THE DYNAMIC SOF FUNCTIONAL RESERVES STUDENTS WITHPOORHEALTH DURING PHYSICALEDUCATION

Abstract

57 university students were examined. All of them were classified as health to special medical group. All engaged in physical activity on individual programs. All of them completed a questionnaire at the beginning of the school year. Teacherof Physical Educationused theresults of the questionnaireandmedical reportto form groups and selection of functional tests. Bankof electronic educational materialson the subject ofPhysical Education(therapeutic physical training) was established tostudy the theory. This bankcontainedinformation aboutthe most commondiseasesamong students.A specialdatabase was created. It included exercises that where useful for the treatment of the most common diseases of the students. The base wasformed as aclassifiedset of physicalexercises, formedlocallyinthe textaccompanyingthe video sequence. Students made their own programs of exercise therapy and complexes exercises for themselves considering their interests and health. Girls performed their complexes in the variable part of physical training and by themself, kept a diary of self-control. Motivationin physicalcultureand students'knowledgewere assessedat the beginning andend ofthe school year.Studentsperformedfunctional tests at the endof each semester. The teacherintroduced students to thepersonal achievementsof eachand of the whole group. At the end of the year the increase of functional reserves and physical performance of all involved was marked.

Full Text

В последнее десятилетие предметом пристального внимания стало здоровье студенческой молодежи. Ежегодно увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания [1, с. 91-92]. Эти студенты существенно различаются между собой по характеру патологии, наличию медицинских противопоказаний к выполнению тех или иных видов физических нагрузок, по функциональным резервам организма и сформированности физических качеств [2, c.100]. Их относят к подготовительной и специальной медицинской группе. В условиях рыночной экономики здоровье важно студенту для успешной учебы и значимо для профессиональной карьеры. С переходом на новый образовательный стандарт произошло расширение и усложнение объема содержания образовательных программ, увеличение удельного веса самостоятельной работы[3]. Программа по физической культуре дифференцирована с учетом будущей специальности, результатом выполнения программы является овладение соответствующими компетенциями [4,c.133-134;5]. Однако студенты, имеющие низкие функциональные резервы организма, хронические заболевания, должны научиться укреплять свое здоровье, поддерживать функциональные резервы организма, не зависимо от того, какую специальность они выбрали. Это позволит им овладеть в полном объеме учебным материалом, а в перспективе - много и эффективно работать, избегая профессионального выгорания. Современное обучение в вузе - достаточно сложный процесс, предъявляющий высокие требования не только к интеллектуальному, но и к физическому потенциалу студента. Увеличение информационного потока, широкое применение компьютерных технологий и технических средств в обучении требуют больших адаптационных возможностей, чтобы справляться с информационными, физическими и психическими нагрузками. Противостоять большим нагрузкам могут не все. Студенты с низкими функциональными резервами, слабым здоровьем, наличием хронических заболеваний труднее переносят учебные нагрузки[6]. Физическая культура - это особенный предмет в гуманитарном обучении. Он не является профилирующим, не входит в число конкурсных испытаний при отборе в вуз. Однако этот предмет во многом определяет состояние здоровья и работоспособность студента. Мысль о том, что занятия физической культурой способствуют расширению функциональных резервов человека, банальна. Однако студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, обычно имеют низкую мотивацию к занятиям физической культурой[7, с.166], часто пренебрегают занятиями, не видя в них пользы и боясь получить вред от избыточных нагрузок. Цель исследования - проанализировать динамику функциональных резервов студентов с ослабленным здоровьем под влиянием занятий физической культурой по индивидуальным программам. Материал и методы. В исследовании приняли участие 57 девушек в возрасте 17-18 лет, обучающихся на 1 курсе НФИ КемГУ, отнесенных по соcтоянию здоровья к специальной медицинской группе. Применяли следующие методы обследования: антропометрию, физиометрию и функциональное тестирование. Антропометрия включала измерение длины и массы тела, расчет весо-ростового показателя. Физиометрия включала измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Функциональное тестирование включало пробы Штанге, Генче, Руффье с расчетом индекса[8, 9, 10]. Обследование студентов проводили в начале и в конце учебного года. Физическое воспитание проводили по специально разработанному способу [11, 12, 13, 14], который в теоретической части включал составление каждой студенткой для себя индивидуальной программы ЛФК, включающей дневник самоконтроля, комплекс физических упражнений и режим самостоятельных занятий физической культурой, с учетом состояния здоровья и интересов. Программа включала рекомендации по режиму дня, режиму питания и составу пищи. Для облегчения работы студентов им предлагали готовую базу данных [15, 16,17,с.13;18]. Преподаватель рецензировал составленные комплексы, вносил в них изменения и дополнения. В течение учебного года студенты следовали разработанной программе[19, 20], выполняли составленные комплексы физических упражнений на занятиях физической культуры и самостоятельно. Параллельно преподаватель вел индивидуальную работу и при необходимости вносил коррективы в программы студентов с учетом результатов обследования и данных дневников самоконтроля. Результаты.В специальную медицинскую группу попали девушки с различной патологией. При первичном обследовании наблюдали отклонения от нормы показателей артериального давления, индекса массы тела как в сторону увеличения, так и в сторону понижения. Результаты первичного исследования представлены в таблицах 1-6. Таблица 1 Показатели физического здоровья студенток специальной медицинской группы (N=57) № Показатель M+ 1. Рост, см 163+5,9 2. Масса тела, кг 61,9+9,0 3. Весо-ростовой коэффициент 377+50,0 4. САД, ммHg 130+10,2 5. ДАД, ммHg 85+6,5 6. ЧСС, уд /мин 86+8,6 7. ЧД, движений в минуту 18+5,3 8. ЖЕЛ, л 1,82+0,3 9. Проба Штанге, с 29±8,6 10. Проба Генче, с 25+5,2 11. Индекс Руффье 15+3,8 Антропометрия студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, выявила15 человек с дефицитом и 7 - с избытком массы тела (табл. 2 и 3). Таблица2 Показатели антропометрии студенток специальной медицинской группыcдефицитом массы тела (N=15) № Показатель M+ 1. Рост, см 163+4,5 2. Масса тела, кг 51,0+5,6 3. Весо-ростовой коэффициент 291+70,8 4. ЖЕЛ, л 1,38± 0,2 Девушки с дефицитом массы тела имели средний рост, слабое развитие мышечной ткани. Невзирая на слабо развитый подкожный жировой слой, при антропоскопии не просматривались контуры даже крупных мышечных групп. ЖЕЛ была невелика: у 8 девушек показатель приближался к нижней границе уровня, у 7 - был ниже нормы. Таблица3 Показатели антропометрии студенток специальной медицинской группыc избыточным весом (N=7) № Показатель M+ 1. Рост, см 165+5,8 2. Масса тела, кг 71,11± 6,4 3. Весо-ростовой коэффициент 431+27,7 4. ЖЕЛ, л 1,75±0,1 У 7 студенток показатель массы тела превышал норму вследствие избытка жировой ткани преимущественно в области живота, низа, нижних конечностей. В верхней части тела избытка жировой ткани не наблюдали ни у кого из девушек. Однако контуры крупных мышц верхних конечностей: двуглавой плеча, трехглавой плеча визуально не определялись. В отличие от девушек с дефицитом массы тела, у всех семи человек этой группы ЖЕЛ- соответствовала нижней границе нормы. Физиометрия выявила у 15 девушек повышенное артериальное давление, что соответствовало 1 стадии гипертонической болезни. У 15 студенток определили пониженное артериальное давление. Частота сердечных сокращений и частота дыхания соответствовали верхней границе нормы (табл.4 - 5). Таблица 4 Показатели физиометрии студенток специальной медицинской группы c повышенным АД (N=15) № Показатель M+ 1. САД, ммHg 134±3,9 2. ДАД,ммHg 81±7,7 3. ЧСС, уд/ мин 89±16,3 4. ЧД , кол - во раз 19±5,6 Таблица5 Показатели физиометрии студенток специальной медицинской группы c пониженным АД (N=15) № Показатель M+ 1. САД, ммHg 107±2,2 2. ДАД,ммHg 69±10,2 3. ЧСС, уд/ мин 80±15,1 4. ЧД , кол - во раз 22±5,1 Результаты проб с задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и на выдохе (Генче) свидетельствуют о низком уровне функциональных резервов дыхательной системы. Индекс Руффье 22 соответствует нижней границе оценки «неудовлетворительно» и 17 - оценке «удовлетворительно». Таблица 6 Показатели функциональных проб студенток специальной медицинской группы (N=57) № Показатель M+ 1. Проба Штанге, с 29±8,6 2. Проба Генче, с 25+5,2 3. Индекс Руффье 15+3,8 Проанализировав таблицы1-6, мы пришли к заключению, что у всех девушек, независимо от того, в какую сторону были отклонения от нормы по показателям антропометрии и АД, показатели, которые характеризуют функциональные резервы организма: ЧД, ЧСС, ЖЕЛ, продолжительность задержки дыхания - были снижены, либо приближались к нижней границе нормы. По результатам исследования был составлен портрет студентки 1 курса, отнесенной по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это девушка среднего роста, пониженного или повышенного питания, с низким функциональным резервами кардиореспираторной системы, низкой физической работоспособностью. В течение учебного года девушки занимались физкультурой с удовольствием, регулярно отчитывались преподавателю о достигнутых результатах, сравнивали свои успехи с успехами подруг. Усредненные результаты повторного обследования в конце года приведены в табл. 7-12. Таблица 7 Динамика показателей антропометрии студенток специальной медицинской группы c дефицитом массы тела (N=15) № Показатель Начало учебного года, M+ Конец учебного года, M+ 1. Рост, см 163±4,3 163±4,3 2. Масса тела, кг 50,57±5,6 52,90±5,8 3. Весо-ростовой коэффициент 291±70,7 325±74,7 4. ЖЕЛ, л 1,38±0,2 1,73±0,4 Семь девушек прибавили в весе, что отразилось на средних показателях. Весо-ростовой коэффициент приблизился к нижней границе нормы. ЖЕЛ возросла у всех девушек. Таблица 8 Динамика показателей антропометрии студенток специальной медицинской группы c избыточным весом (N=7) № Показатель Начало учебного года, M+ Конец учебного года, M+ 1. Рост, см 165±5,8 165±5,9 2. Масса тела, кг 71,11±6,4 68,75±5,7 3. Весо-ростовой коэффициент 431±22,5 416±20,8 4. ЖЕЛ, л 1,75±0,4 1,95± 0,5 Все девушки смогли, в разной степени, снизить массу тела. В результате весо-ростовой коэффициент приблизился к нижней границе нормы. ЖЕЛ возросла. Таблица 9 Динамика показателей физиометрии студенток специальной медицинской группы c гипертонической реакцией АД (N=15) № Показатель Начало учебного года, M ±δ Конец учебного года, M+ 1. САД, ммHg 135±3,9 130±3,1 2. ДАД, ммHg 81±7,7 80±7,5 3. ЧСС, уд/ мин 87±16,3 83±15,9 4. ЧД , кол - во раз 19±5,6 17±5,1 Просматривается тенденция к снижению САД и ДАД. ЧСС и ЧД уменьшились. Таблица 10 Динамика показателей физиометрии студенток специальноймедицинской группы c гипотонической реакцией АД (N=15) № Показатель Начало учебного года, M±δ Конец учебного года, M+ 1. САД, ммHg 107±2,2 112±2,2 2. ДАД, ммHg 69±10,2 71±10,1 3. ЧСС, уд/ мин 80±15,1 78± 14,9 4. ЧД , кол - во раз 22±5,1 20± 5,1 Можно говорить о тенденции к повышению САД и ДАД. Уменьшились ЧСС, ЧД. Таблица 11 Динамика показателей функциональных проб студенток специальной медицинской группы (N=57) № Показатель Начало учебного года,М±δ Конец учебного года, M+ 1. Проба Штанге, с 29±8,6 34+8.1* 2. Проба Генче, с 25+5,2 28+7,2* 3. Индекс Руффье 15+3,8 13+3,1* Увеличилась продолжительность задержки дыхания, как на вдохе, так и на выдохе. Уменьшился индекс Руффье. Все показатели, характеризующие функциональное состояние организма, выросли. Эти изменения достоверны. Таблица12 Динамика морфофункциональных показателей студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимавшихся по индивидуальным программам физического воспитания, N=57 № Показатель Начало учебного года, M+ Конец учебного года, M+ 1. Рост, см 164±5,9 164+5,9 2. Масса тела, кг 60,9± 8,1 60,4 ± 8, 0 3. Весо-ростовой коэффициент 371+50,1 367+50,0 4. САД, ммHg 130+10,3 126+10,2* 5. ДАД, ммHg 85+6,5 81+4,3 6. ЧСС, уд/ мин 86+8,6 80+8,1* 7. ЧД , кол - во раз 18 ±5,4 17+3,1 8. ЖЕЛ, л 1,82+0,3 2,01+0,4* 9. Проба Штанге, с 29±8,6 34± 8,1* 10. Проба Генче, с 25+5,2 28+7,2* 11 Индекс Руффье 15+3,8 13+3,3* Примечание: * - Р≤0,05 Таким образом, по результатам года занятий физической культурой по индивидуальным программам студенток с ослабленным здоровьем средние величины антропометрических показателей изменились незначительно, а функциональные показатели претерпели более заметные изменения. Уменьшились ЧСС и ЧД, возросла ЖЕЛ, увеличилась продолжительность задержки дыхания как на вдохе, так и на выдохе. Уменьшился индекс Руффье. Все девушки по исследованным показателям приблизились или достигли физиологической нормы. Функциональные пробы показали достоверный прирост всех исследованных показателей. Это указывает на то, что функциональные резервы возросли. Вывод: Занятия физической культурой по индивидуальным программам, учитывающим состояние здоровья и интересы, способствует расширению функциональных резервов организма студентов с ослабленным здоровьем.

×

About the authors

Elena Vladimirovna Krasilnikova

Novokuznetsk branch Institute «Kemerovo State University»

Author for correspondence.
Email: elenakras32@mail.ru

SeniorLecturer, Department of Physical Education

Новокузнецкий институт (филиал) ФГБУВПО «Кемеровский государственный университет», 654041, Россия, Новокузнецк, ул. Циолковского, 23

References

  1. Красильникова Е.В. Состояние здоровья студентов гуманитарного вуза применительно к физической культуре. Международная научно - практическая конференция. Теория и практика педагогической науки в современном мире. Традиции, проблемы, инновации. 16 - 17 февраля 2011. Новокузнецк.С. 90- 97.
  2. Красильникова Е.В. Уровень физической подготовленности студентов первого курса вуза нефизкультурного профиля обучения. Межрегиональная научно - практическая конференция студентов и аспирантов. Материалы конференции в трех томах. 11апреля. 2008. Новокузнецк. С.99-100.
  3. Коновалова, Н.Г. Интеграция воспитательно-социализирующего потенциала вуза и школы в процессе внеурочной учебной деятельности / Вестник КузГПА (Электронный научный журнал) 2012 № 3 (17) режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/journals/21
  4. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетенции будущих педагогов в современных условиях. Самарский научный вестник №2(7).2014 .С 132-135.
  5. Синева Л.С. Ключевые образовательные компетенции и проблема их формирования/ Л.С. Синева // Образование. Наука. Научные кадры: ежеквартальный журнал.2010.№3.С.78-79.
  6. Мысина Т.Ю. Функциональные состояния как фактор психического здоровья студентов вуза/ Т.Ю. Мысина//Известия СНЦ РАН. Специальный выпуск «Технология управления организацией»№10.Самара.2008.С.265-270.
  7. Красильникова Е.В.Формирование мотивации к занятиям физической культурой в специальной медицинской группе студентов гуманитарного профиля. Новые достижения медицинской науки и практики здравоохранения. Сборник научных работ - материалов межрегиональной научно - практической конференции; г. Новокузнецк, 2010.С. 164-168.
  8. Айзман Р.И, Коновалова Н.Г, Левина И.Л и др.; Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей: методическое пособие.- М: АСТШ, 2006. 166с.
  9. Агарков Н.Н. Клинико-физиологическое обоснование двигательного режима инвалидов-студентов специализированного колледжа-интерната/ Н.Н. Агарков, Н.Г. Коновалова, Л.В. Стройкина // Медико-социальное обслуживание и реабилитация пожилых людей и инвалидов»: сб материалов 3 межрегиональной научно-практической конференции. - Новокузнецк: ООО «СКИФ». 2006. С.27-32
  10. Петухов С.И. Спортивная медицина/ С.И. Петухов, Н.Г. Коновалова, О.М. Архипова: Новокузнецк: Изд-во КузГПА. 2005.188с.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование.1988. 256с.
  12. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс], URL:http:// ito.edu.ru/2010/VII/VII-0- 1673.html.
  13. Красильникова Е.В., Коновалова Н. Г., Яруллина А.И. Способ обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе; патент на изобретение; регистрационный № 2411906 20.02.2011.151с.
  14. Красильникова Е.В. Коновалова Н.Г. Личностно- ориентированная технология физического воспитания студентов специальной медицинской группы.«Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации». Материалы международной научно-практической конференции. В 3- ч.Ч.3. Новокузнецк: Изд-во КузГПА. 2012.С. 17-24.
  15. Бусыгин А.Г, Бусыгина А.Л. Методологические основания обучения студентов здоровьесбережению. Самарский научный вестник.№4(5).2013. С.40-43.
  16. Коновалова, Н.Г. Развитие внимания при подготовке учителя физической культуры/ Н.Г. Коновалова, И.А.Макеева // Адаптивная физическая культура 2011 №2 (46).С. 31-33.
  17. Гаранин В.А. Особенности формирования познавательной самостоятельности студентов педагогической специальности средствами информационно- коммуникационных технологий. Самарский научный вестник №1(12).2012. С.11-13.
  18. Коновалова, Н.Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе: малые формы/ Н.Г. Коновалова, Н.П. Масленникова, С.В. Панасенко: СПб: «Образование», 2006. 85с.
  19. Красильникова Е.В., Коновалова Н.Г.,Трубецкой В.В. Программа для укрепления студентов с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями в образовательном процессе вуза; свидетельство о регистрации программы для ЭВМ №201617181 от 27. 10.2010). 70с.
  20. Красильникова Е.В. Лечебная физическая культура для студентов с патологией органов дыхания: учеб. Пособие/ Е.В. Красильникова, Н.Г. Коновалова; НФИ КемГУ. Новокузнецк.2011.118с.

Statistics

Views

Abstract: 85

PDF (Russian): 11

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2015 Krasilnikova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies