Игровая деятельность на занятиях физической культурой как средство нравственного воспитания студентов вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается актуальность нравственного воспитания студентов вуза в контексте современных социокультурных изменений и доказывается значимость формирования устойчивых нравственных убеждений для профессионального и личностного развития будущих специалистов. Аргументируется необходимость интеграции воспитательных задач во все сферы образовательного процесса, включая занятия физической культурой. Раскрывается значение физической культуры как дисциплины, обладающей потенциалом для формирования не только физических, но и нравственных качеств личности студента вуза. Обосновывается, что эффективным средством нравственного воспитания на занятиях физической культурой является игровая деятельность. Раскрывается потенциал основных видов игр, используемых на занятиях по физической культуре в вузе (подвижные игры, спортивные игры, эстафеты, игры с мячом, логико-двигательные игры), в части нравственного воспитания студентов. Выявляются возможности подвижных и спортивных игр в содействии нравственному воспитанию студентов вуза. Представляются примеры ситуаций с ярко выраженным нравственным содержанием, возникающих в ходе спортивных и подвижных игр, нацеленных на формирование у студентов опыта принятия самостоятельных моральных решений в условиях реального взаимодействия, на развитие у будущих специалистов ответственности, честности, милосердия, справедливости и других нравственных качеств. Раскрывается роль преподавателя как организатора воспитательной среды, который задает нравственные ориентиры, моделирует ситуации морального выбора, обеспечивает рефлексию и создает на занятиях физической культурой условия для формирования у студентов устойчивых нравственных установок. Доказывается, что игровая деятельность на занятиях по физической культуре способствует одновременному развитию физических и духовно-нравственных начал студентов, становясь неотъемлемым элементом комплексной воспитательной работы современного вуза.

 

Об авторах

Сергей Александрович Клычков

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки

Россия, г. Самара, Россия

Елена Николаевна Залевская

Самарский государственный медицинский университет

Email: za-len@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья

Россия, г. Самара, Россия

Список литературы

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  2. Шустерман Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 52–67.
  3. Батова Е.А., Крючков А.Г. Роль занятий физической культуры в духовно-нравственном воспитании студентов лечебного факультета медицинского института Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева // Автономия личности. 2021. № 2 (25). С. 11–16.
  4. Донцов Б.Г., Карева Ю.Ю., Левченко А.В. Роль физической культуры и спорта в духовно-нравственном воспитании личности // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 110–13. С. 140–144.
  5. Булавинова А.Г., Лесникова Г.Н. Нравственное воспитание молодежи в процессе занятия физической культурой и спортом // Вестник науки. 2024. Т. 5, № 3 (72). С. 651–656.
  6. Костаков О.О. Физическая культура и спорт как средство духовно-нравственного воспитания и социализации молодежи // Вестник Международного юридического института. 2021. № 1 (76). С. 37–40.
  7. Межман И.Ф., Исупова Е.В., Кононова О.В. Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания молодежи России // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 6. С. 68–73.
  8. Ранцев Г.М., Эрастов А.Е., Логунов Г.В., Девятиярова Е.А. Основные пути повышения результативности нравственного воспитания студентов вузов на занятиях физической культурой // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 288–292.
  9. Байкалова Л.В. Подготовка учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2004. 190 с.
  10. Болдырева В.Б., Кейно А.Ю., Кузьменко М.В. Подвижные игры в физическом воспитании молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, № 5–6 (157–158). С. 98–104. doi: 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-98-104.
  11. Гжемская Н.Х. Педагогические условия реализации социальных функций физической культуры на основе применения народных подвижных игр: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.04. Набережные Челны, 2006. 186 с.
  12. Горохова Т.В., Загузова С.А. Зарубежные спортивные и подвижные игры: метод. рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. 67 с.
  13. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе. М.: Советский спорт, 2005. 36 с.
  14. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник. М.: Академия, 2000. 160 с.
  15. Игнатенко С.А. Роль подвижных игр в физическом воспитании студентов // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. 2016. № 1. С. 17–21.
  16. Коровин С.С. Подвижные игры в физическом воспитании: учеб. пособие. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 120 с.
  17. Мельников Ю.А. Методика использования подвижных игр народов России в физическом воспитании студенческой молодежи: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Ижевск, 2011. 179 с.
  18. Мостовая Т.Н., Донцов В.В. Подвижные игры на занятиях физической культурой в вузе // Наука-2020. 2017. № 2 (13). С. 216–222.
  19. Теоретико-методологические основы спортивных и подвижных игр / сост. В.П. Черемисин. Малаховка: Изд-во МГАФК, 2002. 284 с.
  20. Уразалин Н.Б. Игровой и соревновательный методы в физической культуре, их значение и особенности использования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 104–107.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Клычков С.А., Залевская Е.Н., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.