспективным и актуальным направлением в педагогической науке.

Исходя из освещенных тезисов дискуссии по вопросу безопасного применения цифровых технологий в образовательном процессе, можно выделить такие положительные стороны, как повышение мотивации и ответственности у обучающихся, формирование привычки к самостоятельному обучению и работе в команде. Цифровые технологии позволяют учиться самостоятельно, в своем собственном темпе и в соответствии со своими потребностями.

Однако не стоит исключать отрицательное влияние цифровых технологий, которое может рассматриваться с точки зрения педагогики, философии культуры и психологии. Корректировка негативных факторов возможна при сочетании в образовательном процессе и цифровых технологий, и традиционных духовных ценностей.

Один из факторов, который стоит учитывать при рассмотрении цифровизации образования, – цифровое неравенство. В рамках проведенного социологического опроса, направленного на выявление причин возможного неиспользования цифровых технологий на уроках, наиболее частными причинами являются технические и методические. Особенно подобная тенденция характерна для опрошенных из небольших городов.

В данной статье были рассмотрены такие цифровые технологии, как 3D-моделирование и информационно-коммуникативные карты. В целом можно сказать, что их использование в образовательном процессе изучения регионоведения является эффективным. Применение данных цифровых технологий соответствует ФГОС; повышает интерес к изучаемому предмету; развивает творческий потенциал; делает уроки более разнообразными и интересными. Данные ИКТ-ресурсы расширяют кругозор обучающихся, улучшают память и внимание, развивают критическое и абстрактное мышление. Проведенный в рамках данного исследования педагогический эксперимент доказывает сформулированные тезисы.

 

Исследование выполнено за счет государственного задания № 073-00036-23-03.

×

About the authors

Arina A. Sukhorukova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: arinasuhorukowa98@gmail.com

master student of World History, Law and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

Sergey O. Buranok

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: witch-king-1@mail.ru

doctor of historical sciences, associate professor, vice-rector for research, professor of World History, Law and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71937200.
  3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74404210.
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70188902.
  6. Вызовы цифровой экономики и цифровая трансформация образования // Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае: II российско-китайская конф. исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» / отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. С. 33–36.
  7. Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 48–61. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61.
  8. Томюк О.Н., Дьячкова М.А., Кириллова Н.Б., Дудчик А.Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 422–434. doi: 10.32744/pse.2019.6.35.
  9. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3–12.
  10. Mishra S., Sharma R.C. Interactive multimedia in education and training. London: Idea Group, 2005. 434 p.
  11. Галустов Р.А., Герлах И.В., Копченко И.Е., Спирина О.Н., Твелова И.А., Хлопкова В.М. Цифровая трансформация образования и анализ возможных рисков: результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 446–462. doi: 10.32744/pse.2021.5.31.
  12. Строков А.А. Цифровая культура и ценности российского образования: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.13. Нижний Новгород, 2021. 21 с.
  13. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 36–48.
  14. Попова С.А. Цифровая образовательная среда: исходные понятия и концептуальное проектирование. М.: Издательский дом «ИМЦ», 2021. 252 с.
  15. Horizon Report 2017 [Internet] // Educause. https://library.educause.edu/resources/2017/2/2017-horizon-report.
  16. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/national-project.
  17. Уваров А.Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. № 4. С. 108–117.
  18. Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» [Электронный ресурс] // https://archnasledie.ru
  19. Острижняя С.Г. Педагогическая технология на основе информационно-коммуникативных карт: опыт, разработки и применение на уроках истории // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 123–136.
  20. Педагогический словарь: учеб. пособие / авт.-сост. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 352 с.
  21. Репинецкий А.И., Козловская Г.Е., Королев А.И., Ремезова Л.А. История Самарского края. Основное общее образование: учеб. пособие. 3-е изд. В 2 ч., ч. 2. М.: Просвещение, 2021. 192 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Picture 1

Download (212KB)
3. Picture 2

Download (22KB)

Copyright (c) 2023 Sukhorukova A.A., Buranok S.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies