The concept of ecological culture in the professional training of pedagogical university students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Currently, environmental education is of great importance in the system of vocational education and training, which is interpreted by the fact that effective social formation is determined by the awareness of the need to correct the existing state of the natural environment. The critical state of nature leads to an alarming state, rather than the state of the economy, politics, morality and culture of society. The vital activity of an individual contributes to the fundamental transformations of nature, including the entire biosphere as a whole. Natural ecological systems in most countries become unfavorable for human habitation, and also negatively affect it. Today there is a dominant need for the formation of a harmonious interaction of the individual with the natural environment. Liberation from a critical bioecological situation cannot arise automatically, by chance, it, as a rule, projects sufficiently responsible socio-economic, political and socio-legal measures from the position of society, as well as world restructuring in the spiritual and practical relations of man to the natural environment. The formation of an ecological culture based on universal norms and motives is understood as an internal condition of pedagogical education and upbringing. The way out of this problem requires significant dynamic restructuring in almost all elements of the modern education system and upbringing of the younger generation, which directly relates to the personality of the prospective teacher, since the ability of young people to part with the position of boundless attitude to the environment depends for the most part on his universal, including ecological culture. The development of the ecological culture of prospective specialists is a psychological and pedagogical process focused on the multiplication of ecological ideas, concepts of the interaction of professional and environmental behavior, the formation of bioecological values and motivation of readiness for environmental-oriented life in the professional sphere. The acquisition of the necessary effectiveness of the development of ecological culture of pedagogical university students creates a set of psychological and pedagogical conditions. Following many researchers, we consider the development of ecological culture to be the task of environmental education. In the presented paper, the pedagogical concept of the formation of the ecological culture of prospective teachers in the process of their education at a pedagogical university, based on the leading ideas of the concept of sustainable development and three key approaches – desmoecological, synergetic and culturological, is formulated and well-substantiated.

Full Text

Экологическая культура бакалавров в контексте профессиональной подготовки представляет собой совокупность биоэкологических понятий, определенных взаимоотношений с природой как одной из ценностей, ориентацию на адекватные изменения существующей реальности с позиции улучшения природной среды и побудительную готовность к индивидуальным решениям по охране окружающей среды и разумного использования природных ресурсов в профессиональной области будущих педагогов. Ключевыми составляющими экологической культуры будущих педагогов педагогического вуза выступают: биоэкологическое образование и воспитание, экологическая зрелость, нацеленность, биоэкологическая деятельность и профессиональная подготовка и переподготовка, которые дают возможность сформировать профессиональную компетентность будущих специалистов [1].

Сейчас, на этапе экологического кризиса, когда в живой оболочке Земли идут необратимые изменения, которые ограничивают жизненные перспективы индивида, экологическое воспитание и образование получает важное общественное значение. Важность вопроса, вызванного обострением экологической ситуации в диапазоне всей нашей Земли, привела к «экологизации», то есть к нужности учета гипотез, тезисов, положений и требований экологии во всех дисциплинах и деятельности человека.

Глобальный экологический кризис в настоящее время затронул почти всю планету. Современные экологические проблемы заговорили о себе уже в середине XX века, когда началась научно-техническая революция. С этого времени экологическая обстановка ухудшается, а решение данного вопроса не найдено. Главным условием существования настоящего социума становится воспитание экологически адекватного индивида, который понимает, что любой человек должен знать о современных экологических проблемах и уметь их решать. По сути, школьному педагогу в первую очередь необходимо сосредоточить свою работу на экологизации мировоззрения обучающихся, школьников, детей. Воплощать это в реальность нужно на уроках, занятиях, внеклассной, внеурочной деятельности, а также через мероприятия, которые объединяют разнообразные методы и технологии природоохранной деятельности: практической, научно-исследовательской, пропагандистской, культурно-развлекательной, туристско-познавательной, краеведческой и др.

Осуществлять природоохранную деятельность – это значит владеть огромным комплексом экологических умений и навыков (умений, отработанных до автоматизма), которые человек сможет осуществить в результате специализированного обучения и воспитания. Соответствующим масштабом экологических умений нужно владеть с детства, что говорит о том, что будущий учитель обязательно должен быть хорошо подготовлен к этому виду деятельности. Достаточно близко это относится к учителю по естественнонаучным курсам (преподавателям химии, биологии, географии, естествознания).

Главной приоритетной задачей настоящей системы образования выступает развитие личности с высокой степенью экологической культуры, которая будет направлена на непрерывное самосовершенствование, прогресс социума и значимость общечеловеческих ценностей, которая сможет понимать и внедрять идеи коэволюции, а также обеспечивать свою деятельность в контексте устойчивого развития человечества в будущем. Эффективность ее решения определяется многими причинами, из них структура образования и воспитания играет главное, приоритетное значение. Сейчас необходимы новые концептуальные методы, средства, технологии, приемы, педагогические, практико-ориентированные основы для формирования личности с экологоцентрической направленностью. Они тесно взаимосвязаны, прежде всего, с идеями объединения знаний из многих предметных отраслей, которые обеспечивают суть целостности естественной среды, единства и взаимосвязи всей биосферы, значении, роли и функции каждого человека на нашей планете [2].

Изучая работы ученых, которые заложили основы формирования экологической культуры обучающихся (А.Н. Ильина [3], О.Е. Аляева [4], С.В. Аниськин [5], Н.Ф. Винокурова [6], В.Д. Иванов [7], В.П. Кезин [8], А.А. Лепенькина [9], Е.В. Муравьева [10] и др.), мы пришли к следующему: невзирая на то, что существует огромное количество источников по этой тематике, мы не смогли найти концепцию, решавшую данную проблему. Поэтому мы решили, что целесообразно будет разработать такую концепцию, которая бы строилась на ведущих идеях концепции устойчивого развития и трех педагогических подходах – это десмоэкологическом, синергетическом и культурологическом.

В современных научных изданиях понятие концепции стало достаточно известным. Изучая педагогическую концепцию, прежде всего нужно посмотреть на суть понятия «концепция». Определение «концепция» включает в себя достаточно много смысловых значений, возникших на основе практико-ориентированного и теоретического освоения реальности.

Как отмечает Н.А. Шмырев, М.И. Губанов, концепция представляет собой системную последовательность, совокупность понятий теории или масштаб понятийной проработанности содержания теории [11].

По выражению Л.М. Фридмана, концепция – это ключевой подход, фундамент выбора направления(-ий) научно-исследовательской или другого вида жизнедеятельности. Данное толкование концепции имеет место и в настоящее время, в том случае, когда мы пытаемся решить проблему выбора ключевых видов деятельности, ведущих направлений реализации заданного вида замысла. Данные направления должны отлично обнаруживаться при осуществлении концепции явления, объекта, концепции развития образовательной организации, системы образования и воспитания молодежи и т.д. [12].

Таким образом, концепция становится итогом мировоззрения, хорошо сформулированной базой принципов непосредственно к определенному вопросу. Современная научная концепция основывается в своей аргументации, как правило, на данные научные теории, положения.

Сформированная нами концепция экологической культуры опирается на десмоэкологический, синергетический, культурологический подходы и принципы стратегии устойчивого развития (см. рис. 1). Остановимся на каждом из них подробнее.

 

Рисунок 1 – Концепция формирования экологической культуры студентов педагогического университета

 

  1. Строящийся на теории образования c целью устойчивого формирования десмоэкологии десмоэкологический подход был сформулирован доктором педагогических наук, профессором А.Г. Бусыгиным. Ключевое содержание его построено на том, что он берет свое начало от положения целостности воспитания и образования и учитывает, что курсы, науки – это трансдисциплинарные естественнонаучные мысли, которые связаны между собой: например, природная среда – технические устройства – личность – социум. Данный подход в результате считает комплекс «спираль базовых потребностей – общечеловеческие достоинства – разумные нормы жизнедеятельности человека – эколого-общественную деятельность базой настоящей (ноосферной) сути образования и воспитания подрастающего поколения [13].

Десмоэкологический подход идет от термина «разумная оболочка Земли», в нем профессором А.Г. Бусыгиным проанализированы труды В.И. Вернадского и французского философа П. Тейяр де Шардена: «под разумной оболочкой Земли в десмоэкологии мы будем понимать итог осуществления работы социума, для которого будет характерна значимость здоровья, экологических благ и Жизни как таковой, которая опирается на объединенных мудрости и чувстве Ответственности людей». То есть: разумная оболочка Земли = мудрость, ум (интегративный/концептуальный + социальный) + Ответственность (эколого-общественная). Десмоэкологический подход, базирующийся на ступени «социальные ценности», «спираль базовых потребностей личности», «разумные нормы поведения человека» и постулаты десмоэкологии, включает в себя следующую структуру, основывающуюся на принципах:

– внедрение в структуру научных курсов естественнонаучного цикла подготовки бакалавров в педвузе футуристических моментов;

– слияние гуманитарных курсов как основополагающих направлений изменения образования и воспитания молодежи;

– применение материала основополагающих дисциплин, включающих в себя содержание большого числа сфер научных знаний и представлений: методики обучения, правового дела, общей психологии, физиологии и анатомии человека, социологии, педагогики, экологии человека в школьном курсе биологии и т.д.;

– акцентирование внимания на определенном характере научного знания и относительной самостоятельности познания действительности;

– рассмотрение большинства мнений, сценариев, поисков, мониторингов, разновидностей, модификаций выхода из образовавшихся глобальных экологических проблем;

– фиксирование интереса на основных функциях суммы главных базовых потребностей каждой личности в итоге развития человека как личности [13].

При анализе определенных методологических идей применительно к образованию и воспитанию в педагогической науке нами решено, что десмоэкологический подход является достаточно действенным и нужным для построения совершенного иной, инновационной системы образования и воспитания, и применили этот подход к формированию концепции экологической культуры будущих специалистов педагогического вуза.

  1. Синергетический подход сливается с развитием, которое преумножает и формирует взаимовоздействие подсистем. Данная наука базируется на понятии открытой системы, работающей только во взаимодействии с природой, веществом и энергией. Все это дает возможность для самоорганизации всех составных процессов и подходов. Данная самоорганизация идет на базе распада до этого существующей структуры и формирования инновационного способа построения. Благодаря этому идет данный процесс по закону обратной взаимосвязи. Настоящий научный подход к этому вопросу использовал отражение в сущности научных понятий, которые были включены в большинство энциклопедических и специальных лексикографических источников.

Например, «синергетика» трактуется как настоящая системоорганизующая теория самоорганизации, инновационный взгляд на мир, взаимосвязанное с изучением главных явлений самоорганизации, вариативности, неравновесности, коэволюции, изучением фактов создания «порядка через беспорядок», разделения динамических изменений, необратимости времени, нестабильности как основной сути протекающей эволюции» [14].

В настоящих литературных источниках достаточно часто используется понятие, которое было дано Г. Хакеном [15]. Синергетическая наука представляет собой «суммарный коллективный итог воздействия огромного числа маленьких подсистем, которые способствуют формированию устойчивых подструктур и самоорганизации в более сложных структурах» [16].

Понятие «синергетика», по мнению Г.М. Коджаспирова, близко к термину «воспитание». Системное значение мира нужно с целью воспитания каждого человека: данному виду мышления присущи коммуникабельность, линейность, открытость. Синергетическая наука ориентирует будущего специалиста как субъекта психолого-педагогического взаимодействия на изучение достаточно сложных внутренних законов жизни каждого человека [17].

Таким образом, для педагогики как науки в целом синергетика внедряется как самый приоритетный принцип [18].

Анализируя единый механизм формирования систем разнообразной природной среды, синергетика становится ядром объединения естественнонаучных и гуманитарных идей.

Синергетический подход – это такой методологический подход в познавательной и практической работе, который использует совокупность идей, понятий, терминов, законов. Данный подход берет свое начало в экологическом образовании и воспитании подрастающей молодежи.

На первом месте стоит вопрос экологического образования и воспитания молодежи, формирование у будущих педагогов умений, взаимоотношений, ценностей, стремлений, желаний, мотивации к собственному участию в решении существующих природных проблем с целью эффективности качества природной среды жизнедеятельности любого индивида. В современных условиях нарастающего экологического кризиса и надвигающейся экологической катастрофы учеными, экологами, психологами, педагогами, методистами, социологами активно осуществляется поиск инновационных педагогических, методологических, теоретических, практических, технологических основ структуры и содержания экологического образования и воспитания студентов – будущих специалистов.

Системный анализ биоэкологических вопросов природной среды считает, что смена антропогенного подхода к природе экоцентрическим и понимание индивидами нужности коэволюции смогут изменить экологическою обстановку на Земле [19].

Следовательно, синергетический подход основывается на междисциплинарном направлении изучения открытых неравновесных структур с целью внедрения процессов самоорганизации и самосовершенствования общественных и экологических процессов.

  1. Культурологический подход есть не что иное, как один из способов единой системной организации единого образовательно-воспитательного процесса, обусловливающего специфические требования к поиску выбора содержания, способов и методов, а также формированию целесообразных педагогических требований образования и воспитания в соотношении с концептуальными показателями, которые дают возможность каждой личности формироваться как субъект культуры на основе культурной преемственности. В рамках этого подхода экологическое образование и воспитание целесообразно рассматривать как основную базу самосовершенствования каждой личности с точки зрения его культурной практико-ориентированной деятельности. Культурологический подход способствует рассмотрению результатов биоэкологических исследований в исторической практике научного познания, что позволит определить разнообразные точки зрения в научной деятельности и способствует реальному познанию экологических проблем в современном мире. В контексте данного подхода могут быть сформированы некоторые личностные позиции участников психолого-педагогического процесса, например, экологическое мировоззрение, направление на созидательную разумную деятельность в природе, шаблоны экологосообразного образа жизни личности в обществе [20].

Культурологический подход строится на основе научных курсов, развития единого образа эпохи, менталитета, культуры, на представлениях о соотношении культуры и настоящего общества, понимании определенной сферы знаний в проблемах формирования культуры и т.д. Развитие современной культуры происходит в рамках глобальной трансформации цивилизационных стратегий и динамических изменений ценностных ориентиров и закрепляются логикой и факторами создания инновационных идей. Современные экологические стратегии развития, экологический стиль сознания и мышления оставляют след на центре основных проблем, характеризующих настоящий этап формирования социума. Ключевая особенность культурологического подхода заключается в развитии культуры социума и культуры индивида, основывающихся на биологических, экологических, этнографических, социологических, психолого-педагогических отличиях. Иная особенность соотносится с формированием экологической культуры будущих педагогов при помощи средств и продуктов проектной деятельности. Другая особенность данного подхода к экологической подготовке будущих специалистов связана с формированием определенных достоинств личности будущего учителя. Экологическая культура на фоне индивидуальных качеств представляет собой уровень моральной зрелости индивида. Достаточно низкий уровень сформированности экологической культуры становится фактором общего морального упадка социума. Экологическая культура является одним из ведущих способов адаптации личности к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности, к динамическим изменениям основных требований природной среды, опирающихся на историческую практику целесообразного взаимодействия с миром окружающей среды, способствующих сбалансированному существованию с природной средой, и отражается в форме интуитивных и мировоззренческих представлений и методов практического освоения нравственных ценностей, ценностных ориентаций, а также культурных обычаев. Современная экологическая культура поддерживается жизнедеятельностью каждой личности. В связи с этим экологическую культуру нужно рассматривать как материализованное сознание, которое связано с философско-этической ролью человека, бытием, миропониманием, смыслом дальнейшего существования. Этот подход опирается на положения о том, что экологическое образование и воспитание обучающихся включает в себя целенаправленное внедрение сущности культуры, формирование способности жизнедеятельности в настоящем социуме, адекватно планируя жизнь [21]. В конечном итоге введение процесса развития экологической культуры этот педагогический подход обосновывает системно, структурно, научно и на последовательно выходящих из него принципах культуросообразности и эффективности, которые осуществляются взаимоотношениями между образованием, воспитанием, культурой и развитием будущих педагогов.

Таким образом, развитие экологической культуры будущих педагогов в рамках культурологического подхода следует изучать как:

– итог приобщения каждого человека к культурному опыту людей и индивида по взаимодействию с природной окружающей средой;

– способ социализации личности, результатом которого становится формирование субъекта экологически адекватной деятельности людей;

– направленность человека на укрепление культуры, основных ее ценностей, применение для развития ответственности за состояние природы, наличия экологических идей и опыта, опыта деятельности с целью изучения и охраны природы и природопользования;

– получение экологических знаний человеком для развития системы мировоззренческих понятий по основным проблемам экологической науки, знания окружающего природного мира, а также общества.

Следовательно, культурологический подход способствует формированию понятий о том, что современное экологическое образование и воспитание значительно шире, чем воспитание и образование в области экологических дисциплин.

  1. Стратегия устойчивого развития представляет собой модель развития цивилизации, которая исходит из нужности соблюдения равновесия между решением общественных, экономических вопросов и укрепления природы в современном мире.

Понятие устойчивого развития рассматривается для настоящего социума в целом, для каждого человека в частности, для всех систем достаточно простых уровней. Его роль должна быть сложной по отношению к базовому уровню. Слияние терминов «устойчивость» и «развитие» очень часто используется для характеристики предметов окружающей среды, а также природных ресурсов, в том числе исчерпаемых и неисчерпаемых, если они изучаются как экологические структуры. Возможна устойчивость экосистем в том случае, если не нарушается их природное формирование. Основа перехода к устойчивому развитию заключается в выживаемости людей и одновременном укреплении живой оболочки Земли, то есть в сохранении биосферы и человечества в целом. Но чтобы выжить именно как естественная популяция, каждому человеку нужно в полном объеме изменить все отрасли своей деятельности в направлении активного уменьшения влияния на биогенную оболочку нашей планеты. Ключевая цель стратегии устойчивого развития – это определение основополагающих путей, мер, способов адаптации жизни к существенным динамическим изменениям.

С экологической точки зрения устойчивое развитие обязано создать стабильность экологических и физических структур. Важную роль имеет жизнеспособность определенных экосистем, от которых зависит общая стабильность биосферы. Термины «природные системы» и «территории обитания» нужно разъяснять глубже, внедряя в них определенный индивидом ареал. Полная деградация экологических ресурсов, загрязнение природы и утрата экологического разнообразия сокращает возможность структур экологии и биологии к самовосстановлению. Разработанная концепция устойчивого развития представляет собой реальную ступень развития современной теории взаимовлияния окружающей природной среды и социума, где главное место занимает проблема соотношении антропоцентрического и экоцентрического подходов.

×

About the authors

Alla Lvovna Busygina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: busygina@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

Svetlana Yurievna Bakulina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: bakulina@sgspu.ru

candidate of culturology, acting rector, associate professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

Elena Vladimirovna Lizunova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: lizunova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Biology, Ecology and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

Lidiya Vasilievna Vershinina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: vershinina@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Foreign Languages Department

Russian Federation, Samara

Valeriya Vitalievna Bondareva

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: bondareva@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Гасанов С.Ф. Разработка модели формирования экологического мировоззрения студентов среднего профессионального образования // Прикладная психология и педагогика. 2019. Т. 4, № 4. С. 115–128. doi: 10.12737/2500-0543-2019-104-127.
  2. Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 1999. 45 с.
  3. Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 176 с.
  4. Аляева О.Е. Формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологических проблем: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 1995. 170 с.
  5. Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2005. 25 с.
  6. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 25–40. doi: 10.17853/1994-5639-2016-5-25-40.
  7. Иванов В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования экологической культуры: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1992. 166 с.
  8. Кезин В.Г. Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 19 с.
  9. Лепенькина А.А. Эколого-краеведческое образование обучающихся как фактор развития компонентов экологической культуры школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы XI междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т, 2011. С. 97–99.
  10. Муравьева Е.В. Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Казань, 2008. 43 с.
  11. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Кемерово, 2002. 119 с.
  12. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  13. Бусыгин А.Г. Десмоэкология. Книга первая: теория образования для устойчивого развития. 2-е изд., испр. и доп. Ульяновск: Симбирская книга, 2003. 199 с.
  14. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 31–36.
  15. Якушева С.Д. Синергетический подход в развитии профессионального мастерства современного педагога // Актуальные проблемы педагогики и психологии: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. 27 февраля 2012 г. Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. С. 122–133.
  16. Хакен Г. Синергетика / пер. с англ. В.И. Емельянова. М.: Мир, 1980. 406 с.
  17. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004. 528 с.
  18. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26–31.
  19. Прусак В.Ф. Методологические подходы к формированию системы непрерывной экологической подготовки дизайнера // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 409–412.
  20. Шлюндт С.А. Экологическое воспитание студенческой молодежи: культурологический аспект // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 161–165.
  21. Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу (взгляд методолога). М.: Социокультурный методологический центр «Касталь», 1993. 180 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (180KB)

Copyright (c) 2022 Busygina A.L., Bakulina S.Y., Lizunova E.V., Vershinina L.V., Bondareva V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies