Integrative links in musical-theoretical and musical-historical cycles teaching

Cover Page

Abstract


This paper deals with actual questions of modernization of musical pedagogical middle level teaching. Specific thinking features of contemporary students are marked, and problems of innovative development of information society are described. Difficulties of secondary professional musical education are shown. System thinking and scientific knowledge integration are pointed out as a basis of new ideological settings formation. Scientific researches in musical pedagogy about integrative links are analyzed. A use of integrative links in teaching musical-theoretical and musical-historical areas is marked as a necessary factor of solid and systematic music language image development. A language of music, as a complex of musical means of expression is named as an integrity factor. A system analysis of every element of music language aimed to discover their inner correlation and semantic role is named as a necessary clause, allowing to form a solid image of musical language and musical art in general. The authors justify a necessity of optimization and intensification of musical-theoretical schooling on the basis of integrative links inside the subjects of musical-theoretical and musical-historical cycles.

Full Text

Современная стратегия развития образования определяется такими цивилизационными изменениями, как глобализация и переход к информационному обществу. Очевидно, что происходит ускорение его технологических и социальных изменений, это в свою очередь дает понимание, что классическая инерционная система подготовки специалистов становится все менее актуальной. В полной мере это относится и к среднему профессиональному музыкально-педагогическому образованию. Высокие требования, предъявляемые обществом и работодателями к качеству подготовки выпускников музыкального отделения педагогического колледжа, приводят нас к определенным противоречиям, возникающим в современном образовательном процессе: между задачами, стоящими перед учебными заведениями, и снижением качественного контингента абитуриентов (либо полное отсутствие предпрофессиональной подготовки, либо низкий уровень таковой); между постоянно возрастающим объемом информации, необходимой для усвоения современными студентами, и разобщенностью, а также узкопредметным подходом в преподавании учебных дисциплин, не позволяющим развивать столь необходимый для них навык логического и системного мышления; между необходимостью оптимизации музыкально-теоретической подготовки, являющихся фундаментом музыкального образования, и недостатком современных учебных пособий, методик и средств преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла. Учитывая, что деятельность будущих учителей музыки и музыкальных руководителей, способных к различным видам творческой деятельности, носит универсальный характер, остро встает вопрос о необходимости трансформации всего образовательного процесса, создания новых педагогических моделей, основанных на системном целостном мышлении и интеграции научного знания. Все обозначенные выше противоречия позволили сформулировать цель нашего исследования, заключающуюся в поиске эффективных путей трансформации образовательного процесса музыкального отделения педагогического колледжа, основанной на интегративных связях и системном целостном мышлении. Проблема интеграции постоянно возрастающего объема научных знаний не является новой для современного научного сообщества, однако наиболее остро она встала перед учеными в XX веке. В связи с тем, что поиск подходящей формы представления единства научных знаний велся непрерывно, к началу XXI века были сформированы все необходимые условия для интеграции научного знания. «Интеграция (лат. integer - полный, цельный) - объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства…» [1, с. 203]. Проблема интеграции затрагивает различные отрасли науки: философию, психологию, социологию, педагогику и др. В образовании понятие «интеграция» вводится в 1980-х годах и служит предметом исследования у таких ученых, как В.С. Безруков, М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.Я. Данилюк и др. В нашем исследовании мы придерживаемся определения педагогического словаря под редакцией В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. Они определяют интеграцию в образовании как «объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, подходов, направлений, содержания образовательных программ, разных предметов или их элементов внутри образовательных областей» [2, с. 19]. Проанализировав учебные планы, включающие в себя теоретическое и практическое обучение по общеобразовательным, общепрофессиональным учебным дисциплинам, общему гуманитарному и социально-экономическому циклу, математическому и естественно-научному циклу, а также четырем профессиональным модулям, мы понимаем целесообразность использования интегративных связей в процессе изучения дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов без введения дополнительных интегративных курсов. Под интегративными связями мы понимаем такие связи, которые способствуют взаимопроникновению дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов друг в друга с целью формирования целостных и системных представлений о языке музыки. Мы считаем, что использование интегративных связей в преподавании учебных дисциплин может способствовать развитию у обучающихся навыка логического и системного мышления. Многие современные исследователи в области музыкальной педагогики, такие как А.Ю. Галиченко [3; 4], И.А. Кислова [5], М.Г. Круглова [6], Г.Н. Курбонова [7; 8], Н.В. Морозова [9], Т.И. Политаева [10], В.Д. Пурин [11], Т.И. Стражникова [12], Н.Р. Туравец [13], Н.П. Шишлянникова [14] и др., посвящают свои работы проблеме интеграции научного знания. Т.И. Политаева высказывает мысль о необходимости переосмысления всего содержания современного образования, внедрения интегративных связей с целью преодоления разрозненности дисциплин, взаимодействия науки и искусства [10, с. 163]. Учитывая, что музыкальное искусство интегративно по своей природе, то и музыкальное образование, по мнению исследователя, должно основываться на принципах интеграции. В связи с этим дисциплины музыкально-исторического цикла, такие как «История зарубежной музыки», «История русской музыки» «Народное музыкальное творчество», рассматриваются Политаевой в интегративной взаимосвязи между собой в качестве средства, позволяющего изучить опыт мирового культурного наследия и сформировать мировоззрение студентов на основе общечеловеческих культурных ценностей. По мнению исследователя, внедрение интегративных связей между вышеперечисленными дисциплинами дает возможность изучить и сопоставить все особенности претворения художественных стилей в различных национальных культурах, что в свою очередь приведет к формированию и развитию навыков сравнительно-сопоставительного, стилистического анализа музыкальных произведений, и, как следствие, сформирует у студентов целостное представление исторического процесса развития музыкального искусства [10, с. 169]. Г.Н. Курбонова ставит акцент на интеграции музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин, выделяя художественное мышление в качестве интегрирующего начала между данными дисциплинами. Исследователь описывает интеграцию как процесс, показывающий нам сущность целостной системы, выраженной в единстве и борьбе противоположностей, где его антиподом выступает дифференциация. Такая внутренняя противоречивость является естественным источником многообразия и развития. По мнению Курбоновой, решение проблем музыкально-исполнительских дисциплин возможно благодаря интеграции музыкально-теоретических знаний, обеспечивающих реализацию исполнительской деятельности как процесса воссоздания подлинной природы музыкального искусства [7, с. 187]. А.Ю. Галиченко рассматривает интеграцию как обязательное условие профессиональной подготовки руководителя музыкального коллектива, выделяя следующие компоненты, составляющие структуру его деятельности: организаторские, профессионально-исполнительские, менеджерские, психолого-педагогические и др. [3, с. 139]. Говоря об интеграционных процессах, Галиченко определяет их как формирование целостной системы, главными качествами которой является взаимодействие на общенаучном, межнаучном и внутринаучном уровнях [4, с. 75]. В связи с тем, что вид профессиональной деятельности руководителя музыкальным коллективом является интегративным по своему содержанию и структуре, Галиченко считает, что профессиональная подготовка специалиста должна основываться на междисциплинарной интеграции, требующей согласованной работы всего педагогического коллектива. Исследователь указывает на то, что учебные планы необходимо подвергать не только актуализации, но и модернизации с учетом согласованного по тематике и хронологии формирования программ смежных курсов, консолидированно разрабатывая необходимые формы и методы осуществления интегративных связей между родственными дисциплинами [4, с. 78]. В области музыкальной педагогики интегративные связи прослеживаются учеными в основном между музыкальным исполнительством и теоретическими дисциплинами - как базовой основой, без которой невозможно полноценное восприятие и воспроизведение музыкальных произведений. Но если говорить об интеграции внутри комплекса дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов, то здесь ситуация довольно неоднозначная. Формирование музыкальной грамотности студента начинается с освоения нотной грамоты и заканчивается раскрытием замысла музыкального произведения, выраженного в средствах музыкальной выразительности. К сожалению, каждая музыкально-теоретическая и музыкально-историческая дисциплина воспринимаются студентом (а зачастую и педагогом) изолированно друг от друга. Казалось бы, единый комплекс дисциплин, неотделимых друг от друга предметов, чаще всего ведут разные педагоги, что, в свою очередь, еще дальше отдаляет их друг от друга. Современным студентам с их особенным стилем мышления достаточно сложно ориентироваться в этом информационном пространстве, что также затрудняет процесс познания, делая его слишком сложным и неинтересным. В этой ситуации использование интегративных связей в преподавании комплекса музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин является необходимым условием для формирования целостных и системных представлений о языке музыки. Комплекс музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин состоит из пяти основных предметов: «История музыки и музыкальная литература», «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений». В данном случае интегрирующим началом может и должен выступать язык музыки. Язык музыки представляет собой комплекс средств музыкальной выразительности. В процессе изучения каждого из них на всех вышеперечисленных дисциплинах, средства музыкальной выразительности необходимо подвергать системному анализу, направленному на раскрытие их внутренней взаимосвязи и смысловой роли. Благодаря выстраиванию таких интегративных связей возможно сформировать у студентов целостное представление о языке музыки и музыкальном искусстве в целом. Среди отечественных музыковедов XX века, таких как Б.В. Асафьев, В.А. Цуккерман, Л.А. Мазель, Ю.Н. Холопов, научные интересы которых имели своей отличительной особенностью масштабность и универсальность, но при этом в области музыкальной педагогики были сфокусированы на какой-то одной из дисциплин музыкально-теоретического цикла, Б.Р. Иофис выделяет М.И. Ройтерштейна - музыковеда, преподавателя, заведующего кафедрой теории и истории музыки музыкального факультета МПГУ (ранее МГПИ имени В.И. Ленина), композитора [15, с. 83]. Преподавая весь комплекс дисциплин музыкально-теоретического цикла, музыковед создал учебные пособия по каждой из них: «Инструментоведение» [16], «Элементарная теория музыки», «Гармония» [17], «Полифония» [18], «Анализ музыкальных произведений» [19; 20]. Столкнувшись с противоречием внутри содержания музыкально-теоретического образования, выражавшимся в потребности соединения теории музыкальной формы и практики анализа музыкального произведения, Ройтерштейн нашел выход, введя новую дисциплину, построенную на принципах интеграции «Основы теоретического музыкознания». Содержательная часть предмета основывается на понятиях элементарной теории музыки и дополняется следующими аспектами музыкальной структуры: гармония, полифония, инструментоведение и музыкальная форма. В процессе освоения такой интегративной дисциплины у учащихся формируется базовый фундамент для изучения курса истории музыки, кроме этого, «Анализ музыкальных произведений» становится финальным предметом, обобщающим весь комплекс дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов, формируя умения системного анализа музыкальных произведений [15, с. 85]. Но, говоря о работах М.И. Ройтерштейна, мы в первую очередь говорим о научных изысканиях в области музыкального образования высшей школы и понимаем, что применительно к среднему профессиональному образованию со своей спецификой такой универсальной модели нет. Среднее профессиональное музыкальное образование в настоящее время испытывает определенные трудности, которые связаны с низким уровнем или полным отсутствием предпрофессиональной подготовки абитуриентов, слабой заинтересованностью в активном образовательном процессе, неуверенностью в своих силах, снижением объема аудиторной нагрузки, недостатком современных учебных пособий, методик и средств преподавания дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов, ориентированных на специфику профессии. С целью формирования целостных и системных представлений о языке музыки у студентов педагогического колледжа мы использовали интегративные связи в процессе освоения дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов и провели педагогический эксперимент на базе ГБПОУ «Самарский социально-педагогический колледж». Это был цикл занятий, посвященный изучению темы «Диатоническая ладовая система от русской былины до модального джаза». Содержание занятий включало в себя совокупность систематизированных музыкально-теоретических, музыкально-исторических знаний по следующим дисциплинам: «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «История музыки и музыкальная литература», «Анализ музыкальных произведений». Первоначальные теоретические сведения о диатонической ладовой системе студенты получили на дисциплине «Элементарная теория музыки», причем материал осваивался в виде внеаудиторной самостоятельной работы - подготовки докладов по теме с поиском музыкальных примеров. Практическая часть изучения диатонической ладовой системы получила свое продолжение на уроках по «Сольфеджио», где студенты читали с листа музыкальные примеры, предложенные преподавателем, а также исполняли музыкальные примеры, подготовленные самостоятельно по заданию педагога. На занятиях по дисциплине «История музыки и музыкальная литература» студенты находили общие черты диатонической ладовой системы в музыкальных произведениях различных эпох, стилей и жанров (от русской былины до модального джаза). Умение анализировать музыкальный материал, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы студенты продемонстрировали на занятиях по предмету «Анализ музыкальных произведений». В завершении изучения данной темы был проведен контрольный срез по пройденному материалу. В качестве контрольных творческих заданий учащиеся сочинили мелодию с аккомпанементом в форме периода, с использованием диатонической ладовой системы, и написали аннотацию на музыкальное произведение, предложенное педагогом, которая включала в себя следующие пункты: общие сведения о произведении и авторах, музыкально-теоретический анализ. Контрольные творческие задания были представлены студентами на промежуточной аттестации и оценивались приглашенными преподавателями смежных дисциплин (хоровое дирижирование, вокальный класс, музыкально-инструментальный класс). Комиссия проверила и положительно оценила знания и умения студентов Самарского социально-педагогического колледжа по критериям профессиональных компетенций. Проведя анализ применения интегративных связей в процессе освоения дисциплин музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов, комиссия пришла к выводу, что они являются важным и необходимым условием для эффективной организации процесса изучения данных учебных предметов. Прямое влияние интегративных связей на взаимопроникновение дисциплин друг в друга способствует формированию целостных и системных представлений о языке музыки, что проявилось в созданных студентами мелодиях, аннотациях на музыкальные произведения. Кроме этого, наблюдение за обучающимися показало их заинтересованность и активность в процессе изучения темы и подготовки творческих заданий. Необходимость оптимизации и интенсификации процесса музыкально-теоретической подготовки среднего профессионального музыкально-педагогического образования, основанных на использовании интегративных связей между дисциплинами музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов, очевидна. Музыкально-теоретическая подготовка студентов является не только базовым фундаментом, но и кульминацией развития системного мышления профессионального музыканта любого направления и профиля. Проведенный эксперимент на примере одной масштабной темы показал эффективность выбранной модели и доказал, что определенная трансформации образовательного процесса музыкального отделения Самарского социально-педагогического колледжа способствует формированию у учащихся навыков системного анализа, что приводит к повышению интереса при освоении музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин и, как следствие, повышает качество музыкально-педагогического образования, выводя его на новый уровень развития, необходимый выпускникам для функционирования в современном обществе.

About the authors

Tatiana Yurievna Fedotova

Samara State University of Social Sciences and Education; Samara Social-Pedagogical College


postgraduate student of Musical Education Department; musical-theoretical subjects teacher, head of Musical Department

Iya Dmitrievna Nemirovskaya

Samara State University of Social Sciences and Education


doctor of philological sciences, professor of Musical Education Department

References

  1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2 изд., испр. и доп. М.: Наука, 1975. 720 с.
  2. Педагогический словарь: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
  3. Галиченко А.Ю. Интегративные процессы в учебно-образовательной практике вузов культуры и искусства // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 2 (31). С. 139-141.
  4. Галиченко А.Ю. Проблемы реализации междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов культуры и искусств // Интеграция образования. 2009. № 2 (55). С. 75-79.
  5. Кислова А.И. Интенсификация развития музыкальных способностей младших школьников в условиях межпредметной интеграции: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2005. 22 с.
  6. Круглова М.Г. Формирование культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. 191 с.
  7. Курбонова Г.Н. Теория и практика интеграции музыкально-исполнительских дисциплин в процессе подготовки будущего учителя музыки // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 187-189.
  8. Курбонова Г.Н. Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2005. 155 с.
  9. Морозова Н.В. Интегративный подход в обучении как основа профессиональной компетентности будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во ПГИК, 2016. С. 15-23.
  10. Политаева Т.И. Перспективы интеграции в системе музыкального образования (на примере взаимодействия музыкально-исторических дисциплин) // Преподаватель XXI век. 2014. № 1. С. 162-169.
  11. Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2003. 204 с.
  12. Стражникова Т.И. Проблемы интеграции дисциплин в региональной системе музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 246-248.
  13. Туравец Н.Р. Интеграция и дифференциация в системе профессионального музыкального образования // Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Краснодар: КГУКИ, 2002. С. 3-19.
  14. Шишлянникова Н.П. Интегрированный подход к профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126). С. 38-41.
  15. Иофис Б.Р. М.И. Ройтерштейн: научная деятельность и авторская модель музыкально-теоретической подготовки учителя музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2015. № 4 (12). С. 80-91.
  16. Основы теоретического музыкознания: учеб. пособие для вузов по специальности 030700 - Музыкальное образование / А.И. Волков и др.; под ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Academia, 2003. 271 с.
  17. Ройтерштейн М.И. Введение в анализ гармонии: учеб. пособие. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. 87 с.
  18. Ройтерштейн М.И. Полифония: учеб. пособие для музык. фак. педвузов. М.: Academia, 2002. 190 с.
  19. Ройтерштейн М.И. Музыкальный язык: учеб. пособие по курсу музыкального анализа для музыкально-педагогического факультета педагогического вуза. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1973. 135 с.
  20. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: учеб. для студ. педвузов по специальности «Музыкальное образование». М.: Владос, 2001. 111 с.

Statistics

Views

Abstract - 27

PDF (Russian) - 4

Cited-By


PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2019 Fedotova T.Y., Nemirovskaya I.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies