The development of the prospective teacher’s communicative competence as an indicator of successful professional activity

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this paper the authors reveal a relevance of the prospective teacher’s communicative competence development as a basic component and requirement for professional activity. The professional standard requires readiness for pedagogical activity, the basis of which is the development of communicative competence of a prospective teacher. The authors distinguish ways for communicative skills development among students in the process of studying a set of pedagogical courses while receiving pedagogical education. The paper states the need to adhere to a systematic approach to communicative competence development as the dominant component of the professional competence of a prospective and novice teacher. The authors emphasize that the effectiveness of his or her pedagogical activity is determined by the content of the «communicative portrait» of students – prospective teachers, and the effectiveness of the educational process will depend on this. Namely, communicative knowledge, the skills and abilities of a prospective teacher will build a trajectory of object-subject and subject-subject interactions in the holistic educational process. The key component of communicative competence is the communicative culture of a teacher, which ensures an effective construction of feedforward and feedback with the participants of the educational process. Professional activity always requires from a prospective teacher an ability to build a strategy, tactics and technique of subject-subject interactions, organize joint activities with students to achieve learning goals.

Full Text

Введение

Актуальность формирования коммуникативной компетентности педагога обусловлена событиями и условиями стремительно меняющегося мира. В поликультурном образовательном пространстве стратегическим вектором является мобильное профессиональное образование специалистов как в период профессионального, так и последипломного образования. Формирование коммуникативной компетентности как важной составляющей профессиональной компетентности педагога актуализируется необходимостью формирования мобильного субъекта в педагогической деятельности. Коммуникативную компетентность педагога мы рассматриваем как способность, которая обеспечивает успешное и эффективное взаимодействие с участниками поликультурного образовательного пространства с целью решения педагогических задач разной сложности [1].

Профессиональная деятельность и педагогическое мастерство учителя складывается из многих компонентов, среди которых ведущее место занимает коммуникативная компетентность, основу которой составляют коммуникативные знания умения и коммуникативные способности, формирующие коммуникативный навык конструктивного взаимодействия [2].

Сущностью педагогической деятельности является общение учителя с детьми, поэтому коммуникативная компетентность педагога – «сердцевина профессионализма учителя», что подтверждают многие исследователи. Педагог, обладающий основами коммуникации, готов к гибкому управлению процессом субъект-субъектного взаимодействия, готов применять коммуникативные технологии, реализация которых содействует взаимопониманию и смысловому взаимопроникновению. О педагогической профессии мы одновременно можем сказать как о преобразующей и управляющей деятельности педагога.

Перед системой профессионального образования стоит задача воспитания и формирования компетентного, ответственного, квалифицированного специалиста, способного в дальнейшем взрастить специалистов, свободно владеющих своей профессией, талантливых личностей, которые оставят след в истории образования и в дальнейшем также смогут передать свои знания следующим поколениям. По мнению Е.Э. Крюгер, важными навыками для формирования профессионального самоопределения студентов являются: желание исследовать, узнавать новое, способность к прогнозу и оценке своей деятельности [3, с. 27–37]. Наличие в сфере образования ярких, творчески развитых личностей с явно выраженной индивидуальностью, способных к активным действиям, способствует накоплению и систематизации накопленных знаний и передаче профессионального опыта.

Современная система образования подчеркивает необходимость профессиональной подготовки специалистов, способных к беспрерывному самосовершенствованию, развитию, к работе в стрессовой ситуации, коммуникативно развитых и позитивно настроенных на бесконфликтное взаимодействие в педагогической деятельности на всех уровнях [4].

Коммуникативная компетентность на сегодняшний день является одной из важных конкурентоспособных качеств будущего учителя, способного эффективно взаимодействовать с окружающими. Коммуникативная компетентность предполагает наличие у личности определенных качеств, таких как: любознательность, живость ума, эмоциональная открытость, эмпатия, саморефлексия, а также «способность осмысления собственного педагогического опыта в контексте решения актуальных задач, рефлексия идентичности в контексте профессионального пути [5, с. 84–112]. Учитель, обладающий этими качествами, способен создавать комфортную эмоциональную атмосферу, способствующую эффективным коммутациям с учащимися.

Сегодня достаточно много проведено исследований по обозначенной нами проблеме, она остается актуальной и по сегодняшний день, также ориентирует на продолжение активного поиска оптимальных подходов к ее решению. В нашей работе целью исследования является создание необходимых условий, которые направлены на формирование коммуникативной компетентности будущего учителя как базового компонента в профессиональной деятельности.

В изучении обозначенной проблемы объектом в рамках данного исследования является процесс формирования коммуникативной компетентности педагога; предметом – педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога при рассмотрении блока педагогических дисциплин в процессе профессионального становления. Изучение проблемы подтверждает, что необходимо совершенствование коммуникативной компетентности будущих педагогов, их мотивирование на дальнейшее коммуникативное самосовершенствование и профессиональное развитие. Обозначенная нами проблема, цель, объект исследования обозначили траекторию нашей системной работы, которая направлена на формирование коммуникативных компетенций будущего учителя как индикативного компонента в профессиональной деятельности. Процесс формирования речевых умений и навыков будущего учителя нами осуществляется на основе использования блока изучаемых педагогических дисциплин.

Методологическая основа

Методологической основой стали идеи системного подхода к анализу педагогических явлений и процессов, например, идеи в работах Л.И. Анцыферовой [6], Н.В. Кузьминой [7], В.Д. Шадрикова [8], А.В. Хуторского [9], В.А. Якунина [10] и др.; принципы системности, интеграции, взаимосвязи теории и практики, гуманизации процесса обучения и воспитания личности [11], а также идеи компетентностного подхода.

Исследование проблемы формирования коммуникативной компетентности педагога в системе профессионального образования основано на системном подходе, включающем целостность системы взаимосвязанных элементов: цели, задачи, содержание и ожидаемый результат, формы, средства и т.д. [12].

В процессе формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов мы руководствовались компетентностным подходом. В целях организации содержательной работы, формирующей коммуникативную компетентность, мы изучили сущность внедрения компетентностного подхода. Его внедрение в систему высшего профессионального образования направлено на повышение конкурентоспособности будущего учителя [13, с. 246].

Наш подход к процессу формирования коммуникативной компетентности обучающихся опирается на труды Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской [14], В.Н. Куницыной [15] и др., в работах которых коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимая для построения оптимальных коммуникативных действий в конкретной речевой ситуации субъект-субъектного взаимодействия, а также на наш собственный опыт.

Формирование коммуникативной компетентности, как подтверждает практика, требует руководствоваться эффективным методическим инструментарием, который позволяет развивать познавательную активность, мыслительную деятельность студентов, формировать коммуникативную культуру будущего учителя [16]. В обучающем процессе, развивая коммуникативные способности студентов, мы используем активные методы обучения: метод групповой дискуссии, деловая игра, интеллектуальные тренинги, метод эвристических вопросов, мозговая атака, дебаты и т.д. Обозначенный инструментарий позволяет включать обучающихся в познавательную развивающую деятельность. Нами в процессе изучения студентами блока педагогических дисциплин создаются проблемные ситуации, связанные с обучением, воспитание и развитием их мыслительной деятельности. Каждая проблемная ситуация требует от студентов коммуникативного описания, раскрытия сути проблемы, нахождения оптимального варианта ее разрешения. Содержание учебных ситуаций связано с разрешением проблемных вопросов в обучении и воспитании школьников. Для их разрешения студентам нужно проанализировать ситуацию, проговорить ее и способы ее решения, при этом необходимо соблюдать правила речевого взаимодействия, этические основы отношений, коммуникативный кодекс и т.д. На начальном этапе формирования и закрепления умений студентов наблюдалось достаточно много речевых недочетов, пробелы в психологической и педагогической областях. Продуманная нами система речевых упражнений-заданий постепенно снижали уровень неуверенности и речевых недочетов, порой ошибок.

Еще Аристотель указывал, что достоинство человека «проявляется при взаимном общении людей» [17], в ходе которого люди приходят к взаимопониманию. Также основой взаимопонимания являются ценности. Этические ценности, как подчеркивают Ю.П. Воропаева и Г.Г. Коломиец, являются основой взаимопонимания субъектов. Всеобщее, абсолютное, национальное и наднациональное значение имеет ценность человеческого достоинства [18]. Коммуникативная компетентность предусматривает знание речевого этикета, включающая в себя умение слушать собеседника, поддерживать с ним эмоциональный контакт, а также умение задавать тактичные вопросы. В целях эффективного формирования коммуникативной компетентности у обучающихся, нами созданы условия для самообразования и саморазвития будущих педагогов, формирования у них потребностей постоянного коммуникативного самосовершенствования с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

Мы солидарны с позицией Ю.П. Поваренкова в том, что развитие профессионального пути можно оценить через профессиональную продуктивность, идентичность и зрелость [19]. Несомненно то, что будущий педагог должен развивать в себе готовность к сотрудничеству, эмпатичность, умение решать различные коммуникационные коллизии, а порой и конфликты на всех уровнях взаимодействия. В целях развития и беспрерывной работы над собой будущий учитель должен:

– создать долгосрочный план, программу дальнейшего профессионального саморазвития с целью совершенствования коммуникационной компетентности;

– конструктивно взаимодействовать с учащимися, с единомышленниками, коллегами, что непременно требует умений и необходимых речевых навыков, влияющих на развитие дальнейших эффективных и продуктивных отношений;

– регулярно применять полученные навыки на практике, проводить саморефлексию, работать над речевыми ошибками.

Процесс формирования коммуникативной компетентности будущего педагога (студентов первого курса разных факультетов) нами осуществляется в атмосфере благоприятного морально-психологического климата, обучающиеся, вступая в субъект-субъектные взаимодействия, обучаются моделированию коммуникативных ситуаций, транслируя при этом субъектные модели коммуникативного поведения.

Предлагаемая нами система формирования коммуникативной компетентности будущего учителя как базового компонента профессиональной деятельности включает методы, формы, средства, подходы; направлена на развитие коммуникативных умений, навыков, речевой культуры как показателя профессиональной пригодности, интеллектуальное развитие. Через выполнение речевых упражнений – заданий разной сложности – обучающиеся осознают необходимость формирования коммуникативной компетентности как сложного многомерного понятия. Студенты осознают сложность построения процесса речевой коммуникации, понимают, как важно уметь правильно говорить и писать, употреблять слова и выражения в ситуации речевого взаимодействия в соответствии с коммуникативной целесообразностью, соблюдать критерии культуры речи: правильность, логичность, точность речи и др.

Л.А. Колмогорова подчеркивает, что в практическом плане для развития коммуникативных навыков у студентов можно внедрить специальные ситуационные, ролевые игры, коммуникационные тренинги. Для получения обратной связи и дальнейшего совершенствования коммуникационной деятельности педагог может провести тестирование, анонимное анкетирование или устный опрос. Активные формы обучения способствуют формированию правильных коммуникативных навыков, изучению своих сильных и слабых сторон, совершенствованию межличностного общения [20, с. 41].

В работах по обозначенной проблеме подчеркивается, что педагог, которому присущи коммуникативные компетенции, всегда выгодно отличается от других людей тем, что он обладает высоким интеллектом, проявляет искренний интерес к собеседнику и к процессу межличностного общения, использует вербальные и невербальные средства общения для поддержания диалога, обладает спокойным и уверенным голосом, красноречив и тактичен [21, с. 15].

Ученые отмечают, что у человека есть природная предрасположенность к специфике мышления педагога. Это обусловлено определенным природным даром человека, его наследственностью и спецификой психики, которая позволяет личности без педагогического образования обладать способностью понимать детей, мотивы их действий, с легкостью выстраивать с ними доверительные отношения [22, с. 87]. Именно к развитию таких искренних и теплых доброжелательных отношений должен стремиться каждый педагог при работе с учениками. В работе мы выделяем следующие положительные качества педагога, способствующие выстраиванию эффективных коммуникаций:

1) желание и потребность в общении с учащимися;

2) положительная эмоциональная тональность;

3) взаимное чувство удовлетворенности от процесса общения;

4) способность устанавливать контакт с учениками;

5) умение эффективно решать межличностные противоречия;

6) уважение и принятие мнения собеседника, не навязывание своей точки зрения.

Безусловно, первостепенным качеством учителя является любовь к детям, заинтересованность в воспитании их гуманными, справедливыми, неравнодушными личностями, способными активно и смело выражать свои мысли, достигать поставленных целей, выстраивать отношения и быть эмоционально устойчивыми [23].

Несомненно, основными способами формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов является теоретическая подготовка студентов в высших учебных заведениях, которая формирует у них понимание значимости их будущей профессии. Также важна психологическая подготовка специалистов, которая включает в себя: воспитание личностных качеств, умение выстраивать межличностные коммуникации, развивать эмоциональный интеллект [24, с. 68]. Созданные нами условия и комфортная атмосфера для ведения дискуссии, диалога, беседы, всячески способствует тому, чтобы будущий учитель смог раскрыться и свободно выражать свои мысли, эмоции, не боясь критики и осуждения. Творческой задачей педагога считается овладение им навыками профессионально-педагогического общения. Поэтому будущему учителю надо работать и вырабатывать свой индивидуальный стиль, способствующий его профессиональному развитию и эффективному взаимодействию с учащимися.

Для непрерывного формирования и поддержки профессиональной идентичности педагогов важно погружение специалистов и студентов «в пространство гуманитарных смыслов педагогической деятельности, их осмысление и понимание» [25, с. 64–72]. Преемственность – одна из важных функций любой сферы жизнедеятельности человека, и в этом случае наличие эффективных коммуникативных навыков является неотъемлемой ее частью. «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [26, с. 61–67].

В нашем исследовании понятие «коммуникативная компетентность» характеризуется как сложное многомерное понятие, включающее коммуникативную культуру личности учителя. Понятие «коммуникативная культура» педагога мы определяем через культурные нормы, знания, ценности, умения и навыки, которые используются во взаимодействии и способствуют повышению его эффективности. Коммуникативную культуру мы рассматриваем как интегративное образование, включающее в себя: умение согласовывать и соотносить свои действия с другими, умение принимать и воспринимать партнера по взаимодействию, подбирать и находить аргументы, проявлять способность выдвигать альтернативные объяснения, конструктивно обсуждать проблемы, понимать и уважать мнения других, главное, проявлять способность и готовность гибко и тактично взаимодействовать с другим. Высокий уровень развития коммуникативной культуры будущего учителя всегда проявляется в умении общаться с учащимися, коллегами, друзьями и в целостном в педагогическом процессе на всех уровнях.

Теоретический анализ показал необходимость и обоснованность формирования коммуникативной компетентности как педагогической категории, являющейся одной из значимых составляющих общепрофессиональной подготовки специалистов в процессе обучения в высшем учебном заведении, а затем в педагогической деятельности. Коммуникативную компетентность мы считаем определяющим компонентом при качественной подготовке обучающихся к их эффективной профессиональной деятельности в дальнейшем.

Изучая и анализируя педагогические исследования, связанные с осмыслением понятия «коммуникативная культура» педагога, мы констатируем следующие его толкования:

– И.И. Зарецкая считает компонентом педагогической культуры [27];

– Г.П. Максимова рассматривает как систему коммуникативного взаимодействия человека с окружающим миром в целом на основе знаков и знаковых систем [28];

– Л.А. Аухадеева характеризует как качество коммуникации и считает гуманистическим вектором развития [29];

– Н.А. Соколова расценивает как совокупность умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, способствующих оптимальному взаимопониманию и решению коммуникативных задач [30].

Обзор литературы, научных работ и научно-методических публикаций по обозначенной нами проблеме показывает необходимость формирования коммуникативной компетентности будущего учителя как базового компонента в профессиональной деятельности.

В рамках научно-исследовательской работы нами было установлено, что процесс формирования коммуникативной грамотности будущего педагога рассматривается как универсальный способ саморазвития, самореализации будущего педагога в период и профессионального становления, и последипломного образования. Коммуникативную компетентность мы определяем и как средство профессионального решения коммуникативных задач в учебно-воспитательном процессе. Результат решения определяет персональный успех, качество речевого развития учащихся, а также характеризует конкурентоспособность обучающихся в профессиональной сфере и определяет субъектную удовлетворенность.

Сформированность коммуникативной компетентности будущего педагога позволит качественно выстраивать траекторию и содержание учебно-воспитательного процесса в педагогической деятельности, ориентировать учащихся на успех и формировать у них универсальные учебные действия, оптимальное речевое развитие, получение предметных знаний, где субъективный успех учащихся станет мотивационным ядром установления и поддержания контактов со сверстниками за счет системы внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективных коммуникативных действий как в учебной ситуации, так и в социальных ситуации межличностного взаимодействия.

Изучение проблемы подтверждает, что учебно-воспитательный процесс в школе всегда требует от учителя речевых умений, которые позволят оперативно и осознанно находить и применять те необходимые языковые средства, что оформляют его мысль. На всех уроках речь педагога, обращенная к детям, должна характеризоваться грамотностью, логичностью, лаконичностью, точностью и правильностью, которые определяются эрудицией и логическим мышлением учителя. В.О. Ключевский в своих афоризмах отметил: «Речь – это расплавленное золото» [31].

Необходимость развития и формирования коммуникативных умений актуализируется профессиональным стандартом, где содержательно представлены функции коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога, которыми обязан владеть будущий и начинающий учитель. Выделим некоторые из них:

– следует общаться с детьми конструктивно, признавая их достоинство, понимая и принимая их как равноправных партнеров;

– системно формировать толерантность, навыки толерантного поведения в изменяющемся поликультурном пространстве;

– дети, которые оказались в конфликтной или предконфликтной ситуации или в неблагоприятных условиях, непременно должны быть защищены, при этом необходимо отстоять их интересы, достоинство и создать безопасные условия и др. [32].

В процессе формирования коммуникативной компетентности обучающихся были подключены студенты разных факультетов. Серия проведенных нами упражнений-заданий способствовала развитию речевых умение, навыков обучающихся. В процессе формирования коммуникативной компетентности мы на занятиях проводили индивидуальную, парную и групповую работу, где студенты осуществляли учебные действия и учились работать с разными источниками учебной информации и т.д. Студентам предлагались задания разной сложности, разного объема и конструкции. Задания проводились с целью устранения у студентов совокупности наблюдаемых барьеров: семантического барьера, стилистического, логического, коммуникативного и др., затем наблюдался барьер восприятия и понимания друг друга, что потом отражалось на субъект-субъектном взаимодействии. Каждый вид барьера требовал целенаправленной системной работы через совокупность барьеро-ориентированных заданий. Итогом индивидуальной, парной и групповой работы явилась саморефлексия студентов. Рефлексия раскрывалась через самопознание и самооценивание обучающегося после коммуникативного взаимодействия. Такая рефлексивная ситуация формирует у будущего учителя адекватную самооценку коммуникативного взаимодействия, способность посмотреть на себя со стороны, услышать и принять мнение партнеров по взаимодействию.

Разработанная нами система направлена на погружение обучающихся в речемыслительную деятельность, на развитие коммуникативных умений и навыков, коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности будущих учителей в процессе профессионального становления. У студентов наблюдается положительная динамика при выполнении речевых упражнений разной сложности и структуры. Уменьшилось количество речевых ошибок, недочетов при выполнении творческих заданий, при решении проблемных ситуаций, связанных с вопросами обучения и воспитания учащихся.

Выводы

Коммуникативная компетентность нами характеризуется как многогранное, емкое, сложное, понятие. К речи учителя всегда предъявлялись и предъявляются высокие требования. Обучающиеся постепенно осознают, что речь учителя, адресованная детям, должна соответствовать всем предъявляемым требованиям: правильное литературное произношение, четкая дикция, логичное изложение мысли, ясность и доступность в изложении, эмоциональность, выразительность мысли и т.д. Перечисленные компоненты составляют фундамент педагогической речи будущего и реально функционирующего педагога.

Ключевой составляющей коммуникативной компетентности является коммуникативная культура учителя, которая обеспечивает эффективное построение прямой и обратной связи с участниками образовательного процесса. Профессиональная деятельность всегда требует от будущего учителя умений выстраивать стратегию, тактику и технику субъект-субъектных взаимодействий, организовать совместную деятельность с учениками для достижения учебных целей. Коммуникативная культура учителя включает умение убеждать и аргументировать свою мысли, позицию, грамотное построение устной и письменной речи. А владение ораторским искусством помогает учителю успешно оформлять профессиональную речь в педагогической деятельности, проявлять педагогическую эрудицию, педагогическую импровизацию и при этом проявлять педагогическую рефлексию. Педагогическое общение подчеркивает профессиональную пригодность педагогов и готовность к общению на разных уровнях.

Нами процесс формирования коммуникативной компетентности будущего учителя рассматривается как системный и целенаправленный процесс развития профессиональных умений, значимых личностных качеств, таких как доброжелательность, тактичность, коммуникабельность, толерантность, организованность и т.д. [33, с. 122].

Исследованием подтверждено, что коммуникативная компетентность, как сложное и многомерное понятие, включает знание речевого этикета, умение слушать собеседника, поддерживать с ним эмоциональный контакт, а также умение задавать тактичные вопросы и т.д. Предлагаемая нами система способствует формированию коммуникативной компетентности будущего учителя, его любознательности, живости ума, эмоциональной открытости, эмпатии, саморефлексии и т.д. Будущий учитель, обладающий этими качествами, способен создавать комфортную эмоциональную атмосферу в классе и оптимально выстраивать коммуникации с учащимися.

×

About the authors

Nadezhda Grigoryevna Markova

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Email: markova-nadezhda@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Pedagogics Department named after Z.T. Sharafutdinov

Russian Federation, Naberezhnye Chelny

Alsu Ildusovna Ishimova

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: alsenok.9090@mail.ru

postgraduate student of Pedagogics Department named after Z.T. Sharafutdinov

Russian Federation, Naberezhnye Chelny

References

  1. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2010. 550 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 304 с.
  3. Кригер Е.Э. Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2008. Т. 11, № 1. С. 27-37. doi: 10.28995/2073-6398-2018-1-27-37.
  4. Markova N.G., Yakovleva E.V., Krasnova E.L., Gerasimova O.Yu. Forming conflictological competence of a would-be teacher in the multicultural educational space of a university // Psychology and Education. 2021. Vol. 58 (3). P. 98-112.
  5. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 84-112.
  6. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
  7. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Нар. образование, 2002. 207 с.
  8. Шадрикова В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013. 464 с.
  9. Хуторской А.В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2019. 608 с.
  10. Якунина В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. СПб.: Полиус, 1998. 638 с.
  11. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.-Рыбинск: Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи, 1993. 54 с.
  12. Панов А.И. Системно-деятельностный подход в образовании: методические рекомендации. Томск, 2002. 36 с.
  13. Маркова Н.Г. Коммуникативная компетентность - индикатор профессионализма будущего учителя // Диалог культур в контексте образовательной деятельности: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф., Набережные Челны, 20 октября 2020 года / отв. ред. Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев, А.Г. Мухаметшин. Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2020. С. 244-248.
  14. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: практ. пособие. Киров: Эниом, 1991. 94 с.
  15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
  16. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Кисловодск: Изд-во филиала СевКавГТУ в г. Кисловодске, 2006. С. 109-115.
  17. Аристотель. Сочинения. В 4 т., Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  18. Воропаева Ю.П., Коломиец Г.Г. Этика человеческого достоинства: история и современность: монография. М.: Инфра-М, 2020. 243 с.
  19. Поваренков Ю.П. Психологическая структура субъекта профессионального пути // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 2-1. С. 139-144.
  20. Колмогорова Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учеб. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2015. 205 с.
  21. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Основы педагогического общения: учеб. пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов. 2-е изд. Челябинск: НП «Инновационный центр «Рост», 2012. 184 с.
  22. Михайличенко В.Е. Психология развития личности: монография. Харьков: НТУ «ХПИ», 2015. 388 с.
  23. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании: сборник / пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. 493 с.
  24. Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. Екатеринбург, 2011. 233 с.
  25. Белякова Е.Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов: ценностно-смысловой подход // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 4. С. 64-72.
  26. Соколова Л.Б., Дацковская Н.А. Личность учителя в системе развивающего обучения К.Д. Ушинского // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 10, ч. 1. С. 61-67.
  27. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / отв. ред. М.А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2002. 159 с.
  28. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 2007. 49 с.
  29. Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза. М.: ВИНИТИ, 2006. 223 с.
  30. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.А. Соколовой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 222 с.
  31. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993. 415 с.
  32. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/499053710.
  33. Маркова Н.Г. Коммуникативная компетентность - индикатор успешности будущего педагога в профессиональной деятельности // Педагогические науки: вопросы теории и практики: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. С. 120-122.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Markova N.G., Ishimova A.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies