INFLUENCE OF OFFICE AND GAME COMPUTER PROGRAMS ON SCHOOL STUDENTS’ VEGETATIVE AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF HEALTH SYSTEM


Cite item

Abstract

The paper deals with negative influence of office and game programs on indicators of cardiovascular system, situational uneasiness and lability of nervous processes of school students. It has been established that game programs influence is the most intensive and harmful.

Full Text

Новейшие информационные технологии всё более интенсивно входят в образовательный процесс, их использование предопределяет ряд психолого-педагогических проблем. Во-первых, это невозможность нервно-психической разгрузки в процессе обучения, или снятия нервно-психического напряжения. Во-вторых, узость творческого мышления вследствие уже заданного алгоритма педагогического процесса. В-третьих, валеологические проблемы, связанные со здоровьем учащихся. Длительная работа на компьютере может явиться источником и предпосылкой к ухудшению здоровья [1; 2; 3; 4]. Воздействие электромагнитных излучений, высокочастотное мелькание экрана, неестественный колорит цветов, повышенная напряженность позы при работе на компьютере – вот неполный перечень отрицательных воздействий на организм человека, тем более на неокрепший организм школьника. В научной литературе уже имеются работы, посвященные этой проблеме [5; 6; 7; 8]. В гораздо меньшей степени представлены работы по исследованию воздействия программного обеспечения на организм человека. Без знания особенностей воздействия различных компьютерных программ на организм человека невозможно грамотно сформулировать психолого-педагогические и физиолого-гигиенические требования к разработчикам программного обеспечения, а учителям, руководителям компьютерных клубов и родителям правильно организовать занятия детей. В связи с этим целью нашей работы явилось установление особенности воздействия наиболее распространенных компьютерных программ на организм ребенка. Каково влияние специфики компьютерных программ в зависимости от пола и возраста ребенка? Исследования проводились на школьниках в возрасте 8-9 лет и 13 -14 лет, изучалось действие офисных и игровых программ на вегетативные функции организма, лабильность нервных процессов, и уровень тревожности. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы показана в таблицах 1 и 2. Как следует из таблицы 1 частота сердечных сокращений, как у девочек, так и у мальчиков обеих возрастных групп достоверно увеличивалась как при работе с офисными, так и при работе с игровыми программами. Однако, при использовании игровых программ наблюдалось большее увеличение частоты сердечных сокращений. Такие различия вегетативных ответов можно объяснить особенностями рабочей нагрузки: знакомая и предсказуемая работа с текстовым редактором не оказывает существенных изменений на вегетативные функции, а спокойная поза и монотонные действия вызывают успокоение. Таблица 1 Средне-статистическое изменение величины ЧСС у мальчиков и девочек разных возрастных групп по окончанию работы на компьютере В то же время динамичные и напряженные сюжеты игры, требующей ускоренных действий, сопряженных с напряженностью позы, формированием стресса за счет агрессивности и непредсказуемости сюжета, вызывало резкое повышение частоты сердечных сокращений. В таблице 2 представлена динамика артериального давления по окончании работы за компьютером. Как видно из таблицы 2, действие офисных программ фактически не изменяло уровня артериального давления у младших школьников, а влияние игровых программ приводило к небольшому повышению артериального давления, причем в большей степени у мальчиков. Таблица 2 Средне-статистическое изменение показателей АД у мальчиков и девочек 8-9 лет Исследование лабильности нервных процессов показано в таблице 3. Из таблицы видно, что лабильность нервных процессов уменьшается у младших школьников как после игровых, так и после офисных программ. Таблица 3 Средне-статистическое изменение показателя лабильности нервных процессов среди мальчиков и девочек, учащихся третьего и девятого класса по завершению работы с компьютером Более выраженное снижение лабильности нервных процессов по окончанию игрового этапа эксперимента может быть объяснено ярко выраженным сюжетом игры, высокой насыщенностью раздражающими элементами и динамикой развития игрового действия, быстро вызывающих развитие утомления в ЦНС у детей данной возрастной категории. У учащихся 13-14 лет были получены несколько иные результаты. У мальчиков после воздействия игровых программ лабильность нервных процессов несколько возросла по сравнению с девочками. После работы с текстовым редактором лабильность нервных процессов, как у мальчиков, так и у девочек незначительно снизилась. Нами также исследовался уровень ситуативной тревожности, который особенно изменялся у младших школьников под воздействием компьютерных игр. Высокий уровень ситуативной тревожности по окончанию игрового занятия был зафиксирован у всех детей вне зависимости от возраста и пола. Наиболее заметное увеличение исследуемого показателя (на 71,5%) по сравнению с состоянием покоя было отмечено у девочек 8-9 лет и составило 41,8 балла. В то же время наименьший прирост ситуативной тревожности (на 47,5%) был отмечен у девочек старшей возрастной группы. Среди мальчиков, учащихся третьих и девятых классов, увеличение уровня ситуативной тревожности составило 59,9% и 53,2%, соответственно. Изменение уровня ситуативной тревожности у учащихся обоих возрастов представлено в таблице 4. Такое резкое увеличение уровня ситуативной тревожности мы связываем с развитием стрессовых механизмов в ответ на избыточное раздражение воздействия игровых программ, что согласуется с данными Ю.М. Пратусевича [4] и других исследователей [1; 9; 10]. Таблица 4. Изменение показателя уровня ситуативной тревожности среди мальчиков и девочек, 8-9 и 13-14 лет по завершению работы с компьютером Методом определения вегетативного индекса Кердо (ВИК) нами установлено, что в процессе работы на компьютере, особенно при воздействии игровых программ наблюдалось смещение вегетативной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы в сторону симпатического влияния у детей обоих возрастов, но наиболее выраженное увеличение симпатического влияния (на 94,4%) наблюдалось у мальчиков 13-14 лет. Это выражалось в увеличении частоты сердечных сокращений под воздействием комплексных программ у младших школьников на 6,8%, а у старших – на 7,2%. Нами также установлено, что работа на компьютере приводит к увеличению систолического давления, диастолическое давление при этом заметно не изменялось. Наибольший вклад в рост систолического давления у детей обоих возрастных категорий вносит игровая деятельность, особенно это выражено у мальчиков (на 15,7% увеличилось систолическое давлении у младших школьников и на 11,8% - у старших). Работа с офисными программами не оказывала существенных изменений со стороны артериального давления. Таким образом, как показали наши исследования, наибольшие изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой системы наблюдались после игровых программ, и они наиболее интенсивно и неблагоприятно влияют на неокрепший организм, особенно младших школьников.

×

About the authors

Natalia Alexandrovna Gordievskaia

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: gordievskynat@yandex.ru

candidate of biological sciences, associate professor of the department of «Zoology and anatomy, physiology, human safety»

443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

Anton Yurievich Gordievskiy

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Email: gordievskynat@yandex.ru

candidate of biological sciences, associate professor of the department of «Zoology and anatomy, physiology, human safety»

443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

References

  1. Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. СПб.: Питер, 2008. 208 с.
  2. Богатова Т., Лапрун И. Компьютер и здоровье – это совместимо? Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. 512 с.
  3. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. 272 с.
  4. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.: Медицина, 1985. 126 с.
  5. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы // Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/glav_vrach/118-03.shtm. свободный. Дата обращения: 04.01.2014 г.
  6. Ильицкая М., Ковальков В. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007. 304 с.
  7. Леонова Л.А., Маркова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М.: Вентана-Граф, 2003. 16 с.
  8. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М.: СпецЛит, 2013. 176 с.
  9. Беляева Л.М. Детская кардиология и ревматология. М.: Медицинское информационное агентство, 2011. 584 с.
  10. Тимофеев О. Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача. М.: Просвещение, 2003. 98 с.

Copyright (c) 2013 Gordievskaia N.A., Gordievskiy A.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies