Ethno-cultural education in a multiethnic region (on the example of Samara Region)

Cover Page

Cite item

Abstract

The paper is devoted to the problems of regional ethno-cultural education. The ethnopolitical, multicultural situation on the territory of Samara and the Samara Region largely coincides with the general socio-economic trends taking place in Russia, which gives reason to consider the region as a region where important ethnopolitical processes are taking place. The educational environment is becoming more polyethnic and requires attention to the issues of ethno-cultural and multicultural education of students. Based on the conducted field research, the paper actualizes the issue of interaction between school and family in the processes of ethnic inculturation and all-Russian socialization of the child’s personality. The ethno-cultural socialization of the child takes place in the family, and it is important for the teacher to provide professional support to parents in integrating students into the culture of their community, in forming a positive identity in combination with the all-Russian identity, a sense of personal responsibility for preserving the cultural and historical memory of their people. Ethnic tolerance is high in those schools where the process of ethno-cultural education is carried out within the framework of a well-thought-out multi-stage system of interaction with the parent community. The anthropological approach, therefore, studies the «meeting of education with traditional culture» and actualizes the issues of ethnoculturality-multiculturality of the modern educational process.

Full Text

Постановка проблемы

В настоящее время в связи с усилением миграции в российских регионах становится доминирующим тип школы с полиэтническим составом учащихся. Образовательная среда в большей мере становится полиэтничной и требует внимания к вопросам этнокультурного и поликультурного воспитания обучающихся. Современная школа является средой межкультурного общения, которое, в свою очередь, является основой для организации специализированного учебно-воспитательного процесса. В педагогической науке усиливается интерес к проблемам этнокультурного образования и актуализируется вопрос взаимодействия школы и семьи в процессах инкультурации и социализации личности ребенка. Этнокультурное образование находит реализацию в программах урочной и внеурочной деятельности общеобразовательной школы.

Проблема, касающаяся данного исследования, – региональный этнокультурный компонент в общеобразовательной школе, предмет исследования в рамках данной статьи – степень осознания родительским сообществом необходимости этнокультурного образования и воспитания как комплекса соответствующих этнокультурных образовательных маршрутов их детей, обучающихся в современных школах с этнокультурным компонентом. Каково отношение к этнокультурному образованию субъектов образовательного процесса – родителей обучающихся? Какие вытекающие из этого аспекты необходимо учитывать при реализации этнокультурного компонента на базе образовательного учреждения?

В данном исследовании сделана попытка оценки отношения родителей к этнокультурному компоненту школы и соотношения результатов опроса родителей с более широким социальным контекстом в русле антропологического подхода в образовании.

История и методология

В широком значении «этническая культура» – это совокупность всех присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса [1, с. 4]. В узком смысле к этнокультуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: обряды, обычаи, костюм, народное искусство и национально-специфические формы профессиональной художественной культуры. Потерять все это – все равно что перестать этносу воспроизводить себя.

Целый ряд антропологических исследований XX в. посвящен результатам «встречи образования с традиционной культурой» и трансформации последней. Назовем в качестве примера работы Е.В. Лярской «Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала)» [2], А.Е. Солдатовой «"Может, его призвание – тайгу знать на "пять""? Образовательные траектории цаатанов и тувинцев-тоджинцев» [3]. В.Д. Шадриков как основной этнокультурный парадокс современности назвал «противоречие между универсальной общечеловеческой миссией образования и его столь же неотъемлемой функцией механизма передачи уникального этнокультурного наследия и сохранения национальной идентичности» [4, с. 64].

Основатель российской школы этнопедагогики Г.Н. Волков выделял этнокультурное воспитание как важное в жизни любого народа, он писал: «Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед, пращур. Так, в укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвует и непосредственно, и опосредованно – через своих воспитанников, воспитанников своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими» [5, с. 44]. Концепция Г.Н. Волкова стала образцом для многих педагогических концепций этнокультурной социализации, создаваемых на основе традиций народов разных регионов России.

В настоящее время появилось немало работ по проблемам регионального этнокультурного образования. Достаточно подробно изучена история формирования антропологического взгляда на образовательный процесс. Имеются в виду труды А.Б. Афанасьевой [6], М.А. Капаева [7], Л.Е. Корсаковой [8], А.Б. Панькина [9], В.Д. Самойлова [10], В.И. Слободчикова [11], Т.К. Солодухиной [12], И.А. Тагуновой [13], В.К. Шаповалова [14] и др. Авторы подкрепили свои результаты подробным анализом истории этнокультурного образования в рамках антропологии культуры, актуализировали вопросы этнокультурности–поликультурности современного образовательного процесса. В связи со значимостью данной проблемы Т.И. Баклановой, Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой была разработана Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации [1]. В.А. Тишков и Ю.П. Шабаев, говоря о формировании широкой этнографической компетенции подрастающего поколения, заострили проблему об опасности формирования этноцентризма в рамках этнокультурного воспитания как угрозы разрушения установок дружбы и взаимопонимания между культурами [15, с. 332]. В рамках компетентностно-ориентированного подхода в образовании этнокультурная компетентность личности – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о родной культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [16].

Только во взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры. Философская концепция «диалога культур» представлена в работах М.М. Бахтина [17], В.С. Библера [18], А.П. Валицкой [19] и др. Анализ научно-теоретических основ этнокультурного образования и состояния системы этнокультурного содержания образования в РФ показывает, что за последние десятилетия разработан целый ряд антропологических и психолого-педагогических подходов к этнокультурному образованию, которые рассматривают его как составляющую парадигмы образования XXI века.

Для того чтобы реализовать названные выше положения в общеобразовательных школах регионов России, необходимо понимание, одобрение и сотрудничество родителей воспитанников. Полевое исследование (2019–2020 гг., дополнено в 2021 г.) выполнено на непосредственном изучении отношения родителей к реализации этнокультурного компонента образования; основными источниками для сбора полевого материала исследования стали самарские школы: школы № 42 г.о. Самара (школа с этнокультурным компонентом, «еврейская школа») и школы «Яктылык» (школа с этнокультурным компонентом, «татарская школа»).

Цель данной работы – на основе собранных полевых материалов выявить общие тенденции, характерные для этнокультурного образования на данный момент и разработать общие рекомендации по его дальнейшей реализации в системе общего образования.

Анализ данных

В системе современного образования появился новый тип школы – школа с углубленным этнокультурным компонентом. В таких образовательных учреждениях наряду с общегосударственной программой изучается язык, культура и история конкретного народа. Общеобразовательная школа «Яктылык» существует в г. Самаре с 1997 г. Общеобразовательная школа № 42 г.о. Самара также является школой с этнокультурным компонентом образования. Предметы этнокультурного еврейского компонента включены в учебный план школы, начиная с 2005 г. Таким образом, школы № 42 и «Яктылык» стали одними из первых образовательных учреждений региона, где этно-культурологический компонент стал ведущим в педагогическом процессе. Выбор таких школ родителями с детьми обычно неслучаен и обусловлен, прежде всего, национальной принадлежностью семьи и желанием сохранить тесные родовые и этнические связи с культурой своего народа.

Анкетирование было проведено среди родителей учащихся 1–7 классов (всего было опрошено 52 человека). Вопросы в основном были направлены на выявление отношения опрашиваемых к содержанию этнокультурного компонента в образовании, отношения родителей к изучению их детьми национальной культуры и формированию в процессе обучения толерантного-интолерантного отношения к представителям иных культур. Задавались вопросы о степени заинтересованности в этом процессе детей и родителей, о роли школы и семьи в процессе инкультурации личности и формировании этнической идентичности, о формах сотрудничества школы и родительского сообщества.

По школе с этнокультурным компонентом «Яктылык» было опрошено 18 родителей учащихся 1–7 классов.

Первая группа вопросов позволила выявить социально-демографические характеристики, дающие общее представление о выборке. В опросе участвовали респонденты в возрасте от 33 до 49 лет. Средний возраст опрашиваемых 39 лет. У всех опрошенных высшее образование. В графе «национальность» все написали «татары», родом из Самарской, Ульяновской областей и Татарстана, проживают в Самаре более 7 лет. Дети учатся в этой школе с первого класса.

Следующие вопросы анкеты были направлены на выявление степени информированности родителей об этнокультурном компоненте в школе, где обучаются их дети. Для абсолютного большинства опрошенных выбор школы был связан с наличием в ней учебных дисциплин, связанных с изучением национальной культуры и татарского языка. Только один опрошенный не связал свой выбор школы с этнокультурным компонентом, для него значимым фактором являлся «порядок в школе». Ответы родителей показывают уровень их этнического самосознания и желание приобщить к родной культуре своих детей.

Все родители осознают тот факт, что их дети учатся в особой школе, единственной в своем роде, в учебный план которой включен целый блок предметов с этнокультурным компонентом как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной особенностью школы для них является изучение татарского языка как учебного предмета, а также национальный состав обучающихся – абсолютное большинство татары, для которых важное значение имеет интеграция в свою родную культуру. Все родители активно перечисляют школьные предметы, связанные с изучением национальной культуры (музыка, история татарского народа, культура татарского народа, фольклор татарского народа, татарский язык), и признают, что они полностью удовлетворяют их запросам в этой области знаний. На вопрос «Как много места занимают предметы этнокультурной (национальной) направленности в учебном процессе?» – все родители отметили вариант «достаточно». Кроме того, они хорошо осведомлены о наличии этнокультурных кружков и секций и одобряют посещение их своими детьми; 14 человек отметили, что это очень важно.

Большинство родителей уверены, что для детей опыт школьного изучения национальной культуры позитивен: ребенку интересно на таких занятиях, из 18 опрошенных только двое затруднились с ответом. Семья поддерживает интерес ребенка к национальной культуре: 13 опрошенных отметили, что в семье обсуждают то, что ребенок узнал на занятиях по национальному языку, истории и культуре. Все без исключения родители отметили, что они заинтересованы в таком образовании ребенка.

Кроме вопросов, касающихся этнической идентичности и воспитания уважения к родной культуре, в анкете была актуализирована проблема этнотолерантности. Оказалось, что все родители уверены, что знания о родной культуре не разъединяют, а сплачивают народы. Так посчитали все 18 опрошенных. Для них погружение детей в культурную среду своей этнической группы – процесс, направленный не на «разъединение» с другими группами, а на сплочение. Также все родители считают, что знания родной культуры обязательно нужны каждому человеку.

Родители не сомневаются, что для процесса погружения в национальную культура значение имеет не только школьное образование, но и семья, семейное воспитание: приоритет семьи отметили 10 человек, роль семьи и школы – 8 человек. При этом опрошенные смогли назвать другие институции, которые могли бы повлиять на этот процесс: национальные танцевальные студии, этнокружки, общественные национальные организации и объединения, религиозные организации (здесь и далее перечисление идет в порядке убывания в ответах).

В целом школа вполне соответствует ожиданиям родителей в приобщении детей к национальной культуре как в плане школьных дисциплин, так и во внеурочной деятельности кружков, секций и творческих объединений, ориентированных на национальную культуру.

В анкетировании родителей школы № 42 г.о. Самара, которая реализует углубленное изучение еврейской культуры и иврита, приняли участие 34 человека.

Начиная анализ ответов родителей школы № 42 г.о. Самара, отметим, что в данной школе обучаются дети разных национальностей: русские, евреи, татары, мордва, чуваши, армяне и др. Эта неоднородность национального состава родителей отразилось и на их ответах на вопросы. В опросе участвовали респонденты в возрасте от 31 до 56 лет. Средний возраст опрашиваемых составил 40 лет. Что касается образования, то у одного респондента среднее специальное образование, у одного незаконченное высшее, у всех остальных опрошенных высшее образование. С первого класса в данной школе учатся дети 26 родителей.

Следующие вопросы анкеты были направлены на выявление степени информированности родителей об этнокультурном компоненте в школе, где обучаются их дети. Для большинства выбор школы был сделан в соответствии с ее расположением: более половины опрошенных выбрали ее по месту жительства, но девять человек специально решили отправить детей учиться именно в эту школу, хотя она расположена в нескольких остановках от дома, ориентируясь при выборе школы на возможность изучения национальной культуры.

Специфическими особенностями образовательного процесса родители назвали возможность изучение иврита, наличие «культурологических» классов. Однако 10 человек посчитали, что школа «ничем не выделяется» из числа других. Говоря о культурах, изучение которых занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы, родители отметили еврейскую культуру (15 человек), русскую культуру (14 человек), еврейскую и русскую (4 человека), все культуры (1 человек). Вопрос «Насколько интересны ребенку дисциплины этнокультурной направленности?» получил противоположные ответы: «ребенку интересно» – 50%, «ребенку все равно» – 33% и «затрудняюсь ответить» 17%.

Больше половины родителей уверены, что среди предметов этнокультурной направленности у их ребенка любимых нет (18 человек), 12 человек затруднились с ответом: они не уверены, есть или нет любимый предмет; только четверо сказали, что любимый предмет есть и это изучение иврита.

Как выявил наш опрос, познавательный интерес к национальной культуре не всегда поддерживается дома: обсуждают дома с детьми то, что ребенок узнал на занятиях по национальному языку, истории и культуре, только 15 из 34 опрошенных; 15 человек на этот вопрос ответили отрицательно, четверо отметили, что только «в пределах домашнего задания».

Тем не менее, оценивая свою заинтересованность в этнокультурном образовании, 19 респондентов выбрали вариант ответа «я только за», 8 – «все равно», остальные не ответили. Объясняя свое равнодушное отношение к этнокультурному образованию, родители выразили беспокойство, что дополнительные школьные предметы будут мешать успешности подготовки детей по основным предметам.

По некоторым другим вопросам мнения также разошлись. Так, часть родителей оказалась не осведомлена о наличии в школе кружков и спортивных секций, ориентированных на этническую культуру. Ответы на вопрос, нужны ли подобные детские внеурочные объединения, распределились одинаково: 12 утвердительно, 11 отрицательно и 11 затруднились прокомментировать.

54% респондентов считают, что знания о национальных традициях и культуре сплачивают и не мешают межкультурному общению, остальные затруднились с ответом. Кроме того, родители единодушно считают, что знания о родной культуре необходимы современным людям.

Родители также не сомневаются, что для процесса погружения в этническую культура значение имеет не только школьное образование, но и семья, семейное воспитание. Ответы опрашиваемых распределились следующим образом: 16 человек считают, что семья и школа играют равные роли в этом процессе, 18 человек определяют первостепенное значение семьи. При этом опрошенные смогли назвать другие институции, которые могли бы повлиять на этот процесс: институт церкви, центры национальной культуры, музеи, театры, детские творческие объединения.

Сопоставляя ответы респондентов двух школ, отмечаем, что родители обучающихся осознают необходимость для современного человека знания родной культуры и языка. Однако если родители школы «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка и татарской культуры все без исключения считают, что такие знания «объединяют людей», то в школе № 42 с изучением еврейской культуры таковых было чуть более половины, остальные затруднились с ответом. Возможно, это связано, во-первых, с однородностью этнической идентичности родителей школы «Яктылык» (в отличие от школы № 42); во-вторых, с наличием в школе № 42 деления на классы «с этнокультурным компонентом» – «обычные классы».

В обеих школах этнокомпонент представлен достаточно широко, включает изучение родного языка, истории своего народа, этнической и религиозной культуры; он активно представлен в учебном плане как в урочной, так и внеурочной деятельности. Все родители понимают, что учатся в «особенных» школах. Однако для большинства родителей – школа лишь помощник в интеграции личности ребенка в национальную культуру; основное значение имеет семья.

Заключение

Переход образования от «знаниевой» парадигмы к «культуроцентрической» дает все основания для его дальнейшего развития на основе антропологических идей в рамках антропологического научного подхода, где одним из необходимых условий становления личности является этнокультурная идентификация личности. На образовании лежит ответственность перед обществом за помощь в этнокультурной социализации ребенка, освоении им культурных ценностей, традиций, социальных норм, способствующих межэтническому и межкультурному продуктивному взаимодействию на основе толерантности, взаимоуважения и сотрудничества в поликультурном социуме. Результатом этнокультурной идентичности и этнокультурной социализации является готовность личности к жизни в поликультурном социуме и свободное межэтническое и межкультурное общение. В рамках компетентностно-ориентированного подхода в образовании можно говорить о такой составляющей современного образования, как этнокультурная компетентность личности.

Этнополитическая, многокультурная ситуация на территории Самары и Самарской области во многом совпадает с общими социально-экономическими тенденциями, происходящими в России, это дает основание рассматривать область как регион, где протекают важные, характерные для большей части России этнополитические процессы. Мы считаем, что этническая толерантность высока в тех школах, где, во-первых, процесс этнокультурного образования осуществляется в рамках продуманной многоступенчатой системы, включающей все основные элементы этнокультуры – материальную культуру, духовную культуру, нормативную культуру; во-вторых, через урочную и внеурочную деятельность осуществляется воспитание поликультурного миропонимания, доброжелательного и уважительного отношения к разнообразию культур в России и мире; в-третьих, школа активно и многоаспектно взаимодействует с родительским сообществом, используя в арсенале многообразие форм и видов образовательной и просветительской деятельности, как то: тематические родительские собрания, совместное изучение родителями и детьми родной культуры через чтение и обсуждение книг, составление и изучение своей родословной, совместные экскурсии по родному краю, участие родителей и детей в праздниках и тематических декадах, мастер-классах по народным промыслам, встречах с интересными людьми, организованных на базе школы.

Этнокультурное образование существует в подвижных границах от монокультурного к поликультурному образованию. Основа этнической толерантности – позитивная этническая идентичность в сочетании с общероссийской идентичностью. Этнокультурное образование требует пристального внимания и серьезной методологической и содержательной проработки проблемы взаимодействия общеобразовательной школы и родителей обучающихся в реализации этнокультурного компонента образования. Этнокультурный компонент образования нуждается в просветительской работе с родителями обучающихся, в знакомстве их с основами народной педагогики, этнологии, этнопсихологии. Этнокультурный компонент образования направлен актуализировать и восполнить те составляющие элементы этнокультуры, представления о которых родителям в силу разных обстоятельств сложно дать детям только через семейное воспитание. Очень важно помнить, что этнокультурная социализация ребенка проходит в семье, и педагогу важно оказать профессиональную поддержку родителям в интеграции учащихся в культуру своего сообщества, в формировании позитивной идентичности, чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторической памяти своего народа.

×

About the authors

Evgenia Viktorovna Safonova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: safonova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Philosophy, History and Theory of World Culture Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. 23 с.
  2. Лярская Е.В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала): дис. … канд. ист. наук: 07.00.07. СПб., 2003. 309 с.
  3. Солдатова А.Е. «Может, его призвание - тайгу знать на "пять"»? Образовательные траектории цаатанов и тувинцев-тоджинцев // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 172-184. doi: 10.17223/2312461X/14/9.
  4. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 181 с.
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник. М.: Академия, 1999. 168 с.
  6. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2009. 296 с.
  7. Капаев М.А. Специфика этнокультурного компонента в системе среднего профессионального образования // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 74-79.
  8. Корсакова Л.Е. Этнокультурные основы современного образования // Интеграция образования. 2013. № 3. С. 99-103.
  9. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 280 с.
  10. Самойлов В.Д. Педагогическая антропология: учебник. М.: Юнити-Дана, 2013. 271 с.
  11. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
  12. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: на материале Республики Бурятия: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 414 с.
  13. Тагунова И.А. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 280 с.
  14. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 1997. 311 с.
  15. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.: Издательство Московского университета, 2011. 376 с.
  16. Арзамасцева Н.Г. Развитие этнического самосознания личности студента в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=8741.
  17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. литература, 1975. 504 с.
  18. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
  19. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 2. С. 20-28.

Copyright (c) 2022 Safonova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies