The model of schoolchildren successfulness development in the process of sports training in the system of additional education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this paper the author makes an assumption about a multidimensionality of the «successfulness» concept based on studies from the point of view of various theories. The author gives his own definition of the concept «schoolchildren’s success in the process of sports training». It is schoolchildren’s sports skill that is successfully developed and continuously improving in the process of sports training, supported by a positive-self-esteem, accompanied by a sufficient level of motivation and positive emotional condition, as well as adequate social environment, all of which involves achieving positive sports results by schoolchildren. In addition, the author has identified the main components of students’ success in the process of sports training (physiological, psychological, moral, technical and tactical, cognitive), analyzed them and provided a description of each component separately. In this paper the author has also proposed a model for schoolchildren’s success development in the process of sports training, focused on martial arts. The essence of this model is that when the organizational and pedagogical conditions proposed in this model are introduced into the process of sports training and their successive implementation, a teenager will achieve high indicators in the above components and will be able to achieve success both in sports and in other areas. This model is designed primarily to improve schoolchildren’s qualities and adapt them to changing conditions of the modern world rather than to make them achieve sporting results. The author has determined that successful, effective and systematic sports development is necessary to solve some of the most important tasks. Due to the definition of the concept «schoolchildren’s success in the process of sports training» as well as the development of the model for schoolchildren’s success development in the process of sports training in the system of additional education the author plans to develop organizational and pedagogical conditions of schoolchildren’s success development in the process of sports training applied exclusively in the system of additional education (wrestling, judo, sambo, boxing, etc.).

Full Text

Благодаря определению и конкретизации содержания понятия «успешность школьников в процессе спортивной подготовки» [1], становится возможной разработка модели формирования успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования. С точки зрения автора, такая модель должна носить надпредметный характер. Кроме того, непосредственное взаимодействие со школьниками должно сопровождаться работой с родителями этих школьников и тренерами-преподавателями.

Как уже было сказано ранее, фундаментом в построении модели формирования успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования могут стать следующие подходы: личностно-ориентированный, личностно-деятельностный и антропологический [1].

В современных работах отечественные педагоги, такие как И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская и др., рассматривают целостную концепцию личностно-ориентированного обучения. В соответствии с этой концепцией, процесс обучения направлен на формирование личности учащегося, который «изначально является субъектом познания» (И.С. Якиманская), выдвигая особую организацию его учебной деятельности. Исходя из этого, личностно-ориентированный подход будет лучше сопоставить с более обширным по своей сути подходом – личностно-деятельностным, ввиду того, что организация учебной деятельности учащегося, взаимодействие с ним – самостоятельная проблема. С.Л. Рубинштейн в своих трудах говорил о том, что «сделать личностный аспект единственным – значит, закрыть себе путь для исследования закономерностей психической деятельности» [2].

Личностно-деятельностный подход к обучению, который был разработан в середине 80-х годов ХХ века, [3] по большей части, вырабатывался как субъектно-направленная организация и управление педагогом (в нашем случае тренером) учебной (спортивной) деятельностью школьника при решении им специально разработанных учебных задач различного уровня сложности. Благодаря таким задачам у школьника формируются не только предметная и коммуникативная компетентность, но и сам он совершенствуются как личность. Здесь важно выделить тот факт, что фундамент личностно-деятельностного подхода был основан на работах следующих психологов: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, в которых они изучали личность в виде субъекта деятельности, и уже в процессе формирования в деятельности и в общении с окружающими эта личность обусловливает характер этой самой деятельности и общения.

Говоря о личностно-деятельностном подходе с точки зрения целостности его личностного и деятельностного компонентов, необходимо сказать, что первый компонент соотносится с личностно-ориентированным подходом. В более обширном представлении личностно-ориентированный подход являет собой совокупность психических процессов, качеств и состояний, которые имеются у определенного человека и которые «производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями» [4]. В своих работах С.Л. Рубинштейн говорил «в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности» [2]. С точки зрения К.К. Платонова, личностно-ориентированный подход характеризуется как принцип личностной определенности всех психических явлений человека, а также его деятельности и его индивидуально-психологических особенностей [5]. В личностно-деятельностном подходе личностный компонент центральной фигурой обучения ставит именно школьника – его цели, мотивы, психологические особенности, то есть учащегося как личность. Таким образом, цель каждого урока или спортивного занятия при осуществлении личностно-деятельностного подхода формируется с позиции любого конкретно взятого ученика и всей группы в целом. Роль личностного компонента в данном подходе заключается в том, что при условиях преподавания какого-либо школьного учебного предмета или же в процессе подготовки в любом виде спорта необходимо учитывать половозрастные, национальные, индивидуально-психологические, статусные особенности занимающегося.

В общем и целом необходимо сказать, что в процессе обучения в личностно-деятельностном подходе в первую очередь выдвигается и решается одна из основных воспитательных задач образования – создание всех нужных условий для формирования гармоничной, всесторонне развитой и профессионально компетентной, нравственной, а также социально активной путем активизации внутренних резервов и саморазвивающейся личности. Личностный компонент этого подхода предполагает, что процесс обучения создается с учетом предшествующего опыта ученика и его личностных качеств. Обучение является воспитывающим, так как личность располагается в самом эпицентре процесса обучения и образования. Следовательно, процесс образования, при условии концентрации на личности учащегося, становится антропоцентрическим как по цели, так и по содержанию и формам организации, осуществляя самую важную цель – воспитание человека.

В современной педагогической науке антропология, как утверждает В.И. Загвязинский, «в целом интегрирует знания о человеке, его происхождении, эволюции и современной организации, объединяет естественнонаучные и социально-гуманитарные знания о человеке и среде его жизнедеятельности» [6]. Антропология базируется на исследовании природного естества человека и устремлена на формирование целостной точки зрения о человеке с помощью применения полученных данных из разнообразных наук. Антропология изучает особенности человеческой жизни, отличие человека от животных в способах их существования. Многие ученые утверждают, что самым главным отличием человека от животного является его способность не следовать слепо биологическим инстинктам, а формировать у себя духовные потребности.

Во время формирования успешности школьника в учебно-тренировочном процессе спортивной подготовки происходит масштабная и всесторонняя подготовительная работа, целью которой является улучшение функциональных возможностей организма ребенка, обучение новым технико-тактическим навыкам и последующее развитие психических качеств. Первоначально необходимо уделить внимание всесторонней физической подготовке школьника-спортсмена, а также воспитанию у него морально-волевых качеств, целеустремленности, стрессоустойчивости, высокого уровня концентрации при выполнении заданий, стремления к высоким спортивным достижениям. На дальнейших этапах процесс спортивной подготовки уходит в более специализированную область в каждом виде спорта. Суть данной специализации заключается в том, что в каждом виде спорта начинают применяться отдельные элементы, с помощью использования которых становится легче достичь готовности к спортивным достижениям, благодаря чему школьник становится успешнее в избранном виде спорта.

Обеспечение высокого уровня физической подготовленности является одним из основных требований для достижения высокого уровня мастерства школьника и значительных результатов в спорте. Другими словами, в процессе спортивной подготовки физическая подготовленность характеризуется как определенный фундамент, на котором строится мастерство школьника, что в свою очередь предполагает формирование у него успешности в процессе спортивной деятельности. Однако стоит сказать, что спортивная подготовка школьников в различных направлениях не всегда отвечает современным требованиям. Зачастую тренеры делают упор на физическую и технико-тактическую подготовку. Безусловно, эти направления наиболее востребованы в учебно-тренировочном процессе, но для полноценной спортивной подготовки подростков и формирования у них успешности этого будет недостаточно. Первостепенная цель учебно-тренировочного занятия – это совершенствование функциональных систем школьника, сосредоточенное на достижении высоких спортивных результатов, находящих свое отражение как на физическом, так и на психофизиологическом и социальном компонентах. Иначе говоря, данная цель заключается в формировании соответствующего психического образа, который регулирует деятельность школьника-спортсмена [7]. Вместе с тем следует сказать, что достижение успешности школьниками-спортсменами возможно только при формировании у них спортивного мастерства, комплексном освоении входящих в него определенных компонентов: разностороннее физическое развитие, овладение техникой и тактикой по избранному виду спорта, воспитание духовно-нравственных качеств, получение знаний по теории спорта, развитие специальных физических качеств. При этом возникают задачи обеспечения результативности спортивной деятельности спортсменов, повышения познавательной активности подростков в процессе спортивной подготовки, формирования ценностного отношения к спортивной деятельности и достижениям детей в референтных группах (семье, спортивной группе, классе). На успешность в спортивной деятельности также влияют уровень мотивации школьника, его социальное окружение и способность к рефлексии.

Исходя из вышеизложенных положений, нами была определена цель данной работы – разработка модели формирования успешности подростков в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования.

Оценка успешности человека обществом происходит «по объективному результату» [8]. При формировании успешности школьников в процессе спортивной подготовки этим результатом будет являться формирование спортивного мастерства, полученное в ходе учебно-тренировочного процесса спортивной деятельности [1].

Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов считал, что «формирование и совершенствование мастерства спортсмена в современной системе спортивной подготовки детей характеризуется как сложное и многофакторное явление, которое должно решать соответствующие цели и задачи, и включающее в себя все необходимые для этого средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., благодаря чему у спортсменов происходит улучшение спортивных показателей, а также обеспечивается организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и к достижению высоких спортивных результатов» [9].

Выделим основные компоненты успешности школьников-спортсменов:

  1. Физиологический (общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, функциональные возможности организма, физические данные спортсмена);
  2. Когнитивный (теоретические знания физической культуры и спорта – общие, теоретические знания в избранном виде спорта – специализация, знания строения организма и его возможностей – анатомия, физиология, биохимия, теоретические знания исполнения технических элементов и приемов в избранном виде спорта);
  3. Технико-тактический (обучение техническим приемам и элементам в избранном виде спорта и их непрерывное совершенствование, обучение акробатическим и координационным элементам, обучение грамотному тактическому построению плана для выступлений на соревнованиях как в целом, так и на определенном соревновательном этапе);
  4. Психологический (морально-волевые качества, целеустремленность, концентрация, решительность, самообладание, смелость, уверенность и т.д.);
  5. Нравственный (дисциплина, ответственность, уважительное отношение как к тренерам, так и к товарищам, а также к посторонним людям, формирование чувства товарищества в коллективе и т.д.);
  6. Оценочно-результативный (анализ выполнения технических действий, анализ выполнения физической работы, самосознание, самоконтроль, анализ собственного поведения, взаимодействие с окружающими, познавательная активность и т.д.).

Выделение именно этих компонентов обусловливается в первую очередь тем, что для гарантированного формирования успешности школьника-спортсмена очень важно дифференцированно влиять на его всестороннее развитие. Помимо этого, следует избирательно подходить к развитию и совершенствованию различных умений и навыков, от которых зависит формирование этой успешности.

Физиологический компонент. Главным содержанием физиологического компонента при формировании успешности школьника в процессе спортивной подготовки является развитие и последующее совершенствование физических качеств и функциональных возможностей организма подростка: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации и ловкости. Кроме того, в данном компоненте уделяется внимание укреплению здоровья школьника-спортсмена и воспитываются необходимые физические качества. Данные качества развиваются во время тренировочных занятий по физической подготовке, в которой выделяют два вида: общая физическая подготовка (ОФП) и специальная физическая подготовка (СФП). Целью первого вида является увеличение работоспособности детей, занимающихся спортом, при помощи обширного арсенала средств – разнообразных физических упражнений: бег, плавание, отжимания, подтягивания, подвижные и спортивные игры, гимнастические и акробатические упражнения и др. Специальная физическая подготовка заключается в развитии и совершенствовании определенных физических качеств, навыков и умений, необходимых именно в избранном виде спорта. В подростковом возрасте на долю СФП отводится меньше времени, чем на ОФП, но все же оно должно проводиться регулярно для получения возможности школьнику-спортсмену лучше подготовиться к соревнованиям. Средствами СФП являются специализированные упражнения и элементы, которые необходимы для подготовки спортсмена в избранном виде спорта. В процессе спортивной подготовки и совершенствования спортивного мастерства школьника соотношение общей и специальной физической подготовки меняется. Другими словами, по мере роста спортивного мастерства школьника и его перехода на следующий учебно-тренировочный этап происходит постепенное возрастание удельного веса СФП. В свою очередь, отсюда следует, что доля ОФП у спортсменов снижается с 70% (на начальных этапах подготовки) до 30% (для спортсменов высших уровней мастерства) тренировочного времени, в зависимости от квалификации подростка. При этом важным условием физиологического компонента является нацеленность исключительно на формирование таких физических качеств школьника-спортсмена и его функциональных возможностей, которые будут нужны ему в избранном виде спорта. Основным результатом в данном компоненте будут выступать высокие показатели по ОФП и СФП, устойчивые функциональные возможности работоспособности организма и благоприятные социально-бытовые условия жизни спортсмена. В процессе совершенствования физической составляющей в повышении спортивного мастерства школьнику очень важно повышать уровень своих функциональных возможностей, которые обеспечивают дальнейший рост общей и специальной физической подготовленности. Также ему следует развивать способность проявления своих физических качеств в условиях соревновательной деятельности, их «сопряженное» совершенствование и проявление.

Технико-тактический компонент. При разработке модели формирования успешности школьника в процессе спортивной подготовки после физиологического компонента необходимо выделить технико-тактический компонент, который является не менее важным звеном в данной модели. Техническая подготовка школьника-спортсмена направлена на его обучение системе движений (отдельные элементы и комбинации различных приемов), характерной для конкретного вида спорта. Благодаря правильному освоению технических приемов спортсмены получают возможность экономно, оптимально и рационально использовать свои физические способности во время соревнований. В учебно-тренировочном процессе спортивной подготовки школьники осваивают различные технические элементы и приемы и в дальнейшем доводят их до совершенства как на тренировках, так и во время участия в соревнованиях, тем самым оттачивая техническое мастерство своих движений. Срок продолжительности совершенствования технического мастерства, наравне со спортивным мастерством, протекает в течение всей спортивной карьеры школьника и постоянно тесно взаимосвязан с улучшением таких качеств физиологического компонента, как развитие силы, выносливости и быстроты. А обучение техническим элементам, приемам и действиям, которые школьники должны применять на соревнованиях, происходит тем эффективнее, чем успешнее совершенствуются такие показатели физической подготовки, как ловкость, координация и гибкость. Исходя из вышеуказанных положений, следует то, что для условия формирования успешности школьника в процессе спортивной подготовки технико-тактический и физиологический компоненты должны находиться в тесной взаимосвязи в структуре спортивного мастерства. Помимо этого, нужно сказать, что для успешного технического совершенствования школьнику-спортсмену необходимо решить целый ряд задач: выявление необходимых представлений о технике в избранном виде спорта, овладение всеми требуемыми умениями и навыками, дальнейшее совершенствование спортивной техники при помощи изменения ее динамических и кинематических параметров, а также освоения новых, более сложных приемов и элементов, обеспечение вариативности технической подготовки в избранном виде спорта и ее адекватности условиям соревнований и функциональным возможностям спортсмена, обеспечение технической устойчивости. При успешном решении этого ряда задач можно говорить, что школьник-спортсмен стал технически подготовленным. Техническая подготовленность (техническое мастерство) спортсменов определяется их умением применять в различных ситуациях освоенные технические действия, с высокой вероятностью успешного повторения данных действий. Что касается структуры технической подготовленности спортсмена, то здесь необходимо выделить определенные базовые и дополнительные движения. Базовые движения – это такие действия спортсмена, без овладения которыми невозможно не только успешное ведение соревновательной борьбы, с учетом соблюдения действующих правил, но и овладение более сложными и техническими действиями в дальнейшем процессе спортивной подготовки. Другим словами, данные движения составляют фундамент технической оснащенности школьников-спортсменов в избранном виде спорта. Отсюда следует, что обучение и овладение базовыми движениями является необходимым условием для развития спортсмена. «Дополнительные движения и действия – это второстепенные движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями» [10].

Для достижения высокого уровня тактической подготовленности в процессе спортивной подготовки школьнику очень важно овладеть видами, формами и средствами тактики избранного вида спорта. В спорте тактическими средствами характеризуются технические действия и способы их выполнения. Тактическая подготовка в различных видах спорта подразумевает три формы: индивидуальные действия, групповые действия, командные действия. Виды тактики подразделяются на атакующий, контратакующий и оборонительный. Для совершенствования тактических действий школьника применяется обучение мониторингу предстоящих и прошедших соревнований, способностей соперников и разработке подходящей стратегии на ближайшие соревнования. Кроме того, необходимо постоянно развивать наиболее оптимальные тактические схемы для каждого конкретного школьника-спортсмена, нарабатывать различные эффективные варианты в учебно-тренировочном процессе путем моделирования особенностей предстоящих соревнований, функциональных возможностей спортсмена, характерных для соревновательной деятельности. Также нужно уделить внимание вариативности тактических решений в зависимости от происходящих ситуаций, приобретать все новые и новые специальные знания, необходимые в области технико-тактической подготовленности в спорте. Как утверждает В.Н. Платонов: «Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий» [11].

По мнению А.Я. Гомельского, тактика опирается на стратегию. В своей книге «Библия баскетбола» он пишет, что «стратегия – основная теоретическая направленность, которая определяет средства и методы подготовки к главным соревнованиям» [12]. Исходя из данного утверждения, можно предположить, что тактика является составляющей частью стратегии, при грамотном использовании которой можно решить главные задачи процесса спортивной подготовки исходя из имеющихся возможностей – способностей команды и каждого спортсмена в частности, командных ресурсов, особенностей соперников, соревновательных условий. Все вышеперечисленные положения характеризуют тактический арсенал школьников-спортсменов.

Когнитивный компонент. Говоря о совершенствовании тактики и теоретическом развитии в процессе спортивной подготовки во время формирования успешности школьников, следует также выделить когнитивный компонент в модели формирования успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования. На современном этапе процесса спортивной подготовки школьнику уже в подростковом возрасте необходимо обладать знаниями как по общей теории спорта, так и теоретическими знаниями в спорте высших достижений. Если школьник хочет развить у себя спортивное мастерство до предельного уровня, то ему нужно уметь самостоятельно решать сложнейшие задачи, ставящиеся перед ним во время выполнения заданий в учебно-тренировочном процессе. А наиболее эффективно решить поставленные задачи смогут только те школьники-спортсмены, которые расширяют свои теоретические знания в области спорта и проявляют большую познавательную активность. Кроме того, обширные теоретические знания позволяют спортсменам успешно развивать свои физические, технико-тактические и психологические качества. Соответственно, для расширения объема теоретических знаний школьников первостепенной задачей в процессе спортивной подготовки является формирование условий для постоянного совершенствования теоретических знаний во всех областях, затрагивающих спортивную подготовку, а также обучение школьников-спортсменов творческому применению полученных знаний как во время занятий на тренировках, так и во время участия на соревнованиях. То есть следует сказать, что когнитивная подготовка – это одна из наиболее важных частей при формировании успешности школьника в процессе спортивной подготовки.

Нравственный компонент. В связи с постоянным возрастанием соревновательной борьбы между спортсменами как на региональном уровне, так и на «международной арене все острее встает вопрос о спортивной этике, то есть о правилах нравственности и морали, вытекающих из представлений о честном соперничестве» [13]. Владимир Куц, известный легкоатлет, выступающий за сборную Советского Союза, утверждал: «…спорт тем и велик, что «противники» на беговой дорожке, загнавшие себя до полуобморочного состояния, после финиша обнимают друг друга, а едва стоящие на ногах боксеры после боя никогда не забывают обменяться рукопожатиями» [14]. То есть можно утверждать, что при условии выполнения необходимых требований спортивной этики произойдет повышение уровня нравственного влияния спорта, все участники спортивных мероприятий станут более ответственными за свое поведение, что, в свою очередь, ввиду большой привлекательности спорта для школьников подросткового возраста, поспособствует улучшению морально-этического климата и нравственности среди молодежи. Сами по себе нравственные убеждения возникают в момент обретения личностью нравственного опыта поведения.

Нравственное воспитание школьников-спортсменов – одна из главных обязанностей в педагогической работе тренеров. Воспитание спортсменов является одним из вероятных способов, так называемого, по В.П. Бездухову, «очеловечивания», суть которого выявляется в их приобщении к ценностям в формируемой тренером-преподавателем ценностно-ориентационной деятельности, связанной в виде духовной деятельности с реализацией ценностей. Решение задачи этого «очеловечивания» спортсмена связано «с поиском таких подходов в воспитании, осуществление которых даст возможность добиться одной из его целей – воспитание нравственного человека» [15]. Основная цель спортивной подготовки в воспитании нравственности школьников – это развитие нравственной культуры личности, которые подразумевают становление морально-этических норм, нравственных взглядов, правил поведения и взаимоотношений в спорте и в быту. Первостепенная задача, которую необходимо решить в процессе морально-этической работы со школьниками-спортсменами, – это выявление принципов и норм поведения во всех тех местах, где он проводит свое время: спортивный коллектив, школа, дом, улица, а также в других общественных местах. Настоящая спортивная этика имеет тесную связь с такими ценностями, как долг и ответственность, дружба и коллективизм, патриотизм, честь и достоинство, справедливость и бескорыстие. Приобщение к этим ценностям спортсмена уже с ранних лет «предполагает, прежде всего, наделение этих ценностей личностным для него смыслом. Он должен видеть и понимать отличия добра от зла, правды от лжи и т.д.» [16]. В своих исследованиях В.П. Бездухов как раз утверждает, что педагог (в нашем случае тренер) помогает своему воспитаннику понять эти отличия с помощью своей моральности, позволяющей ему утверждать моральное (добро) и отрицать аморальное (зло), как одной из устойчивых аксиологических характеристик [17]. Тренер, наставник спортсмена, должен наравне с другими воспитателями и учителями, а также родителями внести свой вклад в его развитие умственного, патриотического, эстетического и нравственного образования и воспитания. Кроме того, тренер обязан показывать пример для своих и чужих спортсменов во время воспитания у них нравственности. Вдобавок к этому, нельзя не принимать во внимание самовоспитание школьника-спортсмена, представляющее собой, вместе с воспитанием, один из факторов единого процесса формирования и развития личности, который касается всего духовного мира занимающегося.

Психологический компонент. Он характеризуется воспитанием у школьников-спортсменов моральных, волевых и специальных психических качеств в учебно-тренировочном процессе спортивной подготовки.

С точки зрения Т.Т. Джамгарова, «при занятиях борьбой у спортсменов проявляются такие психические качества, как смелость и решительность» [18]. Взаимосвязь психического и физиологического компонентов также исследуется в учебной литературе для военных институтов. Так, благодаря раннему подъему перед тренировками или походом в школу и применению беговых упражнений на длительные дистанции во время занятий спортом, у школьников эффективно формируется такие качества, как воля и выносливость. То есть, как было указано выше, в процессе психологической подготовки происходит воспитание морально-волевых качеств и специальных психических качеств школьника-спортсмена, необходимых ему для достижения успеха в избранном им виде спорта, например, способность управлять своими эмоциями и переживаниями как во время тренировки, так и во время соревнований.

Следует сделать небольшое отступление и отметить факт корреляции между собой всех компонентов модели формирования успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования. Например, компонент, отвечающий за развитие и совершенствование технико-тактической подготовки школьника, зависит от развития показателей физиологической составляющей – силы, быстроты, ловкость, координация.

Если речь идет о психологическом компоненте, то здесь уровень проявления качеств, таких как выносливость, имеет тесное взаимодействие с целым рядом качеств технико-тактического компонента: тактическое прогнозирование, психологическая устойчивость в моменты переутомления, способность эффективной реализации рационального тактического плана на борьбу как в усложненных условиях тренировки, так и в условиях соревнований. Однако, с другой стороны, технико-тактический компонент зависит от психологических качеств ничуть не меньше и определяется не только умением школьника-спортсмена адекватно воспринимать и обрабатывать полученную информацию, способностью разработать эффективный тактический план, но и такими психологическими качествами, как терпеливость, уверенность, целеустремленность и др., а также уровнем технического мастерства школьника и его физической подготовкой.

Оценочно-результативный компонент. Одним из наиболее действенных вариантов в преодолении неопределенности в вопросе формирования успешности школьников в процессе спортивной подготовки является метод рефлексии. В педагогике рефлексию характеризуют не только как процедуру закрепления участниками образовательного процесса собственного уровня развития, саморазвития и их причин, но и как результат этого процесса закрепления. В данной статье рефлексия рассматривается в виде механизма разрешения обозначенного противоречия в условиях процесса спортивной подготовки. Необходимо постоянно как во время изучения приема, так и после овладения им проводить у спортсменов рефлексию технических и двигательных действий. Кроме того, тренер-преподаватель должен вызвать и затем поддерживать познавательный интерес не только к овладению физическими или техническими действиями, но и ко всему процессу спортивной подготовки в целом. В результате этого произойдет устранение всех противоречий между тренером-преподавателем и воспитанниками, вызванными организацией учебно-тренировочного процесса. А правильная организация данного процесса побуждает спортсменов добросовестно выполнять задания. Помимо прочего во время использования метода рефлексии школьниками-спортсменами больше проявляется взаимопонимание между ними и тренерами, которое основано на общности цели и задач [19].

Кроме того, «огромное количество исследователей говорят о взаимосвязи успешности обучения и оценочных действий учителей (тренеров) и обучающихся: мотивация школьника, который не справляется с назначенными ему задачами в процессе занятий спортом, будет на низком уровне, также у него будет падать и уверенность в своих силах. Помимо этого, на успешность школьников будут отрицательно влиять трудные взаимоотношения с товарищами по спортивной группе. Как и ребенок, имеющий хорошие познавательные способности и способности к учебе, но из-за неприятия его в классе сверстниками, с большей долей вероятности, будет учиться средне, чтобы не выделяться среди одноклассников, так и занимающийся спортом школьник будет заниматься ниже своего уровня при условии, что его холодно принимают в спортивном коллективе» [20].

Нельзя не сказать о еще одном важном факторе, влияющем на ощущение успешности спортивной деятельности, – о воздействии на школьника его семьи. Благодаря семье формируются наиболее комфортные условия для жизни и воспитания ребенка, а ощущение принадлежности к семье очень важно для развития личности – психического, интеллектуального, нравственного и т.п. [21]. Зачастую дети становятся менее мотивированными именно в тех семьях, в которых существуют конфликты и серьезные разногласия, вследствие чего школьники не получают необходимой поддержки и не могут полностью раскрыть свой потенциал в спортивной деятельности. Но все же нужно придавать значение такому факту, что с возрастом у школьников меняются приоритеты: авторитет сверстников среди них возрастает, а мнение родителей, наоборот, может не восприниматься всерьез.

Результативность школьников в спортивных мероприятиях, чьи родители не участвовали в спортивной жизни, повысилась после активизации внимания родителей. Также очевидно, что участие родителей оказывает влияние не только на спортивную результативность школьников, но и на их ощущение собственной успешности. Огромную значимость имеют родительские ожидания касательно их детей.

Родители не всегда хотят быть вовлечены в спортивную деятельность своего ребенка. Особенно этот спад отчетливо проявляется в момент наступления у школьника подросткового возраста и при его низкой спортивной результативности. Поэтому, с точки зрения автора, необходимо вовлекать родителей в спортивную деятельность с целью формирования у школьников успешности. Но повысить заинтересованность родителей непросто. Количественное увеличение родительских собраний не будет способствовать планируемому результату. Кроме того, родители, которые постоянно пропускают плановые родительские собрания, так же очень редко приходят на другие мероприятия, такие как соревнования, спортивно-массовые мероприятия и т.д.

Из этого следует, что для подростка, как утверждает в своих трудах Е.А. Ширяев, «большое значение имеют взаимоотношения с семьей, товарищами по спортивной группе и одноклассниками. В данном исследовании осмысленно уделяется внимание этим трем группам, ввиду того что школьник, занимающийся спортом, больше всего времени находится в классном коллективе, семье и спортивной группе, и кроме того, в этих группах происходит наиболее полная, грамотная и явная оценка спортивных достижений школьника. Помимо взаимоотношений с семьей, товарищами по спорту и одноклассниками успешность обусловливает самоудовлетворенность процессом спортивной подготовки, где определяющим фактором будет являться адекватная самооценка подростка» [20]. В соответствии с этим показателями здесь будут выступать социометрический статус школьника, его взаимодействие с окружающим обществом, самооценка и удовлетворенность процессом спортивной подготовки.

Одну из наиболее важных ролей в формировании успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования играет самоконтроль. Возникающий познавательный интерес в вопросе о состоянии собственного организма, его реакции на физическую нагрузку и на выполнение технико-тактических действий уже сам по себе вызывает рефлексию у школьника-спортсмена. Особое значение для спортсмена имеет ведение собственного дневника самоконтроля, с помощью которого можно анализировать и оценивать изменения, происходящие в психологическом, техническом и физическом развитии и состоянии здоровья в процессе тренировочной деятельности и вне ее [19].

Исходя из вышеперечисленных положений, следует отметить, что в любом виде спортивной деятельности (тренировочной или соревновательной) компоненты успешности школьников-спортсменов «не проявляются изолированно, а, наоборот, объединяются в интегральный комплекс, который направлен на достижение наивысших спортивных показателей и совершенствование мастерства» [22]. Стадия внедрения установленных нами компонентов в этот комплекс, их взаимодействие между собой обусловливается закономерностями развития функциональных систем, устремленных на итоговый результат – формирование успешности школьников-спортсменов.

Таким образом, очевидно понятие «успешность школьников в процессе спортивной подготовки» является интегративным, включающим взаимосвязанные и коррелирующие компоненты.

Все вышеперечисленные компоненты в общем виде характеризуют основные направления в формировании успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования, имеющие самостоятельные признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую. Исходя из содержания определенной составляющей, тренер-преподаватель формирует конкретные задачи, направленные на совершенствование спортивного мастерства школьника и достижения успешности.

Особенности подросткового возраста являются обоснованием модели формирования успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования, включающей в себя такие педагогические средства, как: использование в процессе спортивной подготовки учебно-тренировочных задач, игровых технологий как во время тренировки, так и во внетренировочной деятельности (например, мотивационные игры); использование методов проблемного обучения, создание ситуаций успеха и следующих организационных средств: коллективные дела спортсменов, направленные на развитие у детей творчества, познавательной активности, духовных и моральных ценностей; работа с родителями; выездные учебно-тренировочные сборы, работа с тренерским составом.

Выделение подходов, принципов и компонентов в модели структурирует суждения о них, благодаря чему становится, в определенной мере, вероятным систематизация методов и средств формирования успешности и системы управления процессом формирования успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования (таблица 1).

Заявленные в данной модели организационно-педагогические условия будут способствовать у подростков эффективному формированию успешности, так как в отличие от обычных учебно-тренировочных занятий, ориентированных на автоматическое повторение технических действий, показанных тренером, и выполнение его распоряжений (рис. 1), тренировочные занятия, включающие в себя предложенные педагогические и организационные средства, поспособствуют развитию у подростков не только мышления, логики, физических и функциональных качеств, технико-тактических способностей, активизации познавательной деятельности, но и способности к самоизменению, целенаправленной трансформации своих умений, знаний и навыков; улучшат взаимоотношения не только внутри спортивного коллектива, но и между детьми, родителями и тренером, создадут благоприятный психологический климат вокруг подростка; воспитают у ребенка нравственные и психологические качества (рис. 2).

Таким образом, следует сказать, что в определенной мере именно от тренировок зависит достижение успешности подростков в спорте. Однако даже при самом доскональном проведении тренером учебно-тренировочных занятий в процессе спортивной подготовки школьник-спортсмен без использования вышеперечисленных педагогических условий в данном процессе не достигнет успешности в полной мере.

 

Таблица 1 – Основные компоненты феноменологической модели успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования

Цель: формирование успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования

Задачи: обеспечение результативности спортивной деятельности школьников; повышение познавательной активности школьников, развитие ценностного отношения к спортивной деятельности и достижениям школьников в референтных группах (семья, класс, спортивная группа)

Подходы: личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, антропологический

Принципы: результативности, педагогической поддержки, проявления индивидуальности в процессе спортивной подготовки, положительно-эмоционального настроя, образовательной рефлексии

Компоненты и показатели успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования

Компоненты

Показатели

Физиологический

– уровень физической подготовки (сила, быстрота, ловкость, гибкость);

– функциональные возможности организма (выносливость, работоспособность);

– физиологические показатели (видоизменения в центральной нервной системе, улучшение мобильности нервных процессов, развитие опорно-двигательного аппарата; функциональное совершенствование, затрагивающее органы дыхания, кровообращения и т.п.);

– антропометрические показатели (рост, вес, объем грудной клетки).

Технико-тактический

– объем технической подготовленности;

– разносторонность техники;

– эффективность техники;

– рациональность техники;

– тактическая грамотность ведения борьбы;

– тактическая грамотность на соревнованиях.

Когнитивный

– знания теории в области спорта (общие знания и избранного вида спорта);

– знания теории в области физиологии, анатомии, биохимии, спортивной медицины;

– теоретические знания исполнения технических приемов и отдельных элементов.

Нравственный

– дисциплинированность;

– ответственность;

– чувство патриотизма;

– этика (общая и спортивная);

– воспитанность;

– отношение к окружающим (сверстникам и старшим).

Психологический

– адаптация в коллективе;

– морально-волевые качества (целеустремленность, инициативность, упорство, терпеливость, настойчивость);

– самообладание (выдержка, решительность);

– мужество (самоотверженность, принципиальность, смелость);

– креативность;

– психологическая устойчивость;

– уверенность;

– мотивация.

Оценочно-результативный

– познавательная активность;

– самооценка;

– положение школьника в коллективе;

– отношение к спортивной деятельности, достижениям школьника со стороны семьи;

– рефлексия.

Организационно-педагогические условия

Педагогические средства

Организационные средства

Проблемное обучение; учебно-тренировочные задачи; ситуация успеха; игровые технологии; мотивационные игры

Коллективные дела; работа с родителями; работа с тренерским составом; выездные учебно-тренировочные сборы; обучение спортсменов современными инновационными методами

Прогнозируемый результат: успешность школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования

   

 

Рисунок 1 – Феноменологическая модель стандартного процесса спортивной подготовки

 

Рисунок 2 – Компоненты и структура авторской модели успешности

×

About the authors

Aleksandr Dmitrievich Voronin

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: sasha-voronin-1994@mail.ru

postgraduate student of Psychology and Pedagogy Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Воронин А.Д. Содержание понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки» // Вестник СамГТУ: Серия «Психолого-педагогические науки». 2019. № 2 (42). С. 6–17.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.
  3. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С. 43–45.
  4. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. С. 3–33.
  5. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1969. С. 190–217.
  6. Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 405 с.
  7. Хало П.В., Хвалебо Г.В., Щеткин Ю.Ю. Спортивное мастерство как функциональное состояние мозга // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2015. № 2. С. 216–223.
  8. Курицкая Ю.В. Социокультурные предпосылки становления феномена успеха // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. № 2–5. С. 1322–1324.
  9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения: учебник [для тренеров]: в 2 кн. Т. 1. К.: Олимпийская литература, 2015. 680 с.
  10. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. К.: Олимпийская литература, 2017. 656 с.
  11. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения: учебник [для тренеров]: в 2 кн. Т. 2. К.: Олимпийская литература, 2015. 770 с.
  12. Гомельский А.Я. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений. М.: Эксмо-Пресс, 2016. 256 с.
  13. Заколодная Е.Е. Дилемма как средство духовно-нравственного становления будущего специалиста в сфере спорта // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. Т. 5, № 4 (5). С. 7–13.
  14. Гилмор Г., Снелл П. Без труб, без барабанов. М.: ФиС, 1972. 292 с.
  15. Бездухов В.П., Носков И.А. Сущность гуманистического мировоззрения школьника // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14, № 2–3. С. 574–578.
  16. Позднякова О.К., Картамышева Л.В. Духовно-нравственное развитие школьников в процессе внеклассной воспитательной работы // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. № 5 (72). С. 306–316.
  17. Бездухов В.П. О способе воспитания нравственного учащегося // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: мат-лы 12-й междунар. науч.-практ. конф. Самара: СГСПУ, 2017. С. 23–26.
  18. Джамгаров Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. М.: ФиС, 1979. 143 с.
  19. Воронин А.Д. Проблема неопределенности в формировании и развитии спортивных качеств у борцов в учебно-тренировочном процессе (на примере формирования и развития познавательной активности) // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр.: в 2-х т. Т. 2 / под общ. и науч. ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. Самара: Самар. гос. тех. ун-т, 2018. С. 118–122.
  20. Ширяев Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 14 (235). С. 168–173.
  21. Горячев М.Д. Социальная опека над ребенком. Самара: Самарский университет, 1998. 152 с.
  22. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение. К.: Олимпийская литература, 2013. 624 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Picture 1 - Phenomenological model of the standard process of sports training

Download (52KB)
3. Figure 2 - Components and structure of the author's model of success

Download (96KB)

Copyright (c) 2019 Voronin A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies