CASE TECHNOLOGIES IN SENIOR SECONDARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDT


Cite item

Abstract

The article presents one of the latest educational technologies in the modern school – «case-study». It is used to develop senior students’ critical thinking, enables them to make independent information estimations and conclusions on the knowledge they have gained. As a result, the process of general communicative learning operations becomes more effective.

Full Text

В современной педагогической практике, в условиях перехода от информационно-объяснительной модели обучения к деятельно-развивающей, крайне актуальным становится не только усвоение знаний, но и прежде всего способы их переработки, развитие познавательного и творческого потенциала учащихся. Одной из современных педагогических технологий, удачно соединившей в себе: элементы развивающего и проблемного обучения, группового сотрудничества, дискуссионного метода, метода работы с источниками информации, – стал кейс-метод. В него могут быть интегрированы такие компоненты методик, как: - моделирование (построение модели ситуации), - описания (создание описания ситуации), - системный анализ (системное представление и анализ ситуации), - мысленный эксперимент (способ получения знаний о ситуации посредством её мысленного преобразования), - игровые методы (представление вариантов поведения героев ситуации), - «Мозговой штурм» (генерирование идей относительно поиска решения). Появившись в США, в России достаточно долго технология применялась на практических занятиях при подготовке юристов и менеджеров, когда студентам для анализа предлагались конкретные ситуации из профессиональной практики, способствующие более глубокому пониманию основ специальности. В современных школьных условиях кейс-технологии являются группой образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблемных ситуаций и задач, максимально приближенных к жизненным реалиям. В России данная группа методик получила название – «анализ конкретных ситуаций» (АКС). Они относятся к интерактивным методам обучения, поскольку позволяют взаимодействовать всем участникам учебного процесса, где учитель выступает не только координатором деятельности учеников, но и их партнёром. Название технологии произошло от латинского «casus» – запутанный, нестандартный случай. В переводе с английского, case – портфель для офиса, кейс, чемоданчик для бумаг. Происхождение терминов отражает сущность самой технологии, где «кейс» рассматривается в качестве комплекта учебно-методических материалов, которыми нужно снабдить каждого учащегося, как в печатном, так и в электронном виде. Это целостный информационный комплекс, дающий полное представление о предлагаемой учебной ситуации. Он может содержать разнообразную информацию: документальные данные, сведения из газет, научно-популярных изданий, исторические факты, видеоролики, фрагменты художественных и документальных фильмов. Основные её идеи можно сформулировать следующим образом: - расстановка акцентов на выработку навыков коммуникации, сотворчество учителя и учащихся, демократические отношения в процессе получения знаний, что означает равноправие каждого учащегося как между собой, так и с учителем в процессе обсуждения проблемы; - с включением в учебный процесс данного метода имеет место формирование и развитие эмоциональной сферы школьников, создание атмосферы здоровой конкуренции, духа борьбы, комфортного психологического климата; - результатом применения метода являются в первую очередь полученные в процессе обучения практические навыки исследовательской, дискуссионной и познавательной деятельности. Непосредственно целью метода ситуационного обучения выступает коллективное или внутригрупповое обсуждение и анализ школьниками реальной социальной, общественно-политической или исторической ситуации, возникающей в конкретно-исторических условиях и поиск оптимально-приемлемого решения. Процесс считается завершённым после презентаций группами своих решений, а если это коллективное обсуждение, то озвучивание максимального количества выходов из предложенной ситуации, и соответственно, выбор лучшего в контексте обсуждаемой проблемы. Дидактическими задачами «кейс-стади», таким образом, являются: - применение правильных решений в условиях неопределённости; - разработка алгоритма принятия решений; - составление плана деятельности для достижения результата; - применение полученных теоретических знаний, в том числе и по другим предметам, для решения практических задач и разбора проблемных ситуаций; - учёт всех возможных научных позиций и взглядов на рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения. Каждое занятие по предмету должно формировать универсальные учебные действия (УУД), которые в совокупности позволяют старшеклассникам полноценно использовать весь объём знаний, получаемый в курсе полной средней школы. Предлагаемая технология наиболее полноценно реализует формат коммуникативных УУД, куда входят: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - навыки и готовность работать в команде; - навыки общения; - планирование учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем; - выявление и идентификация учебных задач; - поиск и оценка альтернативных способов разрешения гипотетического конфликта; - принятие решения и его реализация; - построение речевых высказываний. Технологическими особенностями метода анализа конкретных ситуаций выступают: -разновидность исследовательской деятельности, включающей в себя аналитические процедуры; - коллективное обучение: работа в микро и макро группах, взаимообмен информацией; -элементы синергетической технологии: подготовка процедур погружения группы в моделируемую ситуацию, формирование эффекта приращения знаний, «инсайт», обмен открытиями; - разновидность проектной технологии – формирование проблемы и путей её решения происходит на базе «кейса», являющегося одновременно и техническим заданием, и источником информации; -интеграция развивающего обучения (индивидуальное, групповое, коллективное развитие), формирование многообразных личностных качеств младших и старших подростков; -стимулирование и активизация учебно-познавательной и творческой деятельности для достижения успеха, постоянное подчёркивание успешных действий учеников. Методика успеха является движущей силой личностного развития школьников и условием для формирования устойчивой позитивной мотивационной составляющей. Учитель, выбирая данную технологию, обязан чётко представлять и строго придерживаться правил выполнения своих обязанностей. Он из главного действующего лица учебного процесса, становится его координатором или консультантом. Он может выбрать одну из трёх стратегий поведения: дать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов, или информации; в определённых ситуациях самому предложить вариант ответа; выступить в роли модератора. В любом случае, его задача – создать максимально комфортные условия для вовлечения всех школьников в рабочий процесс и раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала. Действия педагога заключаются, на предварительном этапе, в подготовке материалов кейса, раздаче их каждому ученику, определении сроков сдачи, проведении консультаций по выполнению предложенных заданий, знакомство учащихся с критериями оценивания результатов решения предлагаемой ситуации. Для себя педагог должен продумать модель будущего занятия и примерно его схронометрировать. Во время занятия, в течение работы над ситуацией, звучит вступительное слово учителя и постановка вопросов, решения к которым нужно будет предложить. Далее класс делится на группы, и школьники получают задания, систему оценок и сроки выполнения. Во время работы в малых группах идет обсуждение текстов кейса, определение докладчиков и формирование презентации решения. После истечения срока обсуждения каждая группа получает возможность выступить и показать своё решение. В завершении занятия учитель организует коллективную дискуссию, в процессе которой выбирается оптимальный вариант решения. Завершается урок рефлексивным блоком, где подводятся итоги и выставляются оценки. Технологию работы с использованием кейс-метода можно представить следующим образом: Центральным звеном технологии выступает сам «кейс» – комплекс информационно-методических материалов, подобранных и скомпонованных педагогом. Он должен состоять из следующих компонентов: содержания, методических рекомендаций, заданий для самостоятельной работы, информационно-справочного материала, инструкций учителя по выполнению заданий, списка литературы и электронных источников и глоссария. Крайне важен раздел с заданиями для самостоятельной работы. Необходимо проектировать такие варианты, которые способствовали бы формированию системы знаний, умений, навыков и компетенций в определённом порядке, а каждый последующий блок учебного материала логически был связан с остальными. Задания должны выдаваться с нарастающей степенью сложности и постоянно в них надо включать элементы уже изученного материала. Тогда в процессе подготовки учащихся к занятиям всегда будет иметь место регулярное повторение и закрепление пройденного. Соответственно, такая система способна обеспечить не только восприятие, но и осмысление, и прочное осознанное усвоение изученного программного содержания. Кейс – это единый информационный комплекс, состоящий из трёх блоков: - сюжетный, содержащий вспомогательный материал, дающий возможность всесторонне проанализировать предлагаемую ситуацию; - информативный блок, призванный воссоздать очерёдность действий внутри ситуации, оценить проблему и отношение к ней разных участников событий, проанализировать предпринятые действия по выходу из ситуации и их результаты, а также ресурсы, выделенные на её решение; - методический блок, разъясняющий место кейса в учебном плане, чётко формулирующий все виды заданий, в него включённые, и предлагающий методические рекомендации для учителя. Сюжетный и информативный блоки могут быть как самостоятельными частями, так и выступать единым учебным массивом. Эта часть комплекса в электронном или печатном формате отдаётся школьникам для последующей работы. В ней содержится текст ситуации, приложения и необходимые вопросы и задания. Методический блок предназначен только педагогу. В нём – конкретные рекомендации по разбору и обсуждению ситуации, авторский вариант разбора ситуации, ключ, рекомендуемая методика проведения занятия. Деятельность педагога в процессе работы в режиме ситуационного метода обучения состоит из двух этапов: 1. Предварительная сложная творческая работа по формированию комплекса вопросов для его анализа осуществляется во внеурочное время и включает научно-исследовательскую, методическую, конструирующую деятельность учителя. 2. Деятельность учителя в классе определяется выступлением с вступительным и заключительным словом, формированием группы и организацией дискуссии, поддержанием деловой атмосферы, оперативной оценкой работы старшеклассников, поиском и выработкой решений. В результате применения кейс-технологии в учебном процессе происходит формирование навыков аналитического мышления, работы с текстовыми источниками; расширение информационной базы; освоение метода сбора, классификации и ранжирования данных; соотнесение теоретических и практических знаний. В широком образовательном контексте учащиеся приобретают опыт принятия решений и действий в незнакомых ситуациях; поиска альтернативных и определение оптимальных ответов на поставленные задачи; создания и получения авторского интеллектуального продукта; образования и достижения личных целей; повышения уровня коммуникативных навыков.

×

About the authors

Yulia Solomonovna Repinetskaya

Centre for Education Development

Author for correspondence.
Email: repinetsky@pgsga.ru

candidate of historical sciences, associate professor

443084, Russia, Samara, Novovokzalnaya st., 213

References

  1. Козырева Л. Д. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. М.: Просвещение, 2005. 106 с.
  2. Логунова Н. И. Обучение как общение и сотворчество // Высшее образование в России. № 3. 2000. С.18-24.
  3. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения: реферативный обзор/ Под ред. Н. О. Комиссаровой. М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2005. 243 с.
  4. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществоведения/ Под ред. Т. В. Болотина. Волгоград: Учитель, АПК и ППРО, 2008. 189 с.
  5. Справочник учителя истории и обществознания./ Авторы-составители Т.И. Сечина и др. Волгоград: Учитель, 2013. 219 с.
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли/ Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 224 с.

Copyright (c) 2013 Repinetskaya Y.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies