Dynamics of students-choreographers’ readiness for health care activities after their participation in the educational program «Health saving in choreography - the basis of professional longevity»
- Authors: Pavinskaya K.V.1
-
Affiliations:
- Samara State Institute of Culture
- Issue: Vol 9, No 1 (2020)
- Pages: 268-273
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/34574
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202091309
Cite item
Full Text
Abstract
The paper presents the results of an empirical study of readiness indicators for health-saving activities of students-choreographers after participating in the educational program «Health-saving in choreography - the basis of professional longevity» as well as professionals (teachers and choreographers) who have been trained in the program of additional professional education and have 3-year experience in health-saving activities. The research work with students-choreographers was carried out from 2012 to 2017 on the basis of Institute of Contemporary Art. The analysis of the initial level of students-choreographers and professionals’ readiness for health-saving activities presented in the work showed that the group of professionals (teachers and choreographers) differs in the level of readiness for health-saving activities from students-choreographers. The paper presents diagnostic tools that made it possible to evaluate readiness indicators for health-saving activities of students-choreographers after their participation in the educational program «Health-saving in choreography - the basis of professional longevity». The paper also contains the results of a statistical analysis of the research data.
Full Text
Выдвинутая на первый план федеральным законодательством [1] и отмеченная во ФГОС [2; 3] задача обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся требует для ее решения высокопрофессионального педагогического участия. Это делает принципиально важной задачу совершенствования педагогической подготовки обучающихся в аспекте здоровьесберегающей деятельности. Современное высшее педагогическое образование хореографов решает эту задачу частично: вопросы здоровьесбережения рассматриваются в рамках таких учебных дисциплин, как педагогика, психология, безопасность жизнедеятельности, физическая культура, содержание которых обеспечивает концептуально-знаниевую основу здоровьесбережения фрагментарно и в отрыве от профессиональной деятельности хореографа. В вариативной части образовательной программы, в которую включена методика преподавания различных направлений хореографии, преобладают теоретические знания анатомо-физиологических основ техники танца, техники безопасности и предупреждения травматизма на занятиях. Однако полученная в ходе теоретического обучения информация о здоровьесбережении в отрыве от практики и специфики деятельности хореографа не обеспечивает формирования необходимых умений, навыков и компетенций. Как показало проведенное нами исследование, студенты-хореографы остаются неосведомленными в вопросах здоровьесбережения в хореографии и не готовы реализовать здоровьесберегающую деятельность на практике.
В данной статье мы остановимся только на одном аспекте проверки эффективности разработанной нами программы просвещения студентов-хореографов в вопросах профессионального здоровья и обеспечения их практическими мероприятиями по реализации здоровьесберегающей деятельности. Подготовка к профессиональной деятельности студента-хореографа будет более результативна при использовании программы «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия», позволяющей студентам под руководством опытного преподавателя приобрести необходимый профессиональный опыт данной работы.
Эмпирическая проверка эффективности предложенной нами программы «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия», реализация модели формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности и необходимых педагогических условий [4], осуществлялись в течение 6 лет с 2012 года по 2017 год на базе Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт современного искусства» (АНО ВО ИСИ). Всего в проведенном нами исследовании приняли участие 118 студентов-хореографов экспериментальной группы (далее – ЭГ) (уровень бакалавриата очной формы обучения, направление «Хореографическое искусство», профили: «Педагогика балета»; «Искусство балетмейстера») и 30 профессионалов-хореографов (преподавателей и балетмейстеров), прошедших в 2011 г. обучение по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия» в объеме 144 часов и имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет.
Наше исследование состояло из 3 этапов.
На 1-м этапе констатирующего эксперимента мы сравнили результаты показателей готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов экспериментальной группы до эксперимента, с результатами профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет. Проведенный анализ полученных данных констатирующего эксперимента показал реальную степень готовности студентов-хореографов и профессионалов к здоровьесберегающей деятельности. Группа профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), прошедших обучение по программе дополнительного профессионального образования «Здоровьесбережение в хореографии основа профессионального долголетия» и имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности не менее 3 лет, была более благополучна по всем исследуемым характеристикам. Поэтому мы поставили перед собой задачу совершенствовать показатели студентов-хореографов в целях повышения их готовности к здоровьесберегающей деятельности.
На 2-м этапе осуществлялась просветительская образовательная деятельность в экспериментальных группах со студентами-хореографами (будущими преподавателями и балетмейстерами). Результатом работы стала положительная динамика показателей готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности.
На 3-м этапе повторно было проведено сравнение показателей готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов экспериментальной группы, будущих преподавателей и балетмейстеров (после проведенного эксперимента) с профессионалами (преподавателями и балетмейстерами), имеющими опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет.
Результативность экспериментальной работы оценивалась по следующим критериям:
– сформированность потребности в регуляции поведения на основе приобретенной системы знаний о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии;
– сформированность антропометрических параметров физического состояния здоровья как ЗУН по коррекции физического здоровья других;
– сформированность волевой саморегуляции психологического состояния здоровья как ЗУН по коррекции психологического здоровья других;
– сформированность операционально-технологической структуры деятельности по здоровьесбережению в хореографии;
– сформированность духовно-нравственной саморегуляции творческой деятельности.
Диагностический инструментарий нашего исследования включал в себя: авторский тест-контроль знаний о профессиональном здоровье хореографа, анкету на «Определение уровня сформированности потребности хореографов к здоровьесберегающей деятельности»; диагностическую оценку по методике, представленной в приложении 3 к приказу Минздрава РФ № 186 и Минобразования РФ № 272 от 30.06.1992 г., которая включает дополнительные показатели физической подготовленности по физическим тестам [5]; методики оценки эмоциональной настроенности на деятельность М. Люшера, Эггерта по цвету [6; 7]; восьмифакторный тест на преобладание саногенного мышления над патогенным (разработанный на основании выделенных Allen J. Ryan и Robert E. Stephens факторов психологического нездоровья хореографов) [8]; методические практико-ориентированные тесты, созданные на основании требований к профессиональной деятельности Н.И. Тарасова и Р.В. Захарова [9; 10]; методики «Иерархия личности» (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская, Е.Н. Устюжанинова) [11] и индекс качества духовности хореографических постановок (основаны на методиках определения индекса качества обучения по В. Зайцеву [12; 13] и требованиях к постановочной деятельности балетмейстера Р.В. Захарова) [10].
Расчет различий по всем компонентам готовности в ЭГ-1 студентов-хореографов и в группе профессионалов ЭГ-2 на констатирующем этапе представлен на таблице 1 (методы: Манна-Уитни χ² Пирсона, угловое преобразование Фишера [14]).
По когнитивному компоненту готовности представлены результаты информационно-потребностного критерия в показателях – знания и потребность. Среднее значение по тесту-контролю знаний студентов о профессиональном здоровье хореографов группы ЭГ-1 студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) составляет – 33,5 баллов; у профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) – 85,1 балла. Определен средний балл уровня сформированности практической потребности студентов-хореографов в реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов – 23,8, что свидетельствует о том, что уровень сформированности практической потребности в реализации здоровьесберегающей деятельности у них можно назвать достаточным (креативный уровень). У профессионалов данный показатель – 42 балла. То есть уровень сформированности практической потребности преподавателей в реализации здоровьесберегающей деятельности можно назвать высоким (просветительский уровень). Менее трети студентов имеют недостаточный уровень сформированности практической потребности в реализации здоровьесберегающей деятельности, его можно назвать репродуктивным.
По физическому компоненту готовности представлены результаты антропометрического критерия в показателях – степени гибкости; силы 1; силы 2; выносливости; скорости (спины, колена, стопы, бедра). Значительно отличаются показатели гибкости спины (–44 и –20); в скорости спины (51–64); сила 2 стопы (6,7–27); сила бедра (13–25); гибкость бедра (–19 и –6); сила 1 колена (9,3–16).
По эмоционально-волевому компоненту готовности представлены результаты регулятивного критерия в показателях позитивного/негативного мышления. Позитивное мышление высоко представлено в группе профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) – 100%. Данный вид мышления порождает здоровье и благополучие (человек становится более рефлексивным, способным рассматривать себя и свое состояние со стороны). Среди них не встречаются люди с негативным мышлением. Тогда как среди ЭГ-1 студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) – 52% человек с низкой рефлексивностью (обладатели негативного мышления).
По деятельностному компоненту готовности представлены результаты технологического критерия в показателях – рациональность; активность; креативность; методическая грамотность. Рациональность использования 4 движений (главного, второстепенного, связующего и завершающей точки) более выражена у профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) – 3,4 средний балл, чем у ЭГ-1 студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) – 1,4 средний балл. Более всего наблюдается отличие в средних значениях показателя «креативность». У профессионалов более высокий уровень (средний балл 8,9 балла), у ЭГ-1 студентов-хореографов более низкий (3,5 балла).
По ценностно-поведенческому компоненту готовности представлены результаты рефлексивно-проектировочного критерия в показателях – духовность как доминирующая тенденция личности; качество ведения постановочной, хореографической деятельности. Более часто среди профессионалов встречаются люди с духовным уровнем иерархии личности (средний балл 2,5), у студентов-хореографов – 1,6. (Духовному уровню соответствует показатель 3, телесному – показатель 1). У профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) более качественно представлена и духовная идея постановки – 0,81. Идея постановки высокая, ярко и достоверно представлена хореографическими средствами и оказывает должное эмоциональное воздействие на зрителя. Тогда как у ЭГ-1 студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) среднее значения индекса равно – 0,24.
Различия установлены по всем показателям на высоком уровне значимости (р ≤ 0,01). Таким образом, группа профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) оказалась более благополучна по исследуемым характеристикам. В связи с чем нами была поставлена задача совершенствовать результаты студентов-хореографов в целях повышения их готовности к здоровьесберегающей деятельности.
Таблица 1 – Расчет различий по всем компонентам готовности в ЭГ-1 студентов-хореографов, будущих преподавателей и балетмейстеров, и в группе ЭГ-2 профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) на констатирующем этапе
Параметры сравнения (ЭГ-1 студентов-хореографов и ЭГ-2 профессионалов) на констатирующем этапе | Средние значения | Критерий достоверности | ||
ЭГ-1 С-хор | Профессионалы | U-критерий | Уровень значимости | |
1. Знания | 33,5 | 85,1 | 174,000 | p = 0,000 |
2. Потребность | 23,8 | 42,0 | 126,000 | p = 0,000 |
3. Гибкость спины | –44,0 | –20,0 | 267,500 | p = 0,000 |
4. Сила спины 1 | 9,0 | 13,0 | 134,000 | p = 0,000 |
5. Сила спины 2 | 6,5 | 10,0 | 144,000 | p = 0,000 |
6. Выносливость спины | 2,0 | 3,6 | 156,000 | p = 0,000 |
7. Скорость спины | 51,0 | 64,0 | 129,000 | p = 0,000 |
8. Гибкость колена | 1,9 | 2,7 | 154,500 | p = 0,000 |
9. Сила колена 1 | 9,3 | 16,0 | 144,500 | p = 0,000 |
10. Сила колена 2 | 6,7 | 13,0 | 142,500 | p = 0,000 |
11. Выносливость колена | 3,0 | 5,0 | 129,500 | p = 0,000 |
12. Скорость колена | 84,0 | 76,0 | 353,500 | p = 0,000 |
13. Гибкость стопы | 5,3 | 5,6 | 146,500 | p = 0,000 |
14. Сила стопы 1 | 9,6 | 29,0 | 134,000 | p = 0,000 |
15. Сила стопы 2 | 6,7 | 27,0 | 207,000 | p = 0,000 |
16. Выносливость стопы | 3,4 | 8,4 | 1999,500 | p = 0,000 |
17. Скорость стопы | 71,0 | 81,0 | 133,500 | p = 0,000 |
18. Гибкость бедра | –19,0 | –6,0 | 196,500 | p = 0,000 |
19. Сила бедра 1 | 13,0 | 25,0 | 204,000 | p = 0,000 |
20. Сила бедра 2 | 11,0 | 21,0 | 201,000 | p = 0,000 |
21. Выносливость бедра | 45,0 | 54,0 | 203,000 | p = 0,000 |
22. Скорость бедра | 31,0 | 38,0 | 209,000 | p = 0,000 |
23. Негативное мышление | 52,0 | 0,0 | 2,731 | p = 0,000 |
24. Позитивное мышление | 48,0 | 100,0 | 2,656 | p = 0,000 |
25. Рациональность (комбинация 4 движения) | 1,4 | 3,4 | 1535,000 | p = 0,000 |
26. Рациональность (урок 4 части) | 1,1 | 3,5 | 125,000 | p = 0,000 |
27. Активность | 1,75 | 4,5 | 191,000 | p = 0,000 |
28. Креативность | 3,5 | 8,9 | 133,000 | p = 0,000 |
29. Методическая грамотность (принципы здоровьесберегающего образования в хореографии) | 1,35 | 6,1 | 141,500 | p = 0,000 |
30. Методическая грамотность (анализ методических ошибок преподавания хореографии, приводящих к травмам) | 2,0 | 8,8 | 156,000 | p = 0,000 |
31. Духовность как доминирующая тенденция личности | 1,6 | 2,5 | 187,000 | p = 0,000 |
32. Качество ведения постановочной, хореографической деятельности | 0,24 | 0,81 | 184,500 | p = 0,000 |
После участия студентов-хореографов в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия», с помощью модели формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности и совокупности педагогических условий реализации данной модели [4] было проведено повторное сравнение результатов готовности студентов-хореографов экспериментальной группы (будущих преподавателей и балетмейстеров) и профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет.
Динамика показателей сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) после участия их программе «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия», в сравнении с профессионалами (преподавателями и балетмейстерами), ее критерий достоверности и уровень значимости различий представлены в таблице 2 (методы: Манна-Уитни χ² Пирсона, угловое преобразование Фишера [14]).
Статистический анализ при помощи метода Манна-Уитни позволил установить различия по части шкал: знания (анкета) (U = 174,5; р ≤ 0,01); гибкость спины (U = 237,5; р ≤ 0,05); сила спины 1 (U = 234,0; р ≤ 0,05); сила спины 2 (U = 244,0; р ≤ 0,01); выносливость спины (U = 246,5; р ≤ 0,05); рациональность: хореографическая комбинация 4 движения (U = 235,0; р ≤ 0,05); рациональность: урок хореографии (класс-концерта) 4 части (U = 165,0; р ≤ 0,01); креативность тематического урока (урока на здоровьесберегающую тему) (U = 166,0; р ≤ 0,01); методическая грамотность: анализ методических ошибок преподавания хореографии, приводящих к травмам (U = 236,0; р ≤ 0,05); духовность как доминирующая тенденция личности (U = 217,0; р ≤ 0,01); качество ведения постановочной, хореографической деятельности (U = 224,5; р ≤ 0,01).
Таблица 2 – Расчет различий по всем компонентам готовности в ЭГ-1 студентов-хореографов, будущих преподавателей и балетмейстеров, и в группе ЭГ-2 профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) на формирующем этапе
Параметры сравнения (ЭГ-1 студентов-хореографов и ЭГ-2 профессионалов) на формирующем этапе | Критерий достоверности | |||
U-критерий. Констатирующий этап | U-критерий. Формирующий этап | Уровень значимости. Констатирующий этап | Уровень значимости. Формирующий этап | |
1. Знания | 174,000 | 174,000 | p = 0,000 | p = 0,000 |
2. Потребность | 126,000 | 353,500 | p = 0, 000 | p = 0, 752 |
3. Гибкость спины | 267,500 | 237,500 | p = 0, 000 | p = 0,040 |
4. Сила спины 1 | 134,000 | 234,000 | p = 0,000 | p = 0,045 |
5. Сила спины 2 | 144,000 | 244,000 | p = 0,000 | p = 0,034 |
6. Выносливость спины | 156,000 | 246,500 | p = 0,000 | p = 0,026 |
7. Скорость спины | 129,000 | 304,000 | p = 0,000 | p = 0,247 |
8. Гибкость колена | 154,500 | 297,000 | p = 0,000 | p = 0,114 |
9. Сила колена 1 | 144,500 | 347,500 | p = 0,000 | p = 0,662 |
10. Сила колена 2 | 142,500 | 346,500 | p = 0,000 | p = 0,662 |
11. Выносливость колена | 129,500 | 304,000 | p = 0,000 | p = 0,247 |
12. Скорость колена | 353,500 | 297,000 | p = 0,000 | p = 0,114 |
13. Гибкость стопы | 146,500 | 277,000 | p = 0,000 | p = 0,114 |
14. Сила стопы 1 | 134,000 | 283,000 | p = 0,000 | p = 0,130 |
15. Сила стопы 2 | 207,000 | 299,000 | p = 0,000 | p = 0,313 |
16. Выносливость стопы | 1999,500 | 307,000 | p = 0,000 | p = 0,214 |
17. Скорость стопы | 133,500 | 283,000 | p = 0,000 | p = 0,130 |
18. Гибкость бедра | 196,500 | 299,000 | p = 0,000 | p = 0,313 |
19. Сила бедра 1 | 204,000 | 342,500 | p = 0,000 | p = 0,616 |
20. Сила бедра 2 | 201,000 | 329,500 | p = 0,000 | p = 0,469 |
21. Выносливость бедра | 203,000 | 353,500 | p = 0,000 | p = 0,752 |
22. Скорость бедра | 209,000 | 346,500 | p = 0,000 | p = 0,662 |
23. Негативное мышление | 2,731 | 369,000 | p = 0,000 | p = 0,000 |
24. Позитивное мышление | 2,656 | 316,500 | p = 0,000 | p = 0,000 |
25. Рациональность (комбинация 4 движения) | 1535,000 | 235,000 | p = 0,000 | p = 0,046 |
26. Рациональность (урок 4 части) | 125,000 | 165,000 | p = 0,000 | p = 0,000 |
27. Активность | 191,000 | 191,000 | p = 0,000 | p = 0,000 |
28. Креативность | 133,000 | 166,000 | p = 0,000 | p = 0,000 |
29. Методическая грамотность (принципы здоровьесберегающего образования в хореографии) | 141,500 | 341,500 | p = 0,000 | p = 0,143 |
30. Методическая грамотность (анализ методических ошибок преподавания хореографии, приводящих к травмам) | 156,000 | 236,000 | p = 0,000 | p = 0,046 |
31. Духовность как доминирующая тенденция личности | 187,000 | 217,000 | p = 0,000 | p = 0,033 |
32. Качество ведения постановочной, хореографической деятельности | 184,500 | 224,500 | p = 0,000 | p = 0,041 |
Полученные результаты позволяют утверждать, что по показателям когнитивного компонента (практическая потребность); физического компонента (показатели физической подготовленности стопы, колена и бедра); эмоционально-волевого компонента (позитивный и негативный настрой); деятельностного компонента (методической грамотности: принципы здоровьесберегающего образования в хореографии; активности) экспериментальные группы не отличаются. Высокозначимые различия установлены по показателям когнитивного компонента, по результатам анкетирования (знания), по показателям деятельностного компонента, методологическим характеристикам: рациональность («урок хореографии 4 части») и креативность. Можно утверждать, что профессионалы, преподаватели и балетмейстеры, достигают более высоких значений по этим показателям за счет своего практического профессионального опыта здоровьесберегающей деятельности. Невысокозначимые различия установлены по показателям физического компонента (показатели физической подготовленности спины); по показателям деятельностного компонента (рациональность «хореографическая комбинация 4 движения», методическая грамотность «анализ методических ошибок»), по показателям ценностно-поведенческого компонента (духовность как доминирующая тенденция личности; качество ведения постановочной, хореографической деятельности). Результаты показывают, что студенты-хореографы ЭГ-1 достигли более высокого уровня сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности. За время экспериментальной работы показатели готовности студентов-хореографов ЭГ-1 стремительно приближаются к показателям готовности ЭГ-2 профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет. В ходе исследования доказана эффективность предложенной образовательной программы, модели формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности и соответствующих педагогических условий.
Исходя из вышесказанного можно констатировать, что программа «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия», реализованная в образовательном процессе образовательной организации высшего образования, позволяет сформировать навыки здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов и обеспечить долгую здоровую профессиональную карьеру будущим их воспитанникам.
About the authors
Kristina Vladimirovna Pavinskaya
Samara State Institute of Culture
Author for correspondence.
Email: kristal-oriental@mail.ru
lecturer of Choreography Department
Russian Federation, SamaraReferences
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 6 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194270.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 г. № 1426 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459.
- Павинская К.В. Модель формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3-1 (57). С. 43-47.
- О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях: приказ Минздрава РФ № 186, Минобразования РФ № 272 от 30.06.1992 // Законодательная база Российской Федерации [Электронный ресурс]. - https://zakonbase.ru/content/base/6715.
- Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: Изд-во «АСТ», 2005. 192 с.
- Люшер М. Цветовой тест Люшера / пер. с англ. А. Никоновой. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. 192 с.
- Ryan A.J., Stephens R.E. The Dancer's complete guide to healthcare and a long career. London, 2010. 238 p.
- Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., исп. и доп. М.: Искусство, 1981. 479 с.
- Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. 237 с.
- Шестун Е.В., Морозова Е.А., Подоровская И.А., Устюжанинова Е.Н. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «Иерархия личности» // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 69-81.
- Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения // Народное образование. 2000. № 7. С. 70-77.
- Зайцев В.Н. Приобщение к поиску. Диагностико-технологический практикум: учебное пособие для студентов педагогических специальностей, аспирантов, учителей, руководителей школ. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006. 151 с.
- Сидоренко Е.В. Метод математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
