FBI and Ku Klux Klan: the main factors and features of countering extremism in the United States of the 1960s and 1970s

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The period of the 1960s and 1970s in the United States of America was saturated with rallies, murders and terror on racial grounds. The Ku Klux Klan, a national terrorist organization that has been reborn in the United States more than once, is most responsible for this. The national security of the United States was under threat, the FBI, the CIA and the government, interacting with each other, tried their best to stop such incidents. The paper examines the activities of the FBI, its director John Edgar Hoover, in the United States to counter the Ku Klux Klan from the moment of their third revival in 1960 to the end of the 1970s, when the activities of the Klan had already been discontinued: thanks to FBI agents who infiltrated the headquarters of the key figures of the Klan, which, in particular subsequently, for years were introduced into large groups of the Klan, it was possible to eliminate one of the largest problems that violated the security of citizens of the United States of America in this period of time. The paper also examines specifics of the interaction between the FBI and the government, which largely affected the activities of the former in the fight against the Ku Klux Klan, where the shift in emphasis of domestic policy and the confrontation between the cabinets «untied the hands» of the Klan members.

Full Text

Полноценная борьба Федерального бюро расследований с Ку-клукс-кланом началась в первой половине XX века и в 1924 году была возглавлена Джоном Эдгаром Гувером [1, с. 309]. Однако начало систематического противодействия властей Ку-клукс-клану уходит в далёкое прошлое – в шестидесятые годы XIX века, а именно в южные и центральные штаты Соединённых Штатов Америки после событий гражданской войны, но официально деятельность этой организации была запрещена и прекращена до начала XX века лишь в 1877 году при 19-м президенте США Улиссе Гранте, который издал сотни актов о деятельности Клана [2, p. 56].

Федеральное расследование возрождающегося расистского движения также требовало творческих подходов. Ку-клукс-клан (ККК), не проявлявший активности, начиная с конца 1800-х годов, был возрожден как мера противодействия улучшению экономического положения афроамериканского населения в период Первой мировой войны. Ещё одним фактором, привлекшим внимание федеральных агентов к деятельности Клана, стали попытки связать его расистскую идеологию с участием США в войне. Так, члены Клана несколько раз срывали работу призывных пунктов, принимавших большое количество добровольцев из числа национальных меньшинств. Тем не менее большинство преступлений, инкриминируемых ККК, не были федеральными, поэтому Бюро не могло заниматься ими. Эта ситуация меняется в феврале 1915 г. с выходом фильма Д.В. Гриффита «Рождение нации». Фильм, созданный при помощи ККК и пронизанный расистскими идеями о превосходстве белой расы, привёл к серии беспорядков в Лос-Анджелесе и менее крупным локальным столкновениям между членами Клана и сочувствующими с чернокожим населением и не разделявшими расистскую риторику белыми [3, p. 16–20]. С этого времени ФБР начинает собирать обширное досье на ККК и следить за его наиболее известными лидерами. Тем не менее никакого активного сопротивления Клану в период Первой мировой не оказывается. Документы говорят лишь об отдельных акциях со стороны Бюро. Так, например, в 1918 г. агенты в Бирмингеме спасают от расправы чернокожего, собиравшегося жениться на белой девушке [4]. В июне того же 1918 г. одна из лож ККК угрожает организации рабочих под названием «Рыцари труда», причины угроз: совпадение названия этой организации с одной из малых лож Юга и наличие в ней чернокожих рабочих. Бюро обеспечивает охрану «Рыцарей труда» до тех пор, пока Клан не теряет к ним интерес [5]. Наиболее крупной победой раннего ФБР в этот период можно считать привлечение луизианского «Великого рыцаря» ККК к суду с помощью «закона Манна» [6]. Лишь с начала 20-х гг. Бюро начинает активнее противодействовать членам ККК. Итогом этой работы становится почти полный разгром Клана после громкого ареста и последующего суда над идеологом этой организации – Эдвардом Янгом Кларком, а также руководителями ячеек в южных штатах. Таким образом, в 1930–1940-х активная деятельность Ку-клукс-клана почти остановилась [7, p. 56–73].

Следует обозначить, что деятельность ФБР – это деятельность от имени министерства юстиции и президента, осуществляемая Бюро до 1972 года Джоном Эдгаром Гувером – первым директором ФБР на протяжении практически полувека [8]. Также отметим, что и Гувер, и Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (34-й президент США) до 1956 года полагали, что от Ку-клукс-клана остались только «тлеющие угли» [9], первые сигналы о том, что ситуация изменилась, появились в 1954 году после дела Брауна (дело Оливера Брауна против Совета по вопросам образования), в котором была объявлена интеграция цветной молодёжи в государственные средние школы. До этого момента у афроамериканцев были свои отдельные территории, свои церкви, а также свои школы, но после этих решений правительства белые рабочие стали бояться, что теперь афроамериканцы «отнимут их хлеб». Данный инцидент стал прологом к очередному возрождению Ку-клукс-клана [10, с. 44].

Выше отмечалось, что Ку-клукс-клан неоднократно возрождался, в 1960-х годах он был восстановлен на фоне инициатив администрации Джона Кеннеди, а затем и Линдона Джонсона по отмене сегрегации цветного (преимущественно чернокожего) населения в ряде штатов и имел целью через террор воздействовать на активистов борьбы за гражданские права [11].

В деятельность Федерального Бюро расследования в США 1960-х годах входило не только преследование, предупреждение и предотвращение деятельности Ку-клукс-клана, а также предотвращение возможных последствий митингов борющихся за гражданские права меньшинств в Соединённых Штатах Америки, а также слежка за лидерами этих движений и контроль их деятельности [12].

Белое население на тот момент не могло представить себе возможность более близкой коммуникации с афроамериканским населением, но следует отметить, что ФБР в своих отчётах, как и президенты в своих указах, на протяжении нескольких десятилетий не представляли границы между белыми и афроамериканцами. Бюро строго и чётко исполняло указы президента США, следило за каждым лидером движения, а также за его приближенными, значительно выходя за правовые рамки законов США в области проведения расследований [13, с. 201].

После избрания Джона Кеннеди президентом в работе ФБР появились новые направления, тесно увязанные с внутриполитическим курсом хозяина «Овального кабинета», однако их воплощение наталкивалось на целый ряд противоречий. Важным моментом здесь является противостояние брата Джона Кеннеди – генерального прокурора (в США он возглавляет министерство юстиции) Роберта Кеннеди, который хотел, чтобы ФБР больше внимания уделяло организованной преступности, рассматривало дела о вымогательствах, рэкете и т.д. В целом Роберт Кеннеди пытался восстановить контроль министерства юстиции над ФБР, чего Гувер, добившийся во времена Франклина Рузвельта автономности своего ведомства, допускать не хотел. В итоге это противостояние на несколько лет усложнило работу обоих ведомств. Генеральный прокурор и 35-й президент США не понимали расточительности Гувера касательно национальной безопасности Америки, считали, что директор ФБР, сосредоточившийся на контрразведывательной деятельности, растрачивает силы и ресурсы не на актуальные на тот момент действия. В свою очередь Эдгар Гувер полагал, что братья Кеннеди недооценивают угрозы для страны со стороны разведки СССР и других государств и распыляют усилия его Бюро на задачи, с которыми (при условном руководстве ФБР) может справиться полиция штатов и крупных городов, а также офисы шерифов [14, с. 74]. Профессиональные разногласия привели к возникновению стойкой личной неприязни, Роберт Кеннеди и Дж. Эдгар Гувер практически не могли коммуницировать тет-а-тет, что в целом вредило правоохранительной и контрразведывательной сфере. В качестве компромисса было принято решение о назначении агента ФБР Кортни Эванса официальным «связным» между офисом директора и генерального прокурора. Такая ситуация продлится на протяжении всего президентства Джона Кеннеди [15].

Вполне естественно, что это противостояние между министерством юстиции и руководством ФБР буквально задвигало на задний план все остальные темы для обсуждения, в том числе и систематическое противодействие Ку-клукс-клану, которое на фоне инициатив президента и развития «Движения за гражданские права» Мартина Лютера Кинга приобретало важное политическое значение.

Так, например, в мае 1961 года прошла акция «Рейсов свободы», где белые и афроамериканцы ездили в одном автобусе в южных штатах и выступали с лозунгами о десегрегации. ФБР знало о рейсах, а также о том, что Ку-клукс-клан и лояльная ему полиция южных штатов готовили засаду на демонстрантов и планировали буквально «избить их до полусмерти». Тем не менее Гувер сообщил в министерство юстиции лишь самую общую информацию об этой ситуации. Вместо того чтобы сосредоточиться в своём докладе на подготовке членами Клана погромов и избиений участников акции при прямом соучастии полиции, он акцентировал внимание на возможной связи «Рейсов свободы» и активности ячейки «Коммунистической партии США» в Алабаме. Прямые приказы Министерства юстиции о необходимости защищать участников рейсов и вовсе были проигнорированы под предлогом «достаточности усилий полиции» [16].

Проанализировав данную ситуацию, мы можем сделать вывод, что ФБР старалось добиться зримого превосходства своего авторитета над министерством юстиции и новой администрации, откровенно торпедируя их инициативы и продолжая делать ставку на консервативных политиков обеих партий, которые были ядром поддержки этой спецслужбы в Конгрессе [17, p. 222, 290, 305]. С учётом значительного политического веса Бюро и его директора, а также в силу сформировавшегося во времена Рузвельта «компромисса», согласно которому ФБР обеспечивало внутреннюю безопасность и выполняло функции «политической разведки» для президентов, снабжая их информацией обо всех критиках, а в обмен сохраняло автономность от министерства юстиции и независимость в выборе методов своей работы [18, p. 147–151] принудить это ведомство к работе по новым направлениям было крайне сложно. Игнорируя угрозу Ку-клукс-клана, ФБР подчёркивало свою уникальную роль и независимость. Данный подход буквально «развязал руки» Ку-клукс-клану, приведя к разрастанию этой организации и вспышкам насилия по всему Югу США, а также в ряде центральных штатов. Эта ситуация вредила имиджу ФБР в глазах общества и власти, грозя окончательно разрушить «договор» между ведомством Гувера и администрацией президента. Поэтому Бюро было вынуждено постепенно включиться в систематическую борьбу с Кланом. В качестве последующих оправданий политики своей службы в это время Гувер будет ссылаться на необходимость надзора и работы по другим активным общественным организациям разного толка и на нехватку у Бюро ресурсов для работы по всем направлениям [19, p. 313].

Новое проявление конфликта между Гувером и Робертом Кеннеди произошло в сентябре 1962 года, когда афроамериканец Джеймс Мередит попытался поступить в сегрегированный университет Миссисипи. В ответ на это Ку-клукс-клан организовал демонстрации расистски настроенного белого населения, которые быстро начали перерастать в столкновения между сторонниками и противниками сегрегации. Роберт Кеннеди потребовал незамедлительного ответа ФБР и ареста зачинщиков беспорядков из Клана. Однако Дж. Эдгар Гувер в ответном письме заявил, что «без веских оснований задержания активистов любой из сторон приведут к эскалации» [13, с. 273]. В итоге ситуация была разрешена личным вмешательством президента и генерального прокурора, а также привлечением войск Национальной гвардии и федеральных маршалов для охраны Мередита [20, p. 562].

Таким образом, мы наблюдаем уже второй пример пассивности Бюро по отношению к Ку-клукс-клану в начале 1960-х годов на фоне конфликта между ФБР и офисом генерального прокурора. Разворачивающееся «Движение за гражданские права» во главе с Мартином Лютером Кингом набиравшее вес в обществе, также требовало внимания властей. Хотя братья Кеннеди стремились к налаживанию отношений с Кингом, именно они были инициаторами установки наблюдения за ним со стороны ФБР.

Стоит отметить, что и эта тема стала одним из векторов противостояния между директором ФБР и генеральным прокурором. После первых распоряжений о наблюдении за Кингом ФБР высказало пожелания об установлении неограниченного наблюдения за ним. Однако Роберт Кеннеди, всё ещё надеявшийся заручиться поддержкой «Движения за гражданские права», всячески игнорировал эти просьбы, ссылаясь на достаточность установленного ограниченного наблюдения. В ответ на это Гувер в начале осени 1963 г. сообщил конгрессменам из профильных комитетов о выявленных Бюро фактах связи М. Кинга с коммунистами. Широкое распространение этой информации среди законодателей на фоне переговоров между администрацией президента и лидером афроамериканских активистов серьёзно вредило и позиции генерального прокурора и давало дополнительное «оружие» противникам десегрегации в Конгрессе, которые были одними из главных союзников этого ведомства в американском парламенте. В итоге 10 октября 1963 года Роберт Кеннеди вынужденно одобрил просьбы Гувера о неограниченном электронном наблюдении за Кингом, Бюро добивалось продолжительное время [13, с. 313]. Это разрешение, о котором по своим каналам вскоре был проинформирован Кинг, привело к охлаждению отношений между «Движением за гражданские права» и Белым домом.

С приходом к власти Линдона Джонсона, после убийства Кеннеди, конфликты на расовой почве значительно обострились. Так, 27 февраля 1964 года, Джонсон приказал Гуверу заняться делом об убийствах на расовой почве в городе Святого Августина во Флориде, а также взрывом на Восточной железной дороге Флориды. Подобные акции больно били по авторитету нового президента, а потому Джонсон фактически дал федеральным агентам карт-бланш на решение ситуации с беспорядками на расовой почве. Хотя ситуация в стране стала сложнее, отношения Белого дома и ФБР значительно улучшились. Джонсон в значительной мере опирался на авторитет и возможности ФБР и его директора, с самим Гувером его связывали неплохие личные дружеские отношения, сформировавшиеся на профессиональной почве в начале карьеры Линдона Джонсона [21, p. 77, 127]. Ярким проявлением этих перемен стало то, что вопреки нормам о предельном возрасте в пребывания на государственной службе в 70 лет, Гувер, в 1964 г. достигший этой даты, остался на посту по особому указу президента, в котором это требование закона откладывалось на неопределённый срок. Стоит отметить, что в обосновании такого решения Джонсон ссылался в том числе на нерешённость расовых проблем и всплеск белого и чёрного расизма [22]. Также добавим, что Гувер подогревал страхи президента, что Роберт Кеннеди и его сторонники снова хотят занять Белый Дом. Джонсон, в свою очередь, сотрудничал с Гувером, чтобы отлучить генерального прокурора от власти.

21 июня 1964 года исчезли три члена движения за гражданские права, сбежав из тюрьмы в Филадельфии. Спустя несколько дней был найден подожжённый автомобиль, и троих сбежавших стали считать мёртвыми. Джонсон поручил данное дело ФБР, однако выяснилось, что в штате Миссисипи на самом деле не хватает федеральных агентов для разрешения ещё полудюжины подобных трудных случаев. Члены Ку-клукс-клана были среди начальников полиции, шерифов [13, с. 316], тогда Линдон Джонсон дал распоряжение директору усилить контингент его ведомства в Миссисипи, чтобы постепенно свести к нулю активность Клана хотя бы на данной территории (что было крайне затруднительно) [5, p. 301].

Вероятнее всего, Джонсон полагал, что эффективнее будет прислать 50 или 100 человек из ФБР в штат Миссисипи для устрашения членов Ку-клукс-клана, нежели взывать к полиции или присылать солдат Национальной гвардии для подавления бунтов. Действительно, опасными действия Ку-клукс-клана стали считаться и восприниматься всерьёз лишь при президенте Линдоне Джонсоне. Лишь при нём началась открытое противостояние с Ку-клукс-кланом. Связано это и с радикализацией настроений среди как противников, так и сторонников сегрегации, так и с изменением отношений между Белым домом, министерством юстиции и ФБР.

Первым большим успехом агентов становится вербовка Делмара Денниса, христианского проповедника и члена Ку-клукс-клана. Отличавшийся фотографической памятью Деннис на протяжении нескольких лет сотрудничал с Бюро и был в числе наиболее значимых свидетелей против Клана в шт. Миссисипи. В итоге он был одним из самых высокооплачиваемых осведомителей Бюро, не имевших отношения к противодействию разведкам иностранных государств [23, p. 5–13, 175].

Именно с Миссисипи начинается работа по одной из самых масштабных составляющих программы COINTELPRO – программы «Белая ненависть». Она была принята 2 сентября 1964 года и длилась 7 лет.

Запуск в рамках COINTELPRO «Белой ненависти» привёл к развитию системной работы по противодействию Ку-клукс-клану. Только за осень 1964 года в течение нескольких недель были проведены допросы всех известных членов данной организации, началась активная вербовка новых осведомителей на разных уровнях и массовые аресты пока ещё преимущественно рядовых участников. Данные действия глубоко посеяли «семя недоверия» членов Клана друг к другу. Было неясно, кто является двойным агентом, а кто – нет. ФБР устанавливало жучки и иную прослушивающую аппаратуру, на массовой основе проводило обыски, в том числе и незаконные, выкрадывало списки организации и т.д. Однажды в процессе этой работы удалось даже конфисковать динамит, позднее приобщённый к одному из дел [13, с. 310].

Данная контрразведывательная программа также была направлена на выявление возможных коммунистов среди членов Клана. В процессе расследования в рамках программ «Белая ненависть» и «Чёрная ненависть» ФБР выяснило, что значительная часть активистов «Движения за гражданские права» интересовалась Советским Союзом и его идеологией, а также Кубой. История революции 1917 г. и кубинской революции рассматривалась наиболее радикальными активистами как возможный образец для действий афроамериканцев в борьбе за улучшение своего положения. В контексте холодной войны это привело к тому, что даже на пике расследований программы «Белая ненависть» членов Клана и других расистских арестовывалось меньше, чем участников «Движения за гражданские права» или афроамериканских националистов [13, с. 489].

Новый виток расовой напряжённости пришёлся на сентябрь 1964 года и развивался на улицах Нью-Йорка. ФБР предположило, что эти беспорядки были инициированы коммунистами, однако впоследствии были поддержаны, что привело к усилению давления на все «левые» силы в стране [24].

Вскоре после того как властям с трудом удалось подавить эти беспорядки, разыгралось ещё одно громкое дело на расовой почве. 25 марта 1965 года гражданская активистка Виола Льюццо и активист-афроамериканец были застрелены ночью на шоссе. Федеральные агенты быстро выяснили, что убийство было совершено тремя ку-клукс-клановцами, вместе с которыми в одном автомобиле ехал тайный осведомитель ФБР Гэри Томас Роу. Благодаря этому президент Джонсон уже через 24 часа выступил с объявлением об аресте 4-х членов этой организации, естественно, не рассекречивая тайного осведомителя. Как показывают исследования, это дело фактически было завершено через 2 часа после убийства. Это дело было подано как неоспоримая победа ФБР над Ку-клукс-кланом, значительно повлиявшее на восприятие афроамериканцами президента [13, с. 512].

Репутация и структура Ку-клукс-клана была сильно подорвана этими происшествиями в конце 60-х годов XX века в сравнении с предыдущим десятилетием. Его деятельность постепенно угасала, на всех уровнях организации были агенты ФБР, которые тщательно следили за каждым сказанным словом члена Клана. Помимо прочего, внимание ФБР было сосредоточено на войне во Вьетнаме, также неоднозначно воспринятой Ку-клукс-кланом и стало дополнительным вектором давления на него.

17 августа 1965 года в Новом Орлеане произошла одна из последних вспышек активности Ку-клукс-клана: афроамериканцы и гражданские активисты устроили пикеты в защиту своих прав и свобод в ряде местных заведений Нового Орлеана, однако около 100 членов Ку-клукс-клана вышли подавить их выступления [25].

Подробная информация об этой и многих других акциях содержится в отчётах ФБР по Ку-клукс-клану под номером 173–201. Дело представляет собой целую серию документов, зашитых в единую папку. Следует отметить, что большая часть документов перечеркнута сплошным маркером и не содержит имён, а в некоторых случаях даже дат. Однако 1 сентября 1965 года в документах присутствуют ещё и подчёркнутые слова и выражения, в которых выделяется активность Ку-клукс-клана в Нью-Йорке.

Так, агенты, говоря об беспорядках, постоянно указывают, что они проходили «вспышками» и что дальнейшего «разгорания» не происходило. Тем самым подчёркивается, в том числе и для возможных будущих исследователей, что ситуация была под контролем ФБР и полиции [26].

Таким образом, попытки наиболее радикальных членов террористической организации в Соединённых Штатах Америки проводить борьбу против афроамериканцев и иных меньшинств, а также различных борцов за гражданские права не увенчались особым успехом. После стремительного вступления ФБР в системное противостояние с Кланом, его моральные и физические силы быстро были подорваны, и к концу 1960-х деятельность этой организации заметно пошла на спад.

Репутация Ку-клукс-клана среди широких масс населения также была сильно подорвана всеми происшествиями 1960-х гг. В сравнении с предыдущим десятилетием их деятельность постепенно угасала, поддержка уменьшалась, а деятельность организации была законодательно запрещена.

К 1970-м ситуация в ФБР значительно изменилась. Между директором и президентом Ричардом Никсоном были крайне напряжённые профессиональные и личные отношения, связанные с нежеланием и невозможностью для Бюро в полной мере удовлетворять желания Белого дома в части организации широкой слежки как за различными критиками политики президента, так и за простыми американцами для укрепления внутренней безопасности. Что касается противостояния с Ку-клукс-кланом, оно отошло далеко на второй план в приоритетах Бюро. Во многом это связано с тем, что благодаря агентам ФБР к 1970 году крупная организация Ку-клукс-клана распалась на ряд более мелких, враждующих между собой [27, с. 292]. Всех членов Клана (под различными наименованиями) числилось около 37 тыс. чел. Стоит отметить, что эта цифра довольна скромна (по сравнению с 5 млн чел. несколькими десятками лет ранее), на митингах в членов Клана бросали помидоры, лук и прочее, что могло попасться под руку. Вторая волна активности членов Клана в XX веке постепенно угасла, но часть агентов ФБР оставалась в их рядах для контроля ситуации [28].

25 сентября 1972 года Никсоном была выпущена секретная директива, направленная на реализацию контртеррористических действий – Бюро вторгалось на частные территории различных националистически настроенных организаций. В основном действие этой директивы на фоне ухудшения отношений США с арабскими государствами было направлено на сообщества американских палестинцев по всей Америке: так, в Далласе агентам удалось похитить досье членов организации «Арабская лига образования», установить личности членов и депортировать их из страны. ФБР организовало секретную «Группу 47» под командованием спецагента Джона Кирни, которая вторгалась в штабы националистических групп, в том числе и Ку-клукс-клана, однако улики крайне редко позволяли проводить аресты, а впоследствии действия «Группы 47» к подробному расследованию в Конгрессе и реформированию целого отдела ФБР.

К 1975 году членов Клана, по подсчётам ФБР, осталось 6500 человек, но уже к 1979 году их число выросло до 10 тыс. человек. Тем не менее Бюро не сразу среагировало на новый всплеск активности Клана. Это связано с серьёзными внутренними перипетиями. В 1972 г. умирает Дж. Эдгар Гувер, затем разгорается знаменитый «Уотергейтский скандал» (1972–1974 гг.), в 1975 г. начинает работу «Специальный комитет Сената США по изучению правительственных операций в отношении разведывательной деятельности» (более известный по фамилии своего руководителя как «Комитет Чёрча»), подвергнувший основные спецслужбы США тщательному расследованию их деятельности и связанных с ней нарушений законодательства. ФБР было одним из центральных объектов разбирательств «Комитета Чёрча». Наконец, 1970-е и 1980-е гг. – это время частой смены директоров ФБР, которые были вынуждены уходить или увольнялись на фоне тех кризисов, что переживала эта служба [18].

В этих сложных условиях Федеральное бюро расследований продолжало свою работу по Клану и с середины 1970-х рассматривало идею о полном, тотальном роспуске Клана. Была применена уже оправдавшая ожидания практика внедрения агентов ФБР в ряды членов Ку-клукс-клана, где в дальнейшем агенты, вступив в организацию, «сталкивали лбами» лидеров группировки, подрывали их деятельность и провоцировали на более решительные действия, после которых арест членов было гораздо проще осуществить. Такая практика снизила и без того невысокий авторитет террористической группировки, в результате чего Клан привлекал всё меньше новых лиц в свои ряды. Также были задействованы агенты, которые не один год являлись членами Ку-клукс-клана и ждали распоряжений. Постепенно благодаря действиям правительства США и ФБР главные идеологи террористической группировки были арестованы, и клановское движение не получило дальнейшего распространения. Численность организации продолжала сокращаться, и на рубеже 1980-х – 1990-х гг. системная работа по ней будет окончена [29, с. 76–79].

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать ряд выводов. Прежде всего, после периодов активной работы по Ку-клукс-клану в начале XX века ФБР с явной неохотой взялось за системное противодействие этой организации в 1960-х гг. На наш взгляд, это связано с рядом факторов. Бюро и его директор опирались на консервативных политиков от обеих партий в Конгрессе и правительстве, многие из которых (в особенности выходцы с Юга) сами были членами Клана или имели с ним связи. В силу этого ФБР, с одной стороны, выступало в начале 60-х гг. скорее в поддержку сохранения сегрегации, что достаточно явно видно и в пассивности этой организации, и в риторике её директора, с другой стороны, системная работа по Ку-клукс-клану грозила опасными разоблачениями и утратой покровителей Бюро на разных уровнях власти. Вместе с тем вопрос о Ку-клукс-клане успешно использовался Дж. Эдгаром Гувером как один из инструментов в ведомственной и личной конфронтации Бюро с генеральным прокурором Робертом Кеннеди, стремившимся не только изменить привычные для ФБР направления работы, но и в целом вернуть контроль министерства юстиции над этой службой в 1930-е – 1940 гг. ставшей, по сути, автономной.

Изменение ситуации и начало полноценного противодействия Клану связано с рядом изменений. Прежде всего, нарастание напряжённости и расовых беспорядков в стране сделало для ФБР невозможным игнорировать жестокие акции белых расистов, поскольку они вели к ответным действиям афроамериканцев и в целом к радикализации настроений в стране. При всей «нелюбви» и подозрительности ФБР к «Движению за гражданские права» в обществе созрел явный и сильный запрос на перемены и, прежде всего, на отмену сегрегации, что Бюро, при всей своей консервативности, не могло игнорировать. Острота вопроса прямо влияла на положение нового президента Линдона Джонсона, который, во многом вопреки своим личным взглядам, был вынужден системно продолжать политику Джона Кеннеди по десегрегации южных штатов. Тесная институциональная связь ФБР с Белым домом, для которого оно служило политической разведкой в обмен на гарантии секретности и условной «безопасности», вместе с более лояльной позицией самого президента требовало от Бюро для сохранения своего положения начать системную работу против Ку-клукс-клана и иных организаций белых расистов. Как мы увидели, эта работа была проведена со всеми особенностями, присущими работе этого ведомства в те годы. Создание «COINTELPRO – «Белая ненависть» привело к тому, что организация, действительно, была быстро разрушена изнутри, однако нельзя не отметить, что этот успех достигался зачастую антиконституционными методами, идущими вразрез с принятыми в США правовыми доктринами и пониманием концепции прав и свобод. Вместе с тем перемены в ситуации развязали руки ФБР в этот период, поскольку наиболее прозорливые политики из числа сочувствующих Клану прагматично разорвали все связи с этой организацией, быстро поставленной вне закона. Таким образом, новая политика администрации Джонсона и накал социальной напряжённости сделали возможным противодействие Клану, без значимого ущерба для отношений ФБР с его «покровителями» из числа консервативных политиков. Таким образом, в рамках данного исследования нами прослежены все основные факторы в работе федеральных агентов по противодействию Ку-клукс-клану в 1960-х – 70-х гг., приведшие к фактическому развалу этой организации и вырождению её в мелкие локальные маргинальные группировки, активные и по сей день, но уже не представляющие единой структуры и значимой угрозы для внутренней безопасности.

×

About the authors

Daria Yurievna Selifontova

Samara State Technical University

Email: selifontova.d@mail.ru

laboratory assistant of research sector of Philosophy, Social Sciences and Humanities Department

Russian Federation, Samara

Yaroslav Aleksandrovich Levin

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: yaroslavlevin1992@mail.ru

candidate of historical sciences, associate professor of Philosophy, Social Sciences and Humanities Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Гувер Джон Эдгар // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А.М. Прохорова. Т. 7. Гоголь – дебит. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 432.
  2. Ingalls R.P. Hoods: the story of the Ku Klux Klan. N.Y.: G.P. Putnam's Sons, 1979. 127 p.
  3. Bullard S. The Ku Klux Klan: a history of racism and violence. Diane Publishing, 1998. 64 p.
  4. The FBI versus the Klan. Part 1: Let the investigations begin [Internet] // The Federal Bureau of Investigation. https://archives.fbi.gov/archives/news/stories/2010/february/the-fbi-versus-the-klan-part-1.
  5. Drabble J. To ensure domestic tranquility: the FBI, COINTELPRO-White hate and political discourse, 1964–1971 // Journal of American Studies. Vol. 38, № 2. P. 297–328. doi: 10.1017/s002187580400845x.
  6. NARA. Record Group 65. FBI. File: 105–71801 (The Ku Klux Klan (KKK)). Part 1. Civil rights section. General investigative division. 14 November 1963.
  7. Newton M. The FBI and the Klan: a critical history. Jefferson: McFarland & Company, 2005. 240 p.
  8. Cartha D.J. Edgar Hoover, 33, grand cross fidelity bravery integrity // The Scottish Rite Journal. 1995. № 5. P. 25.
  9. Popov D. Spy/counterspy; the autobiography of Dusko Popov. Greenwich: Fawcett, 1974. 339 p.
  10. Шумаков А.А. Диалектика развития движения за права чернокожих в США в 60-е гг. XX в. на примере выдающихся его представителей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. Т. 27, № 2. С. 44–64.
  11. Бовал В. Ку-клукс-клан: История «Белого движения» [Электронный ресурс] // Военное обозрение. 2012. https://topwar.ru/22393-ku-kluks-klan-istoriya-belogo-dvizheniya.html.
  12. NARA. Record Group 65, Federal Bureau of Investigation, File: 173–2015 (The Ku Klux Klan (KKK)). Part 3. Memo for the SAC Goodwin. 15 May 1919.
  13. Вейнер Т. ФБР. Правдивая история / пер. с англ. Л.А. Карповой. М.: Центрполиграф, 2014. 557 с.
  14. Тараборелли Д.Э. Фрэнк Синатра. «Я делал все по-своему». М.: Эксмо, 2016. 576 с.
  15. NARA. Record Group 65. FBI. File: 173–2015 (The Ku Klux Klan (KKK)). Part 1. Racial situation, Bogalusa, Louisiana racial matters. 1 September 1965.
  16. NARA. Record Group 65. FBI. File: 173–2015 (The Ku Klux Klan (KKK)). Part 1. Hoover to Assistant Attorney General. 24 May 1961.
  17. Cohodas N. Strom Thurmond and the politics of southern change. N.Y.: Simon & Schuster, 1994. 574 p.
  18. Theoharis A.G. Chapter 4. FBI: oversight and liaison relationships // The FBI: a comprehensive reference guide / ed. A. Theoharis. New York: Oryx Press, 1999. P. 143–166.
  19. Theoharis A.G., Cox J.S. The boss: J. Edgar Hoover and the Great American Inquisition. New York: Diane Publishing, 1998. 489 p.
  20. Branch T. Parting the waters: America in the King Years, 1954–1963. New York, 1988. 1064 p.
  21. Kotz N. Judgment days: Lyndon Baines Johnson, Martin Luther King, Jr., and the laws that changed America. New York, 2005. 522 p.
  22. Бурт В. Грязная история [Электронный ресурс] // Столетие. 2018. https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/graznaja_rabota_383.htm.
  23. McIlhany W.H. Klandestine: the untold story of Delmar Dennis and his role in the FBI's war against the Ku Klux Klan. New York, 1975. 255 p.
  24. U.S. Department of justice. Report to the attorny general of the state of Mississippi. June 21, 1964.
  25. NARA. Record Group 65. FBI. File: 173–201 (The Ku Klux Klan (KKK)). Part 1. Air mail to director FBI. 24 September 1965.
  26. NARA. Record Group 65. FBI. File: 173–73 (The Ku Klux Klan (KKK)). Part 1. Et Al victim racial matters – klan. 9 September 1965.
  27. Согрин В.В. США в XX–XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М.: Весь мир, 2015. 592 с.
  28. Прилуцкий В.В. Идеология «групп ненависти» в США: история и современные тенденции // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 12–3. С. 22–27.
  29. Зеленый В.В. Эволюция подходов к решению проблемы терроризма на примере США и России // Власть. 2009. № 12. С. 76–79.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Selifontova D.Y., Levin Y.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies