Патриотизм как аксиологическое основание патриотической позиции учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается важность патриотического воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических условиях и раскрывается значение личности учителя как образа-образца подлинного патриота России в формировании патриотического сознания, гражданской идентичности, патриотической культуры обучающихся. Раскрывается роль патриотической позиции педагога в воспитании патриотизма молодого поколения. Аргументируется, что содержание патриотической позиции учителя определяют отношения, основания которых образуют ценности, ключевой из которых является патриотизм. Осуществляется анализ понятия «патриотизм» на уровне философского, социологического, психологического и педагогического научного знания. Обосновывается, что на философском уровне патриотизм понимается как базовая нравственная ценность и принцип ответственности перед Родиной; на социологическом уровне – как механизм сплочения общества и формирования гражданской идентичности; на психологическом уровне – как личностная установка, чувство, мотив, определяющие отношение к Родине; на педагогическом уровне патриотизм связан с патриотическим воспитанием обучающихся через образовательную деятельность. Выявляется то общее, что объединяет философию, социологию, психологию и педагогику в понимании феномена патриотизма – его трактовка как ценности. Приводятся доказательства того, что патриотизм в статусе ценности определяет аксиологические основания патриотической позиции учителя: становится важным элементом аксиосферы педагога; обусловливает мировоззрение учителя, задавая основу для становления его осознанной патриотической позиции; определяет структуру и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся; обеспечивает эффективную трансляцию педагогом молодому поколению гражданских и нравственных смыслов патриотизма.

Об авторах

Елизавета Юрьевна Еремеева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: liza.eremeeva.00@bk.ru

аспирант кафедры педагогики и психологии

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный технический университет

Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии; профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Список литературы

  1. Борытко Н.М. Теория и практика становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2001. 275 с.
  2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  3. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  4. Скибицкий М.М. Патриотизм // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 415.
  5. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. 304 с.
  6. Криворученко В.К. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 249–251.
  7. Машенцева Н.В., Полежаев Д.В. Патриотическая установка русского менталитета: философско-образовательный аспект // Бизнес. Образование. Право. 2010. № 3 (13). С. 193–200.
  8. Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук: 19.00.11. М., 2004. 20 с.
  9. Михайлова Р.С. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества: дис. … канд. филос. наук: 19.00.11. Тверь, 2002. 181 с.
  10. Щукина Р.И. Патриотизм государственный и патриотизм местный // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2018. № 1. С. 69–76.
  11. Ивченкова М.С., Буханский И.И. Теоретические конструкты и опыт эмпирического анализа патриотизма в современной российской социологии // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15, № 2. С. 81–97.
  12. Кашапова А.И. Патриотизм как социальный феномен: сущность и специфика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10–1 (48). С. 85–88.
  13. Лебедева Л.Г., Орлова Л.В. Патриотизм как актуальная социальная ценность российских поколений // Социодинамика. 2019. № 8. С. 52–61.
  14. Галкина Е.П., Кадничанская М.И. Патриотизм как социокультурная ценность молодежи в условиях модернизации российского общества // Модернизационный потенциал российской молодежи: сб. науч. тр. Ульяновск: УлГТУ, 2017. С. 78–82.
  15. Шикун А.А. Феномен патриотизма как комплексное психическое явление и пути его формирования в условиях современного российского общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2016. № 4. С. 163–169.
  16. Широкова М.А. Патриотизм как ценность самосознания современного человека // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. 2020. № 13. С. 127–130.
  17. Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. С. 5–21.
  18. Патриотизм // Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. С. 58.
  19. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. 528 с.
  20. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
  21. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 519 с.
  22. Шеин И.А. О патриотизме русской армии в войнах начала XX в. // Военный академический журнал. 2021. № 1 (29). С. 33–43.
  23. Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. 2013. № 11–4. С. 778–782.
  24. Поломошнов П.А., Поломошнов А.Ф. Патриотизм как педагогическая ценность // Современные научные исследования в АПК: актуальные вопросы, достижения и инновации: мат-лы всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (Персиановский, 22 декабря 2022 г.). В 3 т. Т. III. Персиановский: Донской ГАУ, 2022. С. 74–79.
  25. Авдеенко Е.В., Перевозчикова Л.С., Черноусова И.Д. Формирование гражданской позиции и патриотического мировоззрения студенчества как приоритетная задача молодежной политики в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2024. № 7 (123). С. 15–23.
  26. Бурнацева З.М. Патриотизм как конституционная ценность современного российского общества // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». Вып. 58. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2021. С. 491–493.
  27. Егоров В.В. Патриотизм как нравственная ценность гражданского // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1, № 31. С. 302–304.
  28. Пиняева Т.Н. Патриотизм как общечеловеческая ценность // Вестник Мордовского университета. 2008. Т. 18, № 3. С. 111–112.
  29. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Еремеева Е.Ю., Позднякова О.К., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.