The problem of the individual’s active civil position development in pedagogical literature

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The significance of educating students in the value attitude to a person, family, society, the state, the homeland, their readiness for social activity to act independently, actualizes the search for effective means of the student’s active civil position development. This paper discusses the features of school students’ active civil position development in pedagogical literature and practice. The author considers such concepts as «active citizenship», «citizenship» and «social activity». The paper emphasizes that the issues of educating a person who is interested in the fate of the Fatherland are highlighted in the works of various researchers, thinkers and teachers. Tracing the history of school students’ active civil position development in pedagogical science, the paper notes that in the 90s of the 20th century in Russia the society had to overcome a number of crisis situations in the socio-political and socio-economic life. As a result, an ideal of a free personality was created; it was believed to be «liberated» from habitual values, from national traditions and any obligations to society. The paper considers three types of civil position: passive, situational and active. Three main components of a civil position are distinguished: cognitive, active, and evaluative-emotional.

Full Text

Процесс формирования активной гражданской позиции школьников тесно связан с понятием гражданского воспитательного идеала, с воспитанием и развитием высоконравственной, духовной личности. Также активная гражданская позиция предполагает, что гражданин России принимает судьбу Родины как свою собственную, полностью понимает и осознает немалую ответственность за то, что происходит в стране. Приверженность определенным духовным и нравственным традициям, ориентир на достижение идеала – это то, что играет немалую роль в формировании активной гражданской позиции. Вопросы воспитания личности, интересующейся судьбой Отечества, освещаются в трудах различных исследователей, мыслителей, педагогов, а история вопроса насчитывает не одно столетие.

XXI век является веком перехода из техногенной цивилизации к антропогенной. Россия XXI века является более открытой, более демократичной по сравнению с Советским Союзом XX века, основа общества является правовой, а управление страной находится не только на уровне правительства, но и на уровне общественного самоуправления.

На почве таких изменений Е.В. Бондаревской была разработана концепция, называемая «человек культуры». Это человек, воспитанный в ценностях гуманистического, свободного общества, стремящийся к самоопределению, способный адаптироваться к быстрым изменениям в обществе и являющийся гражданином своей страны [1, с. 32].

Е.В. Бондаревская считает, что воспитание должно оптимально сочетать как интересы государства и общества, так и интересы самой личности, а результатом такого воспитания станет нравственная, культурная индивидуалистичная личность – достойный гражданин своего отечества, готовый реализовывать свои индивидуальные сильные стороны во благо страны [1, с. 21].

По Е.В. Бондаревской, воспитание реализуется в становлении личности ребенка, однако это внутренний процесс, и со стороны его нельзя форсировать, т.к. личность формируется под действием культурно-событийной среды (историчностью, целостностью, культурной событийностью) [1, с. 22]. Из этого вытекает идея единства сознания и деятельности, воспитания и развития личности [1, с. 23].

Н.Е. Щуркова продолжила идею Бондаревской, несколько развив ее, утверждая, что воспитание обладает не «формующей» функцией, как подразумевалось раньше, а «проводящей». Т.е. педагог должен формировать социальное пространство вокруг ученика и создавать условия для «восхождения» ребенка к современной культуре, что в последующем поспособствует органичному становлению ученика Человеком [2, с. 29].

По Щурковой, Человек – это гармонично развитая личность, обладающая саморефлексией, творческим началом, способной на ответственное и гуманистическое поведение, на самореализацию [2, с. 32].

Г.Н. Филонов считает, что гражданственность формируется в ходе деятельности человека в результате различных базовых, повседневных действий: осознанное уважение к закону, приверженность к общепринятым в обществе нормам и ценностям во всех повседневных сферах деятельности (семья, быт, отношения, труд и т.д.), патриотичность [3, с. 83].

Б.С. Гершунский рассматривает данное явление немного под другим углом – через идеалы. По идее Б.С. Гершунского, ни одно общество не способно достаточно долго функционировать без идеалов. Однако наиболее долгоживущими являются общества, приверженные прогрессивным идеалам, сонаправленным с естественными человеческими устремлениями, такими как свобода, развитие, самореализация, реализация своих интересов и индивидуальных способностей. Однако для этого требуется формирование политической культуры, без которой будет сложно следовать всем этим устремлениям, что является непростой как для человека, так и для общества задачей. Данная культура требует усвоения знаний того, как общество устроено, как оно развилось до нынешнего состояния, каковы способы управления данным обществом, какие есть механизмы реализации прав и обязанностей членов общества, каковы отношения между человеком, обществом и государством в общем [4, с. 4].

Б.Т. Лихачев полагает, что формирование гражданственности происходит в процессе гражданского воспитания, представляющего собой систему отношений по отношению к социуму, отдельным группам и людям, к их поступкам и результатам этих поступков, к общественным явлениям и процессам, к различным вопросам, от локальных до глобальных. Впоследствии это приводит человека к ощущению себя дееспособной личностью, которая может полноценно участвовать во всех сферах жизни общества (политика, социум и т.д.) [5, с. 293–294].

Понятие «активная гражданская позиция» состоит из трех частей: «гражданственность», «гражданская позиция» и «социальная активность».

Понятие «гражданственность» является сложно толкуемым, т.к. обладает достаточно широкими понятийными границами. Это создает дополнительные сложности как для теоретиков педагогической мысли, так и для практиков. Основной сложностью является необходимость каждый раз формулировать определение, т.к. не существует однозначно принятого в научном сообществе определения, хоть оно и «ощущается» знакомым каждому на повседневном уровне.

Для большего понимания понятия гражданственности на территории России стоит обратить внимание на определение понятия «гражданские доблести», к которым В.И. Даль отнес «мирные и миротворные [доблести]; честь, любовь и правду» [6]. В данном определении просматривается то, что приоритетной основой гражданского общества тех времен являлись моральные характеристики, а не правовые и решение конфликтов происходило с точки зрения духовно-нравственных норм, а не правовых.

В своей диссертации Л.В. Кузнецова [7] суммировала, что под гражданственностью в педагогике понимался в первую очередь общественно-государственный патриотизм, взращенный в ходе гражданского воспитания человека обществом, – чувство родства с большой общностью людей, формирующих государство, чувство принадлежности ему, уважение к своей стране, ее нормам и законам, готовность защищать ее и отстаивать ее независимость, участвовать в управлении государством и решении проблем.

А.И. Стронин рассматривал понятие гражданственности с точки зрения морали и моральной составляющей явления. Для него гражданственность – это совокупность обычаев общества и нравственных качеств гражданина. В подтверждение таких идей он приводил тот факт, что понятие гражданственности трансформировалось в соответствии с царствующими в том обществе идеалами (например, аристократическими или демократическими) [8, с. 172].

П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский считали важнейшим признаком гражданственности личности ее готовность разделять высшие цели государства, безвозмездно служить им, а также оказывать всякое положительное влияние на общество [9, с. 23].

Таким образом, под гражданственностью понимается готовность личности к активному участию в различных областях деятельности общества: политической, экономической, социальной, – к которым можно отнести участие в управлении обществом и государством, участие в культурной жизни общества (создание и передача культурных ценностей, развитие культурного фона общества), поддержание политических норм и законопорядка, готовность защищать страну [7].

Е.А. Казаева определяет «гражданскую позицию» как неотъемлемую часть личности, ее характеристику, включающую в себя нормы и ценности, качества личности, соответствующие знания, результатом которых является особое отношение личности к своему родному государству, обществу, в котором он живет, и готовность предпринимать активные действия в повседневной деятельности, направленные на государство и общество [10].

Тогда как Е.А. Казаева относит гражданскую позицию к области личности, Л.А. Байкова рассматривает ее с точки зрения части общей культуры общества и считает ее самой важной составляющей гражданского общества [11, с. 52].

Для З.Я. Капустиной гражданская позиция является одним из направлений развития гражданственности, а также она ее оценивает как проявление патриотичности человека [12, с. 48].

Т.В. Абрамян указывает в своей работе, что гражданская позиция является образующей характеристикой личности, т.к. она определяет, насколько активно (или пассивно) будет проявлять свои качества, какой тип поведения он выберет, насколько он будет осознавать себя и будет ли принимать последствия своих решений [13].

По Г.Я. Грявцевой, гражданская позиция – неотъемлемая сложносоставная черта личности, включающая в себя взгляды, усвоенные нормы поведения, знания, типы поведения в тех или иных ситуациях, нравственность [14].

Для Г.Н. Филонова гражданская позиция – в первую очередь нравственное, моральное взаимодействие личности с другими людьми, находящимися с ним в одной общности: проявление уважения к другим людям, к их взглядам, личным границам, проявление достойного поведения, признание за другими права быть «другими». Филонов считает, что эти черты личности проявляются во всех областях деятельности человека: в труде, в семье и быту, в общении и т.д. [15, с. 47]. Т.е. Г.Н. Филонов смещает акцент на внутреннюю деятельность человека, являющуюся последствием его гражданской позиции; он считает, что именно внутренняя деятельность является причиной всех последующих поступков и решений человека.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности человека посредством социальной активности, действенности личности и проявлений ее гражданских качеств. Активная гражданская позиция предполагает присутствие интереса к общественной работе, инициативу, понимание личной значимости, наличие организаторских и лидерских умений.

Анализ определений гражданской позиции позволяет выделить три ее основные составляющие: когнитивную, деятельностную и оценочно-эмоциональную. Все эти части являются важными, и ни одну нельзя изъять. Подводя итог всего вышесказанного, можно заключить, что гражданская позиция является сложным явлением, представляющим собой систему отношений личности к принципам существования государства и общества, таким как нормы, законы, к себе как к гражданину данного государства и мыслящей личности. Эта система отношений позволяет плодотворно участвовать в жизни общества, а также хранить и преумножать культурные и духовные ценности общества.

По А.В. Петровскому, социальная активность представляет собой жизненную позицию, проявляющуюся в последовательности проявления и реализации своих взглядов, в их отстаивании, в соответствии между мыслями и поступками [16, с. 90].

И.Ф. Харламов считает, что социальная активность – это грамотно полученный еще в детстве опыт взаимодействия с обществом, усвоение норм, способствующих к активному взаимодействию с обществом и системой ценностей. В дальнейшем это взаимодействие приводит к появлению устойчивой картины мира, проявляющейся в последовательных поступках, согласующихся с ценностями личности [17, с. 30].

На то, как человек будет проявлять свою гражданскую позицию, влияет ее деятельностная часть. В исследовании А.А. Соколова выделяет 3 вида гражданской позиции: пассивную, ситуативную и активную [18, с. 111].

Пассивная гражданская позиция необязательно означает бездеятельность. Суть такой позиции – в боязни нового, отказе от собственной инициативы, бездействии, ориентации на стереотипы мышления. Пассивная позиция иногда может даже сопровождаться позитивным отношением к прогрессивным новациям, но тогда, когда они устанавливаются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность. Пассивная гражданская позиция проявляется в дистанцировании от политических и общественных структур, индифферентности по отношению к нормам общества, к своим правам и обязанностям, к происходящим в обществе изменениям. При такой политической позиции привязанности к своей стране не происходит.

Ситуативная гражданская позиция является как бы затормозившей где-то в развитии активной: человек может обладать пониманием происходящего в обществе, или иметь ограниченный интерес к своим правам и обязанностям (и реализовывать их), или не игнорированием норм, или даже привязанностью к стране в определенных ситуациях (например, международных спортивных мероприятиях, где страна показывает отличные результаты), или даже комбинацией нескольких черт, но никогда не полной совокупностью их.

Активная же гражданская позиция проявляется в полноте данных черт, а основными признаками активной позиции является активная и полная реализация человеком его прав и обязанностей. Для этого типа позиции характерна наиболее сильная эмоциональная привязанность человека к своей стране, которая является вектором, задающим направление деятельности этой личности. Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, отмечающее стабильную потребность самостоятельно осмысливать происходящие социальные процессы, стремление сделать жизнь лучше.

Суммируя все вышесказанное, можно сформировать общее определение активной гражданской позиции. Активная гражданская позиция – это приобретаемая человеком в ходе взросления и воспитания совокупность черт, проявляющаяся в активных осознаваемых взаимодействиях человека с обществом, направленных на реализацию своих прав и обязанностей, а также общественных ценностей с учетом как своих, так и общественных интересов.

×

About the authors

Olga N. Pets

Kuzbass Regional Institute for Advanced Studies and Retraining of Education Workers

Author for correspondence.
Email: pec1979@mail.ru

postgraduate student of Psychological and Socio-Pedagogical Support of General and Special (Correctional) Education Department

Russian Federation, Kemerovo

References

  1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
  2. Щуркова Н.Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1980. 99 с.
  3. Основы методики гражданского воспитания в семье и школе / под ред. Г.Н. Филонова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. 142 с.
  4. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. М.: Пед. об-во России, 2001. 459 с.
  5. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт, 1999. 523 с.
  6. Гражданин // Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] // http://slovardalja.net/word.php?wordid=5979.
  7. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 50 с.
  8. Стронин А.И. Этика гражданственности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2000. № 1. С. 166–178.
  9. Сайпулаева Т.Ю. О понятии гражданственности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 4. С. 23–25.
  10. Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2010. 461 с.
  11. Бозиев Р.С. Вуз как воспитательное пространство // Педагогика. 2002. № 7. С. 52–77.
  12. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9. С. 45–50.
  13. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
  14. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.
  15. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45–51.
  16. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 430 с.
  17. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 28–35.
  18. Соколова А.А. Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5. С. 109–112.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Pets O.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies