Патриотизм как аксиологическое основание патриотической позиции учителя
- Авторы: Еремеева Е.Ю.1, Позднякова О.К.1,2
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
- Страницы: 174-178
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689231
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142305
- ID: 689231
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается важность патриотического воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических условиях и раскрывается значение личности учителя как образа-образца подлинного патриота России в формировании патриотического сознания, гражданской идентичности, патриотической культуры обучающихся. Раскрывается роль патриотической позиции педагога в воспитании патриотизма молодого поколения. Аргументируется, что содержание патриотической позиции учителя определяют отношения, основания которых образуют ценности, ключевой из которых является патриотизм. Осуществляется анализ понятия «патриотизм» на уровне философского, социологического, психологического и педагогического научного знания. Обосновывается, что на философском уровне патриотизм понимается как базовая нравственная ценность и принцип ответственности перед Родиной; на социологическом уровне – как механизм сплочения общества и формирования гражданской идентичности; на психологическом уровне – как личностная установка, чувство, мотив, определяющие отношение к Родине; на педагогическом уровне патриотизм связан с патриотическим воспитанием обучающихся через образовательную деятельность. Выявляется то общее, что объединяет философию, социологию, психологию и педагогику в понимании феномена патриотизма – его трактовка как ценности. Приводятся доказательства того, что патриотизм в статусе ценности определяет аксиологические основания патриотической позиции учителя: становится важным элементом аксиосферы педагога; обусловливает мировоззрение учителя, задавая основу для становления его осознанной патриотической позиции; определяет структуру и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся; обеспечивает эффективную трансляцию педагогом молодому поколению гражданских и нравственных смыслов патриотизма.
Полный текст
Социальный запрос на формирование общественного единства, базирующегося на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, требует особого внимания к проблеме воспитания патриотизма подрастающего поколения. Ключевое значение в данном контексте имеет личность педагога. Именно учитель, представая носителем патриотических идеалов, демонстрируя любовь, уважение к Родине, к ее культуре, являет (должен являть!) собой образ-образец подлинного патриота России, ориентация на который способствует формированию у обучающихся патриотического сознания, гражданской идентичности, развитию у них патриотической культуры. В образовательном пространстве школы, вуза педагог реализует патриотические установки не только в содержании учебных дисциплин, в процессе внеаудиторной воспитательной работы, но и в непрерывном ежедневном взаимодействии с обучающимися, которые, сталкиваясь с последовательной и искренней позицией педагога, получают возможность увидеть проявления патриотизма в его действиях и поступках, что вызывает доверие и внутреннюю мотивацию следования этому примеру. Эмоциональная вовлеченность и доверие к учителю, совместная деятельность и диалог позволяют обучающимся осмысливать собственное отношение к родной стране и осознанно осуществлять гражданско-патриотическую и культурную самоидентификацию. Таким образом, учитель становится проводником патриотических смыслов от поколения к поколению – через личностно значимое межсубъектное общение формируются устойчивые патриотические установки обучающихся, их готовность к ответственному участию в жизни общества. Личность учителя должна стать живым примером и основным субъектом воспитания патриотизма детей, подростков, юношей. Среди профессионально-личностных характеристик такого педагога особое место занимает патриотическая позиция – не как декларативная установка, но как устойчивая система отношений педагога к Родине, ее культуре, историческому наследию и традиционным российским духовно-нравственным ценностям, отражающая взгляды и убеждения учителя, которые определяют его мировоззрение и обусловливают поведение как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Такая позиция проявляется в чувстве любви, гордости, преданности и ответственности педагога за судьбу Отечества, которое (чувство) реализуется через профессиональное самоопределение и готовность к осуществлению патриотического воспитания обучающихся.
В современном научном дискурсе позиция личности понимается как система значимых отношений человека к миру, к другим людям и к себе, основания которых образуют ценности, инициирующие, регулирующие и направляющие его жизнедеятельность. Особенности отношений личности к отдельным сферам или аспектам жизни определяют виды позиции человека, которые могут касаться различных областей: профессиональной, нравственной, гражданской и др. Например, профессиональная позиция учителя отражает его отношение к педагогической деятельности и обучающимся, нравственная позиция – приверженность определенным моральным нормам, а гражданская – активное отношение к обществу и государству. Если позиция личности представляет собой целостную, устойчивую систему отношений, то виды позиции есть функциональные или содержательные проявления этой системы в конкретных социальных или личностных сферах. Иными словами, виды позиции являются частными формами или аспектами общей позиции личности, конкретизирующими ее в различных контекстах. При этом различные виды позиции могут дополнять и уточнять друг друга. Так патриотическую позицию учителя необходимо рассматривать в аспекте его профессиональной позиции, которая по утверждению Н.Н. Борытко, будучи системой «его ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания» [1, с. 13]. Патриотическую позицию учителя также образуют отношения, которые, с одной стороны, определяют содержание его повседневной жизни – действия и поступки патриотической направленности в самых разных жизненных ситуациях, а с другой стороны – обусловливают содержание профессиональной деятельности педагога по организации патриотического воспитания обучающихся. Ценности, как осознанные и принятые человеком смыслы жизни [2, с. 26], определяют его отношения, а так как позиция есть система отношений, то можно вести речь об ее аксиологических основаниях, то есть об определяющих позицию ценностях.
По нашему убеждению, ключевым аксиологическим основанием патриотической позиции учителя является патриотизм.
Обращение к научным источникам показало, что патриотизм может быть рассмотрен в контексте философского, социологического, психологического и педагогического знания.
В философских словарях термин «патриотизм» трактуется как нравственный либо социально-политический принцип [3, с. 244; 4, с. 415], в труде по педагогической этике – как «глубоко личностное, заинтересованное отношение к Отечеству, Родине» [5, с. 97]. В работах В.К. Криворученко и Н.В. Машенцевой, Д.В. Полежаева, рассматривающих патриотизм в чисто философском и в философско-образовательном аспектах, подчеркивается связь патриотизма и духовности – духовное явление, нравственное основание жизни общества [6, с. 250], духовное становление человека [7, с. 194]. Кроме того, патриотизм предстает и как духовная, как общественная ценность. В частности, так его трактуют А.П. Подгорелый [8], Р.С. Михайлова [9], осуществляя социально-философский анализ патриотизма как ценности.
Тем самым в философском дискурсе патриотизм осмысливается как нравственный и социально-политический принцип – сознательно выбранная жизненная позиция, выражающая любовь и преданность Родине, гордость за ее достижения, стремление защищать ее интересы. Философия раскрывает патриотизм через категории долга, ответственности и личностного выбора. Он понимается как абсолютная ценность, охватывающая не только эмоциональную привязанность, но и служение общему благу, поддержание исторической памяти, культурных традиций и национального единства. Патриотизм рассматривается как фундамент идентичности личности, способствующий укреплению коллективной солидарности, не сводится лишь к чувству, но выражается через действительное поведение и готовность к самопожертвованию.
С позиции социологии патриотизм предстает как сложный, многозначный и противоречивый социальный феномен [10, с. 71].
Так М.С. Ивченкова и И.И. Буханский, представляя опыт эмпирического анализа патриотизма в современной российской социологии, определяют патриотизм как «ощущение индивидом своего вхождения в некоторое надындивидуальное единство, выполняющее идентификационную и интегративную функции и представленное в 1) отношении, т.е. эмоциональной стороне данного вхождения, 2) осознании, т.е. понимании этой идентификации как ценности, а также 3) деятельности, т.е. отстаивании ее в виде действий, направленных на защиту компонентов единства, общих для всех его членов» [11, с. 92].
А.И. Кашапова, рассматривая сущность и специфику патриотизма как социального феномена, обосновывает его роль в трансляции культуры, подчеркивая, что патриотизм являет собой специфический механизм такой трансляции и проявляется «в идеях и чувствах, способствующих объединению людей вокруг святынь и интересов, в равной степени понятных каждому и близких для всех» [12, с. 87]. Близкую точку зрения высказывает Р.И. Щукина, рассматривающая патриотизм как поликультурный феномен, содействующий эффективной консолидации современного российского общества [10, с. 70].
В работе Л.Г. Лебедевой и Л.В. Орловой патриотизм трактуется как актуальная социальная ценность российских поколений [13], в статье Е.П. Галкиной и М.И. Кадничанской патриотизм предстает как социокультурная ценность молодежи [14].
Таким образом в контексте социологического знания патриотизм предстает как социальный феномен, связанный с идентичностью, солидарностью и системами ценностей различных социальных групп, как чувство и действие в интересах Родины, как способ консолидации общества, укрепления социальной стратификации, как социальная ценность. Социология подчеркивает роль патриотизма как компонента «мы-идентичности», объединяющего людей вокруг общих символов, целей, ценностей и исторического опыта. Социологи также изучают механизмы трансляции патриотических идей и их влияние на массовое сознание, а также эмпирические показатели и индикаторы патриотических установок в обществе.
В контексте психологического знания патриотизм предстает как психическое явление. В частности, об этом пишет А.А. Шикун. Автор утверждает: «все, что связано с патриотизмом, относится к миру психических явлений, за который отвечает человеческая психика, ее сознательное и бессознательное начала» [15, с. 164] и обосновывает связь патриотизма и патриотического сознания личности, подчеркивая, что без патриотического сознания, как накопления многочисленных знаний, представлений, взглядов, суждений об отечестве, феномен патриотизма вообще не может возникнуть [15, с. 164]. В данном контексте патриотизм предстает и как ценность самосознания современного человека [16].
А.В. Юревич, напротив, полагает, что патриотизм не может быть описан только какой-то одной психологической категорией, он «предполагает комплекс таких категорий, как чувства, установки, переживания, отношения, идентификация, поведение и др.» [17, с. 9], добавим – и ценности.
Итак, в психологии патриотизм трактуется как сложное многокомпонентное психическое явление, включающее чувства, установки, идентификацию, эмоциональные переживания, мотивы, форму которых принимают ценности, а также поведенческие проявления. Это чувство глубокой привязанности к своей стране, культуре, базирующееся на психологической потребности принадлежать группе, защищать ее интересы, идентифицировать себя с ее ценностями и идеалами. Психологи особое внимание уделяют индивидуальному и коллективному патриотическому сознанию, его роли в психологическом здоровье личности и группы.
В рамках педагогического научного дискурса патриотизм рассматривается, на наш взгляд, особенно подробно, что объясняется тем, что педагогика разрабатывает и непрерывно совершенствует формы, методы, приемы, средства воспитания патриотизма у подрастающего поколения, что требует более четкой проработки данного понятия. Максимальная конкретизация, определение содержательных характеристик патриотизма позволяет педагогу-практику подбирать методы и приемы, наиболее эффективные в формировании той или иной составляющей патриотизма, а, соответственно, и патриотизма личности в целом. Именно поэтому в Большом тематическом словаре по образованию и педагогике патриотизм определяется через любовь к Отечеству, общественное сознание, гражданскую ответственность, стремление служить интересам общества [18, с. 58], развитие и становление которых в процессе патриотического воспитания и обеспечивает сформированность патриотизма. Любовь к Родине как ключевую характеристику патриотизма выделяют и Б.Т. Лихачев [19, с. 274], и В.Г. Рындак с соавторами учебного пособия по педагогике [20, с. 410–411].
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как нравственное качество человека, «которое выражается в его любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость» [21, с. 352]. В роли нравственного качества патриотизм предстает и в статье И.А. Шеина: «Патриотизм – это нравственное качество человека, выражающее чувство его привязанности к стране, в которой он родился и живет, убежденность в том, что эта страна лучшая в мире» [22, с. 33].
Анализ понятия «патриотизм» в контексте педагогического знания, представленный в работе Т.Р. Лыковой, позволил автору рассмотреть патриотизм как системное образование: патриотизм есть «многогранная система мировоззренческих взглядов, убеждений и чувств человека, связанных с любовью к Родине, уважением к своему народу, готовности к их защите и самопожертвованию во имя их процветания, преданностью и служением им в различных сферах общественно-полезной деятельности» [23, с. 782].
Кроме того, в контексте педагогического знания патриотизм предстает и как ценность. Так П.А. Поломошнов и А.Ф. Поломошнов анализируют патриотизм как педагогическую ценность [24], Е.В. Авдеенко с соавт. в рамках решения проблемы формирования гражданской позиции и патриотического мировоззрения студенчества считают патриотизм важнейшей моральной ценностью [25, с. 17].
В целом в педагогике патриотизм трактуется как важнейшее нравственное качество личности, ценность и целевая установка воспитания: формирование устойчивых чувств любви, верности, гордости за Родину, уважения к ее символам, традициям, истории и языку, готовности служить Отечеству, оберегать его достоинство, реализовывать личностный потенциал во благо общества. Важен практический аспект, заключающийся в реализации субъектами образовательного процесса патриотически ориентированного поведения.
Общим, что объединяет философию, социологию, психологию и педагогику в понимании феномена патриотизма, является его трактовка как ценности.
Необходимо отметить, что спектр научных трактовок патриотизма как ценности не ограничивается приведенными выше. В частности, в научном дискурсе патриотизм предстает как конституционная ценность современного российского общества [26], как нравственная ценность гражданского общества [27], как общечеловеческая ценность [28] и т.д. Но, что особенно важно в контексте рассмотрения патриотизма как аксиологического основания патриотической позиции учителя, это включение патриотизма в список традиционных российских духовно-нравственных ценностей [29].
Обоснуем почему патриотизм, обладая статусом ценности, может быть признан аксиологическим основанием патриотической позиции учителя.
Во‑первых, патриотизм, будучи общественной и личностной ценностью, становится важным элементом аксиосферы педагога, который воспринимает любовь и преданность Родине, гордость за ее историю, культуру и традиции не только как частное чувство, но и как обязательство, накладывающее на него нравственную и профессиональную ответственность перед обществом и будущими поколениями.
Во‑вторых, патриотизм в аксиологическом плане определяет мировоззрение учителя, задавая основу для становления его осознанной патриотической позиции. Эта позиция включает не только знание истории, традиций страны, но и глубокое личностное осмысление своего места в обществе, ответственности за приобщение молодежи к культурному и историческому наследию страны. Через собственный патриотизм учитель соединяет индивидуальные смысловые поиски с коллективными ценностями, что обеспечивает внутреннюю согласованность его профессиональных и жизненных целей.
В-третьих, патриотизм как ценность определяет структуру и содержание педагогической деятельности. Патриотическая позиция учителя при этом проявляется в выборе образовательных и воспитательных стратегий, способах формирования у обучающихся уважения к Родине, патриотической культуры, гражданской активности и социальной ответственности. Учитель реализует патриотизм не декларативно, а посредством личного примера, эмоциональной вовлеченности и готовности к диалогу, формируя у обучающихся устойчивое отношение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
В-четвертых, педагог, в ценностной сфере сознания которого патриотизм укоренен как ценность, способен эффективно транслировать молодому поколению, гражданские и нравственные смыслы патриотизма через содержание образования, методы воспитания, внеурочную деятельность.
Таким образом, патриотизм как ценность определяет аксиологический стержень патриотической позиции учителя, делает ее устойчивой, целостной и действенной, что позволяет педагогу эффективно выполнять с миссию по воспитанию обучающихся как подлинных патриотов.
Об авторах
Елизавета Юрьевна Еремеева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: liza.eremeeva.00@bk.ru
аспирант кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараОксана Константиновна Позднякова
Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный технический университет
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии; профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного
Россия, Самара; СамараСписок литературы
- Борытко Н.М. Теория и практика становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2001. 275 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
- Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Скибицкий М.М. Патриотизм // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 415.
- Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. 304 с.
- Криворученко В.К. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 249–251.
- Машенцева Н.В., Полежаев Д.В. Патриотическая установка русского менталитета: философско-образовательный аспект // Бизнес. Образование. Право. 2010. № 3 (13). С. 193–200.
- Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук: 19.00.11. М., 2004. 20 с.
- Михайлова Р.С. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества: дис. … канд. филос. наук: 19.00.11. Тверь, 2002. 181 с.
- Щукина Р.И. Патриотизм государственный и патриотизм местный // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2018. № 1. С. 69–76.
- Ивченкова М.С., Буханский И.И. Теоретические конструкты и опыт эмпирического анализа патриотизма в современной российской социологии // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15, № 2. С. 81–97.
- Кашапова А.И. Патриотизм как социальный феномен: сущность и специфика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10–1 (48). С. 85–88.
- Лебедева Л.Г., Орлова Л.В. Патриотизм как актуальная социальная ценность российских поколений // Социодинамика. 2019. № 8. С. 52–61.
- Галкина Е.П., Кадничанская М.И. Патриотизм как социокультурная ценность молодежи в условиях модернизации российского общества // Модернизационный потенциал российской молодежи: сб. науч. тр. Ульяновск: УлГТУ, 2017. С. 78–82.
- Шикун А.А. Феномен патриотизма как комплексное психическое явление и пути его формирования в условиях современного российского общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2016. № 4. С. 163–169.
- Широкова М.А. Патриотизм как ценность самосознания современного человека // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. 2020. № 13. С. 127–130.
- Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. С. 5–21.
- Патриотизм // Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. С. 58.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. 528 с.
- Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 519 с.
- Шеин И.А. О патриотизме русской армии в войнах начала XX в. // Военный академический журнал. 2021. № 1 (29). С. 33–43.
- Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. 2013. № 11–4. С. 778–782.
- Поломошнов П.А., Поломошнов А.Ф. Патриотизм как педагогическая ценность // Современные научные исследования в АПК: актуальные вопросы, достижения и инновации: мат-лы всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (Персиановский, 22 декабря 2022 г.). В 3 т. Т. III. Персиановский: Донской ГАУ, 2022. С. 74–79.
- Авдеенко Е.В., Перевозчикова Л.С., Черноусова И.Д. Формирование гражданской позиции и патриотического мировоззрения студенчества как приоритетная задача молодежной политики в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2024. № 7 (123). С. 15–23.
- Бурнацева З.М. Патриотизм как конституционная ценность современного российского общества // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». Вып. 58. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2021. С. 491–493.
- Егоров В.В. Патриотизм как нравственная ценность гражданского // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1, № 31. С. 302–304.
- Пиняева Т.Н. Патриотизм как общечеловеческая ценность // Вестник Мордовского университета. 2008. Т. 18, № 3. С. 111–112.
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру. https://base.garant. ru/405679061.
Дополнительные файлы
