PROBLEMS OF CONTROL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF STUDENTS AT TRAINING IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL PHYSICS

Abstract

A necessary condition for the formation of an efficient economy, competitive prosperous nation recognized search and development of uniqueness, each subject of the educational process, focus on the most effective activity with regard to human values. these features have predetermined management anti-bureaucratic revolution in the world to replace the bureaucratic hierarchical organizations come holonic organization, capable of self-learning and adaptation. therefore, in the russian educational system, created new federal government standards (geF). these ideas laid the foundation competence-oriented education, which is intended to ensure a successful adaptation to graduate holonic organizational-dimensional systems of the information society. in today’s society there is a need for teachers, designers, owning the scientific principles of organization of the process of teaching physics, able to give it a personality-oriented character. ability to design blocks of lessons, forecast and ensure the effectiveness of intellectual development of students in a heterogeneous team becomes an important element in the pedagogical arsenal of modern physics teacher. apart from the fundamental objective of training students, future physics teacher must have a set of intellectual and personal qualities, provides opportunities for effective cooperation, pioneer work, communication, leadership. the new requirements dictate geF search for an adequate system of intellectual development of students.the article describes the author’s concept of control of the intellectual development of students in teaching physics in pedagogical high schools on the basis of the classification with the release of customer education, the strategic goals and conceptual ideas, theoretical constructs, groups the principles, models and resource of control.

Full Text

Проблема защиты прав и интересов несовершен- нолетних характерна не только для России, но имеет международное значение. С одной стороны, именно с несовершеннолетними объективно связывается будущее любого государства, с другой, - они без- защитны в силу полной или частичной физической, психической, социальной незрелости [1]. Поэтому проблемы детства, вопросы защиты прав несовер- шеннолетних находятся в спектре приоритетных для любого государства. В настоящее время направление реализации моло- дежной политики является доминирующим. Государ- ственная политика в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних направлена на: охрану здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; обеспечение качественного образования и вос- питания детей; улучшение экономических условий жизнедея- тельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Осуществление прав детей со стороны государства обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государ- ственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав. Защиту прав несовершеннолетних осущест- вляют суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и институт социальных работников. Комиссии занимают особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонару- шений несовершеннолетних. Именно они - головной орган, координирующий и контролирующий деятель- ность всех других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [2]. Однако, несмотря на правовые, институциональ- ные преобразования в сфере реализации и защиты прав несовершеннолетних, некоторые из базовых прав детей остаются нереализованными в России, и отмечается тенденция к снижению гарантии осущест- вления детьми их прав в последние годы [3]. Для эффективной деятельности в области реализа- ции и защиты прав несовершеннолетних в процессе формирования культуры безопасного образа жизни необходимо повышать профессиональный уровень специалистов, занимающихся данными вопросами. Научно-практическая проблема профессионально- го развития специалистов в этой области, формирова- ния и развития их профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного общества, сегодня является особенно актуальной. Решить эту задачу, призвана система повышения квалификации, которая сегодня активно осуществляет поиск эффек- тивных способов профессионального развития. Анализ учебной и учебно-методической деятель- ности федеральных, региональных, муниципальных институтов повышения квалификации, институтов Л.Н. Савина, О.С. Маковеева АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ… развития образования, методических центров позво- лил нам выделить следующие направления развития курсов повышения квалификации специалистов раз- личных ведомств по вопросам реализации и защиты прав несовершеннолетних: повышение квалификации специалистов раз- личных ведомств по вопросам реализации и защиты прав несовершеннолетних (в программу ПК включен модуль юридической направленности); повышение квалификации специалистов различ- ных ведомств по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (в программу ПК включены модули сохранения и укрепления здоро- вья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни); повышение квалификации специалистов различ- ных ведомств по вопросам формирования культуры безопасного образа жизни (в программу ПК включе- ны модули основы безопасной жизнедеятельности и методики БЖД). Опыт показывает, что при реализации первого направления подготовки, когда юридическая состав- ляющая профессионально-педагогической деятель- ности рассматривается лишь отдельным модулем в рамках повышения квалификации секретарей муни- ципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних УМВД РФ, социальных педагогов, не происходит необходимого профессио- нального развития педагога как гаранта реализации и защиты прав несовершеннолетних. В рамках второго направления повышения ква- лификации классному руководителю, учителям всех специальностей, заместителям директоров по учеб- но-воспитательной работе, психологам, социальным педагогам предлагаются модульные программы повы- шения квалификации, семинары и консультации. Про- граммы повышения квалификации носят различный характер, количество часов в них варьируется от 72 ч., до 108 ч., 144 ч. В рамках третьего направления повышения ква- лификации учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ, работников начального и среднего специально- го образования, педагогов дополнительного образова- ния предлагаются модульные программы повышения квалификации, ориентированные на предметную область БЖ. Программы повышения квалификации носят различный характер, количество часов в них варьируется от 72 ч. до 108 ч. Анализ программ повышения квалификации спе- циалистов различных ведомств по вопросам реа- лизации и защиты прав несовершеннолетних сви- детельствует об отсутствии комплексной системы взаимодействия специалистов различных ведомств. Программы ПК определяют содержание и орга- низацию образовательного процесса в системе по- вышения квалификации, соответствуют основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Фе- дерации «Об образовании» и Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повы- шения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

×

About the authors

Evgeniy Andreevich Samoilov

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: evge-samojlov@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of the department of physics and teaching methods

samara state academy of social sciences and Humanities, samara, russia, 443099, str. M.gorkogo, 65/67

References

  1. холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Издательство Томского университета, М.: Издательство «Барс», 1997. 392 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Творчество и нравственность. [Электронный ресурс]: http://www.samara. orthodoxy.ru/Hristian/Bogoyavl.html. (Дата обращения 16.04.2011).
  3. Шишов В.С., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  4. Бетев В.А. К вопросу об информационной технологии // Информационные технологии в процессе научения физике: Научные доклады на Международной научно-практической конференции 26-27 ноября 1999 г. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 3-8.
  5. Бетев В.А. Структурно-логические схемы в системе управления обучением физике // Обучение физике как системный процесс. Куйбышев: КГПИ, 1985. С. 9-23.
  6. Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: МПГУ, 2008.
  7. Зуев П.В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике: диссертация доктора педагогических наук. Санкт-Петербург: РГПУ, 2000. 343 с.
  8. Прояненкова Л.А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель: Монография. М.: Кар- пов Е.В., 2009. 160 с.
  9. Кирьяков Б.С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике: диссертация доктора педагогических наук. Рязань, 2002. 339 с.
  10. Старовиков М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики): диссертация доктора педагогических наук. Бийск, 2007. 398 с.
  11. Кондаков В.А. Анализ свойств теорий физики в свете психологической проблемы развития мышления школьника // Вопросы логики и психологии в методике физики. Выпуск 69. Часть 1. Куйбышев: КГПИ, 1969. С. 43-92.
  12. Кондаков В.А. Дидактические основы построения учебных систем знания по физике. Лекции по спецкурсу. Куйбышев: КГПИ, 1977. 47 с.
  13. Кизовски Ч. Теория и практика управления деятельностью учащихся по развитию их мышления на уроках физики: диссертация доктора педагогических наук. СПб.: РГПУ, 2001. 310 с.
  14. Усольцев А.П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике: диссертация доктора педагогических наук. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. 386 с.
  15. Первые результаты международной программы Pisa-2009. М.: ИСИМО, 2009. [Электронный ресурс]: http://www.centeroko.ru (Дата обращения 12.07.2012).
  16. Самойлов Е.А. Охапкина Ю.А. Экспериментальная оценка интеллектуального развития учащихся классов физико-математического профиля // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. №8. С. 64-74.
  17. Виттих В.А. Организация сложных систем. Самара: Самарский научный центр РАН, 2010. 66 с.
  18. Weber M. the theory of social and economic organization. n.y.: oxford Univ. Press, 1947. Бир С. Мозг фирмы. М: Либроком, 2009. 416 с. [Электронный ресурс]: http://www.natahaus.ru/ (Дата обращения 29.11.2011).
  19. Самойлов Е.А. Компетентностно ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания. Монография. Самара: Издательство СГПУ, 2006. 160 с.

Statistics

Views

Abstract: 75

PDF (Russian): 27

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2015 Samoilov E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies