Саморазвитие студентов сквозь призму электронного портфолио

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается одна из актуальных задач высшего образования на современном этапе – формирование личности специалиста, способного к саморазвитию в условиях цифровизации образования Российской Федерации. Формирование системы непрерывного образования в России в первую очередь является результатом этого процесса, так как самообразование специалиста – это необходимое условие успешного трудоустройства, карьерного роста, социальной и профессиональной мобильности в настоящее время. При этом потребности и возможности различных форм непрерывного образования неравномерно распределены в различных отраслях. Так, для IT-отрасли требуется постоянное самообразование сотрудников. Практика показывает, что среднее общее образование, как правило, не формирует у выпускников необходимых навыков самообразования. Поэтому вопросы управления саморазвитием бакалавров, формирования готовности к непрерывному образованию являются весьма актуальными для высшей школы. В статье описаны условия формирования готовности бакалавров к продолжению образования в различных его формах (формальное, неформальное, информальное) с использованием системы электронного портфолио, являющейся неотъемлемой частью электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза. Полученные материалы могут служить основой для разработки единого электронного образовательного пространства вузов России.

Полный текст

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Проблема качественной подготовки востребованного на рынке труда специалиста в системе высшего профессионального образования не нова, однако в современных условиях она приобретает особую остроту. Как видно из рисунка 1, существенный процент выпускников 2014–2016 года (от 3% медиков до 30% в сфере энергетического машиностроения) трудоустроились не в соответствии с полученной специальностью.

Причин указанному явлению множество – от принципиальной невозможности с абсолютной точностью прогнозировать потребности рынка труда, постоянно изменяющихся требований к специалистам во многих активно развивающихся областях (информационные технологии, экономика, менеджмент) [2, с. 75] до низкого качества подготовки в системе высшего образования или, напротив, низкого уровня зарплат в ряде сфер, к примеру, в дошкольном образовании. Одним из традиционных путей решения указанной проблемы выступают либо переподготовка [3], либо, в качестве более глобального подхода, система непрерывного образования [4].

 

Рисунок 1 – Эффективность высшего образования для карьеры выпускника (по данным [1])

 

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение не разрешенных ранее частей общей проблемы

Однако, невзирая на огромное число теоретических исследований, публикаций, посвященных различным аспектам непрерывного образования [5–12], можно констатировать (рис. 2), что население России в возрасте 15–23 лет (выпускники школ, организаций среднего профессионального образования, бакалавриата) не готовы к продолжению обучения.

 

Рисунок 2 – Намерение продолжить обучение (по данным [13, с. 39])

 

По данным показателям наблюдается существенное отставание России от стран Европы: так, в Швейцарии в непрерывном образовании в 2016 участвовало 60% населения, в Германии – 52%, а в России – только 17%. Чуть меньше разрыв показателей по самообразованию – 26% в России против 44% в Германии.

Формирование цели статьи (постановка задания)

Цель нашего исследования – рассмотреть условия формирования готовности бакалавров к продолжению образования в различных его формах (формальное, неформальное, самообразования) с использованием системы электронного портфолио вуза.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Предваряя дальнейшее обсуждение проблемы, определимся с используемой терминологией. «Неформальное образование включает организованные виды обучения, которые не являются частью программ формального образования, – курсы повышения квалификации, профессиональные и любительские курсы; лекции, семинары, тренинги… В международной практике используется показатель участия населения в неформальном образовании, который учитывает долю лиц, получавших неформальное образование в течение последних 12 месяцев, среди населения в возрасте 25–64 лет» [13, с. 52]. «Самообразование (информальное образование) – индивидуальное обучение, которое в отличие от формального образования и неформального образования не фиксируется получением диплома или иного документа, но вносит вклад в расширение знаний и умений. В международной практике используется показатель участия населения в самообразовании, который учитывает долю лиц среди населения в возрасте 25–64 лет, получавших в течение последних 12 месяцев знания и навыки самостоятельно с помощью печатных материалов (профессиональных книг, журналов и т.п.); технических средств (аудио- и видеозаписей, компьютеров, интернета); при посещении заведений, ориентированных на передачу знаний (библиотек, музеев, выставок, театров, кино и т.п.); при прослушивании учебных передач по радио, просмотре по телевидению; под руководством родственников, друзей, коллег по работе и др.» [13, с. 52].

Приведенная на рисунке 3 динамика наглядно показывает, что, невзирая на отдельные колебания (обусловленные в первую очередь состоянием экономики в 2008–2009, 2014–2015 годах, а также изменением методологии расчета показателей в 2015 году) наблюдается тенденция роста доли населения, вовлеченного в неформальное и информальное образование. Таким образом, можно констатировать необходимость формирования готовности студентов к этим формам обучения.

 

Рисунок 3 – Участие населения в различных формах непрерывного образования (диаграмма составлена по данным [5, с. 44–46])

 

Ключевая проблема формирования указанной готовности – формирование культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования [14]. И здесь, среди традиционных подходов к организации самостоятельной работы студентов, просматривается два перспективных направления. Первое предусматривает включение разнообразных учебных материалов сети Интернет в учебный процесс и, тем самым, углубленное знакомство обучающихся с возможностями для формального, неформального и информального обучения [2; 15–18]. Заметим, что в некоторых вузах это сопровождается и материальным стимулированием студентов – сертификаты онлайн-курсов учитываются при назначении особых видов стипендий (научная). При всех достоинствах данного подхода необходимо избегать крайностей: подмена грамотных научно-методических материалов, прошедших экспертизу, роликами на ютубе за авторством таких же студентов [2, с. 77], может, и сделает решение отдельных задач более доступным, но вряд ли будет способствовать формированию тезауруса, развитию мышления, естественнонаучного мировоззрения будущих бакалавров. Особенно опасен «кнопочный» метод, когда автор разработки в сфере информатики подменяет решение практической задачи указанием точной последовательности действий в виде формальной видео- или текстовой инструкции.

Второй подход подробно изложен в работах [19; 20] и связан с такой важной частью электронной образовательной среды современного вуза, как система электронного портфолио (е-портфолио). На примере педагогического образования авторы констатируют такие возможности е-портфолио, как мотивация к достижениям и результатам обучения, фиксация и оценка результатов (обучения, тестирования, практики), построение индивидуальной образовательной траектории; использование портфолио как части вступительного (магистратура) [19] экзамена, государственной итоговой аттестации [20]. Рекомендованная структура портфолио при этом соответствует видам деятельности выпускника, зафиксированным в федеральных государственных образовательных стандартах, и может содержать такие разделы, как «Педагогическая деятельность», «Научно-исследовательская деятельность», «Проектная деятельность», «Культурно-просветительская деятельность» [20, с. 66].

Однако данный, безусловно полезный, опыт не может быть механически перенесен (обобщен) на другие направления подготовки. Для сравнения рассмотрим направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (в ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» подготовка студентов ведется по профилю «Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении»). Данное направление массовое (в 2018 году в России принято 12800 обучающихся, что составляет 1,7% от общего числа бакалавров) и в целом по структуре набор соответствует средним показателям (табл. 1) – нет выраженного преобладания целевиков, лиц с ограниченными возможностями здоровья или обучающихся по договорам об оказании платных услуг.

 

Таблица 1 – Статистические показатели подготовки по направлению «Прикладная информатика» в 2018 году (составлено на основе данных Росстата)

Наименование направления подготовки (специальности) по перечням, утв. приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061

Программы бакалавриата – всего

Прикладная информатика

Доля от общего, %

Код направления подготовки (специальности)

 

09.03.03

 

Подано заявлений на обучение

за счет бюджетных ассигнований

2553979

60325

2,36%

из них

на места в рамках квоты целевого приема

28342

267

0,94%

на места в пределах квоты приема лиц, имеющих особое право

42884

755

1,76%

по договорам об оказании платных образовательных услуг

1294786

18952

1,46%

Принято

всего

741059

12800

1,73%

из них лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), инвалиды, дети-инвалиды

5420

140

2,58%

В том числе на обучение

за счет бюджетных ассигнований

федерального бюджета

всего

294885

6184

2,10%

из них лица с ОВЗ, инвалиды, дети-инвалиды

4683

128

2,73%

бюджета субъекта Российской Федерации

11714

145

1,24%

местного бюджета

149

11

7,38%

 

на места в рамках квоты целевого приема

21843

240

1,10%

на места в пределах квоты приема лиц, имеющих особое право

13187

234

1,77%

по договорам об оказании платных образовательных услуг

434311

6460

1,49%

 

Интервью со студентами данного направления показали, что традиционное для педагогического вуза портфолио, по их мнению, не будет востребовано в их дальнейшей профессиональной деятельности. Эти выводы подтверждает и анализ вакансий, в которых потенциальный работодатель запрашивает от специалиста по сопровождению программного обеспечения не сертификаты об участии в «Студенческой весне», а профиль на github, приложения в Google Play, примеры созданных студентом сайтов или сертификаты, подтвержденные 1С.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд выводов.

  1. Система высшего образования может и должна готовить выпускников к дальнейшему непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
  2. Одним из инструментов такой подготовки выступает электронное портфолио, обеспечивающее, в числе прочих, мотивацию, регистрацию студенческих достижений в учебе, внеучебной деятельности, возможность построения индивидуальной образовательной траектории (в том числе и внедрения онлайн-курсов в учебный процесс).
  3. Чтобы портфолио стало востребованным не только администрацией вуза и контролирующими органами, необходимо, на наш взгляд, выполнение ряда условий:

– выработка единых отраслевых стандартов портфолио для каждого направления подготовки;

– переход от слабоструктурированной модели хранения (набор папок) к единой, унифицированной в рамках направления базе данных с развитой системой поиска информации (чтобы работодатель, мог, к примеру, найти всех студентов, имеющих в портфолио сайты на Wordpress), с учетом требований защиты персональных данных;

– размещение портфолио всех студентов России на одной или нескольких платформах, с возможностью свободной передачи данных в рамках вертикальной и горизонтальной академической мобильности;

– обеспечение возможности ссылок на внешние ресурсы (это может быть github для программистов и тест в ЯКлассе для педагогов, например с автоматизированным контролем их корректности);

– создание системы взаимооценки и экспертной оценки со стороны работодателей портфолио, что позволит указать студентам направления дальнейшего саморазвития.

 

Статья подготовлена в рамках выполнения инициативного научного проекта «Наука будущего» (госзадание 27.9062.2017/8.9).

×

Об авторах

Татьяна Валерьяновна Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tdobudko@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Сергей Васильевич Горбатов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: gorbatovsv@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Александр Валерьянович Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: a.dobudko@pgsga.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Ольга Исааковна Пугач

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: olpugach@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Список литературы

  1. Статистическое измерение соответствия квалификации занятого населения выполняемой работе (данные Федеральной службы государственной статистики) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики – http://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/stat-izm.pdf.
  2. Райхерт Т.Н., Сыромятников В.Н. Динамическое обучение как основа методики преподавания дисциплин информационного цикла // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 3 (36). С. 74–79.
  3. Система переподготовки преподавательских кадров и ее роль в повышении качества образования / А.Л. Бусыгина, В.А. Гусев, С.В. Левина, В.Н. Лисачкина и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 6. С. 12–17.
  4. Пархитько Н.П. Развитие непрерывного образования в России. Проблемы и перспективы // Постсоветские исследования. 2019. № 4. С. 1210–1216.
  5. Петров Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования: Аспект управления: дис. … д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 1996. 220 с.
  6. Додока С.Н. Структура и технология формирования информационно-обучающего пространства в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. 433 с.
  7. Маливанов Н.Н. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования: профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2005. 370 с.
  8. Просвиркин В.Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 557 с.
  9. Овчинникова И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2009. 341 с.
  10. Орешкина А.К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 417 с.
  11. Пищулина Т.В. Становление студента вуза как объекта непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2012. 367 с.
  12. Теплая Н.А. Многоуровневая система формирования информационной культуры обучающихся инженерного профиля в условиях непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. Шуя, 2016. 463 с.
  13. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.
  14. Козырева О.А. Качество теоретизации и формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 179. С. 20–31.
  15. Павлова Л.Н. Глобальные тенденции обеспечения образовательной и научной деятельности и задачи их внедрения в университете // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2016. № 5 (89). С. 3–14.
  16. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Гапонова Н.С. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. № 1. С. 107–120.
  17. Тенденции и перспективы развития он-лайн образования / М.П. Прохорова, Т.Е. Лебедева, А.В. Лабазова, К.В. Белоусова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 45–50.
  18. Голицына И.Н. Гибкое обучение в традиционном учебном процессе // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 113–117.
  19. Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 332 с.
  20. Электронное портфолио студента как инструмент оценки сформированности компетенций на итоговой аттестации / Т.В. Добудько, В.И. Пугач, С.В. Горбатов, А.В. Добудько // Информационные технологии в социальной сфере: мат-лы V междунар. заоч. науч.-практ. конф. Самара: СГСПУ, 2017. С. 64–69.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Эффективность высшего образования для карьеры выпускника (по данным [1])

Скачать (41KB)
3. Рисунок 2 – Намерение продолжить обучение (по данным [13, с. 39])

Скачать (43KB)
4. Рисунок 3 – Участие населения в различных формах непрерывного образования (диаграмма составлена по данным [5, с. 44–46])

Скачать (19KB)

© Добудько Т.В., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.