Zoning of the Siberian Region in the second half of the 1920s

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The issues of formation and development of zoning of the Siberian Region in the second half of the 1920s, closely related to the national processes of economic and territorial reform of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, are considered. The evolution of the administrative-territorial system of the Siberian Region is analyzed: the formation of regions and districts through the liquidation of provinces, counties and volosts, the unbundling of village councils and the improvement of the administrative network in accordance with the economic and political challenges of that time. It shows the complexity and inconsistency of the ongoing zoning of the region, which required constant improvement of the administrative system through the development of various projects, discussions with the center and the actual implementation of planned changes on the ground. It is noted that, despite the positive developments in the improvement of the administrative-territorial system, in the end, the Siberian Region was divided into two independent subjects of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. It is concluded that the liquidation of the Siberian Region was closely related both to internal problems, namely, the cumbersomeness and weak efficiency of the administrative system of the region that existed in the second half of the 1920s in Siberia, and to national approaches to the zoning of the Soviet state, expressed in the unbundling of territories.

Full Text

Середина 1920-х гг. была ознаменована существенной перестройкой административно-территориальной системы советского государства. В соответствии с замыслами советского руководства, СССР должен был в кратчайшие сроки сделать экономический рывок вперед, а для этого требовалось кардинально преобразить существовавшую на тот период экономическую и административную систему.

Непосредственно старт был положен А.И. Рыковым на XII съезде РКП(б), который состоялся в апреле 1923 г. В своем докладе по вопросу о районировании он коснулся необходимости приведения административно-территориальной системы советского государства в соответствие с экономическими потребностями и задачами построения крепких хозяйственно-промышленных комплексов путем проведения областной реформы [1, л. 429–439]. По итогам обсуждения доклада А.И. Рыкова была принята резолюция «О районировании СССР», согласно которой старое административно-хозяйственное деление советского государства было признано не соответствующим новым политическим и экономическим потребностям страны, вследствие чего ЦК партии поручалось начать фактическое районирование государства путем создания двух областей: промышленной и сельскохозяйственной [2, л. 223].

Реформирование проводилось на основе проекта Госплана, согласно которому страна должна была быть разделена на ряд экономических областей, и первым опытом являлось создание Уральской области и Северо-Кавказского края. После образования двух пробных областей, был проведен тщательный анализ, в результате чего центральной властью было принято решение признать эксперимент удачным, вследствие чего было дано добро на проведение практического реформирования на всей территории государства.

При этом сибирская территория, подведомственная Сибревкому, пошла несколько иным путем, чем, к примеру, Уральская область, начав районирование с перекраивания низовой системы. Проект Госплана не был реализован в Сибири вследствие ряда причин, центральной из которых являлся тот факт, что с созданием Уральской области в 1923 г. к ней отошла значительная часть территории, которая по проекту Госплана должна была войти в состав Западно-Сибирской области, вследствие этого была нарушена стройность всего построения проекта Госплана [3, с. 369].

К началу 1925 г., после того как было успешно проведено низовое районирование в западносибирских губерниях, начались подготовительные работы по образованию единой административно-территориальной единицы под контролем Сибревкома [4, с. 144]. И уже 25 мая 1925 г. ВЦИК официально утвердил создание Сибирского края с центром в Новониколаевске.

Вопросы реформирования территорий в начальный период существования советского государства на сегодняшний день затрагиваются в работах ряда исследователей. Так, в трудах Е.А. Ивановой, Т.В. Карпенковой, В.Н. Круглова, Л.В. Пантелеймоновой отражены процессы становления территориальной системы в первые десятилетия развития РСФСР [5–8]. К исследованиям, посвященным проблеме районирования на отдельных участках советского государства, можно отнести работы Е.В. Мухиной, О.А. Филенковой, Е.К. Минеевой, С.А. Файзуллина [9–12]. Непосредственно, в работах К.И. Зубкова, Д.Н. Гергилева, Н.А. Парченко, С.А. Шпагина уделено внимание вопросам административно-территориального реформирования в Сибири [13–16].

Исследование процессов проведения районирования на территории единой сибирской области позволит выявить особенности реформирования в Сибири, в период коренной трансформации административно-территориальной системы советского государства.

Создание нового субъекта РСФСР в Сибири обозначило необходимость проведения нового районирования в Сибири, вследствие чего первые годы существования Сибирского края были ознаменованы формированием округов и укреплением районной системы.

В июне 1925 г. в Новониколаевске состоялось Сибирское совещание по районированию, на котором была обсуждена предстоящая работа в отношении разукрупнения сельсоветов, формирования бюджета и другие вопросы, непосредственно связанные с проведением работ по районированию сибирских территорий [17, л. 149]. Непосредственно на совещании присутствовали представители от всех будущих округов, запланированных к созданию в составе Сибирского края, а также руководство отделов краевого значения, вследствие чего каждая из заинтересованных сторон была ознакомлена с предстоящими изменениями [18, л. 163]. В заключение Сибирского совещания была подписана резолюция, основанная на выступлении Р.И. Эйхе, в которой были одобрены как проект положения об окружных комиссиях, так и сам план работ по проведению районирования в Сибирском крае [18, л. 83].

Исходя из принятого положения об окружных комиссиях, управление всеми процессами районирования было возложено на Сибирский ревком, через создаваемую краевую комиссию по районированию [19, л. 12]. Кроме того, повсеместно в городах, которым предстояло стать окружными столицами, должны были быть созданы окружные комиссии в составе из пяти членов, которым поручались руководство и координация всеми работами по районированию в пределах будущих округов [19, л. 12].

После того как краевое совещание состоялось, на местах, в ликвидируемых губерниях и уездах, был дан старт проведению всех подготовительных работ и практической реализации запланированных изменений. В августе 1925 г. по постановлению Сибирского ревкома были созданы и начали функционировать окружные комиссии [17, л. 174–175]. В августе-сентябре 1925 г. окружными комиссиями проводилась работа по созданию районов путем укрупнения волостного звена, а также упразднению исполкомов уездного уровня [20, л. 12].

К середине августа 1925 г. прекратили свое существование уездные исполкомы в Нарымском, Новоомском, Барнаульском, Новониколаевском, Томском и Красноярском уездах [21, л. 115; 22, л. 110; 23, с. 17]. К середине сентября упраздненными считались Каргатский, Черепановский, Тюкалинский, Калачинский, Татарский, Туруханский, Нарымский и Мариинский уездные исполкомы [24, л. 32; 18, л. 163]. При этом особенностью ликвидации уездных органов власти являлась обязательная необходимость со стороны губернской власти принятия под свой контроль всех функций и обязательств ликвидируемых уездных исполкомов [21, л. 115].

24 сентября 1925 г. сибирскими властями был издан указ, согласно которому было необходимо распустить все оставшиеся уездные исполкомы, а также все губернские исполкомы, кроме Иркутского, в срок к 1 октября [20, л. 153]. Такая спешка была обоснована необходимостью завершить все работы по созданию окружной и районной системы до начала нового бюджетного года. Вследствие чего с 1 октября, в отведенные сроки, было произведено расформирование всех губернских исполкомов (за исключением Иркутского), а также оставшихся уездных исполкомов [21, л. 157]. Что же касается полномочий ликвидированных губернских органов власти, то они вплоть до создания окружных исполкомов перешли во временное ведение окружных комиссий по районированию [17, л. 495].

Следующим шагом реформирования Сибирского края стало введение в действие «Положения о Сибирском крае», которое с юридической точки зрения зафиксировало статус края в административно-территориальной системе РСФСР [25, л. 99]. Согласно положению, Сибирский край делился на 16 округов (Тарский, Омский, Славгородский, Барабинский, Новониколаевский, Каменский, Барнаульский, Бийский, Рубцовский, Томский, Кузнецкий, Красноярский, Ачинский, Канский, Минусинский, Хакасский) и Ойратскую автономию [26]. Иркутская губерния также числилась в Сибирском края, но на временном положении, т.к. на тот период еще сохранялась вероятность создания Ленско-Забайкальской области по проекту Госплана.

В октябре-ноябре 1925 г. по всему Сибирскому краю проходили съезды Советов. С 1 по 20 октября состоялись районные съезды, на которых решались бюджетные вопросы, а также были выбраны делегаты на съезды окружного уровня; а с 25 октября по 13 ноября состоялись уже окружные съезды, на которых решались те же самые финансовые задачи, но уже окружного значения, и были выбраны делегаты на предстоящий краевой съезд советов [18, л. 172]. И уже после проведения съездов, в связи со скорым завершением всех работ на районном и окружном уровне, по распоряжению Сибирского ревкома окружные комиссии по районированию должны были прекратить свое существование [22, л. 113]. Вследствие чего постепенно, по мере окончания работ по районированию в округах, в течение нескольких месяцев комиссии были ликвидированы.

Касательно проведенных изменений на самом низовом уровне, необходимо отметить, что все работы по разукрупнению и составлению новой сетки сельсоветов были завершены и предоставлены на согласование в краевую комиссию по районированию к ноябрю 1925 г. [21, л. 157 об.]. Краевая комиссия в целом одобрила присланные материалы по округам, предложив только властям Новониколаевского округа пересмотреть их проект [18, л. 176].

Далее, с 1 по 9 декабря 1925 г. состоялся I Сибирский краевой съезд советов, на котором были подведены итоги проведенного районирования. Т.к. на данном этапе запланированные изменения внутреннего устройства края были завершены, то и краевая комиссия прекратила свое существование, передав весь функционал в Сибирскую краевую плановую комиссию [27, л. 62]. Сибирский ревком также был упразднен, передав все свои функции Сибирскому краевому исполкому.

Таким образом, к концу 1925 г. была проведена серьезная работа по замене старой административно-территориальной системы на новую и укреплению низового звена. Сибирский край по итогу всех трансформаций 1925 г. включал в себя 16 округов, Ойратскую область и Иркутскую губернию [28, л. 197].

Несмотря на то, что сибирским властями была проведена реформа низового звена, с началом 1926 г. был запущен новый процесс разукрупнения районной сети. В результате чего количество сельских советов было увеличено на 32% и составило 5890 против 4400 ранее существовавших сельсоветов [29, л. 11].

Кроме того, сибирские власти, которые ранее не проводили никаких работ по Иркутской губернии, к концу 1925 г. начали проработку возможной реорганизации административно-территориальной системы губернии и уже к февралю 1926 г. одобрили проект, который делил иркутские территории на 3 округа [30, л. 64 об.]. А уже 28 июня 1926 г. декретом ВЦИК Иркутская губерния была ликвидирована, войдя на общих основаниях в состав Сибирского края [31]. Осенью 1926 г. все работы по организации 3-х иркутских округов были завершены, в результате чего к концу 1926 г. Сибирский край включал 19 округов и Ойратскую автономную область [29, л. 5–6].

В апреле 1927 г. во время проведения II краевого съезда Советов были озвучены промежуточные итоги районирования Сибирского края и принят план мероприятий по дальнейшим процессам совершенствования сибирской административно-территориальной системы [32, с. 133]. Кроме того, по итогам съезда, сибирскими властями в Москву на утверждение был направлен проект нового «Положения о Сибирском крае», в котором оговаривалось повышение роли низовых органов власти путем предоставления им больших полномочий [33, л. 36].

В сентябре 1928 г. постановлением Сибирского крайисполкома были подкорректированы границы районной и окружной сетки, исправления заключались в изменении административного статуса отдельных поселений и сельских советов [33, л. 36]. Других серьезных изменений низовой системы в этот период в Сибирском крае не проводилось.

В июне 1929 г. было проведено сокращение округов в Сибирском крае. Ликвидации подверглись Тарский и Тулунский округа, с перераспределением их территорий между смежными округами [34, л. 47].

Таким образом, по итогам ряда работ по совершенствованию административно-территориальной системы к концу 1920-х гг. Сибирский край включал в себя 17 округов и Ойратскую область, поделенных на 224 района и 5479 сельских советов [34, л. 47 об.].

Меры, направленные на качественное совершенствование административной системы края, были обусловлены большим числом недостатков на низовом уровне, созданном в чрезвычайной спешке в процессе формирования сибирской области в первой половине 1920-х гг. При этом бесспорным являлся факт, что все работы, проводимые в русле районирования сибирских территорий, имели серьезное значение в приведении всей административной системы в порядок.

Однако уже к концу 1920-х гг. встал вопрос о перспективах дальнейшего существования Сибирского края. По мнению В.Н. Казарина, это было связано с множеством проблем, обусловленных сложностью управления большой территорией не чрезвычайными методами деления на округа, в ходе которого центры бывших губерний были низведены до положения окружных центров, и бесперспективностью дальнейшего существования единой сибирской области [35, с. 76]. С данным мнением нельзя не согласиться, однако, касаясь причин ликвидации края, необходимо рассматривать данную проблематику шире. В связи с тем, что период конца 1920-х – первой половины 1930-х гг. был связан с общегосударственными подходами в вопросах районирования советского государства, выраженных в ликвидации окружной системы и дальнейшем разукрупнении территорий, то и Сибирский край, как обширнейший регион РСФСР, подвергся разделению на ряд самостоятельных административно-территориальных единиц.

В июле 1930 г. Сибирский край прекратил свое существование и был разделен на Западно-Сибирский край и Восточно-Сибирский край [36], вследствие чего дальнейшие вопросы районирования сибирских территорий должны были разрешаться в рамках самостоятельных административных единиц РСФСР.

Таким образом, работы, проводимые в русле районирования территорий, которые велись с разной интенсивностью в течение всего периода существования Сибирского края, в конечном итоге не сумели привести административную систему края к идеальному состоянию, вследствие чего центральной властью было принято решение разделить Сибирский край на два самостоятельных субъекта. В то же время районирование Сибирского края, как составная часть реформирования советского государства 1920-х – 1930-х гг., было направлено на преобразование советской административно-территориальной системы в Сибири в соответствии с экономическими и политическими вызовами того времени, имея благие цели в деле укрепления советской хозяйственной системы. Конечно же, процессы переустройства Сибири далеко не во всем проходили гладко, в том числе и в связи с разночтениями теоретическим разработок с осуществлением задуманного на практике. Однако можно утверждать, что районирование Сибирского края, являясь уникальным в своем роде эпизодом становления советской административно-территориальной системы путем проб и ошибок, имело определенный положительный эффект в развитии государства.

×

About the authors

Konstantin B. Korzhenevsky

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: k0nstantin_lg@mail.ru

candidate of historical sciences, associate professor of Russian History and Document Science Department

Russian Federation, Nizhnevartovsk, Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra

References

  1. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 558. Оп. 3. Д. 58.
  2. Российский государственный архив экономики. Ф. 4372. Оп. 15. Д. 5.
  3. Корженевский К.Б. Территориальное размежевание между Сибирским краем и Уральской областью в 1923–1926 годах // Научный диалог. 2021. № 9. С. 365–384. doi: 10.24224/2227-1295-2021-9-365-384.
  4. Корженевский К.Б. Формирование административно-территориальной системы РСФСР в первой половине 1920-х гг. (на примере районирования западносибирских губерний) // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 439. С. 142–146. doi: 10.17223/15617793/439/18.
  5. Иванова Е.А. Разработка программы районирования в годы гражданской войны (1918–1921) как этап административно-территориального реформирования РСФСР // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2008. № 2 (42). С. 113–116.
  6. Карпенкова Т.В. Национально-государственное строительство в России в первые годы Советской власти (1917–1918 гг.) // Вестник Екатерининского института. 2013. № 1 (21). С. 80–86.
  7. Круглов В.Н. Административно-территориальное деление и экономическое районирование СССР: замыслы и реализация (1918 – первая половина 1960-х гг.) // Мир глазами историка: памяти академика Юрия Александровича Полякова / сост. В.Б. Жиромская. М.: Институт Российской истории РАН, 2014. С. 113–119.
  8. Пантелеймонова Л.В. Административно-территориальное деление в РСФСР (1920–1930-е годы) // Исторический поиск. 2021. Т. 2, № 4. С. 55–67. doi: 10.47026/2712-9454-2021-2-4-55-67.
  9. Мухина Е.В. Эволюция административно-территориального устройства на Юго-Востоке РСФСР (1926–1934 гг.) // Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: УрАГС, 2003. С. 99–110.
  10. Филенкова О.А. К вопросу об итогах политики коренизации и создания национальных административно-территориальных единиц в РСФСР в 1925–1928 гг. (на материалах Пензенской губернии) // Университетское образование (МКУО-2016): сб. ст. XX междунар. науч.-метод. конф. (Пенза, 7–8 апреля 2016 г.). Пенза: Пензенский государственный университет, 2016. С. 226–228.
  11. Минеева Е.К. Проблема экономического районирования в РСФСР в 1920–30-е гг. (на материалах Чувашской автономии) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2018. № 1 (45). С. 50–54.
  12. Файзуллин С.А. Изменения в районной сети Татарской АССР в первой половине 1930-х годов // Вестник гуманитарного образования. 2022. № 3 (27). С. 51–59. doi: 10.25730/vsu.2070.22.024.
  13. Зубков К.И. Вопросы развития Тобольского Севера на Омском межгубернском совещании по районированию Сибири (август 1923 г.) // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2008. № 4. С. 61–67.
  14. Гергилев Д.Н. Административно-территориальное деление России как фактор сохранения государственности (на примере Сибири в 1917–1923 гг.) // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 53–56.
  15. Парченко Н.А. Противостояние Сибревкома и комиссии Госплана по вопросу образования Сибирского края // Тенденции развития юридической науки на современном этапе: мат-лы IV всерос. науч. конф. с междунар. уч. (Кемерово, 18 октября 2019 г.). М.: Проспект, 2020. С. 220–227.
  16. Шпагин С.А. Из истории районирования Сибири: образование районов в Нарымском крае Томской губернии // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 71. С. 59–65. doi: 10.17223/19988613/71/9.
  17. Исторический архив Омской области (ИсА). Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 734.
  18. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р. 6984. Оп. 1. Д. 90.
  19. ГАРФ. Ф. Р. 6984. Оп. 1. Д. 92.
  20. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1489.
  21. ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1540.
  22. ИсА. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 53.
  23. Административно-территориальное деление Сибири (август 1920 г. – июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. – сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с 1937 г.): справочник. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1966. 220 с.
  24. ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1697.
  25. ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1385.
  26. О введении в действие Положения о Сибирском крае: постановление ВЦИК от 24.10.1925 года [Электронный ресурс] // Государственный архив Новосибирской области. https://archive.nso.ru/page/176.
  27. ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1425.
  28. ГАРФ. Ф. Р. 6984. Оп. 1. Д. 31.
  29. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 915.
  30. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 135.
  31. О разделении территории Иркутской губернии на округа и районы: декрет ВЦИК от 28.06.1926 года [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. http://bsk.nios.ru/content/dekret-vcik-ot-28-06-1926-goda-o-razdelenii-territorii-irkutskoy-gubernii-na-okruga-i-rayony.
  32. Два года работы Сибирского краевого исполнительного комитета Советов 1927–1928. Новосибирск, 1929. 156 с.
  33. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 1222.
  34. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 925.
  35. Казарин В.Н. Административно-территориальные преобразования в период «Сибревкомовской Сибири» // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. С. 65–78.
  36. Об образовании Восточно-Сибирского края и о переименовании Сибирского края в Западно-Сибирский: постановление ВЦИК от 30.07.1930 [Электронный ресурс] // Государственный архив Новосибирской области. http://archive.nso.ru/page/162.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Korzhenevsky K.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies