SOCIAL MATURITY AND CHARACTER TRAITS OF THE INDIVIDUAL


Cite item

Abstract

Modern society is characterized by the pursuit of multiculturalism, responsibility, tolerance and focus on a mature personality. A person who lives, learns, gets professional training cannot just be guided by established rules and regulations but must show his/her personal character traits and qualities in accordance with the extent of social maturity achieved.

Full Text

Для Российской Федерации и всего мира необходимы социально активные, целеустремленные, коммуникативные, ответственные, социально зрелые люди, обладающие определенными характерологическими особенностями. В связи с этим возникает научная и практическая проблема в анализе понятия «социальной зрелости личности» с характерологическими особенностями, а в конечном итоге развитие социальной зрелости. В исследованиях последних лет представлены различные точки зрения относительно понятия «зрелости», «социальной зрелости личности». Анализ изученных работ показывает, что практически не изучена проблема социальной зрелости в аспектах особенностей, черт характера личности. В связи с этим целью данной статьи является предоставление анализа различных точек зрения, психолого-педагогических подходов и теорий относительно понятия «социальной зрелости» и характерологических особенностей личности, а также собственное видение и определение. Понятие "зрелость" в словаре практического психолога В.Б. Шапаря определяется как состояние, к которому приходит организм в конце определенного периода своего развития, а также это достаточно продолжительный период в жизни человека, характеризующийся тенденцией к достижению высшего развития таких способностей личности, как духовных, интеллектуальных и физических. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны [1]. В своей статье Г.С. Сухобская указывает, что в отечественной науке проблема зрелости в таком аспекте, как взросление личности, рассматривается в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Петровского, Д.И. Фельдштейна А.А. Бодалева. В зарубежной психологии феномен зрелости рассматривается в научных трудах и исследованиях К. Роджерса, Г. Олпорта, А. Адлера, А. Маслоу, В. Франкла, Э. Фромма [2]. Понятие зрелости исследуется в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна. Вышеуказанные, психологи рассматривают зрелость личности как присвоение общественной сущности, степень овладения «социальным опытом действий, осознанием себя в обществе, видением себя в других людях, готовностью к ответственному действию в окружающем мире»[3,с.124]. Анализ теоретических исследований категории "зрелость" на основании статьи Г.С. Сухобской позволяет выделить следующие характеристики зрелой личности: - ответственность; - умение применять приобретенный в течении жизни опыт построения конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми; - способность к активной жизни в обществе, эффективному использованию своих знаний и способностей; - забота об окружающих людях [3]. Зрелый человек, как утверждает С.И. Змеев, достигает высокого уровня самосознания, позволяющего управлять собой, а также зрелый человек прогнозирует свои поступки и несет за них ответственность перед собой и другими людьми; умеет понимать и исправлять ошибки в собственном поведении; обладает эмоциональной стабильностью и устойчивостью в различных ситуациях, а также человек, достигший зрелости, характеризуется социальной направленностью, высоким показателем направленности на дело и личность. В своей книге С.И. Змеев, отмечает, что зрелость личности характеризует широкой системной особенностью связей в мире, высоким уровнем иерархизированности мотивов в различных сферах деятельности [4]. Такой ученый, как А.А. Бодалев, считает, что вершиной зрелости является реализация сущностных человеческих сил, социальных, ментальных, нравственных, иногда характерологических и профессиональных проявлений [5]. Относительно этапов возрастного развития личности, соотносимых с уровнем обучения в такой непрерывной системе, как образование, студент способен достигнуть определенной вершины в зрелости, которая проявляется в готовности от одной степени к другой, более высокой, т.е. к самообразованию, самосовершенствованию. Анализ отечественных точек зрения на проблему зрелости личности позволяет говорить о том, что абсолютное большинство исследователей выделяет такие важные характеристики, как: активность, направленность личности, глубинные смысловые структуры. В зарубежной психологии представители психоаналитического подхода (З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Хорни) считают, что зрелая личность представляет собой полноценного человека, который проявляет тепло, заботу в отношении других, обладает самостью, активностью, социальным интересами, отсутствием невротических расстройств. При этом в своей статье Н.П. Паттурина отмечает, что в зарубежной психологии понятие зрелой личности рассматривается с точки зрения целостной структуры с определенным типом характера. Выделяется «пять социальных типов характера, существующих в современных обществах, — рецептивный, превалирующий, накапливающий, рыночный, продуктивный. Первые четыре типа относятся к непродуктивным типам, последний тип — к продуктивному - это тип идеального психического здоровья. Ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Продуктивный тип характера представляет собой конечную цель в развитии человека. Человек с продуктивным характером — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки, способный к продуктивному логическому мышлению и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям любить все живое на Земле (биофилия). Продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера» [6, с. 113-126]. В гуманистическом направлении зрелость рассматривается с точки зрения здоровой личности. В отличие от других, например, адаптационных теорий личности, которые в основном рассматривают отклонения с позиций нарушения адаптации, гуманистическое направление сконцентрировано на изучении зрелости и креативности человека, на изучении благоприятных условий, необходимых для гармоничного отношения с окружающей средой. Проанализировав статью А.Г. Портновой, следует отметить, становление человека рассматривается с позиции процесса, включающего стадиальность в развитии при наличии определенных этапов и кризисов. При этом результатом, позитивного или негативного прохождения каждого из периодов в жизни, является следующий выбор: - здоровье или регресс; - самоопределение или невроз. Каждый раз в процессе психосоциального кризиса человек получает возможность личностного роста, расширения своих возможностей. Успех в преодолении одного кризиса помогает человеку двигаться в направлении следующего этапа или кризиса в собственном развитии. Сущность самого человека характеризуется стремлением к личностному росту, саморазвитию, что присутствует на каждой стадии его развития. [7]. Развитие человека представлено как процесс формирования новых качеств, предполагающий наличие актуальных свойств и свойств потенциальных, оказывающих влияние на другие свойства личности. Эти потенциальные качества личности и детерминируют ее восприимчивость к воздействию социальной среды, посредством ряда механизмов определяют степень включения в систему общественных отношений. Автор социально-когнитивной теории личности, утверждает, что люди оценивают поведение и реагируют на стимулы, в основном внешние, а при этом подкрепляющими факторами являются оценки. В связи с этим зрелый человек характеризуется возможностью изменять свое поведение за счет самоподкреплений и создания такой атмосферы, при которой можно было получать позитивные, положительные подкрепления. В основных подходах экзистенциального направления человек, достигающий зрелости, представляется человеком, стремящийся к росту, саморазвитию. Зрелый человек может принять решение, сделать правильный выбор. Такие люди осуществляют свою деятельность в реальности, а не в виртуальности, способны брать ответственность за себя и свои поступки и реализовать себя в полной мере. В экзистенциально-гуманистическом направлении указывается, что «полноценно функционирующий человек» имеет в качестве важных характеристик человека – способность и талант, возможность реализации потенциала и осознание себя, своих чувств и переживаний. Основными характеристиками полноценно функционирующего человека являются: открытость к переживанию, эмпирическая свобода, креативность, организмическое доверие. В диспозиционной теории личности показано, что созревание, зрелость человека – постоянный процесс становления, который может продолжаться всю жизнь. В теории дифференцируется личность на незрелую и зрелую. Особенностью зрелой личности, по его мнению, является то, что такая личность функциональна, автономна и мотивирована. Незрелому человеку свойственно полагаться мотивы, которые связаны с переживания детства. В современных исследованиях показано, что в период зрелости, социальной зрелости психическое развитие не останавливается. «Этот период характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие зрелости включает оптимумы, пики, спады. Оптимумы и спады развития зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление социальной зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени, что вызывает неравномерность развития» [8, с. 9]. В дальнейшем изучении зрелости личности выделяется такой её вид, как социальная зрелость. Социальная зрелость, с точки зрения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки, трактуется как степень овладения определенными социальными качествами и опытом в процессе общения, действий, построения отношений, а также определение других людей в себе и себя в жизни, ответственность за себя и за других людей в окружающем мире, которая проявляется в аспекте своего «Я» и в отношении к миру и социуму. Критерий, с помощью, которого реализуются возможности и мобилизуются силы социально зрелой личности – стремление к направленности социального «Я» личности на социум. Возникновение психологических новообразований, изменение направленности социального «Я» взрослеющей личности может происходить за счет достижения определенного уровня в развитии социальной зрелости. Важной идеей для нас является то, что особенностью проявления социальной зрелости человека является ответственность за себя и за других людей в окружающем мире. Чем больше возрастает у личности способность к дальнейшему развитию, тем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность. Следует отметить, важность современных российских исследований относительно понятия социальной зрелости. А.Л. Журавлев считает: «фактически все социально-психологические объекты могут характеризоваться тем или иным уровнем зрелости» [9, c. 44-45]. В своей статье А.Л. Журавлев отмечает, что проблема социально зрелой личности и её структуры является недостаточно разработанной, также мало изучены основные содержательные компоненты, необходимые для прогнозирования возможного воздействия на социальную зрелость с последующим её развитием и повышением её уровня. Основными критериями при выделении социальной зрелости, по мнению А.Л. Журавлева, является оценка качеств, соотнесения себя с другими, определение свойств обращенности личности к другим людям, к родным и знакомым в социальном окружении, направленности личности на себя и других [9]. В трактовке большинства исследователей различных видов зрелости представлена не только тесная связь, но и фактическая интеграция психологического и социального развития, зафиксированы как характеристики, так и следствия реального взаимодействия личности и социальной среды, что в совокупности порождает зрелость как более общее психосоциальное явление. Психосоциальная зрелость, в свою очередь, есть интеграция социального и психологического видов зрелости, основной характеристикой которой чаще всего является соединение личности и группы, что противоположно психобиологическому развитию человека, достигшего высшей формы развития среди зверей, животных. Социальную зрелость можно определить как степень социализированности личности — возможность усвоения ею стандартов поведения, социальных норм, правил и т.п., характеризующих конкретную социо- и этнокультурную среду. Показатели степени социализированности личности и эмансипации человека от родителей, индивидуализации, идентификации и т.д. многими исследователями трактуются в качестве показателей зрелости. Поэтому, по мнению А.Л. Журавлева [9], выше указанные, показатели личности должны стать взаимодополняющими при определении достижения человеком социальной зрелости. Обзор литературы и исследовательских работ показывает, что социальная зрелость характеризуется такими признаками, как относительная самостоятельность, независимость, самодостаточность и социальная и личная ответственность за свои поступки, способность принимать решения и делать осознанный выбор, овладение социальными ролями и конструктивное взаимодействие с окружающим миром. Эти признаки социальной зрелости личности определяются позитивной направленностью и мотивацией по отношению к деятельности, окружающим людям, группам, социуму. Такой ученый, как Е.Г. Каменева [10], считает базовыми социальными качествами личности толерантность, социальную активность, «ориентацию на социально значимые ценности, креативность, рефлексия и социальная ответственность, что свидетельствует о социальной зрелости как об интегративном качестве личности, причем социальная ответственность является системообразующим элементом. Показателями социальной зрелости личности выступают: направленность личности на самостоятельную организацию социально ценной деятельности, сознательное выполнение общественных требований, позитивное отношение к другим людям и творческая активность. Интегральным критерием социальной зрелости личности является её социальный статус. Развитие социальной зрелости личности — длительный процесс, в ходе которого компоненты социальной зрелости взаимодействуют, интегрируются, дополняя и обогащая друг друга. Социальное развитие личности происходит в процессе осуществления социальной деятельности, результатом чего становится приобретённый ею социальный опыт при наличии социальной активности и социальной ответственности самой личности» [10, с. 8]. Е.Г. Каменева указывает, что в понятии социальной зрелости личности А.А. Реан выделил четыре основные составляющие, представленные ответственностью, терпимостью, саморазвитием, положительным мышлением, положительным отношением к миру. В.В. Орлова в своей статье указывает, некоторые отечественные психологи определяют «социально зрелую личность как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентации, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно-потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Личностно зрелый человек характеризуется потребностью выходить за существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением»[3, с. 127]. Социальная зрелость представляет собой многомерное, разноуровневое качество личности, обладающее структурными, динамическими свойствами. Уровневые, структурные характеристики зрелости специфичны на каждом возрастном этапе. В целом функцией личностной зрелости является преобразование процесса онтогенетического развития в целенаправленный, системный, личностно обусловленный процесс, приобретающий индивидуальные черты как в средствах, условиях, так и в целях данного развития. В результате социальная зрелость представляется как зрелая личность, в которую интегративным образом включены социальные нормы, знания, опыт, ответственность, мотивация, рефлексия и гармонизация с окружающей средой. Социальная зрелость также является качественной характеристикой, которая объединяет различные компоненты личности и характера, выступает как всесторонняя и постоянно развивающаяся система. При этом социальная зрелость зависит не только от проявлений личностных качеств и характерологических свойств, но развивается и формируется под влиянием определенных факторов. Одним из факторов является вступление человека в самостоятельную жизнь – обучение, завершение образования, получение профессии, материальная независимость от взрослых. Он может быть ответственным и серьезным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток в другой. Другими факторами и условиями, влияющими на становление социальной зрелости студентов, могут быть такие факторы, как семья, школа, студенческая группа, трудовой коллектив, средства массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп, а также самостоятельная работа студентов [6, 11] Таким образом, социальная зрелость личности связана и с проявлением личностных качеств, характером, а также с усвоеним социальных норм, системой конструктивных отношений с окружающими и самим собой, рефлексией, стрессоустойчивостью, способностью к прогнозированию, направленностью на дело и на личность, самостоятельностью. Проанализировав отечественные и зарубежные точки зрения можно отметить, что зрелой личностью человек становится в результате длительной рефлексии.

×

About the authors

Olga Vladimirovna Gorbunova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: olgag46@mail.ru

laboratory assistant of the department of «Age and pedagogical psychology»

443099, Samara, M. Gorky st, 65/67

References

  1. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. 734 с.
  2. Сухобская Г.С. Понятие "зрелость социально-психологического развития человека" в контексте андрагогики. // Психология обучения. 2004. № 4. С. 17-20
  3. Орлова В.В. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. №5. С.124-125.
  4. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
  5. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. Москва: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
  6. Паттурина Н.П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 7. № 17. С. 113-126.
  7. Портнова А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению // Сибирский психологический журнал. 2008. № 27. С. 37-41.
  8. Алферова М.О. Психологический анализ проживания личностью периода середины жизни: Автореферат дис.. канд. псх. наук. Москва, 2010. 23 с.
  9. Журавлев А.Л. "Социально-психологическая зрелость": обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. № 2. С. 44-54.
  10. Каменева Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: Дис.. канд. псх. наук. Оренбург, 2004. 184 с.
  11. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Самостоятельная работа студентов вуза в условиях кредитной технологии обучения// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 226-229.

Copyright (c) 2013 Gorbunova O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies