The ethnocultural aspect in the educational process of a pedagogical university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper considers ethnocultural aspects in the educational activities of the university in the process of training bachelors of education. The authors show the place and role of ethnocultural courses and practices in the educational process of a teacher’s training university on the example of Samara State University of Social Sciences and Education. The paper substantiates theoretical and methodological approaches to the study of the problem of ethnocultural and multicultural education in modern Russian society, characterizes current requirements of educational standards of the school and higher pedagogical education in terms of achieving personal results by students, regarding the main areas of extracurricular activities in an educational institution; describes the experience of introducing ethnocultural courses and practices in the educational process of a teacher’s training university, substantiates their relevance in the process of training teaching staff, identifies problems in the content and learning process within the framework of these courses and practices. The main purpose of the research is to identify the place and role of ethnoculturological courses and practices in the educational process of a teacher’s training university. The study has shown that the ethnocultural aspect is relevant in professional training of bachelors of education, regardless of the major, since it prepares a prospective teacher to conduct educational and extracurricular activities in the Russian secondary school, especially in regions with a complex ethnic confessional composition of the population. Ethnological knowledge and skills in the ethnocultural sphere are in demand, first of all, in the organization of extracurricular activities, but are also necessary in teaching certain courses and for an interpersonal dialogue with students.

Full Text

Постановка проблемы, методология, цель и задачи исследования

В современном поликультурном мире развитие человека происходит под влиянием постоянно изменяющихся экономических, социальных, культурных, цифровых, демографических, экологических и даже эпидемиологических условий жизни. В образовании появилось понятие «глобальные компетенции», включающее сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде [1]. Помочь обучающимся развивать необходимые знания, умения и навыки, создавать условия для формирования ценностей – задача школы и учителя, а для этого сам педагог должен быть способен на эффективное общение и адекватное поведение в ситуациях межкультурного взаимодействия, быть способен ориентироваться в сложной динамике мирового развития, быть открыт для людей из разных культур. Таким образом, глобально компетентным человеком, прежде всего, должен быть сам учитель. Профессиональная успешность педагога в XXI веке все больше зависит от того, насколько готов он достичь позитивного взаимодействия с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения, то есть от его межкультурной компетенции. Степень межкультурной компетенции, уровень овладения ею зависит как от постижения когнитивных ее элементов (культурологических знаний), так и от эффективного использования стратегий поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия. Культурно-психологической основой межкультурной компетенции являются толерантность и эмпатия – базис для эффективного межкультурного взаимодействия.

Межкультурная компетенция требует реализации двух взаимосвязанных образовательных стратегий: этнокультурного и поликультурного компонента образования. Термином «поликультурное образование» подчеркивается направленность на достижение общей цели – формирования активного созидательного взаимодействия с представителями других культур. В настоящее время появилось новое направление в русле глобальной компетенции функциональной грамотности человека – «наднациональное образование» [2]. По определению М.А. Капаева, этнокультурное образование – процесс изучения, деятельного освоения культурного наследия и воспитания личности в этнокультурных традициях, а также это процесс становления личности в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса в структуре развития всей мировой культуры. На основе углубления в моноэтническую культуру формируется этнокультурная компетентность, выражающееся в совокупности объективных знаний о родной культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, связанные с народными традициями и обычаями [3, с. 75].

Формирование этнокультурной компетентности будущего педагога – одна из основных целей образовательного процесса в российском педагогическом вузе. Качество подготовки зависит от объема и качества освоенной им в учебном процессе информации, полученных практических умений, навыков и опыта деятельности. Поэтому, изучая вопросы организации образовательного процесса в педагогических вузах, необходимо уделить внимание месту этнокультурологических дисциплин и практик в нем и той роли, которую они играют в формировании этнокультурной компетентности учителя.

Цель работы – выявить место и роль этнокультурологических дисциплин и практик в образовательном процессе педагогического вуза. Задачи – охарактеризовать современные требования федеральных государственных образовательных стандартов школы и высшего педагогического образования в части достижения обучающимися личностных результатов, касательно основных направлений воспитательной деятельности в образовательной организации, описать опыт внедрения дисциплин и практик этнокультурной направленности в учебный процесс педагогического вуза, обозначить проблемы в содержании и процессе обучения в рамках указанных дисциплин и практик. Указанные задачи решены на основе изучения образовательного процесса в Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ) по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в соответствии с ФГОС ВО (утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г., № 121 и № 125 соответственно) – проанализировано содержание ОПОП ВО по этим направлениям касательно общепрофессиональной подготовки, отраженной в обязательной части учебных планов, а также рассмотрены особенности профильной подготовки студентов-культурологов на примере двух основных профессиональных образовательных программ высшего образования, реализуемых в Самарском государственном социально-педагогическом университете по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): направленность (профиль) «Культурологическое образование и Иностранный язык (английский)» и «Культурологическое образование и Дополнительное образование (туристско-краеведческая направленность)».

Историография

Проблема этнокультурного аспекта в профессиональной подготовке педагога российской школы активно обсуждается в научной педагогической среде. Авторами рассматриваются вопросы феномена этнокультурного образования, его проблематики, подходов к реализации на федеральном и региональном уровнях. В работах А.Б. Афанасьевой этнокультурное образование рассматривается, с одной стороны, как инструмент сохранения национальной идентичности и интеграции личности в культуру своего народа, с другой стороны, как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии [4]. Автором дан анализ феноменам этнокультуры и культурного поля социума и личности как основам содержания этнокультурного образования и этнокультурной компетентности, представлены культурологические характеристики и методологические обоснования этнокультурного образования, охарактеризован этнокультурный компонент содержания образования в исторической ретроспективе. Касательно современной социокультурной ситуации в России исследователь ставит проблему преодоления отчуждения человека от культурно-исторического наследия своего этноса, а также поиска баланса между этнокультурными, поликультурными и общечеловеческими ценностями в образовательной системе. Иной подход к данной проблеме представлен в работах В.А. Тишкова и Ю.П. Шабанова. Во избежание этноцентризма в процессе этнокультурного образования и воспитания современные программы должны выстраиваться, по мнению антропологов, на основе мультикультурного образования и должны быть нацелены на формирование толерантности и установок понимания других культур и традиций, воспитание широкой этнографической компетенции [5]. Близкие к тематике настоящей статьи вопросы обсуждаются в работах Е.В. Сафоновой [6], Е.Г. Хрисановой и Г.Г. Тенюковой [7], П.А. Хроменкова и Э.В. Хомяковой [8], Н.В. Чекалевой [9]. В них раскрывается проблема профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации этнокультурного компонента в разных предметных областях основного и дополнительного образования. Теоретические и практические аспекты этнокультурного образования разработаны в учебно-методических пособиях и методических рекомендациях для студентов, в частности, в работах М.А. Фадеевой [10], Е.А. Ягафовой [11].

Современное видение проблемы этнокультурного образования в целом представлено Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой в разработанной ими «Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации» [12]. Авторы опираются на целый ряд методологических подходов к развитию системы этнокультурного образования: культурологический, художественно-эстетический, интегративный, личностно-ориентированный, этнорегиональный, деятельностный, экологический. В документе сформулированы задачи воспитания этнической культуры личности, формирования и развития этнокультурной компетентности, а также названы условия реализации этнокультурного образования и меры по профессиональной подготовке кадров для его реализации в области народной художественной культуры, народного творчества и этнопедагогики.

Как мы видим, проблематика этнокультурного образования рассматривается на разных уровнях образования – от дошкольного до среднего профессионального и высшего – и решается с разных позиций, опираясь на разные подходы. Наиболее значимы в современных исследованиях в этой области являются этнопедагогический, культурологический, регионоведческий подходы. Культурологический подход включает рассмотрение культуры как целостной системы во взаимодействии культурных явлений и связей между ними. Этнопедагогический подход предполагает учет этнокультурной идентичности человека и направлен на приобщение личности к ценностям и традициям народной культуры и педагогики. Регионализация образования отражает его социокультурную специфику, призвана организовывать конкретно-чувственный познавательный опыт человека на основе культурных реалий региона, в котором он проживает. Многие современные исследователи объединяют эти и другие подходы, говоря об актуальности системного подход к проблеме этнокультурного образования (А.Б. Афанасьева [4], Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова [12] и др.).

Анализ научно-теоретических работ по проблеме исследования показывает, что в настоящее время идет активный поиск целостной концепции этнокультурного образования, которая представила бы этнокультурное образование как важный залог его качества, как составляющую парадигмы образования XXI века. Поэтому этнокультурное образование и овладение опытом этнокультурной педагогической деятельности должны рассматриваться как необходимый структурный компонент профессиональной подготовки педагогов.

Анализ данных

Нормативная основа современного этнокультурного образования в России

Качество образования – стратегический приоритет для Российской Федерации. Ряд ключевых нормативных документов определяют приоритеты концепции образования и регулируют образовательную деятельность в нашей стране. Речь идет, прежде всего, о «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [13].

Содержание образования определяется Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования обеспечивают сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, реализацию права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации [14; 15]. ФГОС среднего общего образования призван обеспечить целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [16]. Указанные документы разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Этнокультурное воспитание является составной частью основных направлений воспитательной деятельности (патриотического воспитания, гражданского воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания); личностные результаты включают расширение опыта деятельности обучающихся в осознании своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, в уважении к своему и другим народам.

Решение поставленных во ФГОС задач учителем возможно только при условии соответствующей подготовки выпускника – будущего педагога. Согласно «Ядру высшего педагогического образования» [17], с учетом требований профстандарта педагога, в структурно-содержательном наполнении образовательной программы педагогического вуза предусмотрен ряд модулей (блоков) [18]. Модуль воспитательной деятельности направлен на формирование у обучающихся готовности к осуществлению целенаправленной воспитательной деятельности. Наполнение этого модуля должно включать дисциплины и курсы, которые формируют у студентов базовые знания по культурологии и этнологии, знания основ государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, а также опыт в области этнокультурного и поликультурного образования. Система образования, которая учитывают необходимость подобных знаний, умений и отношений, действительно готовит педагога к профессиональной деятельности в современном мире.

Реализация этнокультурологических дисциплин и практик в учебном процессе СГСПУ

В учебном процессе подготовки бакалавров по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в СГСПУ в соответствии с ФГОС ВО представлена дисциплина «Межкультурное взаимодействие и поликультурное образование», в рамках которой рассматриваются в том числе вопросы этнокультурной направленности, такие как культура этноса, этническая культура, национальная культура в контексте современной социокультурной ситуации, моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека, полиэтническая образовательная среда, межкультурное (межэтническое) взаимодействие. Студенты получают первичные этнологические знания, дающие им представления о значимости этнокультурной среды в организации педагогической деятельности. Вместе с тем информация, получаемая в рамках ограниченного объема часов (28 аудиторных часов по очной, 16 часов – по очно-заочной и 8 часов по заочной формам обучения), не позволяет им в полной мере ориентироваться в этнологической проблематике и связанных с ней актуальных вопросах современной общественной жизни, непосредственно касающихся работы педагогов в полиэтнической среде, в конкретных реальных ситуациях. Например, как грамотно и тактично осуществлять классное руководство многонациональным коллективом, какие мероприятия следует запланировать и провести в таком классе, чтобы сформировать навыки межкультурной коммуникации, как предотвратить и решить в случае возникновения межэтнические или межконфессиональные конфликты и т.д.? Ответы на эти вопросы и навыки разработки и проведения соответствующих мероприятий должны быть получены студентом в стенах вуза.

В учебном плане подготовки по направлениям «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в соответствии с ФГОС ВО, в обязательной части учебного плана предусмотрена новая дисциплина «Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений», которая также, но в большем объеме, чем предыдущая, включает изучение этнических аспектов в организации современного общества и при реализации государственной политики, таких как этнокультурное разнообразие и межкультурное взаимодействие в мире и России, религия в контексте культуры, религии и конфессии в России, нормативно-правовое обеспечение политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, этнопедагогика и ее воспитательный потенциал, проблемы поликультурного образования в России. Однако ввиду ограниченного объем часов в целом на дисциплину (сохранены те же часы по разным формам обучения – 28, 16 и 8 часов) вопрос о возможности эффективного применения знаний в педагогической практике остается открытым.

Гораздо более насыщенным этнокультурной тематикой являются программы подготовки культурологов. В учебном плане по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): направленность (профиль) «Культурологическое образование и Иностранный язык (английский)» и «Культурологическое образование и Дополнительное образование (туристско-краеведческая направленность)» предусмотрены как общие дисциплины, такие как «Этнология», «Социальная и культурная антропология», «Визуальная антропология», «История религий», «Устное народное творчество / Фольклор народов мира», «История материальной культуры», «Проблемы первобытной культуры», «Методы краеведческого исследования», так и дисциплины, ориентированные на изучение этнокультурной специфики региона: «Этническая история и культура народов Урало-Поволжья», «Этнокультурные особенности Самарского региона / Историко-культурное наследие Самарского края в учебно-исследовательской деятельности обучающихся». Учебный процесс по ряду указанных дисциплин предполагает не только изучение теоретических вопросов, но и разработку учебно-исследовательских проектов, планов и программ культурно-просветительской работы этнокультурной направленности. В программе подготовки по профилю «Культурологическое образование и Дополнительное образование (туристско-краеведческая направленность)» предусмотрена отдельная дисциплина «Разработка этнокультурологических проектов», в ходе изучения которой студенты знакомятся со спецификой проектной деятельности в этнокультурной сфере, осваивают навыки подготовки этнокультурологических проектов и защищают собственные разработки.

Теоретическая подготовка бакалавров дополнена учебными и производственными практиками, в программах которых также предусмотрено знакомство с этнокультурным пространством региона. Так, базой ряда учебных практик выступает учебная лаборатория «Проблемы изучения истории и культуры народов Урало-Поволжья» СГСПУ и Этнографический музей СГСПУ. Студенты знакомятся с музейной экспозицией, изучают предметы из музейного фонда, принципы их описания и учета, по индивидуальным заданиям готовят тематические экскурсии по экспозиции. Такая практика обеспечивает подготовку будущего педагога к работе в школьном краеведческом музее. Указанная выше дисциплина «Разработка этнокультурологических проектов» предшествует учебной практике – проектно-технологической, этнокультурологической практике, базой которой выступает Государственное казенное учреждение Самарской области «Дом дружбы народов» (ДДН). Практика дает возможность студентам разработать собственные проекты и реализовать их на базе ДНН.

В рамках таких практик как: учебная практика. Ознакомительная (по организации внеурочной деятельности); учебная практика. Технологическая (проектно-технологическая) практика (культурно-просветительская) (выездная); производственная практика. Технологическая (проектно-технологическая) практика по организации досуговой деятельности; Учебная практика (технологическая (проектно-технологическая) практика) (этнокультурологическая) (выездная) студенты знакомятся с этнографической экспозицией и фондами Самарского областного историко-краеведческого музея им П.В. Алабина, Исторического парка «Россия – Моя история»; знакомятся с работой школьных музеев на примере музея истории школы № 6 (на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.В. Ломоносова» г.о. Самара) и музея ОЦ «Южный город» (на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области); учатся разрабатывать и проводить экскурсии, квесты, квизы, культурно-просветительские программы.

Востребованность этнологических знаний и опыта организации внеурочной работы по этнокультурной тематике показал опрос студентов 4–5 курсов СГСПУ, проходивших годичную практику в рамках эксперимента в образовательных организациях Самары и Самарской области, и студентов 2–3 курсов, прослушавших курсы этнокультурной направленности – всего в опросе приняли участие 65 человек. Подавляющее большинство (90,3%) студентов отметили потребность у школьного учителя в этнологических знаниях на уровне 3–5 по шкале от 0 до 5, где «5» соответствует уровню «высокая потребность». Наиболее востребованы, по мнению опрошенных, «знания о народах мира, их языках, обычаях, традициях» (82,3%), «знания о народах Самарского региона» (58,1%), а также практические навыки межкультурной коммуникации (54,8%). Этнологические знания необходимы, в первую очередь, во внеурочной работе (62,9%), но также актуальны для организации классного руководства (54,8%) и в преподавании дисциплин (40,3%). Опрос показал также недостаточность внимания к этнологической проблематике в рамках преподаваемых общевузовских дисциплин «Культурология» и «Межкультурная коммуникация и полиэтническое образование» – лишь 43,5% опрошенных указали на то, что знакомы с ней, и менее четверти (23%) отметили, что получили навыки работы с обучающимися по проблемам этнокультурной направленности в процессе обучения в вузе; последний показатель относится, в основном, к выпускному курсу культурологов, которые, как уже отмечалось выше, имеют возможность углубленного изучения этнологических дисциплин. Студенты, отметившие значимость в своей работе этнологических знаний и навыков межкультурной коммуникации, полученных в вузе, пояснили также их важность и для выстраивания межличностного диалога с обучающимися. Данные опроса дают возможность скорректировать содержание уже преподаваемых или вновь вводимых дисциплин, как, впрочем, и всего образовательного процесса, учитывая тот факт, что две трети опрошенных (67,2%) заявили, что хотели бы получить знания о народах мира, их обычаях и традициях, более половины (55,7%) – о народах Самарского региона и почти столько же (54,1%) – практические навыки межкультурной коммуникации.

Сложный этнический и конфессиональный состав обучающихся в большинстве школ Самарского региона ставит вопрос об этнологических знаниях и их востребованности как в учебной, так во внеурочной деятельности педагога. Знание об этнокультурной специфике народов мира и Самарского региона, в частности, позволяет грамотно организовать работу с обучающимися в рамках учебного процесса, а во внеучебной деятельности – при проведении внеурочных мероприятий: классных часов, квестов, квизов, кружковой работы, проектной деятельности, в целом, в классном руководстве.

Этническая тематика в научно-исследовательской работе студентов

Важную роль в практической подготовке будущих педагогов играет научно-исследовательская работа в рамках подготовки курсовых работ / проектов и выпускных квалификационных работ. Тематика части курсовых работ, выполняемых студентами-культурологами на 2–4 курсах, в частности по дисциплинам «Социальная и культурная антропология», «Источниковедение культуры», модулю «Теория и история культуры», посвящена этнологическим проблемам: исследованию традиционных элементов этнической культуры (на примере костюма, системы питания, религиозных верований и практик, праздников и обрядов), их трансформации в условиях модернизации и глобализации, различным проявлениям в современной этнической культуре, межэтническим отношениям. Примечательно, что тема нередко ориентирована на изучение этнокультурной среды и этнических процессов на «малой родине» студента, что стимулирует его на активный поиск информации среди своих односельчан, родственников, способствует погружению в краеведческую проблематику, которую он может использовать затем в организации различных форм внеурочной работы в школе. В зависимости от дисциплины, по которой выполняется работа, и формы ее представления (курсовая работа или проект) рассматриваются теоретические и методологические подходы к проведению исследования, его содержательная сторона, представленная определенным аспектом этнической истории и культуры народа, вопросы практического применения этнологических данных при организации учебно-исследовательской, культурно-просветительской, организационно-методической деятельности среди обучающихся. Такие же аспекты исследовательской работы характерны и для бакалаврских работ студентов-культурологов, в которых рассматривается этническая культура как форма проявления культурного разнообразия мира. Вот некоторые темы ВКР, выполненные на кафедре философии, истории и теории мировой культуры и искусства за последние пять лет: «Украинцы в Самаре: исторические и этнокультурные аспекты развития (XVIII – начало XXI в.) (И.В. Галаева, 2018), «Свадебные обычаи и обряды башкир бассейна р. Ток» (Я.Р. Кучаева, 2018), «Похоронно-поминальные обычаи и обряды чувашей северо-востока Самарского Заволжья» (А.И. Иванова, 2018), «Культура питания самарских армян» (А.В. Бородина, 2018), «Этнологические музеи: история, функции, организация экспозиции» (Е.С. Андриянов, 2019), «Татарский традиционный костюм: историко-культурные особенности и современность» (Л.Э. Гайнутдинова, 2020), «Самарские евреи: история формирования и этнокультурные особенности диаспоральной группы» (Е.В. Шафран, 2020), «Культура питания татар: традиции и современность» (А.Ф. Рамазанова, 2021). Навыки научно-исследовательской работы, приобретенные в ходе выполнения курсовых работ/проектов и ВКР, востребованы в педагогической деятельности, особенно при организации различных форм внеурочной работы: учебно-исследовательской деятельности (проектной, кружковой и т.д.), ориентированную на краеведческую проблематику, в организации школьного музея, проведении различных массовых мероприятий культурно-просветительского характера.

Заключение

Этнокультурный аспект актуален в общепрофессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, независимо от профиля подготовки, поскольку готовит будущего педагога к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности в современной российской школе, особенно в регионах со сложным этническим конфессиональным составом населения. Этнологическое знание, умения и навыки в этнокультурной сфере востребованы в организации внеурочной деятельности, в преподавании отдельных дисциплин социально-гуманитарного цикла и для выстраивания межличностного диалога с обучающимися.

Более значима этнокультурная направленность дисциплин и практик в профильном обучении педагогов, осуществляющих обучение в рамках таких модулей, как ОДНКНР и ОРКСЭ. Полученные в ходе освоения дисциплин и практик знания, практические навыки позволяют грамотно организовать работу с обучающимися в рамках учебного процесса, а во внеучебной деятельности – при проведении внеурочных мероприятий: классных часов, квестов, квизов, кружковой работы, проектной деятельности, в целом, в классном руководстве.

×

About the authors

Alla Gennadievna Gokina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: gokina@sgspu.ru

candidate of philological sciences, dean of Culture and Arts Faculty, associate professor of Philosophy, History and Theory of World Culture and Arts Department

Russian Federation, Samara

Evgenia Viktorovna Safonova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: safonova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Philosophy, History and Theory of World Culture and Arts Department

Russian Federation, Samara

Ekaterina Andreevna Iagafova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: yagafova@yandex.ru

doctor of historical sciences, professor, head of Philosophy, History and Theory of World Culture and Arts Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Иванычева Т.А. Общие подходы к оценке функциональной грамотности: глобальные компетенции: методические материалы в схемах и таблицах. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. 25 с.
  2. Тагунова И.А. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 280 с.
  3. Капаев М.А. Специфика этнокультурного компонента в системе среднего профессионального образования // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 74–79.
  4. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2014. 188 с.
  5. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Московского университета, 2019. 416 с.
  6. Сафонова Е.В. Этнокультурные технологии обучения в профессиональной подготовке учителя // Горюхинские чтения. Наука, методика, культура: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (г. Новосибирск, 23–24 апреля 2021 г.). Вып. II / под ред. О.А. Фарафоновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. С. 112–117.
  7. Хрисанова Е.Г., Тенюкова Г.Г. Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 2 (94). С. 182–188.
  8. Хроменков П.А., Хомякова Э.В. Формирование готовности бакалавров к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 42–55. doi: 10.18384/2310-7219-2019-2-42-55.
  9. Чекалева Н.В. Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 80–88. doi: 10.24411/1813-145x-2018-10107.
  10. Фадеева М.А. Актуальные проблемы этнокультурного образования: учеб.-метод. пособие. Саратов, 2017. 66 с.
  11. Технологии обучения школьников межкультурной коммуникации в полиэтнической среде (на примере Самарской области): метод. рекомендации / сост. Е.А. Ягафова. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. 80 c.
  12. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя: Весть, 2006. 23 с.
  13. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/182563.
  14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
  15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400907193.
  16. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413: приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405272211.
  17. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/728190373.
  18. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70535556.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Gokina A.G., Safonova E.V., Iagafova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies