The educational potential of the choral competition in the professional training of music teachers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the disclosure of the pedagogical and educational potential of the choral competition as a creative project aimed at improving their musical and performing competencies of prospective teachers-musicians. The paper substantiates the importance of cultural and educational environment of the choral collective, which has a direct controlling effect on the personality of a prospective teacher, his or her spiritual and moral upbringing in the educational process of a university. Preparation for a choral performance competition is considered in the form of stages of successive motivated actions of a teacher and students to achieve the planned result. The work on the competition program is carried out in an educational environment of creative interaction, creates prerequisites for personal growth of each participant and involves introducing students to choral music with a high level of spiritual content. Mastering the moral system, the «ethical code» in the works of Russian sacred music contributes to the awareness of the choir members of the power of the influence of sacred music on the development of their ethical sides. The bright emotional intensity of the competitive performance, creative enthusiasm enhance the productivity of creative solutions, the manifestation of the abilities, personal and professional qualities of students, the affirmation of the value of everyone in the conditions of the competition. Reflection and introspection of the competitive execution of the program develop the independence and critical thinking of the participants, confirms their professional position. Overcoming performing difficulties, solving problematic situations contribute to improving the level of professional training of prospective teachers-musicians, their «social hardening». The interaction of the choir members teaches the distribution of roles in society, gives an idea of the continuity of norms, rules, values of life.

Full Text

Постановка проблемы

Обновление нормативно-правовой базы в организациях высшего профессионального педагогического образования позволяет констатировать поступление нового социального заказа на духовно-нравственное воспитание будущих учителей, как убежденных сторонников идей обновления воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования [1–4]. Современные требования к профессиональной подготовке будущего педагога, новые идеи его духовно-нравственного становления требуют консолидации педагогических усилий в определении механизмов и условий воспитания студенческой молодежи.

Приоритет духовности, духовного начала в образовательном процессе отстаивали в своих философских трудах В.В. Зеньковский [5], И.А. Ильин [6], А.С. Хомяков [7] и др. Огромный вклад в разработку духовно-нравственных основ учебно-воспитательного процесса внесли Ш.А. Амонашвили [8], С.Д. Поляков [9], В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев [10], В.А. Сухомлинский [11], К.Д. Ушинский [12] и др.

Сущность нравственного воспитания будущих педагогов в условиях вузовской подготовки разрабатывали в свих исследованиях В.П. Бездухов, А.В. Бездухов [13], В.П. Бездухов, Т.В. Жирнова [14], Л.И. Новикова [15], О.К. Позднякова [16], В.З. Юсупов [17] и др. Поиск современной модели воспитания студентов идет преимущественно в определении ценностно-нормативной основы для организации духовно-нравственного воспитания в высшем учебном заведении.

Анализ проблемы

Анализ актуальных исследований и нормативных документов по нашей проблеме показал, что организация воспитательного процесса в педагогическом вузе рассматривается учеными в единстве систем обучения и воспитания через действие механизмов воспитывающей среды. Культурно-образовательная среда оказывает непосредственное управляющие воздействие на личность будущего учителя с целью достижения поставленных целей его духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе вуза. Воспитательная среда обеспечивает непрерывность и систематичность данного процесса, при этом коллектив занимает ведущее звено в воспитании личности, личность и коллектив – равнозначны по своему воздействию, а человек является субъектом воспитания [18]. Исследователи отстаивают значимость духовно-нравственного начала [9]; преемственность и возможность присвоения духовно-нравственных норм, правил и ценностей жизни [19], духовного опыта человечества [10], установок и ориентиров, выступающих в качестве идеала, эталона [20].

Организация воспитательной среды стимулирует у студентов поиск собственных профессиональных ориентиров и накопление творческого опыта в решение усложняющихся задач в значимых и полезных для общества и личности делах; позитивное ценностно-смысловое сотрудничество и сотворчество всех разновозрастных участников образовательного процесса [21].

Воспитывающие и проблемно-поисковые ситуации, профессиональные препятствия и психологические барьеры помогают закреплению положительной мотивации на саморазвитие, самовыражение, творческую самореализацию и профессиональную успешность; осмыслению и проявлению личностного и профессионального потенциала [22]. Этому способствуют социальная и информационная презентации своих собственных и коллективных достижений, встречи со значимыми людьми и идентификация себя с ними (их ценностями и смыслами, нормами поведения и деятельности), повышающие личный интерес участников взаимодействия к происходящему, к определению социальных и культурных норм и правил, стимулов жизненного и профессионального самоопределения, поиску личных смыслов и ценностей, осознании своей индивидуальности [23].

Правильно организованная образовательная среда вуза характеризуется усилением воспитательных аспектов содержания учебного материала [15], особым психологическим климатом, дружеским участием, эмоциональной отзывчивостью, вниманием к собеседнику, наличием положительной обратной связи, взаимоуважением, доверием и пониманием между участниками, равенством и открытостью, свободой действий и ответственностью за их результаты [23], демократическим стилем общения, возможностью групповой и личностной рефлексии студентов и преподавателей в процессе свободного обмена идеями, живого обсуждения, творческой дискуссии, обобщающих представления о выходе из затруднения: от осмысления художественно-творческой проблемы к конкретным способам ее преодоления, к успешному решению [22].

Формирование цели статьи

Обобщив мнения современных исследователей и ученых-классиков, мы считаем, что всем изложенным позициям воспитывающей среды в наибольшей степени соответствует хоровой конкурс исполнительского мастерства студентов. Цель статьи – обосновать педагогический и воспитательный потенциал участия будущих учителей-музыкантов в творческих проектах, направленных на совершенствование музыкально-исполнительских компетенций.

Влияние исполнительского конкурса на развитие интереса и ценностного отношения студентов к профессии

Участие студентов – будущих учителей музыки в исполнительских конкурсах обусловлено не только традициями отечественного музыкально-педагогического образования, целесообразностью исполнительской подготовки, спецификой профессионального становления педагога-музыканта, но и особенностью воспитания учителя как высоконравственной личности с глубокой духовной основой.

В научных трудах ученых и педагогов-практиков, исполнительский конкурс рассматривается в виде системы последовательных мотивированных действий педагога и студентов по достижению запланированного результата в соответствии с требованиями конкретного конкурса. Располагая широкими дидактическими и воспитательными возможностями за счет единства целей систем обучения и воспитания, интеграции их различных направлений в вузе, исполнительский конкурс активизирует творческое и социальное взаимодействия всех участников процесса, своеобразный обмен их профессиональными и личностными ценностями [24].

Общественная и профессиональная значимость исполнительского конкурса делает его эффективной формой организации воспитывающей среды, мощным средством мотивации для саморазвития и самообразования всех участников процесса. Возможность презентации своих достижений на образовательном портале электронного портфолио студента, содержание которого отражает оценку успешности и качества исполнительской подготовки студента членами внешней независимой экспертизы (жюри), создает ситуацию социального признания высокого уровня готовности студента к будущей профессиональной деятельности.

Открытость и конструктивность профессионального общения, активность продуцирования методов и приемов достижения желаемого результата, подходов к обучению и воспитанию обучающихся [24], стимулирует развитие творческой инициативы студентов и преподавателей, создает условия для их самовыражения и мобилизации сил на решение сложной задачи [25].

Возможность влияния исполнительского конкурса на развитие интереса и ценностного отношения к профессии рассмотрена в работах С.В. Кучерявенко, М.А. Суздаловой [26], И.О. Малыгиной [27], где отмечается появление ценностно-смысловых ориентиров музыкально-исполнительской деятельности обучающихся в рамках конкурсного состязания, первичного опыта построения карьеры, навыков профессиональной коммуникации, согласования профессиональных намерений, личностных качеств и требований конкретной профессиональной деятельности.

На эффективность использования в процессе подготовки к конкурсу продуктивных форм творчества, коллективной активности и самостоятельности студентов в рамках воспитательной учебной и внеучебной деятельности указывают исследования Д.Б. Богоявленской [28], И.В. Феттера, О.А. Петрухиной [29].

Изучение технологий коллективного творчества в рамках исполнительского конкурса, роли коллектива как ведущего звена в воспитании актуализировало наше понимание возможностей хорового исполнительства, воспитательный потенциал которого обусловлен многовековыми традициями соборности, ценностным отношением участников к отечественной культуре и ее духовно-нравственным основам.

В трудах В.А. Сластенина [18] подчеркивается значимость коллектива в воспитании у обучающихся чувств ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи, в усвоении правил общения, поведения, развитии организаторских навыков, умений руководства и подчинения.

Устанавливая паритет между достижениями в профессиональной сфере и духовно-нравственным становлением будущего учителя музыки, исполнительский конкурс хоровых коллективов оказывает воспитывающее воздействием на эмоциональный интеллект и нравственный строй исполнителей, способствует накоплению духовного, музыкально-исполнительского и социального опыта со-бытия, ведет к постижению музыкального содержания произведений через раскрытие художественного и сакрального смысла звучащей музыки, образной условности поэтической речи [30; 31].

В научной литературе подчеркивается, что целенаправленное приобщение студентов к высшим ценностям мирового искусства способствует освоению содержательных компонентов высокой хоровой музыки [32], присвоению ее ценностных установок, как «способа быть в мире» [33], мета-явления духовного порядка, раскрытия жизни человеческого духа [34], интонационного способа существования основных ценностей человеческого духа, содержательного ядра духовной культуры общества [35].

Этапы подготовки студенческого коллектива к хоровому конкурсу

Содержание хорового исполнительского конкурса и закономерности подготовки к нему определили взаимосвязанные этапы, обеспечивающие мягкое управление процессом воспитания и активного обучения студентов.

Первый этап – выбор направленности исполнительского конкурса, который характеризуется не только личностными особенностями, исполнительскими компетенциями, рефлексивными возможностями участников и руководителя хора, но и их иерархией ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и самореализации. В соответствии с требованиями исполнительского конкурса определяется содержание репертуарной политики выступления хора, совокупность необходимых педагогических технологий его подготовки. На этом этапе рефлексия способностей, компетенций и возможностей участников хора, необходимых условий и имеющихся ресурсов способствуют определению и осознанию своих возможностей, готовности и ценности личного участия в конкурсе.

Второй этап – подготовка конкурсной программы, которая осуществляется в воспитывающей среде творческого взаимодействия, создает предпосылки личностного роста каждого участника за счет открытости, свободы и ответственности, взаимной поддержки и заинтересованности в положительном результате конкурсного выступления. На этом этапе у каждого участника возрастает потребность в сопричастности к происходящему, в познании и освоении новых исполнительских техник, самоанализе и самооценке исполнительских умений, признании своей индивидуальности и ценности в коллективном сотворчестве. Степень технической и художественной сложности конкурсной программы должна соответствовать или немного превышать уровень исполнительских возможностей хорового коллектива на данном этапе его развития, чтобы показать в динамике постепенный рост его профессиональной подготовки.

Этот этап предполагает приобщение студентов к хоровой музыке с высоким уровнем духовного содержания. По мнению ученых, духовность человека есть мера присвоения личностью богатства духовного опыта человечества [10], общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались веками на протяжении всей истории человеческих цивилизаций [31]. Поэтому в процессе изучения произведения русской духовной музыки важен детальный анализ содержания богослужебных текстов, постижение его глубоко смысла, идей духовной нравственности и патриотизма, моральных норм, способствующий осмыслению и поиску своих жизненных ориентиров.

Освоение нравственной системы, «этического кодекса», в скрытом виде содержащегося в произведениях русской духовной музыки, ее сакральных смыслах, настраивают студентов, так что они становятся способными к более возвышенным мыслям и рассуждениям. Совместный поиск характеристик эталонов певческого звука, воплощения эмоций и переживаний, «разумного» исполнения текста приводит к пониманию, что они совсем иные, чем просто показатели качества хорового звучания, что только сквозь призму умиротворенности и целомудренности чувств каждое эмоциональное состояние получает свое особое преломление в нужном качестве певческого звучания, что соответствует отечественным традициям исполнения русской духовной музыки. Здесь реализация педагогического принципа «подобное воспитывается подобным» способствует осознанию участниками хора силы воздействия духовной музыки на развитие их этических сторон, вызывает стремление к постижению новых духовных идеалов, нравственному совершенству. Получив такой опыт, студенты оказываются способными к сравнению ценностей, которые выдвигаются как педагогикой, так и классической хоровой музыкой. В их сознании, несомненно, запускается процесс сопоставления полученных этических и нравственных познаний с личной системой ценностей, подтверждающий новый уровень духовно-нравственного развития. На этом этапе осмысления и разучивания произведений важно формировать стабильность и безотказность исполнительской деятельности участников хора, обращая особое внимание на промахи и ошибки, отлеживать уровень самодисциплины, самоконтроля, самоподготовки и выносливости каждого участника, его индивидуальной заинтересованности в освоении исполнительских техник и умений, волевого усилия при постановке и достижении целей исполнительской подготовки.

Третий этап – конкурсное исполнение программы – это всегда настоящее испытание «на прочность». Акустическая новизна концертного зала, обязательность художественно-эмоционального и художественно-интеллектуального переживания смыслов исполняемой музыки, уровень эмоционального возбуждения и сценического волнения участников, длительная или очень короткая предконкурсная ситуация, публичная оценка значимой для конкурсантов деятельности – все это в рамках конкурса является специфически трудной, выходящей за пределы повседневности ситуацией. Здесь важны не только уровень вокально-хоровой и психологической подготовки студентов, объем их сценического опыта, но и проявление надежности каждого участника, его способности к сохранению требуемых исполнительских качеств, что предполагает владение процессами саморегуляции, самоконтроля и самокоррекции для нахождения оптимальных способов нейтрализации стресса и успешного выступления. Яркая эмоциональная насыщенность конкурсного выступления, творческий подъем во время исполнения усиливают продуктивность творческих решений, проявление способностей, личностных и профессиональных качеств студентов, утверждение ценности каждого в условиях конкурса.

Четвертый этап – рефлексия и самоанализ конкурсного исполнения программы, на котором формируется опыт групповой и индивидуальной рефлексии, развивается независимость и критичность мышления участников, утверждается их профессиональная позиция, происходит осмысление социальных и профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности.

Пятый этап – проектирование следующих этапов профессионального становления хорового коллектива, планирование перспектив его дальнейшего профессионального и духовно-нравственного совершенствования, прогнозирование музыкально-исполнительской и педагогической деятельности каждого участника процесса с возможной перспективой изменения профессиональной «Я»-концепции [22].

Анализ многолетнего опыта авторов по организации выступлений Концертного хора студентов факультета культуры и искусства СГСПУ «Ювентус» показывает, что участие в хоровых исполнительских конкурсах способствует реализации воспитательного потенциала профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Активное взаимодействие между участниками и руководителем хора в рамках исполнительского конкурса способствует возникновению общих ценностей и целей хорового сотворчества, коллективной ответственности за успешное исполнение конкурсной программы, осуществляет перевод этих отношений на новый творческий уровень.

Выводы

Результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что преодоление исполнительских трудностей, решение проблемных ситуаций способствуют не только повышению уровня профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, но и их «социальному закаливанию». Взаимодействие участников хора – студентов разного возраста и курсов обучения в вузе учит распределению ролей в обществе, дает представление о преемственности норм, правил, ценностей жизни. Прослушивание и анализ конкурсных выступлений других хоров – участников конкурса, встречи с известными музыкантами, мастерами хорового искусства провоцируют у студентов кризис профессиональной компетентности, что побуждает их к постановке новых профессионально-значимых целей и задач, обозначению новых перспектив, вызывает интерес и желание дальнейшего самосовершенствования. Дипломы лауреатов международных и всероссийских конкурсов в Казани, Москве, Пензе стали для хора «Ювентус» заслуженными наградами, вошли в историю творческих достижений коллектива, стимулировали будущих учителей музыки к новым исполнительским достижениям. Полученный опыт, понимание важности конкурсов исполнительского мастерства для творческого роста коллектива любого уровня выпускники факультета – участники хора реализуют в дальнейшей музыкальной и педагогической деятельности.

×

About the authors

Tatiana Aleksandrovna Kolysheva

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: kolysheva@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Musical Education Department

Russian Federation, Samara

Irina Anatolyevna Petsina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: irina_petsina@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, professor of Musical Education Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/420277810.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 121 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_293567.
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_358792.
  4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_286474.
  5. Зеньковский В.В. Христианская философия / сост. и отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 1072 с.
  6. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948–1954 гг.: в 2 т. Т. 2. М.: МП «Рарог», 1992. С. 237–241.
  7. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // О старом и новом: статьи и очерки. М.: Современник, 1988. С. 222–238.
  8. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 10. Воспитание и развитие личности. М.: Свет, 2017. 288 с.
  9. Поляков С.Д. Основы педагогическо-психологической теории социального воспитания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 3 (19). С. 260–269.
  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ПСТГУ, 2014. 359 с.
  11. Сухомлинский / сост. Г.Д. Глейзер. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1997. 224 с.
  12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.
  13. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара, СГПУ, 2000. 185 с.
  14. Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование: монография. М.: МПСИ, 2008. 202 с.
  15. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. М.: ПЕР СЭ, 2010. 335 с.
  16. Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. М.: МПСИ, 2006. 168 с.
  17. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216–231. doi: 10.17805/zpu.2019.2.20.
  18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  19. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 372 с.
  20. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Уфа, 2007. 42 с.
  21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Университетская книга; Логос, 2009. 384 с.
  22. Колышева Т.А., Пецина И.А. Личностное развитие: профессиональная рефлексия в музыкально-педагогическом образовании: монография. Самара: СГСПУ, 2018. 164 с.
  23. Демакова И.Д. Принципы гуманизации пространства детства // Социальная педагогика. 2018. № 2–3. С. 19–24.
  24. Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2007. 18 с.
  25. Палашкина Г.В. Конкурс как средство личностно-профессионального самоопределения будущих музыкантов-исполнителей // Среднее профессиональное образование. 2010. № 2. С. 13–15.
  26. Кучерявенко С.В., Суздалова М.А. Теоретические основы педагогического сопровождения адаптации учащихся учреждений профессионального образования к рынку труда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 (14), ч. II. С. 143–146.
  27. Малыгина И.О. Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности // Образование. Карьера. Общество. 2015. № 3 (46). С. 92–94.
  28. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
  29. Феттер И.В., Петрухина О.А. Конкурс как форма организации внеучебной деятельности в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50–3. С. 191–197.
  30. Александрова Е.В. Хоровое пение в системе социокультурного воспитания личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. № 3. С. 314–317.
  31. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1992. 420 с.
  32. Кузякина Т.И. Музыка и духовный мир человека // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17, ч. II. С. 23–33.
  33. Шевченко Е.П. Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. 23 с.
  34. Петрусёва Н.А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. М.; Пермь: Реал, 2002. 350 с.
  35. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки: в двух частях. 2-е изд. М.: Композитор, 2016. 630 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Kolysheva T.A., Petsina I.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies