Job requirements for tax inspectors: legislative framework and reality (based on the materials of the Pskov Governorate)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper considers the requirements of the laws of the Russian Empire for tax inspectors and the implementation of these requirements in practice. The duties and responsibilities of the assistant inspectors are quite well researched in the modern scientific literature. However, the researchers of the issue have not revealed the real state of situation, concerning these civil servants. The main attention of this work is focused on the information contained in the «Regulations on the establishment of the position of tax inspectors of April 30, 1885» and in the «Highest approved Regulations on tax inspectors and their assistants of May 24, 1899». These laws thoroughly describe the competencies that tax inspectors should have when they began their service, and whether they had an appropriate rank for the applied position. Meanwhile, while studying commemorative books and materials from the State Archive of the Pskov Region (SAPR), it turned out that not all of them had the required rank or education level. Most of the inspectors who applied were well below the required rank, and a certain number of employees did not have proper education to hold the post. Subsequently, they could (and did) raise these statuses, but the practice of hiring a person (people), taking a lower position than it was formally needed, requires detailed consideration and explanation.

Full Text

В настоящий момент следует отметить пристальное внимание к теме налогообложения Российской Федерации. В связи с частыми налоговыми реформами система претерпевает довольно сильные изменения, в первую очередь связанные с компьютеризацией и реорганизацией отделов. Одно из недавних изменений, которое пока еще не вступило в силу, – изменение принципа организации налоговых участков в области. В дальнейшем предполагается, что деление будет произведено не по географическому признаку, а по функционалу. Неизменно следует уменьшение числа служащих. Например, согласно «Справочнику телефонов налоговых органов и Филиала ФКУ «Налог – сервис» в Псковской области», штат инспекторов и руководящего состава на 2018 год превышал 600 человек, в то время как в Российской империи на Псковскую губернию приходилось от 5 до 9 податных инспекторов в разный период истории. При этом стоит отметить, что население Псковской губернии на 1897 год, по данным Статистического комитета (перепись 1897 г.), составляет 1 068 107 жителей, а территория – 37 945,7 верст в квадрате (примерно 43 181,1 км²) [1]. Что же касается современной ситуации, то, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области на 2021 год, количество жителей на территории Псковской области составляет 620 249 человек, а территория – 55 300 км².

Как можно заметить, население Псковской области уменьшилось на 42%, в то время как число податных инспекторов, наоборот, возросло.

Данные процессы, несомненно, вызывают интерес к истории налоговых органов Российской империи, однако что касается литературы по этой теме, XIX век почти не охвачен исследованиями. Между тем система налоговых инспекторов Российской Федерации во многом схожа с податной инспекцией Российской империи.

В первую очередь стоит выделить исследования Е.С. Кравцовой, профессора кафедры философии Курского государственного медицинского университета. Она – один из главных специалистов по истории института податных инспекторов Российской империи. Наиболее важной является ее работа «Функционирование налоговых органов в дореволюционной России» [2]. Исследовательница рассматривает не столько сам процесс работы податных инспекторов, сколько прослеживает систему взаимодействия податных инспекторов, начиная от высшего – министра финансов – и закачивая местным уровнем и податными присутствиями. Одной из самых ценных статей Е.С. Кравцовой можно назвать работу «Податные инспектора близко стоят к народному карману, но руки их чисты»: взаимоотношение налогоплательщиков с Податной инспекцией в России на рубеже XIX–XX столетий» [3], где автор рассматривает почти все аспекты деятельности податных инспекторов на основе Курской губернии. Ее фундаментальной работой является «Опыт организации налогового дела в России в конце XIX – начала XX столетия» [4], в которой она подробнейшим образом рассматривает процесс обсуждения, введения и развития института податных инспекторов в Российской империи.

Не менее значительной является работа Л.А. Муравьевой «Реформы министра финансов Н.Х. Бунге», [5] она относится к жанру персональной истории и посвящена Н.Х. Бунге, который, собственно, и стал инициатором реформы. Немаловажна и другая ее работа «Социально-экономическая и финансовая политика в России 80-х – начале 90-х годов XIX века» [6]. Структура работы соответствует периодам руководства министров финансов, начиная с Н.Х. Бунге. Статья помогает восстановить последовательность преобразований и проблем, существующих в России на обозначенный период.

Статья кандидата исторических наук Ю.И. Петрова «Проблемы становления института податных инспекторов в России в конце XIX века» [7] затрагивает в основном предпосылки и препятствия на пути к образованию в России фискальных органов. Также это анализ состояния органов налогообложения в России в XIX веке.

Из монографических работ стоит отметить работу А.В. Толкушина «История налогов в России» [8]. В ней автор разделил налоги на периоды существования России, начиная с древности и заканчивая 2000-ми годами. Главы с 4 по 8 напрямую относятся к обозначенному периоду исследования. Начиная со второй половины XIX века, А.В. Толкушин разделяет историю налогов не только на временные периоды, но и по категориям (промысловые, гербовые, акцизные). В основном он рассматривает отдельно именно появившиеся в указанный период новые налоги. Каждый налог автор кратко анализирует.

Наиболее общим монографическим исследованием является работа «Власть и реформы: от самодержавной к советской России» [9]. В монографии подробным образом описываются почти все важнейшие преобразования, начиная с Руси и заканчивая XX веком. В русле исследования института податных инспекторов в монографии для нас интересна глава, посвященная реформам 1880-х – 1900-х годов. В работе подробнейшим образом описаны все кадровые перестановки в министерствах, все попытки альянса К.П. Победоносцев – М.Н. Катков придать развитию Российской империи консервативный путь. Также авторами монографии были рассмотрены преобразования министров финансов указанного времени.

Финансово-фискальная служба податных инспекторов, согласно полному собранию законов Российской империи, была введена законом 30 апреля 1885 года. Инициатором появления этого института считается министр финансов Н.Х. Бунге.

Е.С. Кравцова в своей работе [4, с. 60] пишет, что в 1881 году была созвана Особая комиссия для составления проекта местного управления, однако она начала свою работу лишь в 1882 году. Одной из самых главных целей комиссии была разработка вопроса о преобразовании финансового управления в губерниях, «в основе которого лежало бы объединение казенной палаты с акцизным управлением и создание общефинансовых органов на губернском и уездном уровнях». В 1884 году министр финансов обратился в Государственный Совет с предложением, «чтобы в уездах и городах были такие агенты финансового управления, которые близко стояли бы к населению и были хорошо знакомы с местными налогами и бытом». Также был разослан проект о введении должности податного инспектора.

Специальная комиссия была созвана в феврале 1885 года. Министр финансов подчеркивал, что начатые налоговые преобразования требовали действий на местах специального налогового органа, который мог бы наблюдать за ходом финансового дела в уездах, а также собирать и доставлять в министерство все необходимые для него сведения.

Принятие решения о введении института податных инспекторов проходило с трудом, в процессе продолжительных дискуссий и разногласий, в результате большинство чиновников поддержало идею введения института податных инспекторов.

Первоначально количество инспекторов было небольшим – всего лишь 500 человек на всю империю [10, с. 179]. На территории Псковской губернии их было всего пять человек: А.И. Бражников, Н.И. Лучанинов, М.Г. Лавров, Н.А. Строкин и А.А. Фон-дерг-Белмн. Это было неимоверно малое количество чиновников как на страну, так и на губернию. В дальнейшем это число было увеличено, а также была введена должность помощника податного инспектора, однако на плечи податных инспекторов приходилось слишком много работы.

Что же касается требований к должности, то первый пункт закона от 30 апреля 1885 года гласил, что податные инспекторы входили в состав чиновников казенной палаты. Также в законе упоминались следующие условия деятельности податных инспекторов [10. с. 179]:

1) назначал податных инспекторов и распределял их по участкам и губерниям министр финансов;

2) те чиновники, которые назначались к должности, должны были быть «по чинопроизводству – в шестом классе, по пенсии – во второй степени третьего разряда и по шитью на мундире – в шестом разряде». Шестой класс в гражданской службе именовался коллежским советником.

Если же рассматривать ситуацию на местах, то, обращаясь к составу податной инспекции в Псковской губернии, можно заметить несколько тенденций.

Однако в первую очередь стоит уточнить, что, во-первых, рассматривать податных инспекторов следует в начале службы, чтобы понять, как точно исполнялись требования закона на местах. Во-вторых, стоит обратиться к Памятным книжкам Псковской губернии, в которой представлен поименный список податных инспекторов с 1886 по 1914 годы.

Хочется отметить самое главное несоответствие с законом, которое бросается в глаза. Это различные чины, с которыми податные инспектора вступали в должность.

Всего с 1886 по 1914 годы в Псковской губернии отслужило 35 человек. Два раза должность податного инспектора в Порховском уезде была вакантна.

Из 35 человек было:

– коллежских асессоров – 7 человек;

– губернских секретарей – 6 человека;

– титулярных советников – 4 человека;

– коллежских секретарей – 11 человек;

– надворных советников – 3 человека;

– статских советников – 1 человек;

– коллежских советников – 1 человек;

– некая пометка н.ч. – 1 человек;

– кандидат прав – 1 человек.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что абсолютное большинство служащих было коллежскими секретарями (31%), следующий по «популярности» чин – коллежский асессор (20%). Однако все равно секретарей более чем в два раза больше, чем чиновников VI класса на начало службы. Нужным для занимаемой должности рангом коллежского советника обладал к началу службы лишь один человек – И.Г. Яблоков. Далее ситуация почти не меняется.

К концу службы (если смотреть по последнему упоминанию податного инспектора в Памятных книжках в разделе казенной палаты) лишь 4 человека (11%) из всего состава инспекторов стали коллежскими советниками. Остальные податные инспектора, которые занимали чины ниже требуемого, не смогли получить этот чин. Что касается продвижения, то лишь И.Г. Яблоков и А.И. Прохоров смогли повысить свой класс. Остальные «застыли» на месте. Оба инспектора смогли повыситься лишь до V класса – статского советника [11, с. 39].

Положением о податных инспекторах и их помощниках от 24 марта 1899 года вводились требования об уровне образования. На должность податных инспекторов и их помощников назначались лица, окончившие полный курс наук в одном из высших учебных заведений империи, получившие практические знания в результате службе на одной из должностей в казенной палате и получившие от управляющего этой палаты документ о том, что они могут занимать должность податного инспектора [12, с. 516].

При изучении фонда № 58 Государственного архива Псковской области были обнаружены формулярные списки некоторых податных инспекторов. Формулярные списки содержат сведения о государственной службе податных инспекторов как до поступления на службу, так и после. Движение по службе начинается с окончания университета или училища и заканчивается назначением на должность податным инспектором определенного участка, в котором чиновник обозначен в Памятной книжке. Хотя, например, у Е.Б. Целлинского формулярный список доведен вплоть до его смерти в 1905 году.

Формуляры представляют очень ценный массив информации, но, к сожалению, он очень ограничен. Большинство изученных дел подверглись воздействию плесени, порче листов от времени или были утеряны. Существует еще два формулярных списка, однако они повреждены настолько, что их не выдают исследователям. В других фондах формулярные списки не были обнаружены.

Из формулярных списков удалось выяснить, что из пяти чиновников трое имели высшее образование, прослушав полный курс наук (двое прослушали курс юридических наук, и один – политической экономики и статистики). Двое других служили при казенной палате, однако получали образование в училищах. Помимо этого, в Памятной книжке за 1886 год указан некий А.А. Фон-дерг Белмн, кандидат права [13].

Однако закон позволял податным инспекторам без высшего образования занимать должности. Министр финансов в особых случаях разрешал назначить на данную должность лиц, не окончивших высшее учебное заведение, только при условии того, что они продолжительное время служили при казенной палате и проявили выдающиеся способности и отличное знание податного дела [12, с. 516].

Как было отмечено выше, в ГАПО доступно к изучению лишь пять формулярных списков. Напомним, что всего за время с 1885 по 1914 годы на территории Псковской губернии служило 35 податных инспектора. В формулярных списках описаны всего пять (14%). Формулярные списки есть почти по всем участкам, кроме Порховского, Хомского и Опочецкого. Почти все они касаются первых податных инспекторов участка.

Для того чтобы лучше понять контингент служащих, обратимся к сведениям, содержащимся в формулярных списках. Как уже было сказано ранее, каких-либо сведений о податных инспекторах I Порховского участка не сохранилось, поэтому обратимся к информации о податном инспекторе II Великолукского участка.

Иван Алексеевич фон Эрцдорф-Купфер являлся податным инспектором Великолукского уезда с 1895 по 1897 годы. Получил среднее образование в Псковском Сергиевском реальном училище. Первым местом службы значится Московский окружной суд, затем служил в канцелярии Ярославского Уездного предводителя. Скорее всего, в процессе службы окончил курс наук в Демидовском юридическом университете, получив степень кандидата юридических наук. После этого был назначен старшим представителем в Петербургской судебной палате. Показав себя с хорошей стороны, вскоре ушел в отставку, однако министр финансов назначил его податным инспектором Великолукского участка Псковской губернии [14, л. 2–4]. За 1896 годом значится конфиденциальная просьба перевести его на службу в ведомство Государственного банка, что, видимо, и было сделано на следующий год после подачи прошения. Дальнейший карьерный путь не известен [14, л. 24].

Что касается семейного положения, был женат на Софии Михайловне Дерюгиной. Сведений о детях нет [14, л. 24].

В данном формуляре даты (кроме даты прошения), к сожалению, не обнаружены. Сам список идет в форме рассказа сплошным текстом, в то время как все остальные формулярные списки построены в виде таблицы.

Далее следует формуляр податного инспектора III Торопецкого участка Михаила Григорьевича Лаврова, который служил в должности инспектора в 1888–1895 годах [15, л. 28–30]. Имел орден Св. Владимира IV степени и Св. Станислава II степени, что было вполне нормальным явлением, так как М.Г. Лавров довольно быстро продвигался в чинах. По происхождению являлся дворянином. Был воспитанником Псковской губернской гимназии, после окончания обучения в 1861 году поступил на службу в Псковскую губернскую посредническую комиссию, с 1865 года был членом Палаты государственного имущества. Избирался в качестве гласного Земского уездного собрания и Великолукской земской управы. С 1885 года числится канцелярским чиновником казенной палаты.

Был женат на Елизавете Егоровне и имел четырех сыновей. Вероисповедание православное.

М.Г. Лавров – один из примеров чиновника, который получил должность податного инспектора после службы в казенной палате (дополнительный пункт об образовании в законе от 24 мая 1899 года).

Василий Васильевич Шиндлер являлся податным инспектором V Островского участка с 1899 по 1906 г. [16, л. 6–8]. Вероисповедания был православного. Окончил курс наук юридического факультета Императорского университета Св. Владимира с дипломом II степени, о среднем образовании ничего не известно. С 1895 года числился податным инспектором Гапсальского уезда, тогда же был утвержден в чин губернского секретаря.

Был женат на Александре Осдотовне Зубовой. Детей у них не было. Сведения из первого формулярного списка В.В. Шиндлера скудны, однако впоследствии, видимо, при поступлении на должность инспектора Островского уезда, сведения дополнились.

Податным инспектором VII Псковского участка с 1891 по 1905 годы являлся Евгений Богданович Целлинский [17, л. 6]. В отличие от других податных инспекторов его оклад отмечен как высший оклад в 1800 рублей. Вероисповедания он был евангелического-лютеранского, имел орден Св. Станислава III степени, Св. Анны и серебряную медаль. Кроме того, имел именной знак учреждения по Министерству земледелия и государственного имущества для корреспондентов Отдела Сельской экономии и сельскохозяйственной статистики.

Прослушал курс наук в Императорском Дерптском (Юрьевском) Университете по историко-филологическому факультету. Был определен в штат Псковской Казенной Палаты со степенью кандидата политической экономики и статистики в 1886 году. Являлся сверхштатным чиновников особых поручений и содействовал податному инспектору Псковского участка. Заведовал Порховским участком в 1895 году, затем Островским участком в 1897 году, в 1904 году был назначен главой I отделения казенной палаты.

Женат на Вере Августиновне фон-Целлинской и имел двух детей. Умер в 1905 году.

Как можно заметить из формулярного списка Е.Б. Целлинского, он в разное время заведовал двумя другими участками помимо Псковского. Однако данные перемещения не указаны в Памятной книжке. Более того, в указанное время в Порховском и Островском участках не было вакантных мест. Для Порховского это 1897 год. В 1895 году податным инспектором Порховского уезда отмечен Э.А. Брок, который служил там уже не первое время, в Островском с 1888 и по 1899 год служил Э.О. фон-Рюкер.

В 1895 году был образован новый участок в Новоржевском уезде. Первым податным инспектором VIII участка был назначен прослуживший всего один год Николай Николаевич Ильин [18, л. 2]. Вероисповедания он был православного. Собственно, само жалование Н.Н. Ильина составляло 1500 рублей, но помимо самого содержания ему сверх того начислили еще 500 рублей. Воспитание получил в первом Кадетском Корпусе и в первом Военном Павловском училище по первому разряду [18, л. 5–9]. Учебу закончил с серебряной медалью [18, л. 32]. Поступил туда же на службу в 1885 году и получил звание юнкер-унтер-офицера. Зачислен в запас в 1890 году, а с 1891 года назначен податным инспектором Майкопского Участка. В соответствии с распоряжением запасно-отпускного билета за № 5727 Н.Н. Ильин, ставший уже подпоручиком Выборгского полка, отправился на службу в Петербург [18, л. 15, 27]. Детей и жены у него не было.

Изучив имеющиеся формулярные списки, можно сделать вывод, что все податные инспектора были очень разнообразны по своему образованию, происхождению и процессу прихода в должность податного инспектора. Однако все они выполняли требования закона, то есть имели либо высшее образование, либо прошли службу в казенной палате.

Стоит отметить еще двух податных инспекторов, на которых формулярные списки пока не были найдены. Они были довольно знаменитыми личностями в истории Псковской губернии, поэтому, даже если их формулярные списки не сохранились, сведения об их деятельности можно получить. Это Николай Алексеевич Строкин и Леонид Иванович Софийский. О Л.И. Софийском удалось узнать, что он был еще и краеведом. Изучил Опочецкий край и написал монографию под названием «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414–1914 гг.)», вышедшую в 1912 году. Его исследования по истории Псковского края неоднократно публиковались в «Трудах Псковского Археологического общества» [19].

Н.А. Строкин состоял в Псковском губернском статистическом комитете. Он составил записку о важности производства льна в Псковской губернии и 16 декабря 1880 года изложил ее на заседании земского собрания. В «Вестнике» по совету Строкина был открыт «Отдел статистики» [20, с. 77–78]. Был автором нескольких статистических сборников.

Стоит отметить, что не только Н.А. Строкин занимал другие должности наравне с исполнением обязанностей в роли податного инспектора. На основе Памятных книжек удалось выяснить другие подобные случаи.

Так, например, Целлинский Евгений Богданович был действующим членом губернского статистического комитета в городе Пскове, членом учетного комитета по выдаче ссуд землевладельцам под соло-векселя (в отделении государственного банка), членом Псковского лесоохранительного комитета, членом собрания гласных по Псковскому уезду (в губернском земском собрании, а также в уездном земском собрании), членом общества сельского хозяйства [21, с. 7, 37, 38 и т.д.]. Эти должности сохраняются за ним и в последующие годы, однако ближе к концу своей службы мы не обнаруживаем его в должности в отделении государственного банка. Неизвестно, с чем связано снятие с должности.

И.А. фон Эрцдорф-Купфер был членом общества библиотек [22, с. 106]. А.Е. фон-Вилькен был председателем ликвидационной комиссии, учрежденной от Правительства по делам несостоятельного Гребневского ссудо-сберегательного товарищества [1, с. 104], В.В. Шиндлер – членом попечительского совета дома трудолюбия [23, с. 81], А.С. Ястрежембский – земским начальником [24, с. 205]. Г.А. Никитин был членом уездного комитета попечительства, как и В.Н. Дриневич [25, с. 146, 230].

Следовательно, инспектора занимали не только государственные должности, но и должности местного масштаба, что не было прописано в законе. Некоторые чиновники не могли совмещать эти две должности, однако податным инспекторам была дана такая возможность [11, с. 42].

Таким образом, соотнеся требования закона и реальное положение на местах, можно отметить самое главное различие: несоответствие требований к чину. Чаще всего податные инспектора начинали службу в чине коллежского секретаря. В дальнейшем почти все податные инспектора поднимали свои чины, однако это было прямым нарушением закона. Данный факт объясним тем, что министры финансов выступали за то, что должность должен занимать не человек с чином, но и просто талантливый деятель, пусть и не имеющий нужного ранга для этого [26, с. 140].

Остальные требования соблюдаются почти в полном объеме. Все податные инспектора имели либо высшее образование, либо прошли службу при казенной палате. Также они параллельно со службой в качестве чиновников казенной палаты могли занимать и другие должности, пусть это и не было прописано в законе.

И хотя формулярных списков податных инспекторов Псковской губернии сохранилось очень малое количество, они дают представление о том, какими чиновниками были податные инспектора. Однозначно, что все изученные нами служащие были образованны и имели большой опыт в экономической сфере деятельности. Они не сидели долго на одном месте, продвигаясь по службе либо получая должность выше, либо переходя в более лучший участок. Также почти все имели семью (в большинстве случаев и детей). Вероисповедания они были разного, не всегда православного. Достаточно часто отличались наличием орденов (особенно те чиновники, кого назначали на губернские города, такие как Е.Б. Целлинский).

Стоит отметить, что чем выше было образование и чин податного инспектора, тем более внимательно он относился к выполняемой работе. Данные, полученные от податного инспектора с высоким чином, чаще всего были наиболее подробными и полными.

×

About the authors

Nataliia Andreevna Vladimirova

Saint Petersburg Institute of History of Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: reborn2718@mail.ru

postgraduate student of Modern History of Russia Department

Russian Federation, Saint Petersburg

References

  1. Памятная книжка Псковской Губернии на 1899 год. Псков: Типография Псковского губернского правления, 1899. 206 с.
  2. Кравцова Е.С. Функционирование налоговых органов в дореволюционной России // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: мат-лы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 17-19 марта 2016 года / под общ. ред. В.Н. Скворцова, отв. ред. В.А. Веременко. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. С. 65-69.
  3. Кравцова Е.С. «Податные инспекторы близко стоят к народному карману, но руки их чисты»: взаимоотношения налогоплательщиков с Податной инспекцией в России на рубеже XIX-XX столетий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2007. № 4. С. 12-22.
  4. Кравцова Е.С. Опыт организации налогового дела в России в конце XIX - начале XX столетия. Курск: Изд-во КГМУ, 2010. 303 с.
  5. Муравьева Л.А. Реформы министра финансов Н.Х. Бунге // Финансы и кредит. 2014. № 17 (593). С. 51-61.
  6. Муравьева Л.А. Социально-экономическая и финансовая политика в России 80-х - начала 90-х годов XIX века // Финансы и кредит. 2001. № 16 (88). С. 81-87.
  7. Петров Ю.И. Проблемы учреждения и становления института податных инспекторов в России в конце XIX в. // NB: Исторические исследования. 2013. № 5. С. 72-103.
  8. Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. 432 с.
  9. Власть и реформы: От самодержавной к советской России / под ред. Б.В. Ананьича. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. 800 с.
  10. Об учреждении должности Податных инспекторов: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 30 апреля 1885 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. 5, № 2907. СПб., 1885. С. 179-181.
  11. Владимирова Н.А. К вопросу о податных инспекторах Псковской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2017. № 46. С. 38-42.
  12. Высочайше утвержденное Положение о Податных инспекторах и их помощниках: мнение Государственного Совета, Высочайшее утверждение от 24 мая 1899 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. 19, № 16939. СПб., 1899. С. 514-518.
  13. Памятная книжка Псковской губернии на 1886 год: адрес-календарь и справ. сведения. Псков: Типография Псковского губернского правления, 1886. 318 с.
  14. Дело о вступлении в должность податного инспектора Новоржевского-Великолуцкого участка коллежского секретаря Купфера и о принятии им делопроизводства // Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 58. Казенная Палата Псковской губернии. Оп. 2. Д. 2365.
  15. Дело об увольнении в отставку Торопецкого Податного инспектора М.Г. Лаврова // ГАПО. Ф. 58. Оп. 2. Д. 2387.
  16. Дело о службе податного инспектора Островского уезда Василия Шиндлера // ГАПО. Ф. 58. Оп. 2. Д. 2410.
  17. Дело о службе податного инспектора Псковского участка Е.Б. Целлинского // ГАПО. Ф. 58. Оп. 2. Д. 2418.
  18. Дело об образовании 8-го податного участка в Новоржевском уезде и назначение на должность податного инспектора этого участка Николая Ильина // ГАПО. Ф. 58. Оп. 2. Д. 2369.
  19. Софийский Леонид Иванович [Электронный ресурс] // Псковская областная универсальная научная библиотека. http://pskoviana.ru/istoriya/persony/kraevedy/169-kraevedy/2636-sofijskij-leonid-ivanovich.
  20. Левин Н.Ф., Шумков А.А. Служебная и общественная деятельность Николая Алексеевича Сорокина // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2015. № 42. С. 76-83.
  21. Памятная книжка Псковской губернии на 1895 год: адрес-календарь и справочные сведения. Псков: Типография Псковского губернского правления, 1895. 304 с.
  22. Памятная книжка Псковской Губернии на 1897 год / сост. И.И. Василев. Псков: Типография Псковского губернского правления, 1897. 184 с.
  23. Памятная книжка Псковской губернии на 1901 год: адрес-календарь и справочные сведения. Псков: Типография Псковского губернского правления, 1901. 392 с.
  24. Памятная книжка Псковской губернии на 1903 год / под ред. В.Н. Гедимина. Псков: Типография Псковского губернского правления, 1903. 228 с.
  25. Памятная книжка Псковской губернии на 1907 год. Псков: Типография Псковского губернского правления, 1907. 425 с.
  26. Дубенцов Б.Б. Самодержавие и чиновничество в 1881-1906 гг. политика царизма в области организации государственной службы: дис. … канд. ист. наук. СПб., 1977. 22 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Vladimirova N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies