О готовности курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию
- Авторы: Митрофанов А.О.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 305-310
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/114918
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113314
- ID: 114918
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена теоретическим аспектам проблемы формирования готовности курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию. Обосновывается роль понятий «готовность» и «самовоспитание» в определении готовности курсантов к самовоспитанию. Выявляется научное представление о готовности личности к деятельности в контексте психолого-педагогического знания как о возможности эффективного выполнения человеком определенной деятельности, для чего он должен обладать адекватными ей характеристиками. Представляется анализ работ, посвященных видам готовности курсантов, обучающихся в вузах различных силовых ведомств. Раскрываются особенности готовности курсантов к профессиональной деятельности, к профессиональному общению, к самообразованию, к самостоятельной работе, к профессионально-нравственной самореализации, к гуманистическому взаимодействию с человеком, к реализации норм профессиональной морали. Обосновывается, что готовность курсантов ведомственных вузов к различным видам деятельности, рассматриваемая как личностное образование, как личностно-деятельностное новообразование, как состояние личности, обладает структурой. Приводятся компоненты, отвечающие содержанию различных видов готовности курсантов ведомственных вузов. Анализируются трактовки самовоспитания применительно к курсантам различных ведомственных вузов (военных, МВД России, ФСИН России). Обосновывается необходимость рассмотрения самовоспитания курсанта ведомственного вуза ФСИН России не только как самовоспитания представителя конкретной профессии, но и личности в самом широком смысле. Предлагается трактовка готовности курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию как личностного образования, характеризующегося целенаправленной, осознанной, систематической и кропотливой работой курсанта над собой, над совершенствованием себя как человека и профессионала, и образуемого когнитивным, мотивационным, аксиологическим, эмоциональным, практическим и рефлексивным компонентами.
Полный текст
В эффективном формировании и становлении личности курсанта ведомственного вуза ФСИН России как будущего специалиста и человека нравственного особую роль играет собственная активность курсанта, проявляемая в его готовности осуществлять самовоспитание – осознанную, целенаправленную и систематическую деятельность по совершенствованию собственной личности. Таким образом становится актуальным формирование в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России готовности курсантов к самовоспитанию.
Организация процесса формирования готовности курсантов к самовоспитанию требует определить, что же представляет собой такая готовность. Так как ключевыми понятиями здесь являются «готовность» и «самовоспитание», то обратимся к ним.
Само слово «готовность» предполагает «состояние, когда все сделано для того, чтобы приступить к выполнению, осуществлению и т.п. чего-либо» [1, с. 237]. Эта лингвистическая трактовка показывает, что для совершения тех или иных действий человек должен быть настроен на их выполнение, то есть осознавать свои предполагаемые действия, проектировать их и владеть способами их реализации. Это лишь поверхностное, можно сказать, обыденное представление о готовности, но уже оно акцентирует внимание на активной позиции личности готовой к той или иной деятельности.
Если же обратиться к научному знанию, то в психологии готовность рассматривается в разных аспектах. В частности, О.В. Михайлов определяет готовность к деятельности как полимодальное состояние, создающее возможность достижения личностью заданного результата. Ученый подчеркивает, что отдельные модальности, образующие такое состояние, «существуя и проявляясь в единстве, взаимодействуют в процессе выполнения задачи и определяют возможность для человека достичь заданного результата в заданных условиях, то есть возможность эффективно решить возникшую задачу» [2, с. 6]. Однако большее отражение в научном знании находит точка зрения, связывающая готовность с активностью личности. Так, в Военно-психологическом словаре-справочнике дается следующее определение готовности: «активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи» [3, с. 66]. Авторами словаря подчеркивается необходимость знаний, умений и навыков, а также решимости для готовности личности к активным действиям. Конкретные способности, мотивы определяют готовность к конкретной деятельности. Мы обращаемся к Военно-психологическому словарю-справочнику, так как в нем находит отражение специфика силового ведомства, к которым относится и ФСИН России. Общепсихологическое представление о готовности, показанное в Словаре, далее конкретизируется в представление о готовности военнослужащего, которая имеет вид структурного образования, включающего мотивационный, ориентационный операционный, волевой и оценочный компоненты.
В педагогике готовность предстает прежде всего как готовность ребенка к школе, готовность старшеклассника к выбору профессии, готовность учителя к профессиональной деятельности. В целом сложно вычленить специфические отличия трактовки феномена готовности в психологии и педагогике. В общем виде в контексте психолого-педагогического знания готовность предполагает возможность эффективного выполнения человеком определенной деятельности, для чего он должен обладать характеристиками, адекватными данному виду деятельности. Как отмечает Ю.А. Грачев, «состояние готовности человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия» [4, с. 174]. Тем самым готовность к деятельности определяется ее содержанием и спецификой, поэтому в научной литературе представлены разнообразные виды готовности. Довольно обширный список работ, посвященных готовности к определенной деятельности, присутствует в книге Л.Ф. Гайсиной. Автор перечисляет следующее: готовность студентов к нравственному воспитанию школьников (В.П. Бездухов); готовность студентов к развитию творческих способностей школьников (И.Е. Брякова); готовность студентов к будущей профессиональной деятельности (В.А. Сластенин); готовность личности к деятельности в напряженных ситуациях (Д.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович); готовность старшеклассников к обучению в вузе (О.А. Матайс); готовность младших школьников к самовоспитанию (И.В. Сорокина); готовность будущего педагога к организации деятельности детских общественных объединений (А.В. Савченко) и др. [5, с. 19–20].
Мы рассматриваем проблему готовности к самовоспитанию курсантов ведомственного вуза ФСИН России, поэтому особый интерес для нас представляют работы, посвященные видам готовности курсантов, обучающихся в вузах различных силовых ведомств.
Анализ научных источников показал, что исследователи различных аспектов проблемы готовности курсантов ведомственных вузов к деятельности ведут речь о готовности курсантов к профессиональной деятельности, к профессиональному общению, к самообразованию, к самостоятельной работе, к гуманистическому взаимодействию, к реализации норм профессиональной морали и др.
Обратимся к данным исследованиям.
Проблеме готовности курсантов к профессиональной деятельности посвящена диссертация А.А. Новикова. Автор, базируясь на положениях компетентностного подхода, дает определение понятию «готовность к профессиональной деятельности курсантов военных вузов»: «состояние личности, характеризующееся сформированностью систематизированных профессиональных компетенций, обеспечивающих доминирующую направленность и мотивацию к эффективному решению задач как в повседневной, так и боевой обстановке» [6, с. 8]. Конкретные компетенции не перечисляются, содержательно готовность раскрывается через обозначение А.А. Новиковым цели процесса формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной деятельности, заключающейся в вооружении курсантов специальными знаниями, в развитии у них соответствующих знаниям умений и навыков, в формировании личностных качеств, в ориентации на реализацию профессиональных норм. В совокупности это должно привести к эффективному выполнению профессиональных обязанностей военнослужащим.
А.Н. Ширяев акцентирует внимание на служебно-боевой деятельности как стороне профессиональной деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск. Готовность курсанта к служебно-боевой деятельности, по утверждению исследователя, выступает «показателем полноценной профессиональной подготовки, целостным, интегративным, личностным образованием, а ее формирование – целью и результатом образовательного процесса в ВОУВГЮ» [7, с. 14]. Рассматриваемая готовность предполагает активное положительное отношение курсанта к служебно-боевой деятельности, внутреннюю мотивации и ценностную ориентированность на нее; развитое чувство ответственности за безопасность общества; знания, умения и навыки осуществления служебно-боевой деятельности; рефлексию соответствия личностных качеств требованиям профессии.
А.В. Верещак и А.А. Шибаев в своих исследованиях обращаются к готовности к профессиональному общению курсантов вузов МВД России и курсантов военных вузов соответственно. Ученые связывают готовность к профессиональному общению с личностными образованиями. У А.В. Верещак – это интегральное личностное образование, у А.А. Шибаева – профессионально-личностное новообразование. Если А.А. Верещак описывает структуру готовности к профессиональному общению курсантов вузов МВД России через качества (ценностные, когнитивные, эмоционально-волевые, операционно-поведенческие) и через субъективное состояние личности, «осознающей себя способной и подготовленной к осуществлению общения в профессиональной деятельности» [8, с. 7], то А.А. Шибаев прямо указывает на структурные компоненты готовности к профессиональному общению будущих военных специалистов, выделяя мотивационный, когнитивный, операциональный, рефлексивный компоненты, каждый из которых обладает особым содержанием. Так, например, когнитивный компонент образуют знания о специфике общения в различных ситуациях профессиональной деятельности офицера; операциональный компонент – умения, основанные на «на традиционных правилах и нормах общения, принятых в военно-профессиональном социуме» [9, с. 9] и т.д.
Важную роль в становлении личности специалиста играет профессиональная подготовка, эффективность которой зависит во многом от личных усилий курсантов как субъектов образовательного процесса. Поэтому исследователи обращаются к проблеме готовности к самообразованию курсантов различных ведомственных вузов.
Так, В.А. Золотарев и В.Н. Саяпин готовность курсантов военных вузов к профессиональному самообразованию рассматривают «как ключевую компетенцию, которая включает в себя три взаимосвязанных компонента, такие как мотивационный, деятельностный, операционный» [10, с. 86]. Заметим, что содержание компонентов авторами не раскрывается.
В работе В.П. Гребенюк и С.В. Гребенюк готовность курсантов к самообразованию раскрывается через описание основных путей формирования такой готовности, среди которых «развитие мотивации, побуждающей к полной реализации имеющегося познавательного потенциала, формирование навыков и умений планирования своей образовательной деятельности и эффективной реализации плана, выработка устойчивой целевой установки на достижение максимально возможных результатов, развитие у курсантов уверенности в своих силах и возможностях» [11, с. 24].Ученые прямо не указывают на компоненты готовности к самообразованию, однако обозначенные пути коррелируют с представлением о готовности курсантов к самообразованию как структурном образовании.
Самообразование имеет тесную взаимосвязь с самостоятельной работой курсантов. С одной стороны, самообразование невозможно без самостоятельной работы по овладению знаниями, развитию умений и навыков будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, целенаправленно и систематически осуществляемая самостоятельная работа может дать старт осознанному процессу самообразования. Поэтому готовность курсантов к самостоятельной работе может рассматриваться как в контексте проблемы организации самообразования курсантов ведомственных вузов, так и в виде самостоятельной проблемы. Так, О.А. Митинкин и А.В. Жарков обосновывают, что готовность курсантов военного вуза к самостоятельной работе представляет собой «интегративное качество личности, предполагающее единство мотивационной и процессуальной систем деятельности, необходимое для саморазвития и самосовершенствования» [12, с. 233]. В качестве компонентов такой готовности авторы выделяют мотивационный, организационный, деятельностный и контрольный.
Работы Д.Н. Рыбина и Д.С. Рыбиной [13], С.А. Вдовина [14], А.И. Козлова [15] освещают проблему готовности к различным аспектам нравственного развития личности курсанта как будущего сотрудника силовой структуры (МВД России, ФСИН России и др.).
Д.Н. Рыбин и Д.С. Рыбина ведут речь о профессионально-нравственной самореализации курсантов вузов МВД России [13], исследование С.А. Вдовина посвящено формированию готовности курсантов к гуманистическому взаимодействию с человеком [14], а А.И. Козлов пишет о готовности курсантов к реализации норм профессиональной морали [15]. Последние две работы представляют для нас особый интерес, так как и С.А. Вдовин, и А.И. Козлов изучают готовность курсантов юридического вуза ФСИН России.
Готовность к профессионально-нравственной самореализации Д.Н. Рыбин и Д.С. Рыбина понимают как «личностно-деятельностное новообразование, характеризующееся сформированностью нравственных качеств и системы знаний о нравственном саморазвитии в профессии, развитостью просоциальных ценностных ориентаций и на их основе – стратегий профессионального поведения» [13, с. 136]. Далее авторы пишут о мотивационно-потребностном, когнитивно-гностическом, ценностно-смысловом, рефлексивно-деятельностном компонентах названной готовности, выделяя данные компоненты ученые акцентируют внимание на мотивах, знании, ценностях и поведении, которые, собственно, и определяют содержание готовности курсантов к профессионально-нравственной самореализации.
Исследования С.А. Вдовина и А.И. Козлова объединяет тот факт, что ученые, трактуя готовность курсантов как целостное личностное образование, не дают определения понятиям «готовность к гуманистическому взаимодействию с человеком» и «готовность к реализации норм профессиональной морали», соответственно. Содержание готовности раскрывается через ее структуру и содержание компонентов. Так, С.А. Вдовиным выделяются когнитивный, рефлексивно-ценностный и деятельностный компоненты готовности курсанта юридического вуза ФСИН России к гуманистическому взаимодействию с человеком [14, с. 9], А.И. Козловым – когнитивный, нормативно-оценочный, деятельностный компоненты [15, с. 9] готовности курсантов к реализации норм профессиональной морали.
Наполнение компонентов рассматриваемых видов готовности знаниями (когнитивный и когнитивно-гностический компоненты), ценностями (рефлексивно-ценностный, нормативно-оценочный и ценностно-смысловой компоненты), умениями, способами деятельности (деятельностный и рефлексивно-деятельностный компонента) находится в зависимости от центральных понятий рассматриваемых исследований, в качестве которых выступают «профессионально-нравственная самореализация субъекта обучения – курсанта вуза МВД России» [13]; «гуманистическое взаимодействие курсанта юридического вуза ФСИН России с человеком» [14]; «норма профессиональной морали юриста» [15]. Опора на компоненты готовности и их содержание позволяет выстроить логику формирования соответствующих видов готовности у курсантов.
Готовность к самовоспитанию курсантов связана с нравственным развитием личности, так как самовоспитание предполагает совершенствование положительных личностных характеристик и искоренение отрицательных. Это во-первых. Во-вторых, самовоспитание курсантов, несомненно, включает профессиональное становление личности. Точнее, самовоспитание ориентировано среди прочего и на организацию собственной учебной деятельности, направленной на овладение профессией во всех ее составляющих (профессиональная деятельность, общение и др.). Полагаем, что тем самым возможно рассмотрение готовности курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию как личностное образования с определенной структурой. Однако для выявления компонентов такой готовности и образующих их содержания необходимо обратиться к понятию «самовоспитание», а точнее – «самовоспитание курсантов ведомственных вузов».
В педагогической науке самовоспитание понимается как «процесс воспитания самого себя, основанный на установке самосовершенствования как следования определенному идеалу, программирование отношений, поступков и действий к самому себе и своему будущему» [16, с. 613]; как «целенаправленный сознательный процесс совершенствования нравственных, интеллектуальных и физических качеств самой личностью и преодоление ею имеющихся недостатков в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны это личности» [17, с. 295].
Обращение к научным источникам, в которых рассматриваются проблемы подготовки курсантов в ведомственных вузах, показало, что важность самовоспитания в становлении личности курсанта и в профессиональном, и в личностном смысле, признается исследователями.
Если обратиться к работам, в которых речь идет о военном образовании, то самовоспитание предстает как «сознательная, организованная, активная деятельность курсанта по самоизучению, самооцениванию, систематическому формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности с учетом требований военной службы, а также личными нравственными ценностями и идеалами, собственной программой развития курсанта» [18, с. 282]. Данное определение понятия «самовоспитание» представлено в учебном пособии «Военная психология и педагогика» [18]. Оно в целом отражает основные аспекты понимания самовоспитания в общепедагогическом контексте: развитие положительного и преодоление отрицательного в личности курсанта, ценности и идеалы как критерии положительного самоизменения. Однако есть и отличие. В определении самовоспитания курсантов военных вузов подчеркивается необходимость самоизучения и самооценивания для успешного осуществления курсантами самовоспитания. Самоизучение позволит курсанту определить качества, нуждающиеся в коррекции, самооценивание даст возможность отследить сам процесс коррекции. Иными словами, курсант выявляет, чего ему не достает в рамках профессиональной деятельности, личностного развития, начинает работу по исправлению ситуации, результаты которой систематически оценивает. В качестве критериев оценки выступают требования воинской службы. Рассматриваемое определение самовоспитания в рамках военной педагогики может быть применено и в контексте самовоспитания курсантов юридического вуза ФСИН России с той поправкой, что в качестве критериев оценивания выступают требования к сотруднику уголовно-исполнительной системы.
Самовоспитание курсантов военных вузов предстает как «явление социально-личностно-деятельностное» [19, с. 14]. В частности, так видит самовоспитание курсанта О.Г. Заец, обосновывая свое видение тем фактом, что самовоспитание курсанта становится возможным при соблюдении социальных (требования общества), личностных (педагогическое воздействие с учетом психологических особенностей курсанта), деятельностных (выполнение служебных и иных обязанностей курсантом) условий.
C.Н. Полупан также ведет речь о военном образовании и особое значение придает ценностно-смысловым ориентирам личности курсанта, полагая, что эффективность самовоспитания определяется именно этими ориентирами [20, с. 60]. Разовьем данную мысль С.Н. Полупан. Процесс самовоспитания не возникает на пустом месте, он предваряется процессом воспитания как целенаправленного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него определенных качеств (это одна из имеющихся в современной педагогике трактовок воспитания). Ценностно-смысловые ориентиры личности формируются в процессе воспитания. Чем выше уровень сформированности таких ориентиров – тем эффективнее будет протекать процесс самовоспитания. Например, если у курсанта в его ценностно-смысловой сфере присутствует такая ценность как «долг», то есть она осознана и принята курсантом как значимая, то эта ценность становится одним из мотивов его самовоспитания: «Я должен систематически готовиться к занятиям!» В полной мере сказанное может быть отнесено и к курсантам юридического вуза ФСИН России. При организации процесса воспитания курсантов – будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо акцентировать внимание на приобщение курсантов к ценностям, которые станут основаниями самовоспитания курсантов.
В научной литературе, посвященной проблеме самовоспитания курсантов вузов МВД России, самовоспитание: «особый вид собственной деятельности курсанта в целях развития своей личности, оно является следствием организованного воспитательного воздействия, которое создает основы для самостоятельной работы над собой» [21, с. 23]. Это определение А.В. Башкова и Б.А. Федулова, представленное ими в монографии «Самовоспитание профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России» [21]. Авторы монографии выделяют две особенности процесса самовоспитания курсантов: самоизучение и ответственность. Самовоспитание осуществляется курсантом на основании изучения им себя (психологические качества, нравственная сфера, физические способности и др.) и осознания высокой правовой и социальной ответственности деятельности ОВД в современных условиях [21, с. 23]. Такие особенности самовоспитания, на наш взгляд, применимы и к самовоспитанию курсантов юридического вуза ФСИН России, с учетом того, что ими должна осознаваться ответственность, которую несет сотрудник уголовно-исполнительной системы перед обществом, осуществляя деятельность по исправлению людей, нарушивших закон. Корректнее сказать: создавая своей деятельностью условия по исправлению.
С точки зрения И.В. Ульяновой, И.Г. Евсеевой, Е.В. Борисовой, самовоспитание курсантов образовательных организаций МФД России есть актуальная и закономерная деятельность курсантов, являющаяся «важным элементом процессов воспитания, обучения, служебной, личностно ориентированной деятельности» [22, с. 269]. Значимым представляется понимание того, что самовоспитание пронизывает все сферы деятельности курсанта. Оно органично включается в саму его жизнь.
В рамках педагогической науки имеют место исследования, посвященные непосредственно самовоспитанию курсантов вузов ФСИН России. В частности, это исследование В.Н. Котляра «Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России», результаты которого отражены в диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [23]. Ученый рассматривает самовоспитание в контексте профессиональной деятельности курсантов и сужает проблему самовоспитания курсанта вуза ФСИН России до профессионального самовоспитания, которое, по определению В.Н. Котляра, есть «сознательная, активная и целенаправленная деятельность по изменению себя с целью формирования и развития профессионально важных качеств необходимых высококвалифицированному специалисту УИС, устранения отрицательных качеств, овладения методикой самовоспитания на собственном опыте» [23, с. 9–10]. Мы заостряем внимание на сужении общей проблемы самовоспитания курсантов – будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы до ее профессиональной составляющей, так как полагаем, что необходимо говорить о самовоспитании курсанта не только как о самовоспитании представителя конкретной профессии, но и личности в самом широком понимании.
При определении готовности курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию необходимо выяснить наличие научных работ, посвященных собственно готовности курсантов к самовоспитанию. Необходимо отметить, что С.В. Невзоров и Л.В. Ковтуненко, рассматривая готовность к самовоспитанию как результат совершенствования личности сотрудника полиции, утверждают, что такая готовность представляет собой сложную структуру, образуемую совокупностью мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного компонентов [24, с. 144].
О.Н. Крахмалев в диссертации «Формирование готовности к физическому самовоспитанию у курсантов высших военных учебных заведений» [25] обосновывает, что обозначенная готовность представляет собой интегральное психическое состояние личности, структуру которого образуют интеллектуальный, психический и деятельностный компоненты. При этом физическое самовоспитание курсантов ученый рассматривает как важнейший элемент профессиональной подготовки.
Несмотря на широкую представленность в научном дискурсе проблемы готовности курсантов ведомственных вузов к различным аспектам деятельности, а также проблемы их самовоспитания, речь идет прежде всего о профессиональной составляющей. В то же время в рамках современной уголовно-исполнительной системы значительно повышается роль человеческого фактора: большое значение придается поиску сотрудником внутренних резервов развития и совершенствования личности; возрастает значение самодисциплины и самоуправления; уделяется внимание максимальному развитию способностей сотрудника, его творческой активности. Тем самым готовность к самовоспитанию курсантов необходимо рассматривать не только с позиции их будущей профессии, но и с более широких позиций морали и нравственности, определяющих гуманистическую направленность личности.
Готовность курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию мы определяем как личностное образование, характеризующееся целенаправленной, осознанной, систематической и кропотливой работой курсанта над собой, над совершенствованием себя как человека и профессионала, и образуемое когнитивным, мотивационным, аксиологическим, эмоциональным, практическим и рефлексивным компонентами.
Об авторах
Андрей Олегович Митрофанов
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: mitrofanov78@yandex.ru
начальник курса учебно-строевого подразделения
Россия, г. СамараСписок литературы
- Готовность // Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. М.: Астрель; АСТ, 2003. С. 237.
- Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. М., 2007. 23 с.
- Готовность // Военно-психологический словарь-справочник: учеб. пособие / под общ. ред. Ю.П. Зинченко. М.: ИД Куприянова, 2010. С. 66-67.
- Грачев Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52). С. 172-175.
- Гайсина Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: монография. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 113 с.
- Новиков А.А. Формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 24 с.
- Ширяев А.А. Формирование готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2013. 25 с.
- Верещак А.В. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов вуза МВД РФ: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 2010. 22 с.
- Шибаев А.А. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2007. 23 с.
- Золотарев В.А., Саяпин В.Н. Разработка и содержание технологии формирования готовности к профессиональному самообразованию у курсантов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (274). С. 85-88.
- Гребенюк В.П., Гребенюк С.В. Основные пути развития готовности курсантов к осуществлению эффективной деятельности по самообразованию // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 2 (54). С. 15-25.
- Митинкин О.А., Жарков А.В. Готовность курсантов к самостоятельной работе, как фактор профессионального совершенствования // Научный альманах. 2017. № 10-1 (36). С. 232-235.
- Рыбин Д.Н., Рыбина И.С. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности курсантов и слушателей вузов МВД России к профессионально-нравственной самореализации // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 1(28). С. 135-137.
- Вдовин С.А. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к гуманистическому взаимодействию с человеком: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 26 с.
- Козлов А.И. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к реализации норм профессиональной морали: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2017. 26 с.
- Самовоспитание // Педагогика: словарь научных терминов / под ред. В.В. Князева. М.: Вузовская книга, 2009. С. 613.
- Самовоспитание // Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. С. 295.
- Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайлевского. М.: Совершенство, 1998. 384 с.
- Заец О.Г. Актуализация профессионального самовоспитания курсантов и руководство им // Вестник Екатерининского института. 2013. № 4 (24). С. 13-15.
- Полупан С.Н. Формирование навыков самовоспитания у курсантов высших военных учебных заведений в образовательном процессе // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 50. С. 59-64.
- Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России: монография. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД РФ, 2011. 176 с.
- Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисов Е.В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 266-269.
- Котляр В.Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2006. 193 с.
- Невзоров С.В., Ковтуненко Л.В. Готовность к самовоспитанию как результат совершенствования личности сотрудника полиции // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 143-145.
- Крахмалев О.Н. Формирование готовности к физическому самовоспитанию у курсантов высших военных учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2005. 20 с.
Дополнительные файлы
