THE MODERN APPROACHES TO THE IDEA OF FAMILY VALUES


Cite item

Abstract

The author of the paper reveals the modern methodological approaches to the family values classification. The study presents an analysis of the classification of family values. The author discloses the role of the family and its impact on the family values development.

Full Text

Среди ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из крупнейших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В её сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе затронули все сферы общественной жизни, в том числе и семью. Функциональные возможности семьи во многом утрачены, практически разрушены традиционные семейные устои. По мнению А.Б. Рогозянского, семья перестаёт быть высшей ценностью, эти отношения становятся просто ненужными или выхолащиваются до такой степени, что приобретают характер формального общения. Возникает проблема уже даже не «отцов и детей», а отсутствия какой-либо связи, какой-либо преемственности между поколениями [1, с.193]. В исследованиях современных отечественных и зарубежных ученых (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Т.В. Лодкиной, Ч. Рейча, Д. Янкеловича и др.) установлено, что ценность семьи и семейных отношений у молодёжи падает в связи с формированием системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, разрушении семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнстве и отцовстве) [2, с.62]. Таким образом, важнейшей задачей общества является создание единой системы, направленной на укрепление и сохранение семьи как основной микросреды социализации и защиты человека с целью формирования у него истинных общечеловеческих ценностей, которые с изменением исторических условий трансформировались, модифицировались, но вместе с тем, остались признанными всем цивилизованным обществом [3, с. 8]. Общество испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, в изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Система образования должна занимать в этом процессе основное место, так как она обладает рядом преимуществ по сравнению с другими социальными системами: располагает педагогическими кадрами, специальными временными, материальными ресурсами. Образовательные учреждения могут проводить систематическую целенаправленную подготовку школьников к семейной жизни, формировать общественное мнение о ценности семьи для общества и для каждого человека в отдельности [4, с. 87]. Исследование проблемы формирования семейных ценностей связано с изучением теоретических основ и выявлением специфических особенностей данного процесса. Для понимания, почему семья является одной из главных ценностей человека и общества, какие семейные ценности будут важными и основополагающими для каждой семьи следует определиться с базовыми понятиями: «ценность», «семья», «ценность семьи», «семейные ценности». Анализ научной литературы показывает наличие различных точек зрения относительно определения указанных категорий. В логике исследования рассмотрим сущность данных понятий. В «Национальной философской энциклопедии» ценность – это термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [5]. В «Большом толковом словаре русского языка» под ценностью понимается важность, значимость [6, 1461]. В исследовании В.П. Бездухова, А.В. Бездухова при анализе понятия «ценность» рассматривается подход М.С. Кагана, который определяет ценность как значение данного предмета для субъекта, специфическое отношение, связывающее объект с субъектом, и Г. Олпорта, трактующего ценность как некий личностный смысл, категорию «значимости», а не категорию знания [7, с.97]. Осмысление представленных выше определений категории «ценность» показывает, что специфический признак существования ценности – значимость, важность. Ценность всегда и одновременно значимость чего-то (кого-то) и для кого-то. Её основой может быть объективная реальность, продукты человеческого творчества и содержания сознания. Ценность возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы. Ценности всегда носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека, в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей [5]. Древнейшим жизнеустройством на земле, одним из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей, является семья. В современной философии, социологии, психологии, педагогике нет единого определения семьи. Каждая из наук в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. В «Большом толковом словаре русского языка» семья определяется как «группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе» [6, с. 1175]. Педагог Т.А. Куликова определяет семью как «малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения» [8, с. 22]. Таким образом, наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве. В последние годы семью всё чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчёркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание её членов, общее домашнее хозяйство. В житейских представлениях, да и в специальной литературе, понятие «семья» часто отождествляют с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее значение, не являются синонимами. «Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Брак и семья возникли в разные исторические периоды, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей» [8, с. 23]. Общепризнанным является взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования между полами. В первобытном обществе постепенно складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования отношений между мужчиной и женщиной, направленные на продолжение непрерывности жизни, т.е. возникают брачные отношения между полами. Постепенно меняется характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные критерии: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи. С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчинённость женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства). Проанализировав понятия «ценность» и «семья», необходимо определить, в чем заключается ценность семьи. Ценность семьи – это значимость, важность малой социально-психологической группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения, для каждого человека в отдельности и всего общества в целом. Однако в реальной жизни ценность семьи не всегда и не всеми осознаётся с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг жизненного благополучия, начинают задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что так легко потеряли и вряд ли могут воссоздать в том же виде опять. В последнее время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Это связано с необходимостью осознания, что происходит в семье и почему так часты разводы, от чего семья всё чаще ограничивается одним ребёнком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими. Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи – дело отнюдь не такое простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с осознанием всей огромной ответственности. Поэтому подрастающее поколение необходимо готовить к семейной жизни. Каким образом это можно осуществить? По мнению специалистов, занимающихся вопросами укрепления института семьи в современном российском обществе, эффективный путь осуществления этой задачи – формирование у школьников ценности семьи и семейных духовно-нравственных ценностей. Что такое семейные ценности? Чем отличается данное понятие от понятия «ценность семьи»? По федеральному закону Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступающему в силу с 1 сентября 2012 года (статья 5, пункт 5), к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, среди прочей, информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи» [9]. При этом содержание понятия «семейные ценности» в законе не раскрывается. В «Большом толковом словаре русского языка» семейные ценности понимаются как «ценности, относящиеся к семье; связанные с жизнью семьи, в семье» [6,с. 1173]. В исследовании Н.И. Лапина, семейные ценности определяются как «положительные или отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями» [10, с. 21]. С.П. Акутина определяет семейные ценности как «духовно-нравственные ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи» [11, с.52]. В методических рекомендациях к реализации в образовательных учреждениях программы «Уроков семьи и семейных ценностей» от 1 сентября 2012 г. семейные ценности определены как явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т. п. [12]. Таким образом, можно сделать вывод, что семейные ценности – это показатели значимости, важности объектов, связанных с жизнью в семье, духовно-нравственные ориентиры, определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи. Учёные, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций. Социологи М.С. Мацковский и Л.И. Савинова среди ценностей семьи в различных брачно-семейных сферах выделяют следующие: - в сфере брачного поведения и выбора брачного партнёра: для личности – любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи – ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; - в сфере родительства: сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга; - дети как семейная ценность: наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни; - семейные функции как ценность: хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля; - сфера отношений как семейная ценность: истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т.д.; - выполнение семейной роли – способность к плодотворности, разрушению; - социализация как семейная ценность: приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие [1]. Согласно Н.И. Лапину, «помимо ценностей, выделяемых на основе их конкретного предметного содержания, особый интерес для науки представляют так называемые базовые ценности. Базовые ценности составляют основание ценностного сознания людей и подспудно влияют на их поступки в различных сферах жизнедеятельности» [10, с. 24]. Таких ценностей не много, они формируются до 18-20 лет, т.е. в течение первичной социализации индивида, и остаются стабильными на протяжении практически всей жизни. Однако кризисы, серьёзные перемены в жизни человека могут повлиять, «пошатнуть» эту достаточно устойчивую систему, затронуть не только состав, но и структуру ценностей, т.е. иерархические соотношения между ними в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности становятся более значимыми, а другие получают низкий статус или ранг. Следствием этого выступает изменение социального смысла тех или иных ценностей для индивидов и других социальных объектов. Какие ценности могут выступать как базовые семейные ценности? С.П. Акутина выделяет следующие виды семейных духовно-нравственных ценностей: абсолютные ценности (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность); видовые духовно-нравственные ценности: природно-географические ценности (природные условия и ресурсы, труд); общественно-государственные ценности (Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир); культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды) [11, с. 18]. Основные семейные ценности, без сомнения, для каждой семьи будут уникальными. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи.

×

About the authors

Ekaterina Valerievna Mzhelskaya

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: mzhelskaya.ekaterina@mail.ru

candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of «World history and methodology of education»

443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

References

  1. Савинов Л.И. Семьеведение: учеб.пособие / Л.И. Савинов; Мордовский университет. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. 196 с.
  2. Брынцева О.С. Роль личности педагога в формировании у старшеклассников ценностного отношения к семье // Воспитание школьников. 2012. № 3. С. 62-66.
  3. Семья XXI века: ценности, ориентиры: материалы IIмеждународной конференции (ноябрь 2008 г.)/Под общ. ред. В.Я. Манчева, Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2008. 304 с.
  4. Брынцева О.С. Педагогические основы подготовки учителей к системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2011. № 1.С. 86-92.
  5. Ценности, их природа и принципы классификации. Виды ценностей. Конспект по философии. Понятие и природа ценностей [Электронный ресурс]: Национальная философская энциклопедия. Режим доступа: http:terme.ru, свободный.
  6. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. 1536 с.
  7. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2000. 185 с.
  8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. 232 с.
  9. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]: Информационно-правовой портал «Гарант». 1990-2012. Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
  10. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в Кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. С. 17-28.
  11. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54.
  12. Проведение в образовательных учреждениях «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические рекомендации) [Электронный ресурс]: ГАОУ «АО ИППК РО», Режим доступа: http:ippk.arkh-edu.ru, свободный.

Copyright (c) 2013 Mzhelskaya E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies