Continuity of different levels of medical education in the training of doctors for primary health care (preventive aspect)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Currently, the training of doctors to provide primary health care is one of the priority areas of medical education. In the paper, from the standpoint of the requirements of the continuity principle, the results of the analysis of the academic courses programs content are presented. They ensure the development of students’ skills to perform labor functions in the preventive activities of a doctor. They are implemented at the faculties where the major is 31.05.01 «General Medicine» and 31.08.49 «Therapy» in medical universities subordinate to the Ministry of Health of Russia, included in the top 20 best medical universities, according to the RAEX ranking (March 2022). A comparative analysis was carried out between the content of academic courses and the content of the labor functions of doctors: «Conducting medical, preventive medical examinations, medical examinations, dispensary observation of patients with diseases and (or) conditions in the "therapy" and monitoring the effectiveness of dispensary observation measures» and «Carrying out measures for the prevention and formation of a healthy lifestyle and sanitary and hygienic education of the population». The criteria for assessing the compliance of the content of the programs with the requirements of the above-mentioned labor functions of the professional standard «Therapist» were: 1) the presence in the curriculum of the courses that provide training of students to perform the specified labor functions; 2) the presence in the content of academic courses of knowledge that ensures the development of the necessary skills of a doctor in the performance of these labor functions; 3) the structure and content of the programs for preparing students for preventive activities are developed in accordance with the requirements of the principle of continuity. According to the results of the study, it has been revealed that general theoretical knowledge of prevention, as a set of measures aimed at maintaining and strengthening the health of the population, promoting a healthy lifestyle and preventing the occurrence and (or) spread of diseases, are included in the training programs for doctors majoring in 31.05.01 General Medicine. However, the development of students’ skills in performing the above labor functions is unsystematic, which leads to a violation of the continuity of different levels of medical education in preparing doctors for primary health care.

Full Text

Введение

Охрана здоровья населения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Развитие первичной медико-санитарной помощи, как наиболее доступного и социально-приемлемого вида медицинской помощи, является одним из механизмов совершенствования качества медицинской помощи. Причем особое внимание уделяется именно развитию персонализированной помощи, которая направлена на индивидуальные медико-социальные факторы здоровья [1].

Контент-анализ литературных данных показывает, что в настоящее время первичная медико-санитарная помощь населению имеет ряд проблем. Существует необходимость принятия системных мер по оптимизации и повышения эффективности первичной медико-санитарной помощи. В рамках данного вида помощи большую роль играет профилактика, развитие которой определяет здоровье населения [2]. Отмечается, что существующая система медицинской профилактики не в состоянии обеспечивать выполнение качественных профилактических мероприятий в силу недостаточности ресурсного обеспечения (кадры) [3].

Профилактические меры, реализуемые через систему здравоохранения, определяется как медицинская профилактика. Европейская стратегия профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) всесторонне содействует принятию комплексного и интегрированного подхода к решению проблемы, включая разработку и реализацию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний на популяционном уровне; активную целевую профилактическую работу с группами высокого риска; обеспечение максимального охвата населения эффективными лечебно-профилактическими мерами [4].

Остается востребованной проблема разработки программ обучения студентов в области медицинской профилактики. Определенно, основным барьером в проведении эффективной работы по профилактике заболеваний в здравоохранении являются преимущественно профессиональные причины, которые возникают в результате недостатка знаний и практических навыков по вопросам организации работы с населением [5].

Таким образом, для достижения более совершенных показателей профилактики ХНИЗ необходимо улучшение подготовки медицинских работников к выполнению трудовых функций в проведении профилактического медицинского осмотра, диспансеризации, диспансерного наблюдения, в проведении мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, обращая внимание на преемственность в формировании умений на разных уровнях медицинского образования.

Становление профессионализма начинается с профессиональной подготовки, поэтапного обучения и формирования необходимых навыков [6]. И особое значение имеет преемственность в формировании компетенций специалистов.

Принцип преемственности в обучении проявляется в установлении внутренних взаимосвязей между формируемыми знаниями, их систематизации и применении в условиях практической деятельности. Преемственность профессионального образования обеспечивается путем установления связей между профессиональными задачами, содержанием и методами обучения. Преемственность профессионального образования выступает главным условием создания единого непрерывного образовательного процесса. Принцип преемственности проявляется в взаимосвязях между постепенно усложняющимися профессиональными задачами, выступающими структурными единицами содержания профессиональном образовании [7].

Преемственность в структуре образовательных программ обосновывается требованиями федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). Одной из главных новаций ФГОС стал компетентностный подход, проявляющийся в формировании способности обучающихся применять знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.

С внедрением профессиональных стандартов в практическое здравоохранение конкретизируются требования к уровню знаний и умений врачей в выполнении трудовых функций. Стоит обратить внимание, что «профессиональные компетенции» и «трудовые функции» – понятия не тождественные, так как профессиональные компетенции – это интеграция знаний и умений, приводящая к способности решения профессиональных задач, а трудовые функции – совокупность профессиональных задач. Таким образом, для успешного решения конкретной профессиональной задачи врач должен овладеть умениями, сформированными на основе знаний проблемы конкретной профессиональной задачи. Именно поэтому структурными единицами содержания образовательных программ должны выступать профессиональные задачи, определяющие отбор необходимых знаний для их решения.

Однако с 1 сентября 2021 года Федеральный закон № 144-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» [8] регламентировал изменения разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. В соответствии с новым законодательством компетенции определяются на основе профессиональных стандартов самостоятельно каждой образовательной организацией. Ввиду отсутствия единого подхода к определению профессиональных компетенций возможно проявление рисков, приводящих к тому, что в каждой образовательной организации перечень и содержание профессиональных компетенций будут различными.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [9] ввел статью 82, где говорится о том, что подготовка медицинских и фармацевтических работников строится с повышенными требованиями к профессиональным образовательным программам.

По специальности 31.05.01 Лечебное дело одним из важнейших направлений подготовки специалистов является профилактическая деятельность [10]. При этом следует обратить внимание на то, что непрерывное медицинское образование представляет собой систему образования, которая обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня специалистов [11]. Различные требования к результатам подготовки обучающихся создают определенные сложности и в оценке их готовности специалистов к самостоятельной деятельности.

В этой связи руководство принципом преемственности обеспечивает в вузах создание целостной системы взаимодействующих учебных планов и образовательных программ, направленных на достижение планируемого результата. В системе непрерывного медицинского образования подготовка к решению последовательно усложняющихся профессиональных задач, обеспечивает совершенствование профессиональных компетенций врачей [12].

Результаты контрольных срезов знаний (результаты тестирования) выпускников специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело и выпускников ординатуры по специальности 31.08.49 Терапия по вопросам проведения диспансеризации, профилактического медицинского осмотра, диспансерного наблюдения показывают, что более половины участников имеют недостаточный уровень сформированных знаний. Выявление причины познавательных затруднений выпускников специалитета и ординатуры в вопросах профилактической деятельности врача первичного звена определило цель исследования.

Цель исследования: провести сопоставительный анализ преемственности содержания образовательных программ, реализуемых на разных уровнях медицинского образования, обеспечивающих формирование у обучающихся умений в выполнении трудовых функций в профилактической деятельности врача в рамках первичной медико-санитарной помощи (профилактический аспект).

Материал и методы исследования

Исследование осуществлялось с использованием сопоставительного анализа содержания программ обучения, реализуемых на факультетах по специальности 31.05.01 Лечебное дело и в ординатуре по специальности 31.08.49 Терапия. В процессе анализа определялась насыщенность программ знаниями, обеспечивающими подготовку обучающихся к выполнению следующих трудовых функций профессионального стандарта «Врач-терапевт»:

– А/05.7 – Проведение медицинских, профилактических медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, диспансеризации, диспансерного наблюдения пациентов с заболеваниями и состояниями по профилю «Терапия» и контроль эффективности мероприятий по диспансерному наблюдению.

– А/06.7 – Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Поиск образовательных программ осуществлялся в разделах «Сведения об образовательной организации» на официальных сайтах образовательных организаций ведущих медицинских университетов, подведомственных Минздраву России, входящих в топ-20 лучших медицинских вузов, согласно рейтингу RAEX (март 2022 года).

Критерием оценки соответствия содержания программ требованиям вышеуказанных трудовых функций профессионального стандарта «Врач-терапевт» выступали: 1) наличие в учебном плане дисциплин, обеспечивающих подготовку обучающихся к выполнению указанных трудовых функций; 2) наличие в содержании учебных дисциплин знаний, обеспечивающих формирование необходимых умений врача в выполнении указанных трудовых функций; 3) структура и содержание программ подготовки обучающихся к профилактической деятельности разработаны в соответствии с требованиями принципа преемственности.

Результаты анализа

В образовательной организации № 1 проведен сопоставительный анализ учебного плана и содержания образовательных программ факультета «Лечебное дело», в которых раскрываются вопросы подготовки обучающихся к трудовым функциям А/05.7 и А/06.7 (табл. 1).

Сопоставление содержания учебных дисциплин, представленное в таблице 1, позволяет констатировать следующее:

– На первом курсе в рамках учебных дисциплин «Психология и педагогика», а также «Биология» изучаются достаточно общие вопросы профилактической деятельности, не касающиеся конкретной практической деятельности выпускника.

– На втором курсе в рамках дисциплин «Биоэтика», «Гигиена», «Пропедевтика внутренних болезней» осуществляется изучение вопросов профилактики заболеваний как комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Так, при изучении содержания дисциплины «Гигиена» рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни (соответствует трудовой функции А/06.7). При изучении дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» более подробно изучаются вопросы проведения профилактических осмотров (частично соответствует трудовой функции А/05.7).

– На третьем курсе в рамках дисциплин «Фармакология», «Патофизиология», «Общественное здоровье и здравоохранение» осуществляется изучение вопросов профилактики заболеваний, но содержание дисциплин имеет общепрофессиональный характер, так как в объеме требований трудовых функций содержание программ остается не раскрытым. В рамках дисциплины «Диетология» рассматриваются принципы здорового образа жизни, проведения санитарно-просветительной работы (частично соответствует трудовой функции А/06.7). При изучении дисциплины «Здоровый образ жизни» рассматриваются принципы обучения пациентов здоровому образу жизни (частично соответствует трудовой функции А/06.7).

– На четвертом курсе в рамках дисциплины «Факультетская терапия» обозначены вопросы проведения профилактических осмотров и проведения профилактических мероприятий (частично соответствует трудовой функции А/05.7 и А/06.7).

– На пятом курсе при изучении дисциплины «Поликлиническая терапия» подробно изучаются вопросы профилактического осмотра и профилактического консультирования (частично соответствует трудовой функции А/05.7).

– На шестом курсе в рамках поликлинической терапии рассматривается частный вопрос профилактики онкологических заболеваний.

 

Таблица 1 – Анализ образовательных программ образовательной организации № 1

Курс

Образовательные программы

Тема

Соответствие трудовым функциям

1 курс

Психология и педагогика

Педагогические аспекты деятельности врача

Биология

Основные принципы профилактики генетических болезней

2 курс

Биоэтика

Этические проблемы путей профилактики вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции

Гигиена

Основы профилактической медицины, организация профилактических мероприятий. Методические подходы к формированию навыков здорового образа жизни, умения проводить первичную и вторичную профилактику

А/06.7

Пропедевтика внутренних болезней

Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения

А/05.7

3 курс

Фармакология

Профилактические мероприятия и средства

Патофизиология

Этиотропный принцип профилактики болезней

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения

Профилактика и ее виды, оценка природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, организация санитарно-просветительской работы

Диетология

Принципы проведения первичной профилактики, принципы здорового образа жизни, питания, двигательной активности. Принципы и методы проведения санитарно-просветительной работы, гигиенического обучения и воспитания

А/06.7

Биохимические основы ЗОЖ

Обучение пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям. Уровни профилактики здоровья. Профилактика наиболее распространенных заболеваний

А/06.7

4 курс

Факультетская терапия, профессиональные болезни

Проведение профилактических осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения при основных заболеваниях. Проведение с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике, пропаганда здорового образа жизни, распределение больных по диспансерным группам

А/05.7, А/06.7

5 курс

Госпитальная терапия. Эндокринология

Профилактика сахарного диабета

Поликлиническая терапия

Общие вопросы диспансеризации и профилактического медицинского осмотра. Работа в центре здоровья. Организация профилактического консультирования в амбулаторно поликлинической практике. Роль центра здоровья и отделения медицинской профилактики

А/05.7

6 курс

Поликлиническая терапия

Профилактика и ранняя диагностика онкозаболеваний. Методы скрининга онкозаболеваний в условиях поликлиники. Диспансеризация определенных групп взрослого населения. Диспансерный метод в работе врача-терапевта поликлиники

А/05.7

Ординатура.

Терапия, 1 год

Внутренние болезни

Профилактика изучаемых заболеваний

Патология

Методы профилактики

Ординатура.

Терапия, 2 год

Внутренние болезни

Профилактика изучаемых заболеваний

Профилактика и диспансеризация хронических неинфекционных заболеваний

Принципы организации профилактических мероприятий, работа с нормативно-правовыми документами, порядок оказания профилактической деятельности населению. Профилактические технологии при различных заболеваниях (рекомендации по профилактике). Диспансерное наблюдение: контингенты, ориентировочный объем. Основы профилактического консультирования (консультирование по питанию, по отказу от курения, по управлению стрессом)

А/05.7, А/06.7

 

В ординатуре (первый год обучения) по специальности 31.08.49 Терапия в дисциплинах «Внутренние болезни» и «Патология» вопросы профилактики, как комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающие в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их ранние выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния, на здоровье человека факторов среды его обитания, остаются нераскрытыми. На втором году обучения в рамках изучения дисциплины «Профилактика и диспансеризация хронических неинфекционных заболеваний» в содержании отражены знания, частично соответствующие трудовым функциям А/05.7 и А/06.7.

Далее производился анализ содержания программ учебных дисциплин образовательной организации № 2 Аналогично в таблице 2 представлены результаты исследования.

В образовательной организации № 2 на всех курсах специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело в содержании программ присутствуют знания профилактики заболеваний:

– На первом курсе обучения в рамках дисциплин: «Медицинские проблемы в экологии человека (факторы риска)», «Психология и поведенческая медицина (профилактика зависимостей)».

– На втором курсе в рамках дисциплин «Гигиена», «Пропедевтика внутренних болезней».

– На третьем курсе: «Факультетская терапия», «Патофизиология».

– На четвертом курсе: «Факультетская терапия и профессиональные болезни».

Однако во всех дисциплинах отсутствует взаимосвязь между содержанием и трудовыми функциями врача-терапевта в области профилактической деятельности.

– На пятом курсе в рамках дисциплин «Медицинская профилактика», «Организация охраны здоровья, программно-целевое планирование, медицинская статистика», «Госпитальная терапия», «Поликлиническая терапия» в содержании программ присутствуют знания, обеспечивающие подготовку студентов к выполнению вышеуказанных трудовых функций. Наиболее полно представлено содержание в программе учебной дисциплины «Медицинская профилактика», так как в ней охвачены все аспекты профилактической деятельности врача-терапевта участкового, включая проведение профилактических осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, эффективности диспансерного наблюдения, проведения профилактического консультирования и проведения профилактики (соответствует А/05.7). Частично раскрываются темы проведения медицинских осмотров и диспансеризации в изучении дисциплины «Организация охраны здоровья и поликлиническая терапия».

К сожалению, из-за отсутствия на сайте образовательной организации № 2 программ учебных дисциплин ординатуры по специальности 31.08.49 Терапия сопоставительный анализ содержания провести не удалось.

Затем был проведен анализ содержания образовательных программ на сайте образовательной организации № 3.

По данным таблицы 3 можно констатировать, что в учебном плане образовательной организации № 3 нарушен принцип преемственности в изучении вопросов профилактической деятельности врача:

– на первом курсе вопросы профилактики заболеваний не рассматривается ни в одной дисциплине учебного плана;

– на втором курсе в рамках дисциплины «Патофизиология» вопросы профилактики заболеваний не раскрываются;

– на третьем курсе в рамках изучения дисциплины «Гигиена» (частично соответствует трудовой функции А/06.7);

– на четвертом курсе в содержание дисциплины «Медицинская генетика» и факультативных дисциплин не вошли вопросы подготовки врачей к выполнению вышеуказанных трудовых функций;

– на пятом курсе вопросы профилактики заболеваний также не вошли в содержание изучаемых дисциплин;

– на шестом курсе в рамках дисциплины «Поликлиническое дело» изучаются только вопросы диспансеризации, что частично соответствует трудовой функции А/05.7.

В ординатуре по специальности 31.08.49 Терапия вопросы профилактики в образовательных программах раскрыты недостаточно: на первом году обучения в рамках дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» изучается планирование профилактики заболеваний (частично соответствует А/06.77), на втором году обучения – в рамках дисциплины «Онкологическая настороженность» раскрывается вопросы онкопрофилактики.

Обсуждение

Результаты сопоставительного анализа показали: в содержание учебных дисциплин включаются знания профилактики как комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающие в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их ранние выявление рассматриваются на всех уровнях специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело и ординатуры 31.08.49 Терапия. Однако выяснено, что содержание учебных дисциплин не всегда раскрывает особенности выполнения трудовых функций врача-терапевта в проведении профилактического медицинского осмотра, диспансеризации, диспансерного наблюдения, в проведении мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, необходимых для оказания первичной медико-санитарной помощи.

В образовательной организации № 1 в основном наблюдается соблюдение принципа преемственности в формировании общетеоретических знаний профилактики заболеваний. Это дает основание полагать, что вопросы первичной, вторичной профилактики достаточно полно отражены в образовательных программах образовательной организации № 1. Однако сопоставительный анализ содержания дисциплин показывает недостаточную ориентированность на подготовку студентов к выполнению трудовых функций врача-терапевта в оказании первичной медико-санитарной помощи, так как в содержании отсутствуют знания медицинского освидетельствования, диспансеризации, контроля эффективности мероприятий по диспансерному наблюдению. Более полно раскрыты вопросы профилактики заболеваний представлены в содержании дисциплин «Факультетская терапия» и «Поликлиническая терапия», которые преподаются на 5–6 курсах, и в рамках «Профилактика и диспансеризация хронических неинфекционных заболеваний» на втором году обучения в ординатуре.

 

Таблица 2 – Анализ образовательных программ образовательной организации № 2

Курс

Образовательные программы

Тема

Соответствие трудовым функциям

1 курс

Медицинские проблемы в экологии человека

Факторы риска экологически зависимых и экологически обусловленных заболеваний

Психология и поведенческая медицина

Базовые принципы первичной профилактики зависимостей

2 курс

Гигиена

Профилактика внутрибольничных инфекций, профилактика профессиональных заболеваний, профилактика и выявление инфекции среди медицинских работников в контексте COVID-19

Пропедевтика внутренних болезней

Профилактика и прогноз различных заболеваний

3 курс

Факультетская терапия и профессиональные болезни

Профилактика различных заболеваний, изучаемых в рамках дисциплины

Патофизиология

Пути профилактики различных состояний и заболеваний

4 курс

Факультетская терапия и профессиональные болезни

Профилактика различных заболеваний, изучаемых в рамках дисциплины

5 курс

Медицинская профилактика

Понятия медицинской профилактики. Виды и структура медицинской профилактики. Профилактическое консультирование, профилактика хронических заболеваний. Организационно-методическое обеспечение первичной профилактики в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Основные цели и задачи деятельности центра здоровья. Принципы массовой пропаганды ЗОЖ. Ресурсное обеспечение медицинской профилактики. Центры здоровья, отделение и кабинет медицинской профилактики: нормативно-правовое положение. Технологии выявления заболеваний, факторов риска и их коррекции. Средства и формы организации профилактической работы – профилактические осмотры и диспансеризация. Информационные технологии медицинской профилактики. Принципы построения профилактических программ, организация профилактических мероприятий для различных групп граждан. Профилактика заболеваний (системы кровообращения, органов дыхания, болезней эндокринной системы, мочевой системы, органов пищеварения, костно-мышечной системы, злокачественных новообразований, туберкулеза)

А/05.7, А/06.7

Организация охраны здоровья, программно-целевое планирование, медицинская статистика

Государственная политика в области профилактики заболеваний: современные стратегии профилактики заболеваний, порядки медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп населения

А/05.7

Госпитальная терапия

Профилактика основных изучаемых заболеваний

Поликлиническая терапия

Организация работы врача участкового-терапевта: Профилактическое консультирование по факторам риска в рамках диспансеризации взрослого населения. Общие принципы профилактического консультирования. Основные цели и задачи профилактических медицинских осмотров. Содержание диспансерного приема. Понятие о диспансерных группах. Анализ результатов и критерии эффективности диспансерного наблюдения. Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности

А/05.7

6 курс

Амбулаторно-поликлиническая хирургия

Общие принципы профилактики наиболее встречающихся заболеваний

 

Таблица 3 – Анализ образовательных программ образовательной организации № 3

Курс

Образовательные программы

Тема

Соответствие трудовым функциям

1 курс

2 курс

Патофизиология

Этиотропный принцип профилактики болезней

3 курс

Гигиена

Профилактические и оздоровительные мероприятия по коррекции морфофункциональных нарушений. Мотивация взрослого населения и подростков к усвоению положений здорового образа жизни. Профилактика вредных социальных привычек

А/06.77

Фармакология

Профилактика различных заболеваний

4 курс

Медицинская генетика

Медико-генетические организационные основы профилактики наследственной и врожденной патологии

Факторы риска и здоровье здоровых (факультатив)

Меры профилактики. Концепция Государственной политики по профилактике. Факторы риска для здоровья

6 курс

Поликлиническое дело

Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности. Диспансеризация населения: структура и содержание, принципы формирования диспансерных (первичная и вторичная профилактика) групп. Схема диспансерного наблюдения. Оформление документации. Критерии эффективности. Понятия о профилактике первичной и вторичной, диспансерном методе

А/05.77

Ординатура.

Терапия, 1 год

Общественное здоровье и здравоохранение

Современные подходы к укреплению здоровья. Основные принципы планирования и реализации программ профилактики

А/06.77

Ординатура.

Терапия, 2 год

Онкологическая настороженность

Понятия онкоскрининга и онкопрофилактики

 

По результатам анализа образовательных программ образовательной организации № 2 можно сделать вывод о преемственности знаний профилактической деятельности врача в программах учебных дисциплин на каждом курсе специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело. При этом стоит обратить внимание на то, что в содержании учебных дисциплин фигурируют лишь общие знания о профилактике заболеваний, что говорит о недостаточности установления преемственных связей с трудовыми функциями врача-терапевта в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи. Примечательно, что в программе учебных дисциплин по медицинской профилактике нашли отражения знания, обеспечивающие подготовку врачей к выполнению трудовых функций. Следует отметить важный факт, что в организации № 2 отсутствуют подробные образовательные программы ординатуры.

В образовательных программах образовательной организации № 3 достаточно поверхностно рассмотрены вопросы профилактики заболеваний, отсутствует взаимосвязь с трудовыми функциями врача в области профилактической деятельности. В содержании многих дисциплин «Патофизиология», «Гигиена», «Фармакология», «Медицинская генетика» отсутствуют знания, являющиеся основой формирования умений в выполнении «профилактических» трудовых функций. Не раскрываются вопросы формирования здорового образа жизни, организации профилактических медицинских осмотров.

Таким образом, на основании результатов проведенного сопоставительного анализа содержания учебных дисциплин и трудовых функций врача-терапевта можно сделать ряд выводов.

Во-первых, анализ содержания программ учебных дисциплин 31.05.01 Лечебное дело и 31.08.49 Терапия в образовательных организациях позволил увидеть допускаемые ошибки в установлении преемственности в формировании у обучающихся умений в выполнении трудовых функций врачей в оказании первичной медико-санитарной помощи населению. Это приводит к ошибкам в выборе оценочных средств на этапе контроля и оценки результатов обучения, а ряд умений, обеспечивающих выполнение трудовых функций, вообще не участвуют в контроле и оценке уровня их сформированности.

Во-вторых, не во всех учебных планах образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, сохраняется преемственность в изучении вопросов профилактики заболеваний. Чаще всего знания представлены недостаточно последовательно и освещаются лишь отдельные стороны вопроса, что приводит к снижению качеству подготовки специалистов.

В-третьих, включение в учебный план отдельной учебной дисциплины (например, дисциплины «Медицинская профилактика») будет способствовать более тщательной подготовки обучающихся к выполнению трудовых функций в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.

В процессе исследования мы рассмотрели лишь одну из проблем, влияющую на качество оказания медицинской помощи. Многие авторы обращают внимание на значимость практической подготовки специалистов, на необходимость внедрения механизм наставничества [13].

Заслуживает внимания и углубление знаний обучающихся в реализации мер первичной и вторичной профилактики заболеваний [14].

По-прежнему большое значение имеет разработка научно-методических основ оптимизации работы по диспансеризации населения для повышения развития профилактического направления первичной медико-санитарной помощи, начало которой заложил академик О.П. Щепин [15].

Важное значение имеет теоретическая основа третичной профилактики как комплекса реабилитационных и компенсирующих мер, которые могут быть направлены на коррекцию отрицательного влияния уже имеющегося заболевания, его осложнений [16].

Все большее значение приобретает готовность специалистов к организации и проведению индивидуального профилактического консультирования, групповой и массовой формы профилактической работы с населением, организации и ведения школ здоровья, использованию методов гигиенического воспитания, медицинских профилактических осмотров, организации и проведению профилактической работы в центрах медицинской профилактики [17].

Несмотря на тот важный факт, что каждое из рассмотренных направлений содействует качеству оказания первичной медико-санитарной помощи, профилактика заболеваний является стратегической задачей системы здравоохранения, а подготовка молодых специалистов в данном направлении является определенно недостаточной [18].

Результаты исследования содержания учебных дисциплин показывают объективную необходимость соблюдения принципа преемственности в подготовке врачей в проведении профилактического медицинского осмотра, диспансеризации, диспансерного наблюдения, в проведении мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Заключение

В результате исследования проведена систематизация данных по проблеме подготовки специалистов к выполнению трудовых функций врача-терапевта к оказанию первичной медико-санитарной помощи на разных уровнях медицинского образования.

Анализ содержания программ учебных дисциплин позволил констатировать следующее:

– в учебные планы образовательных программ желательно включение дисциплин, обеспечивающих подготовку обучающихся к выполнению указанных трудовых функций, регламентированных профессиональным стандартом;

– в содержании учебных дисциплин должны входить знания, обеспечивающие формирование необходимых умений врача в выполнении указанных трудовых функций;

– структура и содержание программ подготовки обучающихся к профилактической деятельности должна разрабатываться с учетом требований принципа преемственности знаний разных уровней медицинского образования.

Результаты исследования показали, что разработка образовательных программ должна осуществляться в соответствии с трудовыми функциями профессиональных стандартов, что уже имеет свое начало с введением дисциплин, касающихся профилактики заболеваний.

×

About the authors

Svetlana Yurievna Astanina

National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine of the Ministry of Health of Russia

Author for correspondence.
Email: astanina@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor of Public Health and Methods of Vocational Education Department, head of Methodological Accreditation and Simulation Center

Russian Federation, Moscow

Ruslan Nikolaevich Shepel

National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine of the Ministry of Health of Russia

Email: r.n.shepel@mail.ru

candidate of medical sciences, deputy director for medical activities development

Russian Federation, Moscow

Oksana Mikhailovna Drapkina

National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine of the Ministry of Health of Russia

Email: gnicpm@gnicpm.ru

doctor of medical sciences, professor, academician of the Russian Academy of Sciences, director

Russian Federation, Moscow

References

  1. Задворная О.Л. Проблемы и направления развития первичной медико-санитарной помощи // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 3. С. 653–672. doi: 10.24412/2312-2935-2021-3-653-672.
  2. Фомичева М.Л., Жиленко Е.Л., Евдаков В.А. Система медицинской профилактики: основные проблемы // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. № 4. С. 85–95.
  3. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С. Инновационное обучение в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3–5. С. 582.
  4. Драпкина О.М., Концевая А.В., Калинина А.М. и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022 // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 4. С. 5–232. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3235.
  5. Стародубов В.И., Алексеенко С.Н., Соболева Н.П. Подготовка студентов медицинских вузов в области профилактики как приоритетная проблема здравоохранения // Кубанский научный медицинский вестник. 2011. № 6 (129). С. 8–14.
  6. Лукъянцева Д.В., Маркова Я.В. Организация системы непрерывного медицинского образования как важнейшая составляющая процесса обеспечения качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. № 1–2. С. 28–35.
  7. Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Мониторинг качества содержания программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 5S. P. 7–16. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3514.
  8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400809597.
  9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
  10. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В., Красникова Н.В., Беляева Ю.Н. Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 7–1. С. 166–169.
  11. Малов И.В., Калягин А.Н., Щербатых А.В., Горяев Ю.А., Бараховская Т.В. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2017. № 2. С. 53–55.
  12. Дрешер Ю.Н. Как оценить качество подготовки специалиста // Образовательные технологии (г. Москва). 2014. № 2. С. 80–91.
  13. Карабашева И.Р. Организационные основы первичной медико-санитарной помощи // Евразийский научный журнал. 2017. № 11. С. 89–91.
  14. Прохоренко Н.Ф., Гапонова Е.А., Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи // ОргЗдрав: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5, № 4. С. 20–42. doi: 10.24411/2411-8621-2019-14002.
  15. Щепин О.П. Роль диспансеризации в снижении заболеваемости населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 1. С. 3–7.
  16. Агапитов А.Е., Пивень Д.В. Первичная медицинская профилактика в структуре профилактической медицины // Менеджер здравоохранения. 2010. № 6. С. 26–33.
  17. Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Баймаков Е.А., Алуф О.Б. Организация додипломной подготовки врачей для работы с населением по формированию здорового образа жизни // Гигиена и санитария. 2017. № 4. С. 396–399. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-4-396-399.
  18. Стародубов В.И., Соболева Н.П., Алексеенко С.Н., Гуревич К.Г., Савченко Е.Д. Подготовка студентов, получающих высшее образование в области профилактики в медицинской образовательной организации // Сеченовский вестник. 2016. № 2 (24). С. 33–38.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Astanina S.Y., Shepel R.N., Drapkina O.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies