Культура нравственного развития студента и преподавателя высшей школы как педагогическая проблема
- Авторы: Врублевская Е.Г.1, Позднякова О.К.2,3
-
Учреждения:
- Российская академия образования
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
- Страницы: 183-189
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/697523
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025143306
- ID: 697523
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрывается роль феноменов культуры и нравственности в духовном обновлении современного российского общества и обосновывается, что подлинное духовное обновление общества возможно лишь через постоянное восприятие, переосмысление и развитие нравственных основ в культурной среде, когда нравственность становится неотъемлемым содержанием культурного процесса, а культура – пространством для выражения нравственных идеалов и реализации их в общественной практике. Обосновывается значение культуры нравственного развития личности для духовного обновления общества и актуализируется проблема культуры нравственного развития студента и преподавателя высшей школы в условиях современного научного педагогического дискурса. Предлагается трактовка культуры нравственного развития студента и преподавателя высшей школы как сложного, многоаспектного процесса развития нравственного опыта личности, выражающегося в целенаправленном, систематическом и последовательном совершенствовании человека как субъекта общественной морали и индивидуальной нравственности. Аргументируется, что культура нравственного развития встраивается в содержание воспитательного процесса в вузе, определяя содержание нравственного воспитания. Обосновывается, что при отличительных особенностях культуры нравственного развития студента и преподавателя, такая культура предстает как целостное педагогическое явление. Раскрываются особенности культуры нравственного развития в контексте деятельности студента и деятельности преподавателя. Доказывается, то понятия «культура нравственного развития личности» и «нравственная культура личности» взаимосвязаны, но не идентичны. Обосновывается необходимость координации научных исследований, интеграции усилий научного сообщества в выработке общих методологических и практических решений проблемы культуры нравственного развития студента и преподавателя вуза посредством создания Научного совета по культуре нравственного развития студента и преподавателя высшей школы при Отделении образования и культуры Российской академии образования. Выявляются функции Научного совета: научно-методологическая, координационная, диагностико-оценочная, консультативно-экспертная и просветительско-организационная функции. Предлагаются направления деятельности Научного совета.
Об авторах
Елена Геннадьевна Врублевская
Российская академия образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: e_vrublevskaya@list.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, научный руководитель лаборатории современных методов и форм профессионального самоопределения
Россия, г. Москва, РоссияОксана Константиновна Позднякова
Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный технический университет
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии; профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного
Россия, г. Самара, Россия; г. Самара, РоссияСписок литературы
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования: сб. науч. ст. / отв. ред. А.Н. Кочергин. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. С. 76–90.
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.
- Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 595 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
- Конев В.А. Модусы субъективности в культуре // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 1 (112). С. 9–14.
- Конев В.А. Социальная философия: учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. 287 с.
- Кораблина М.В. Феномен открытой культуры и вызовы современности [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. Т. 12, № 4. https://sfk-mn.ru/PDF/32KLSK421.pdf.
- Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
- Нагой Ф.Н. Актуальная культура: понятие и феномен // Рефлексия. 2023. № 5. С. 86–88.
- Невелев А.Б., Невелева В.С. Феномены культуры и предметная идентичность бытия человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 5 (463). С. 22–32. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10503.
- Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: РоссПЭн, 1998. 478 с.
- Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: РоссПЭн, 1997. 440 с.
- Титова Т.А., Пураева А.В. Нравственное содержание образования как насущная задача и проблема системы образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 12 (63). С. 53–58.
- Гусейнов А.А. Культура и нравственность // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 221–223.
- Гуревич П.С. Культурология: учебник. М.: Юнити-Дана, 2008. 327 с.
- Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: КноРус, 2017. 356 с.
- Смирнова Л.А. Нравственность как проявление индивидуальной ответственности учителя в профессиональной деятельности // Человек и образование. 2009. № 1 (18). С. 161–164.
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
- Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29.12.2023) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408624437.
- Врублевская Е.Г. Педагогическая и детская культура в теории и практике взаимовлияния. 2-е изд. Казань: Изд-во ММСИП. 2023. 320 с.
- Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. М.: РУДН, 2010. 288 с.
- Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / под ред. В.Я. Кикотя. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. 559 с.
- Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. 304 с.
Дополнительные файлы

