On the pedagogical conditions of the humanization of modern domestic education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of humanization of the educational process in the conditions of Russian society. The views of scientists on the humanization of education are revealed, the analysis of which makes it possible to determine the pedagogical conditions for the humanization of modern domestic education. The position on the leading role of the personality of the teacher in the implementation of the humanization of the educational process in a particular educational institution and on the importance of the image of a model humanist teacher in the professional training of future teachers is substantiated. The possibility of considering the humanization of education in the context of the needs of the individual and from the perspective of the functions performed by the teacher, the relations between the subjects of the educational process, and values is argued. The role of the student’s personality in the humanization of the educational process is revealed. The correlation of humanization and humanitarization of education is shown, in which humanization acts as the goal of personality formation, and humanitarization as a means of achieving it. The possibilities of pedagogical reflection in the implementation of humanization of the educational process are outlined. The pedagogical conditions of the humanization of modern Russian education are substantiated: determining the content of education in a pedagogical university on the basis of scientifically based ideas about the personality of a humanist teacher; orientation of the educational process to meet the basic needs of the individual; the teacher’s implementation of moral values in relations with students, while simultaneously introducing such values to the students themselves; formation of the student’s personality as an active subject of the educational process; introducing students to the humanitarian culture of humanity; development and formation of the teacher’s ability to carry out pedagogical reflection according to the criterion of humanism.

Full Text

Гуманизация образовательного процесса, несмотря на достаточно высокую степень ее изученности, остается одной из актуальных проблем современной педагогики. Объясняется это тем, что замещение технократической парадигмы в культуре парадигмой гуманистической – длительный процесс, который не может быть завершен единовременно. Образование, являясь неотъемлемой частью культуры, также подвержено данной тенденции.

В основе гуманизации находится идея гуманизма, берущая свое начало в древнегреческой философии и отчетливо оформившаяся в эпоху Возрождения. В основе гуманизма как идеи, направляющей тот или иной вид деятельности, – ценность человека, признание его права на счастье, на свободу, на развитие в самых разных сферах жизнедеятельности. Тем самым центром гуманистического образовательного процесса является обучающийся как личность и индивидуальность. Положение это прослеживается в абсолютном большинстве трактовок учеными гуманизации образования. Однако одной только констатации центрированности образования на обучающемся недостаточно для подлинной его гуманизации. Необходимы определенные педагогические условия, соблюдение который позволит выстраивать образовательный процесс в соответствии с идеями гуманизма. Таких условий может быть довольно много. В рамках нашей статьи мы попытаемся определить некоторые из них.

В отечественной педагогической мысли конца XX – начала XI века, настоящего времени осмысление гуманизации образования осуществляется с различных позиций, при том, что на первый взгляд данные позиции близки между собой. Обратимся к конкретным ученым.

В представлениях В.П. Бездухова гуманизация образования предстает как социально-нравственное явление духовной жизни общества. Акцентируя внимание на общеобразовательной школе, ученый подчеркивает, что гуманизация не должна быть сведена к абстрактному призыву к человеколюбию, необходимо «создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию» [1, с. 6]. В качестве одного из таких условий В.П. Бездухов видит целенаправленную подготовку учителя новой формации, а именно педагога, которому присуща гуманистическая направленность личности.

Полагаем, что личность учителя (преподавателя) есть точка отсчета, с которой начинается гуманизация образовательного процесса в определенной школе, в конкретном вузе. Эта, казалось бы, столь очевидная и важная идея не всегда осознается как теми, кто осуществляет подготовку педагогических кадров, так и руководством образовательных учреждений. Осуществление гуманизации образования на уровне директив и распоряжений невозможно. Необходимы кадры – живые люди, педагоги, для которых другой человек – не только обучающийся, а любой человек – является ценностью и никогда средством достижения цели, пусть и самой высокой. Иными словами, нужны педагоги-гуманисты.

Содержание процесса профессиональной подготовки в педагогическом вузе должно определяться исходя из научно обоснованных представлений о личности учителя-гуманиста, который становится образом-образцом для студентов – будущих учителей. Иными словами, тем образцом, эталоном, в соответствии с которым формируется личность будущего учителя. С нашей позиции, это основополагающее условие гуманизации современного российского образования.

М.Н. Берулава рассматривает гуманизацию образования в контексте потребностей личности. Удовлетворение потребностей «в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе, в реализации своего творческого потенциала, в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями» [2, с. 157] способствует самовоспитанию и самообучению. Образовательный процесс, направленный на удовлетворение названных потребностей, может быть рассмотрен как гуманистический, так как он центрируется на базовых потребностях обучающегося. Ценность личности при таком понимании гуманизации образования получает конкретное содержательное наполнение – содействуя удовлетворению базовых потребностей обучающегося, педагог признает их ценность, а значит, и ценность именно этого ребенка.

Ориентация образовательного процесса на удовлетворение базовых потребностей личности – это еще одно из условий гуманизации современного российского образования.

И.А. Зимняя с соавторами, рассматривая гуманизацию образования с позиции функций педагога, обосновывают, что гуманистический характер образования меняет природу педагогической среды: «воспитывающая и развивающая функции учителя становятся приоритетными по отношению к таким его функциям, как обучающая, информационная, контролирующая» [3, с. 39].

Близкую точку зрения высказывает И.В. Никишина, согласно которой, образовательный процесс становится гуманистическим тогда, когда «в деятельности учителя произойдет смещение установок с содержательно-процессуальных ее аспектов на ценностно-смысловые» [4, с. 11].

К проблеме ценностей и смыслов в контексте гуманизации образования обращается и И.А. Колесникова, которая в качестве одного из основных критериев гуманизации образования выделяет отношения между педагогом и обучающимся. А именно в отношениях между людьми реализуются присущие человеку ценности. Другим, не менее значимым критерием является «развитие ценностных ориентаций педагогических кадров в системе образования, соучаствующих в созидании Человека, развивающих и сохраняющих себя как личность, как индивидуальность, не разрушая своей человеческой сущности» [5, с. 37–38].

Авторы тезауруса по проблемам гуманизации подчеркивают, что целью гуманистически-ориентированного обучения «является становление гуманных отношений между людьми» [6, с. 17], содержание которых определяют ценности. Логично, если это будут гуманистические ценности. Обращение к работам Е.А. Бережной [7], Е.А. Иноземцевой [8], О.П. Неретина [9], Е.Н. Родиной [10], Э.И. Рудковского [11], в которых речь идет о гуманистических ценностях, показало, что ученые, выделяя в качестве основной гуманистической ценности ценность «человек», а также упоминая общечеловеческие ценности, не ведут речи о конкретных ценностях. Гуманистические ценности предстают как некая целостность, отвечающая духу гуманизма. В то время как выстраивание отношений между субъектами образовательного процесса как процесса гуманистического требует конкретных ценностей. И некоторые из таких ценностей представлены в работе В.П. Бездухова и И.А. Носкова, которые обосновывают, что гуманистически-ориентированный педагог признает за учеником право на достоинство, на уважение [12]. Достоинство, уважение – это нравственные ценности. Полагаем, что и другие нравственные ценности, среди которых добро, справедливость, милосердие, отзывчивость и т.д., должны стать определяющими в отношениях между субъектами гуманистического образовательного процесса.

Реализация педагогом в отношениях с обучающимися нравственных ценностей, при одновременном приобщении к таким ценностям самих обучающихся, способствует формированию у обучающихся (школьников и студентов) таких ценностных ориентаций, которые будут определять гуманистическую направленность их личности как человека и как профессионала. И это тоже условие гуманизации современного российского образования.

Современными учеными, обращающимися к проблеме гуманизации образования, в частности Ю.П. Башаримовым и В.А. Егоровым [13], Н.В. Горбуновой [14], С.В. Ивановой [15] и др., подчеркивается роль личности самого обучающегося в гуманизации образовательного процесса. Так, Ю.П. Башаримов и В.А. Егоров утверждают: «О гуманизации образования и воспитания можно говорить лишь в том случае, когда обучаемый становится автономным субъектом собственного развития и соучаствует в ответственности за результат формирования своей индивидуальности» [13, с. 14]. Обучающийся выступает как активный субъект самообразования и самовоспитания. Он искренне заинтересован в работе над собой, он готов развиваться в самых разных сферах, способен воспринимать и присваивать социокультурные ценности общества, а также нравственные ценности. Естественно, что такой обучающийся есть результат совместного труда семьи и образовательного учреждения. Подчеркнем, именно совместного, так как противоречия во взаимодействии семьи и системы образования несут вред как образовательному процессу в целом, так и его гуманизации в особенности. Если сконцентрироваться на возможностях педагога в формировании личности обучающегося, который сам выступает субъектом гуманизации, причем гуманизации самых разных сфер деятельности – межличностного общения, познавательного процесса, профессиональной сферы и т.д., то вклад педагога заключается в создании благоприятной, комфортной для всех обучающихся атмосферы как на занятиях, так и вне их; в постоянной опоре на индивидуальные особенности обучающихся; в предоставлении им возможности выбора (например, упражнений, поручений и др.); в построении образовательно процесса как диалога между его субъектами; в создании ситуации успеха.

Формирование личности обучающегося как активного субъекта образовательного процесса, активность которого определяется исключительно положительным вектором развития – это еще одной из условий гуманизации современного российского образования.

В отечественной педагогике проблема гуманизации образования анализируется в тесной взаимосвязи с проблемой его гуманитаризации. При этом если в работах конца XX наблюдается отождествление гуманизации с гуманитаризацией (с точки зрения А.А. Мелик-Пашаева, например, гуманизация образования требует переконструирования содержания образования в сторону усиления его гуманитарной составляющей [16]), то в исследованиях последних лет ученые рассматривают гуманизацию и гуманитаризацию как два самостоятельных процесса, каждый из которых выполняет свои функции.

В частности, Ю.Д. Петров, обращаясь к гуманизации и гуманитаризации высшего образования, обосновывает, что гуманизация есть цель формирования личности, а гуманитаризация – средство достижения этой цели: «Поэтому гуманитаризация предполагает прежде всего приобщение молодого человека к гуманитарной культуре человечества. Она – дополнительный и необходимый компонент профессионального образования и рассматривается как способ приобщения молодежи к духовным ценностям цивилизованного мира» [17, с. 20].

Прослеживаемая в данной трактовке гуманитаризации образования связь с культурой может быть соотнесена с положением Н.Б. Крыловой о необходимости понимания образования «как личностно-ориентированной культурной (а потому и творческой) деятельности» [18, с. 67]. Данная мысль, высказанная еще в конце XX века, остается актуальной и сегодня. Культура и образование представляют собой взаимосвязанные явления: образование, как относительно самостоятельная составляющая духовной жизни общества, является механизмом запуска новых форм культуры. Роль гуманитарных дисциплин в этом велика и, как справедливо утверждает А.С. Кравец, «новая парадигма преподавания гуманитарных дисциплин должна исходить из приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, партийными, конфессиональными, национальными и другими корпоративными интересами. К этому нас обязывает гуманистическая устремленность процесса гуманитаризации образования» [19, с. 36].

Приобщение личности обучающегося к гуманитарной культуре человечества также является условием гуманизации современного российского образования.

Процесс гуманизации образования протекает в педагогической действительности, наполняемой разнообразными педагогическими отношениями. В педагогической действительности, адекватно отражающей состояние общества, реализуются обоснованные В.В. Краевским научно-теоретическая и конструктивно-техническая функция педагогической науки [20, с. 59], проявляется все многообразие отношений между педагогом и обучающимися, отражается глубина и сформированность таких отношений. Поэтому становится возможным выделение предметного поля педагогической действительности – это система «мир педагога – мир обучающегося». Познание учителем педагогической действительности в рамках этой системы содействует последовательному и всестороннему ее осмыслению. Такое познание связано с педагогической рефлексией, представляющей собой «критическое осмысление учителем оснований, идей и методов собственной деятельности» [6, с. 40]. Ю.Н. Кулюткин, обосновывая рефлексивную природу профессиональной деятельности учителя, подчеркивает, что деятельность педагога надстраивается над деятельностью обучающегося, ставит последнего «в позицию активного субъекта собственной деятельности, развивающей у него способность к самоуправлению» [21, с. 13]. Тем самым возможно избежать ситуации, когда обучающиеся становятся проводниками идей педагога, пусть даже и самых хороших. Рефлексирующий учитель, осмысливая свои действия и поступки в контексте идей гуманизации образовательного процесса, соотносит свою профессиональную деятельность с этими идеями, корректируя ее в соответствии с ними. Гуманизм как мировоззренческий принцип, обосновывающий ценность человека как личности, становится критерием, в соответствии с которым педагог осознает и оценивает свою деятельность.

Развитие и становление способности учителя к педагогической рефлексии по критерию гуманизма – еще одно условие гуманизации современного российского образования.

Итак, педагогическими условиями гуманизации современного российского образования являются:

  • – определение содержания процесса профессиональной подготовки в педагогическом вузе на основе научно обоснованных представлений о личности учителя-гуманиста, который становится образом-образцом для студентов – будущих учителей;
  • – ориентация образовательного процесса на удовлетворение базовых потребностей личности;
  • – реализация педагогом в отношениях с обучающимися нравственных ценностей, при одновременном приобщении к таким ценностям самих обучающихся;
  • – формирование личности обучающегося как активного субъекта образовательного процесса, активность которого определяется исключительно положительным вектором развития;
  • – приобщение обучающихся к гуманитарной культуре человечества;
  • – развитие и становление способности учителя к осуществлению педагогической рефлексии по критерию гуманизма.

Полагаем, что список данных условий не может иметь законченного вида, он может и должен быть продолжен, так как гуманизация образования – сложный процесс, отразить все грани которого в рамках одного исследования не представляется возможным.

×

About the authors

Sergey A. Vdovin

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, deputy head

Russian Federation, Samara

References

  1. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. СПб.; Самара: СамГПУ, 1997. 172 с.
  2. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 340 с.
  3. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 82 с.
  4. Никишина И.В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1992. 20 с.
  5. Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика / под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: АППО, 1994. С. 37–45.
  6. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус / под ред. Ю.Н. Кулюткина. СПб.: ИОВ РАО, 1997. 52 с.
  7. Бережная Е.А. Возможности гуманистических ценностей в кризисные эпохи // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6, № 5. С. 59–61.
  8. Иноземцева Е.А. Гуманистические ценности как фактор возрождения духовности в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 4 (8). С. 61–65.
  9. Неретин О.П. Философское сообщество о глобализации и формировании гуманистических ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 10–23.
  10. Родина Е.Н. Трансформация гуманистических ценностей в условиях кризиса современной культуры // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2016. № 1 (30). С. 13–16.
  11. Рудковский Э.И. Информационное общество и гуманистические ценности // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2023. Т. 37. С. 103–106.
  12. Бездухов В.П., Носков И.А. Ценность гуманизма как системообразующее начало педагогической деятельности учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2–2. С. 307–311.
  13. Башаримов Ю.П., Егоров В.А. Гуманизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 3. С. 13–14.
  14. Горбунова Н.В. Методологические аспекты гуманизации системы высшего профессионального образования // Педагогический вестник. 2020. № 17. С. 12–14.
  15. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 91–109.
  16. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 11–18.
  17. Петров Ю.Д. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования: теория и практика // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2016. № 2 (02). С. 17–24.
  18. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995. С. 67–103.
  19. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2000. № 1. С. 30–37.
  20. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.
  21. Кулюткин Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. С. 7–26.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Vdovin S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies