Technological skills of English teachers: the definition

Cover Page

Cite item

Abstract

This paper discusses various approaches and definitions of the concept «skill» on the basis of which the concept of «technological skill» is developed and highlights the components that make it up. The authors of the paper talk about the process of developing a technological skill of an English teacher. Based on the general scientific, in particular scientific, socio-cultural aspects of the society life, the need for additional skills development in the vocational education system in the modern environment is revealed. That is aimed primarily at training highly qualified specialists who perform their official duties in full accordance to the level established by myrtle standards, ready for continuous professional growth and development of various skills that are necessary for the implementation of successful teaching activities. According to the new circumstances for the introduction of modern technologies in the educational process, the components, which are necessary for technological skills development, have been identified, and the particular concept of «technological skill» for teachers of the English language has been defined.

Full Text

Введение

Система профессионального образования в современной социальной среде нацелена, прежде всего, на подготовку высококвалифицированных специалистов, выполняющих свои должностные обязанности в полном объеме согласно принятым образовательным стандартам, готовых к постоянному профессиональному росту и развитию различных навыков, необходимых для осуществления успешной педагогической деятельности. Подобная нацеленность отражается в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Мировой инновационный педагогический опыт позволяет определить методологическую базу для разработки основания различных видов профессиональной компетенций, в содержание которых включаются как фундаментальное профессиональное знание, так и инновационное практико-ориентированное мышление, касающееся отдельных образовательных задач. Различные методики повышения квалификации позволяют развивать, обновлять и систематизировать знания, развить и отработать практические умения в соответствии с изменяющимися условиями построения образовательного процесса [2, с. 6–8]. Цель данной статьи – дать определение понятия «технологический навык» в соответствии с уже существующими в педагогике понятиями «навык», а также в соответствии с компонентами, которые будут включены в данное определение.

Содержание исследования

Современная образовательная среда XXI века, прежде всего, подчинена эпохе цифровизации. Прошлые столетия стали для человечества этапом стремительного развития индустрии, в то время как сегодня наступила время расцвета технологий. Цифровизация определяет повсеместное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни общества: в экономику, образование, культуру и т.д. Процесс цифровизации внедряется по всему миру. Основой данного процесса служит сеть Интернет, которая, безусловно, требует от человека получения новых навыков для более эффективного, качественного и правильного внедрения в различную деятельность, в том числе и в образовательную сферу.

Следовательно, раз развитие коснулось всех сфер жизни человека, мы можем сделать вывод о том, что и навыки также прошли определенные изменения и те навыки, которые были актуальны даже 25 лет назад, сейчас могут быть абсолютно видоизменены. В процессе проведения исследования авторами статьи было выявлено, что одним из ключевых понятий в системе профессиональной ориентации педагога является понятие «навык». С философской точки зрения еще Фома Аквинский разрабатывал данное понятие и рассматривал его с позиции категории качества, а в отношении действий – с позиции возможности. Через призму навыка определялись здоровье и добродетель.

Нами рассмотрен генезис подходов к определению понятия «навык» в исследованиях различных ученых, в которых явно прослеживается отражение социальных аспектов жизни общества, а также эволюции и видоизменения навыков как таковых.

Первый подход к формированию понятие «навык» – это логический подход, который характеризует понятие, с одной стороны, как общее, охватывающее группу однородных процессов, а с другой стороны, как собирательное понятие, к которому относится совокупность нескольких процессов, образующая целостность, рассматривается как единый самостоятельный объект. В данном ключе собирательным понятием может быть не общее понятие навыка, а понятие единичного профессионального и учебного навыка [3; 4].

Следующим из подходов является системный подход, или общая теория систем, предложенная австрийским биологом Л. фон Берталанфи в начале 40-х годов прошлого века, которая утверждает, что каждая система имеет множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выявляемых при изучении системных объектов в природе и обществе. Важнейшими понятиями, содержащимися в данном подходе, являются структура, компонент, элемент, методы взаимодействия между компонентами системы [5, с. 20–37], которые мы применяем для выделения, обобщения и формирования компонентной базы технологического навыка.

Далее следует рассмотреть психологический подход к определению понятия «навык». Исходя из его ключевых аспектов, мы можем сделать вывод, что С.Л. Рубинштейн, основываясь на психологическом подходе к определению понятия «навык», считает, что навыком являются автоматизированные компоненты сознательного действий человека, вырабатывающиеся в процессе выполнения. Таким образом, навык является сознательно автоматизируемым действием, впоследствии функционирующим как автоматизированный способ выполнения этого действия. И в конечном итоге субъект приобретает возможность выполнения действия, не делая процесс выполнения сознательной целью [6, с. 410]. Данный подход позволяет нам более детально прийти к пониманию процесса формирования технологического навыка и отследить корректность его сформированности на каждом этапе выработки. Алгоритм освоения навыка формирует способность совершать какое-либо действие сначала развернуто, детально фиксируя в сознании каждый этап в процессе совершения действия. Процесс отработки и совершенствования подобного действия приводит к сокращению времени на обдумывание этапов выполнения, и впоследствии промежуточные этапы выполнения действия перестают быть осознанными и становятся автоматизированными, обучающийся преобразует умение выполнения в навык выполнения [7, с. 38].

Для полного понимания аспектов, включенных в понятие «технологический навык», следует рассмотреть четыре вида навыков [8, с. 120]:

  1. Двигательные навыки проявляются в различных видах деятельности. Выработка двигательных навыков позволяет воздействовать на предмет труда, управлять различными технологическими процессами; овладение как устной, так и письменной речью родного языка и иностранных, и даже передвижение в пространстве является заслугой овладения двигательными навыками.
  2. Навыки мыслительной деятельности, являющиеся обязательными компонентами умственного труда. К примерам данного вида навыков мы можем отнести чтение чертежей и карт, заучивание текстовых отрывков наизусть и построение доказательной базы высказывания, то есть правильное выстраивание причинно-следственных связей. Как одни из важнейших навыков в группе мыслительной деятельности выделяют распределение и концентрация внимания и наблюдение.
  3. Сенсорные навыки являются базой для развития чувствительности. Развитие определенного уровня чувствительности влияет на труд, процесс обучения и игру. Классическим примером развития сенсорных навыков может служить обучение приему на слух телеграмм, зашифрованных азбукой Морзе.
  4. Поведенческий навык играет одну из ключевых ролей в формировании особенностей личности. Данный навык вырабатывается, исходя из основ знаний норм поведения, принятых в обществе и отработанных комплексом упражнений. Данная категория навыков складывается в привычные нормы поведения, закладываемые в детском возрасте путем многократного повторения.

После детального изучения понятия «навык» и видов навыков следует выявить алгоритм его формирования. Различные методики формирования новых навыков будут максимально эффективны при учете как психологических, так и физиологических особенностей формируемых навыков, что будет учитываться в процессе непосредственного формирования технологического навыка. Общая закономерность развития навыков, выраженных в формировании и совершенствовании того действия, которое активно используется, следует правильно подобрать материал, позволяющий активизировать, интенсифицировать именно тех явлений и действий, связей и процессов, которые лежат в основе формируемого технологического навыка и включенных в него компонентов [9, с. 3–8].

Овладение навыком начинается с этапа демонстрации и объяснения действия. Обучающемуся дают возможность сформировать представление о том, какое техническое и технологическое действие ему понадобится воспроизвести. При особой необходимости и более развернутом представлении о действии следует выполнить определенные действия:

  1. Первичная демонстрация действия – показ модели и образца, ориентированного на достижение эмоционально-мотивационного эффекта, желание научиться действовать так же, как и инструктор.
  2. Повторная демонстрация, производимая инструктором в замедленном темпе, с остановкой и пояснениями этапов различных элементов действия. Повторная демонстрация рассчитана на отчетливое формирование понятийного аппарата выполнения составных частей и действия целиком.

После проведения каждого элемента объяснения следует убедиться в понимании всех этапов выполнения и при необходимости добавить несколько демонстраций для закрепления полученной информации и более качественной отработки навыка.

Деятельностный подход нашел свое отражение в определении И.П. Подласого, который выделяет навык как компонент практической деятельности, который проявляется в автоматизированном выполнении необходимых действий и доведении их до совершенства путем многократных упражнений.

Беря во внимание различные подходы к определению понятия «навык», мы решили дополнительно рассмотреть словарное определений данного концепта [10, с. 54].

Согласно Российской педагогической энциклопедии, понятие «навык» рассматривается как действие, ставшее автоматизированным в результате выполнения упражнения. В то время как педагогический энциклопедический словарь дает определение навыка как действие, формирующееся многократным повторением, для которого характерна высокая степень освоения и отсутствие поэлементного осознанного контроля и регуляции [7, с. 120].

Исходя из различных подходов к формированию определения «навык», мы можем выделить содержание понятия «технологический навык». Любой навык начинается с действия, которое является единицей целенаправленной и преднамеренной деятельности. Различная деятельность в образовательной сфере рождает противоречия между уже имеющихся у преподавателей иностранных языков навыков, социальных, методических и цифровых потребностей и того, что уже имеется.

Первое противоречие заключается в необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, продиктованный реалиями социума и жизни в целом. Технологический аспект является неотъемлемым условием организации учебного процесса как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся. «Цифровая грамотность» – один из концептов, входящих в систему цифровизации общества и являющихся одним из условий успешного взаимодействия технологий и человека. Концепт «цифровой грамотности» мы рассматриваем как систему базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий. Организация Объединенных Наций дает свое определение данному понятию. Под «цифровой грамотностью» понимается «способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [11, с. 60]. Несколько аспектов такого обширного понятия представляют для нас особую важность. Во-первых, стоит обратить внимание на основы безопасности в сети Интернет. Основы безопасности в интернете включают в себя: защиту персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культуру поведения, репутацию, этику, хранение информации, создание резервных копий [12, с. 17–23].

Второе противоречие заключается в необходимости реализации учебных задач. Таким образом, методологический аспект не может быть упущен, так как включает в себя знание методик преподавания. Под методологическим компонентом мы понимаем обучение учеников рациональным приемам познания нового для них языка и формирования умений практически ими пользоваться в целях развития устного и письменного общения [9, с. 3–8].

Следующее противоречие заключается в проблеме взаимодействия учителя и обучающихся и умения выстраивать отношения в группе. Навык преподавателя работать в команде состоит в умении выполнять свою часть учебных задач и при этом находить контакт с любым членом учебной группы, открыто идти на диалог и признавать свои ошибки. Данные навыки необходимы в работе учителя и выражаются в общении с учениками, коллегами, родителями и администрацией. Общение, открытый диалог и продуктивное взаимодействие является ключевыми компонентами в эффективном решении профессиональных задач. Прежде всего важны координация и кооперация – это умение работать на совместный результат, осознавая свою роль и собственный вклад в общее дело.

Еще одним не менее важным противоречием является, с одной стороны, необходимость реализации технологического навыка на практике, а с другой – сократить трудозатраты на выполнение и время на подготовку к реализации данного навыка в процессе преподавания иностранных языков. Для разрешения данного противоречия авторы статьи ключевым моментом считают мотивацию к педагогической деятельности. В контексте нашего исследования мы акцентируем внимание на побуждении к расширению горизонтов педагогической деятельности и стремлении привнести новые возможности для более эффективной организации учебного процесса. Мотивация к педагогической деятельности зачастую формируется до начала профессиональной деятельности посредством усвоения морали и этики педагога, которые закладывают основы отношения к профессии [11, с. 34]. В данном исследовании мы обращаемся к внешним аспектам мотивации, таким как нормативные положения, по которым педагог обязан проходить курсы повышения квалификации каждые 3 года. Это определяется федеральными документами об образовании, которые корректируются ежегодно, и в которые добавляются новые навыки и компетенции, которые педагог должен освоить [13, с. 167]. Наряду с внешними факторами, мы также используем внутреннюю мотивацию, опираясь на классификацию Б.И. Додонова, основанную на: удовольствии от самой деятельности; конкретного результата профессиональной деятельности и стремлении избежать наказания [14–17].

Принимая во внимание все перечисленные выше противоречия и вытекающие из них компоненты технологических навыков, мы не можем не учитывать «гибкие навыки», который реализует личностный компонент технологического навыка. Понятие «гибкие навыки» или «мягкие навыки» (западный аналог термин «soft skills») было введено исследователями для определения специфических, поведенческих, надпрофессиональных навыков, которые наряду с профессиональными дают возможность более гибко и эффективно выстраивать отношения в рабочей среде и процесс труда в целом [18, с. 17–19]. Именно для определения наиболее важных из них в последнее время принято использовать непереводимое словосочетание «soft skills», которое переросло в категориальную область использования и не требует перевода, перейдя в категорию сленговых выражений в профессиональной среде специалистов по управлению персоналом и трудовыми отношениями [19–21].

Данные навыки являются надпрофессиональными и не имеют привязки к определенным специальностям, являясь внутренним личным ресурсом каждого индивида.

Гибкие навыки имеют особенное значение в процессе коммуникации, выполняя несколько функций одновременно. Во-первых, развитие умения слушать оппонента. Во-вторых, они дают возможность самопредставления в коллективе и возможность занять лидирующую позицию. В-третьих, развитие данных навыков происходит благодаря совершенствованию профессионального и поведенческого опыта.

Заключение

В результате анализа современных учебно-методических комплексов, применяемых в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования и вузах, а также с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), предъявляемых к среднему школьному и высшему образованию, была получена информация о необходимости определить понятие «технологический навык» и выделить его составные компоненты для более целостного, интегрированного и эффективного обучения учителей, которые впоследствии будут применять свои знания в образовательном процессе.

Опираясь на исследования в сфере цифровых технологий и на логику разработки понятий на общенаучном, частнонаучном и социально-общественном уровнях, мы даем определение понятию «технологический навык» как устоявшемуся, доведенному до автоматизма действию, основанному на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации с соблюдением норм цифровой безопасности, умении быть командным игроком, работать на совместный результат и понимать свою роль и свой вклад в общее дело. Эти навыки помогают в умении хорошо ладить с коллегами, учащимися, родителями и начальниками, а также дают корректно выстроенную мотивацию к расширению горизонтов педагогической деятельности и самосовершенствованию [22–25]. При этом специфика технологического навыка состоит в том, что аспекты, включенные в это понятие, формируют единое целое и дают возможность овладеть технологическими навыками для успешной реализации методических знаний на практике в условиях современной образовательной системы.

Из всего изложенного выше можно сделать вывод о том, что овладение технологическим навыком становится чрезвычайно важным в условиях современной образовательной среды, так как современные технологии и качество владения операционным понятийным аппаратом диктуются социальными и образовательными реалиями общества. Преподаватели и учащиеся имеют возможность использовать их как условие успешного овладения коммуникативной компетенцией, что определяется в Федеральном государственном образовательном стандарте как основная цель обучения иностранному языку.

×

About the authors

Kristina Aleksandrovna Fokina

Samara National Research University

Email: korobkovak0709@gmail.com

postgraduate student of Foreign Languages and Professional Communication Department

Russian Federation, Samara

Viktoria Vyacheslavovna Levchenko

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: levchenko_v2004@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Foreign Languages and Professional Communication Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902389617.
  2. Белогуров А.Ю. Модернизация процесса подготовки педагога в контексте инновационного развития общества: монография. М.: Макс Пресс, 2016. 116 с.
  3. Строгович М.С. Логика: учеб. пособие. Изд. 4-е. М.: URSS: Ленанд, cop. 2020. 361 с.
  4. Гетманова А.Д. Логика: учеб. для студентов вузов. 7-е изд. М.: Омега-Л, 2004. 415 с.
  5. фон Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973. С. 20-37.
  6. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна: сб. ст. / отв. ред. К.А. Абульханова. М.: Институт психологии РАН, 2011. 429 с.
  7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
  8. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2006. 365 с.
  9. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 3-8.
  10. Шапатина О.В., Павлова В.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология. М.: Издательство «Универс-групп», 2007. 203 с.
  11. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы: андрогогическая парадигма: учебник. М.: Юнити, 2013. 207 с.
  12. Контроль в обучении иностранному языку: учеб. пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 108 с.
  13. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Лебешева М.И., Шляпников В.Н. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. Методическое пособие для специалистов основного общего образования. М.: Google, 2013. 311 с.
  14. Сулейманов М.Д., Бардыго Н.С. Цифровая грамотность. М.: Креативная экономика, 2019. 324 с.
  15. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. С. 12-21. doi: 10.24422/mcito.2018.4.12367.
  16. Сударчикова Л.Г. Педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Флинта, 2015. 320 с.
  17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  18. Додонов Б.И. Логико-символическая модель мотивационной структуры деятельности // Новые исследования в психологии. 1978. № 1. С. 17-19.
  19. Додонов Б.И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 145-155.
  20. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 14-20.
  21. Петров А.Ю., Махароблидзе А.В. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. 188 с.
  22. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K.A. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Washington, 2015. 56 p.
  23. Скворцов Д.В. Английский язык. Тематический словарь: 20000 слов и предложений: с транскрипцией английских слов / под ред. Дж. Ллойда. М.: Живой язык, 2011. 256 с.
  24. Ребко О.В. Информационная грамотность: определение, компоненты и стандарты // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 2 (20), Ч. 2. С. 257-259.
  25. Schwerdt G., Messer D., Woessmann L., Wolter S.C. The impact of an adult education voucher program: evidence from a randomized field experiment // Journal of Public Economics. 2012. Vol. 96, iss. 7-8. P. 569-583. doi: 10.1016/j.jpubeco.2012.03.001.

Copyright (c) 2022 Fokina K.A., Levchenko V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies