Культура нравственного развития студента и преподавателя высшей школы как педагогическая проблема

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрывается роль феноменов культуры и нравственности в духовном обновлении современного российского общества и обосновывается, что подлинное духовное обновление общества возможно лишь через постоянное восприятие, переосмысление и развитие нравственных основ в культурной среде, когда нравственность становится неотъемлемым содержанием культурного процесса, а культура – пространством для выражения нравственных идеалов и реализации их в общественной практике. Обосновывается значение культуры нравственного развития личности для духовного обновления общества и актуализируется проблема культуры нравственного развития студента и преподавателя высшей школы в условиях современного научного педагогического дискурса. Предлагается трактовка культуры нравственного развития студента и преподавателя высшей школы как сложного, многоаспектного процесса развития нравственного опыта личности, выражающегося в целенаправленном, систематическом и последовательном совершенствовании человека как субъекта общественной морали и индивидуальной нравственности. Аргументируется, что культура нравственного развития встраивается в содержание воспитательного процесса в вузе, определяя содержание нравственного воспитания. Обосновывается, что при отличительных особенностях культуры нравственного развития студента и преподавателя, такая культура предстает как целостное педагогическое явление. Раскрываются особенности культуры нравственного развития в контексте деятельности студента и деятельности преподавателя. Доказывается, то понятия «культура нравственного развития личности» и «нравственная культура личности» взаимосвязаны, но не идентичны. Обосновывается необходимость координации научных исследований, интеграции усилий научного сообщества в выработке общих методологических и практических решений проблемы культуры нравственного развития студента и преподавателя вуза посредством создания Научного совета по культуре нравственного развития студента и преподавателя высшей школы при Отделении образования и культуры Российской академии образования. Выявляются функции Научного совета: научно-методологическая, координационная, диагностико-оценочная, консультативно-экспертная и просветительско-организационная функции. Предлагаются направления деятельности Научного совета.

 

Об авторах

Елена Геннадьевна Врублевская

Российская академия образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: e_vrublevskaya@list.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, научный руководитель лаборатории современных методов и форм профессионального самоопределения

Россия, г. Москва, Россия

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный технический университет

Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии; профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Россия, г. Самара, Россия; г. Самара, Россия

Список литературы

  1. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования: сб. науч. ст. / отв. ред. А.Н. Кочергин. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. С. 76–90.
  2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.
  3. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 595 с.
  4. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
  5. Конев В.А. Модусы субъективности в культуре // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 1 (112). С. 9–14.
  6. Конев В.А. Социальная философия: учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. 287 с.
  7. Кораблина М.В. Феномен открытой культуры и вызовы современности [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. Т. 12, № 4. https://sfk-mn.ru/PDF/32KLSK421.pdf.
  8. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
  9. Нагой Ф.Н. Актуальная культура: понятие и феномен // Рефлексия. 2023. № 5. С. 86–88.
  10. Невелев А.Б., Невелева В.С. Феномены культуры и предметная идентичность бытия человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 5 (463). С. 22–32. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10503.
  11. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: РоссПЭн, 1998. 478 с.
  12. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: РоссПЭн, 1997. 440 с.
  13. Титова Т.А., Пураева А.В. Нравственное содержание образования как насущная задача и проблема системы образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 12 (63). С. 53–58.
  14. Гусейнов А.А. Культура и нравственность // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 221–223.
  15. Гуревич П.С. Культурология: учебник. М.: Юнити-Дана, 2008. 327 с.
  16. Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: КноРус, 2017. 356 с.
  17. Смирнова Л.А. Нравственность как проявление индивидуальной ответственности учителя в профессиональной деятельности // Человек и образование. 2009. № 1 (18). С. 161–164.
  18. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  19. Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29.12.2023) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408624437.
  20. Врублевская Е.Г. Педагогическая и детская культура в теории и практике взаимовлияния. 2-е изд. Казань: Изд-во ММСИП. 2023. 320 с.
  21. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. М.: РУДН, 2010. 288 с.
  22. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / под ред. В.Я. Кикотя. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. 559 с.
  23. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. 304 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Врублевская Е.Г., Позднякова О.К., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.