Организация проектной деятельности учащихся по предмету «английский язык» в общеобразовательной организации
- Авторы: Кулаева О.А.1, Бондарь Л.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 2 (2023)
- Страницы: 277-280
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/607373
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122313
- ID: 607373
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по предмету «Английский язык» в общеобразовательной организации. Несмотря на многочисленные труды и популяризацию данного вида деятельности, для современного учителя английского языка существует ряд сложностей как на уровне организации, так и на уровне реализации проектной деятельности по предмету. Важным фактором, определяющим успех учебно-исследовательской деятельности, является исследовательская и учебная мотивация не только обучающихся, но и учителя. Для определения трудностей, с которыми сталкивается учитель или заведующий учебной частью, курирующий данный вопрос, авторами статьи был создан и проведен опрос двух педагогических коллективов. Результаты опроса были проанализированы. Авторами предлагается алгоритм организации и реализации проектной деятельности в общеобразовательной организации. Авторы делают Выводы, что учитель и ученик должны иметь четкое представление о том, что такое проект, что им необходимо делать и какое поощрение их ждет в случае, если проектный продукт будет соответствовать всем критериям качества. Статья может быть интересна начинающим учителям, заведующим методическими объединениями, заместителям директоров, которые курируют учебно-исследовательскую и проектную деятельность по предметам.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время в образовательной среде особое место занимают прогрессивные и инновационные технологии, методики и виды деятельности, способствующие подготовке конкурентоспособных, креативных, адаптивных и гибких в применении своих компетенций выпускников, обладающих необходимыми личностными характеристиками для успешного функционирования в постоянно изменяющемся мире [1, с. 6]. Однако использование данных техник в общеобразовательных организациях затруднено в связи с возрастными и психологическими особенностями учеников [2, с. 16–18]. Тем не менее подобная практика нашла свое отражение в контексте проблемного обучения, представленного проектной деятельностью [3, с. 5; 4].
Проектная деятельность – это «способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [5, с. 4].
В обновленном ФГОС в 2021 году появляется новое определение: «проектная деятельность» изменено на «учебно-исследовательская и проектная деятельность». Программа должна обеспечивать формирование навыка участия в различных формах организации данной деятельности, в том числе в творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях [6; 7].
Данный вид деятельности признается одним из самых эффективных и результативных в образовательном пространстве, так как деятельностный подход, лежащий в его основе, способствует сокращению пробела между школьным образованием и реальной жизнью, всестороннему развитию ученика, повышению мотивации к учению, а также самосознанию и самореализации учащегося [8, с. 25; 9, p. 40].
Однако, несмотря на множество положительных сторон, которые имеет проектирование, организация проектной деятельности, являясь трудоемким процессом как для преподавательского состава, так и для органов управления общеобразовательных учреждений, нередко игнорируется, вследствие чего в некоторых школах, гимназиях и лицеях проектная деятельность либо отсутствует, либо используется минимально, применяясь в урочное время и являясь формой мониторинга успеваемости учащихся [10]. Данная проблема является наиболее актуальной в сфере преподавания иностранных языков, и в частности английского [11].
Проведение опроса
Для того чтобы убедиться в вышеперечисленных выводах или опровергнуть их, был создан и проведен опрос по теме «Проектная деятельность по английскому языку», включающий в себя вопросы как о действиях преподавательского состава, трудностях, с которыми сталкиваются учителя, так и о наличии или отсутствии условий, необходимых для введения проектирования в процесс освоения английского языка учащимися общеобразовательных организаций. Данный опрос содержит рабочее определение и 25 вопросов с различными ответными формами (с одиночным и множественным выборами и текстовым ответом).
Опрос, созданный и распространенный с помощью онлайн-платформы «Survio», был пройден 30 учителями английского языка, работающими в общеобразовательных организациях города Самары, включая сотрудников ЧОУ Лицей № 1 «Спутник» и ГБОУ СО «Гимназия № 1 (Базовая школа РАН)».
После анализа результатов было выявлено, что только 50% учителей английского языка реализуют проектную деятельность в профессиональной сфере в связи с тем, что организация и курирование создания проекта является достаточно времязатратной и кропотливой работой.
Так, несмотря на то, что в процессе проектирования роль учителя изменяется и вместо транслятора готового знания он становится консультирующим и контролирующим органом, деятельность педагога не ограничивается курированием проектной деятельности [12]. Помимо помощи учащимся во время создания проекта, учитель подбирает формат работы, при выборе отталкиваясь от интересов учеников, их возрастной категории и степени освоения языка. Кроме того, тематику будущего исследования также выбирает педагог, принимая во внимание не только увлечения учащихся, но и собственные возможности. Учащимся же предоставляется список тем, из которых они могут выбрать интересующие именно их. Тематические направления могут быть различными, однако учителя английского языка чаще всего выбирают лингвострановедение [13, с. 76], так как изучение тем, объединенных в данное направление, способствует развитию социокультурной компетенции у учащихся, что невозможно сделать на уроке английского языка из-за нехватки времени. Более того, педагоги предоставляют учащимся примерный список литературы, примеры выполнения проекта и критерии его оценивания [14; 15] Также, при необходимости, учителя взаимодействуют с родителями учащихся, разрабатывающих проект [16].
Помимо этого, существует еще ряд причин, почему учителя английского языка предпочитают не использовать проектную деятельность в своей практике. Подобными факторами являются неосведомленность учителей, нехватка часов, наличие проблем, связанных со знаниями и умениями учеников и отсутствием мотивации как у учащихся, так и у преподавательского состава.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является сложным видом работы не только для учеников, которые создают проект, но и для педагогов, курирующих их разработку. Как и учащиеся, учителя могут столкнуться с затруднительными либо проблемными ситуациями, с которыми не всегда могут справиться самостоятельно, а потому им может понадобиться помощь методиста или другого учителя, имеющего больший опыт в данной сфере.
Для того чтобы подобные ситуации возникали реже или же не возникали вовсе, администрации общеобразовательных организаций могут принять ряд мер, предупреждающих появление трудностей в процессе реализации проектной деятельности.
Алгоритм подготовки, организации и реализации проектной деятельности
Так, на основе результатов опросника может быть разработан следующий алгоритм действий заведующего учебной частью, администрации школы по организации условий для реализации проектной деятельности учителями английского языка:
1) создание условий и среды для внедрения проектной деятельности в общеобразовательных организациях (рис. 1);
Рисунок 1 – Действия по созданию условий и среды для реализации проектной деятельности
2) усовершенствование системы вознаграждения учителей и учеников, реализующих проектную деятельность;
3) разработка и внедрение сопроводительной документации (рис. 2);
Рисунок 2 – Сопроводительная документация, необходимая для реализации проектной деятельности
4) привлечение внешних специалистов – подписание договоров о сотрудничестве с различными организациями (рис. 3);
Рисунок 3 – Роли участников проекта при наличии приглашенного специалиста [17, с. 124; 18, с. 187]
5) контроль за проведением проектной деятельности; организация необходимых мероприятий (рис. 4);
Рисунок 4 – Действия по организации и курированию проектной деятельности
6) организация мониторинга сформированности знаний, умений и навыков у учащихся и последующего обсуждения результатов;
7) организация банка тематических направлений проектной и исследовательской деятельности.
Выводы
Все вышеперечисленные действия необходимы для того, чтобы и учитель, и ученик имели четкое представление о том, что такое проект, что им необходимо делать и какое поощрение их ждет в случае, если проектный продукт будет соответствовать всем критериям качества, – все это станет мотивацией, являющейся движущей силой. Кроме того, создание комфортных условий работы для учителей будет подталкивать их к использованию проектной деятельности в своей практике, что поспособствует не только всестороннему развитию ученика, но и повышению квалификации педагога.
Об авторах
Ольга Александровна Кулаева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga-kulaeva@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации
Россия, СамараЛюдмила Сергеевна Бондарь
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: milaonil@mail.ru
студент факультета иностранных языков
Россия, СамараСписок литературы
- Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю., Косолапова Н.А. Организация проектной деятельности: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016. 146 с.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. 44 с.
- Knoll M. «I had made a mistake»: William H. Kilpatrick and the project method // Teachers College Record. 2012. Vol. 114, iss. 2. P. 1–45. doi: 10.1177/016146811211400202.
- Barge S. Principles of problem and project based learning. The Aalborg PBL model. Harvard University Press, 2010. 24 p.
- Редько С.Г., Голубев С.А., Цветкова Н.А., Итс Т.А., Сурина А.В. Основы проектной деятельности: учеб. пособие. СПб., 2018. 84 с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902254916.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs. cntd.ru/document/607175848.
- Основы проектной деятельности: учеб.-метод. пособие / сост. И.М. Дудина. Ярославль: ЯрГУ, 2019. 28 с.
- Bell S. Project-based learning for the 21st century: skills for the future // The Clearing House: a Journal of Educational Strategies, Issues, and Ideas. 2010. Vol. 83, iss. 2. P. 39–43. doi: 10.1080/00098650903505415.
- Белова Т.А. Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10 (112). С. 153–156.
- Домбровская И.В. Проектная деятельность в практике обучения профессиональному английскому языку: возможности и ограничения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 132–137.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие / под ред. Е.Я. Когана. Самара: Изд. дом «Федоров», 2006. 176 с.
- Кулаева О.А., Бондарь Л.С. Изучение лингвистических и лингвокультурных особенностей названий пабов в Великобритании на уроке английского языка // Поволжский педагогический вестник. 2022. Т. 10, № 2 (35). С. 76–81.
- Саранина И.И. Критерии самооценивания в проектной деятельности учащихся при изучении иностранного языка // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2013. № 1. С. 22–26.
- Harris M., McCann P. Assessment. Hong Kong: Macmillan Heinemann, 1994. 96 p.
- Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие: монография. М.: Вузовский учебник, 2015. 208 с.
- Кулаева О.А. Комфортная среда частного образовательного учреждения // Поволжский педагогический вестник. 2021. Т. 9, № 3 (32). С. 123–126.
- Кулаева О.А. Становление юного исследователя: среда, условия, мотивация // От учебного проекта к исследованиям и разработкам: междунар. конф. по исслед. образованию школьников (Москва, 23–26 марта 2020 года). М.: Научно-техническая ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2020. С. 185–192.
Дополнительные файлы
