Проблема управления интеллектуальным развитием студентов при обучении физике в педагогическом вузе
- Авторы: Самойлов Е.А.1
-
Учреждения:
- Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
- Выпуск: Том 4, № 4 (2015)
- Страницы: 135-140
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22401
- ID: 22401
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Необходимым условием становления эффективной экономики, конкурентоспособного процветающего государства признается поиск и развитие уникальности каждого субъекта образовательного процесса, нацеленность на максимально эффективную деятельность с учетом общечеловеческих ценностей. Эти особенности предопределили управленческую антибюрократическую революцию в мире: на смену бюрократическим иерархическим организациям приходят холонические организации, способные к самообучению и адаптации. Поэтому в российской образовательной системе созданы новые Федеральные государственные стандарты (ФГОС). В их основание положены идеи компетентностно ориентированного образования, которое призвано обеспечить выпускнику успешную адаптацию в холонических организационных системах информационного общества.В современном социуме возникает потребность в учителях-проектировщиках, владеющих научными основами организации процесса обучения физике, способных придать ему личностно-ориентированный характер. Умение проектировать блоки уроков, прогнозировать и обеспечивать эффективность интеллектуального развития учеников в неоднородном коллективе становится важным элементом в педагогическом арсенале современного учителя физики. Помимо фундаментальной предметной подготовки студенты, будущие учителя физики, должны обладать совокупностью интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих возможности для эффективного взаимодействия, новаторства, коммуникации, лидерства.Новые требования ФГОС детерминируют поиск адекватной системы управления интеллектуальным развитием студентов. В статье описывается авторская концепция управления интеллектуальным развитием студентов при обучении физике в педагогических вузах на классификационной основе с выделениемзаказчиков образования, стратегических целей, концептуальных идей, теоретических конструктов, групп принципов, моделей и ресурсов управления.
Об авторах
Евгений Андреевич Самойлов
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Автор, ответственный за переписку.
Email: evge-samojlov@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Россия, 443099, Самара, ул. М.Горького, 65/67Список литературы
- холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Издательство Томского университета, М.: Издательство «Барс», 1997. 392 с.
- Богоявленская Д.Б. Творчество и нравственность. [Электронный ресурс]: http://www.samara. orthodoxy.ru/Hristian/Bogoyavl.html. (Дата обращения 16.04.2011).
- Шишов В.С., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
- Бетев В.А. К вопросу об информационной технологии // Информационные технологии в процессе научения физике: Научные доклады на Международной научно-практической конференции 26-27 ноября 1999 г. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 3-8.
- Бетев В.А. Структурно-логические схемы в системе управления обучением физике // Обучение физике как системный процесс. Куйбышев: КГПИ, 1985. С. 9-23.
- Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: МПГУ, 2008.
- Зуев П.В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике: диссертация доктора педагогических наук. Санкт-Петербург: РГПУ, 2000. 343 с.
- Прояненкова Л.А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель: Монография. М.: Кар- пов Е.В., 2009. 160 с.
- Кирьяков Б.С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике: диссертация доктора педагогических наук. Рязань, 2002. 339 с.
- Старовиков М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики): диссертация доктора педагогических наук. Бийск, 2007. 398 с.
- Кондаков В.А. Анализ свойств теорий физики в свете психологической проблемы развития мышления школьника // Вопросы логики и психологии в методике физики. Выпуск 69. Часть 1. Куйбышев: КГПИ, 1969. С. 43-92.
- Кондаков В.А. Дидактические основы построения учебных систем знания по физике. Лекции по спецкурсу. Куйбышев: КГПИ, 1977. 47 с.
- Кизовски Ч. Теория и практика управления деятельностью учащихся по развитию их мышления на уроках физики: диссертация доктора педагогических наук. СПб.: РГПУ, 2001. 310 с.
- Усольцев А.П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике: диссертация доктора педагогических наук. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. 386 с.
- Первые результаты международной программы Pisa-2009. М.: ИСИМО, 2009. [Электронный ресурс]: http://www.centeroko.ru (Дата обращения 12.07.2012).
- Самойлов Е.А. Охапкина Ю.А. Экспериментальная оценка интеллектуального развития учащихся классов физико-математического профиля // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. №8. С. 64-74.
- Виттих В.А. Организация сложных систем. Самара: Самарский научный центр РАН, 2010. 66 с.
- Weber M. the theory of social and economic organization. n.y.: oxford Univ. Press, 1947. Бир С. Мозг фирмы. М: Либроком, 2009. 416 с. [Электронный ресурс]: http://www.natahaus.ru/ (Дата обращения 29.11.2011).
- Самойлов Е.А. Компетентностно ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания. Монография. Самара: Издательство СГПУ, 2006. 160 с.
Дополнительные файлы
