Диагностика профессионально-важных качеств как основа самоопределения будущих педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения будущих педагогов в условиях реализации современных образовательных стандартов и требований профессионального ядра высшего педагогического образования как ключевого фактора их успешной профессиональной подготовки. Профессиональное самоопределение рассматривается в качестве основного условия развития субъектности, позволяющий личности осуществлять выбор между собственными возможностями и социальными требованиями. Обосновывается необходимость интеграции диагностических и практико-ориентированных заданий в учебный процесс для формирования ценностно-смысловых основ профессии и развития профориентационно значимых компетенций. В работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «НГПУ» с участием 51 студента педагогических специальностей. На примере технологической практики (Психологические основы профессиональной деятельности) демонстрируется эффективность применения диагностического инструментария для оценки динамики профессионально-важных качеств студентов. Приводятся результаты эмпирического исследования, подтверждающие статистически значимые изменения в уровне развития эмпатических, коммуникативных и организаторских способностей будущих педагогов после прохождения практики. Делается вывод о том, что использование профессионально ориентированных заданий способствует не только развитию конкретных компетенций, но и формированию профессиональной идентичности, а также обеспечивает непрерывность процесса самоопределения.

 

Об авторах

Мария Сергеевна Чекалина

Новосибирский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mari-serg28@mail.ru

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

Россия, г. Новосибирск, Россия

Список литературы

  1. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 4. С. 65–73.
  2. Довыдова М.В., Шабалина Е.П. Профессиональное самоопределение будущих педагогов как фактор личностно-ориентированного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 86–88.
  3. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404930447.
  4. О направлении методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров: письмо Минобрнауки РФ от 15.11.2023 № МН-5/203212 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/1305620099.
  5. Мезинов В.Н. Условия профессионально-личностного развития будущего учителя // Сибирский учитель. 2024. № 2 (153). С. 26–31.
  6. Макунина Т.А. Образовательная модель развития профессионального самоопределения будущего учителя // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 15. С. 28–34.
  7. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 43–52.
  8. Белякова Е.Г. Профессиональное самоопределение студентов – будущих педагогов в контексте смыслообразования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 3. С. 205–216. doi: 10.21684/2411-197x-2016-2-3-205-216.
  9. Загвязинский В.И., Плотников Л.Д., Волосникова Л.М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 3–18.
  10. Мухин М.И. Образование в XXI веке. Опережающее развитие: монография. М.: Аркти, 2021. 192 с.
  11. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 656 с.
  12. Дьяков С.И., Добряк С.Ю., Кисин К.А. Взаимосвязь понятий «формирование» и «развитие» и их роль в педагогической теории и практике // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5–1. С. 525–536.
  13. Чукин С.Г., Назаренко А.Ф. Понятие «развития», его роль в педагогической теории и практике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 404–411.
  14. Бережная И.Ф., Белошицкий А.В. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 5 (85). С. 239–244.
  15. Белоусов А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2016. 225 с.
  16. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 72–85.
  17. Проекты для школьников «Мир будущего»: практ. пособие / авт.-сост.: И.С. Сергеев, Г.С. Прямикова, Н.Ф. Родичев; под науч. ред. И.С. Сергеева. СПб., 2020. 43 с.
  18. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 39–50.
  19. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10–16.
  20. Timoštšuk I., Ugaste A. Student teachers’ professional identity // Teaching and teacher education. 2010. Vol. 26, iss. 8. P. 1563–1570. doi: 10.1016/j.tate.2010.06.008.
  21. Бондырева С.К. Актуализация углубления профессиональной и личностной идентификации в пространстве вуза // Мир психологии. 2019. № 1 (97). С. 229–235.
  22. Веретенникова В.Б. Профессиональная идентификация в профессиональном самоопределении студентов – будущих педагогов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (175). С. 11–19.
  23. Конева Е.В. Структура и детерминанты представления о профессии // Профессиональные представления. 2019. № 1 (11). С. 164–171.
  24. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. 496 с.
  25. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
  26. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Методика КОС (В.В. Синявского и Б.А. Федоришина) // Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 339–344.
  27. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: учеб. пособие. М.: Прометей, 1991. 112 с.
  28. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чекалина М.С., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.