Student science at Samara State University of Social Sciences and Education: results and prospects

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Research activity of students is one of the main directions of scientific activity of the university. Student Scientific Society of the Samara State Social and Pedagogical University (hereinafter referred to as SSS SSPU) (curator - Candidate of Philology, Associate Professor A.V. Gritskova, Chairman - 5th year student of the Faculty of Natural Geography A.F. Pavlov) today unites more than 1350 students , which is about a third of the students. The collectives of the student scientific society formed at the faculties and interfaculty departments have achieved significant success and a high level of scientific research in various fields of knowledge. The activities of the student scientific society are provided by highly qualified teaching staff of scientific advisers.

Full Text

Научно-исследовательская деятельность студентов является одним из основных направлений научной деятельности университета. Студенческое научное общество СГСПУ (далее – СНО СГПУ) (куратор – кандидат филологических наук, доцент А.В. Грицкова, председатель – студент 5 курса естественно-географического факультета А.Ф. Павлов) сегодня объединяет более чем 1350 студентов, что составляет около трети обучающихся. Сложившиеся на факультетах и межфакультетских кафедрах коллективы студенческого научного общества добились значительных успехов и высокого уровня научных исследований в различных областях знаний. Деятельность студенческого научного общества обеспечивается высококвалифицированными педагогическими кадрами научных руководителей.

За прошедшие 5 лет (2014–2018 гг.) с момента реорганизации системы управления деятельностью студенческого научного общества и его структуры произошел ряд положительных изменений. Во многом решены задачи, поставленные Ученым советом университета перед студенческим научным обществом и факультетами в 2014 году: студенты более активно принимают участие в конкурсах научных работ (как внутривузовских, так и внешних); существенно повысилась публикационная активность студентов (количество статей возросло в 2,2 раза; число статей, изданных за рубежом, возросло в 2,8 раз); регулярно проводятся обучающие семинары; в организации научной деятельности появились новые формы – вебинары; усовершенствована структура студенческого научного общества.

Анализ научно-исследовательской работы студентов на факультетах показал, что она интенсивно ведется в рамках исследований научных школ и кафедральных научных тем. Основными формами этой деятельности являются участие в научных конференциях, семинарах, выставках всех уровней, публикация научных статей, участие в конкурсах на лучшую студенческую научную работу, подача заявок, участие в реализации научных грантов и др. Студенческое научное общество плодотворно сотрудничает с областным студенческим научным обществом, что выражается в активном участии наших студентов в областных научных мероприятиях.

Успехи научно-исследовательской работы студентов позволяют вполне обоснованно считать, что традиции научных школ СГСПУ успешно продолжаются в студенческой науке.

Традиционными показателями эффективности научно-исследовательской работы студентов являются следующие наукометрические показатели: количество докладов студентов на научных конференциях, семинарах и т.п. всех уровней; экспонаты, представленные на выставках; научные публикации студентов (российские, зарубежные, а также опубликованные без соавторов – работников вуза); количество работ, поданных на конкурсы на лучшую студенческую научную работу; научные мероприятия, организованные вузом, такие как конкурсы на лучшую НИР студентов, студенческие научные конференции, выставки студенческих работ; количество медалей, дипломов, грамот и премий, полученных студентами на конкурсах на лучшую научную работу и на выставках; заявки на объекты интеллектуальной собственности; охранные документы, полученные студентами на объекты интеллектуальной собственности; коммерциализация интеллектуальной собственности студентов; студенческие проекты, поданные на конкурсы грантов; количество грантов, выигранных студентами; стипендии Президента РФ, Правительства РФ, именные стипендии; объем средств, направленных на финансирование НИРС (в том числе хоздоговорная деятельность).

Достижение перечисленных выше показателей, по нашему мнению, свидетельствует об эффективности вуза в организации научно-исследовательской работы студентов. Особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов, с одной стороны, напрямую обусловлены самими показателями эффективности, с другой – теми внешними и внутренними (внутривузовскими) условиями, в которых эта деятельность осуществляется. Ретроспективный анализ требований Министерства науки и высшего образования РФ к результатам студенческой науки показывает отсутствие за последние 5 лет изменений этих требований: все вышеперечисленные значимые показатели сохранились, новые не добавились. Однако изменения произошли в той ситуации, в которой вуз сегодня организует научно-исследовательскую работу студентов, причем они коснулись как внешних, так и внутренних условий.

Важным изменением, которое мы относим к внутренним, стало изменение контингента обучающихся в СГСПУ. При сопоставлении числа обучающихся в СГСПУ в 2012/2013 учебном году с 2018/2019 учебным годом отмечаем его снижение на 23%. Такое значимое уменьшение (на четверть) не может не отразиться на количественных результатах научно-исследовательской деятельности студентов. Дальнейший анализ показывает увеличение в 7 с лишним раз числа магистрантов (15% от всего контингента, а именно 476 обучающихся в 2018/2019 учебном году / 65 в 2012/2013 в учебном году). При этом следует отметить, что только 12% магистрантов обучаются на очной форме обучения, а 88% на заочной и очно-заочной, что, на наш взгляд, не позволяет полноценно вовлечь последних в научно-исследовательскую работу наравне с обучающимися очно. Еще одним существенным изменением стало уменьшение на 20% числа обучающихся очно бакалавров и специалистов – тех, кто традиционно более активен в научно-исследовательской деятельности. Считаем, что такое количественно-качественное изменение контингента должно по разным причинам отразиться на результативности НИРС, приводя к повышению одних показателей и к снижению других.

Произошло изменение внешних по отношению к вузу условий организации научно-исследовательской работы студентов. Все больше студенческих научных конкурсов, грантов, стипендий и других видов государственной и негосударственной поддержки создаются и проводятся для представителей технических специальностей. Это прямой результат вступления в силу Указа Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». В редакции этого Указа от 16.12.2015 № 623 утвержден следующий перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование, робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Вступление в силу данного Указа привело к росту числа конкурсов и стипендий по данным направлениям. Многие студенты (в том числе и обучающиеся в СГСПУ) независимо от направления своей профессиональной подготовки могли бы претендовать на получение стипендий по приоритетным направлениям, так как проводят соответствующие научные исследования. Однако условия получения стипендий не позволяют нашим студентам претендовать на них по той причине, что вуз не готовит студентов по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям.

Рассматривая ситуацию в Самарской области, отметим, что поддержка студенческой науки определяется спецификой ведущих региональных вузов. В Самарской области приоритетную поддержку получают Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва и два опорных вуза – Самарский государственный технический университет и Тольяттинский государственный университет.

Охарактеризовав актуальные условия, в которых вуз сегодня организует научно-исследовательскую работу студентов, далее остановимся на результатах этой работы. Рассмотрим те результаты, которые претерпели изменения за пять прошедших лет (с 2012/2013 по 2018/2019 учебный год).

Уменьшилось количество студенческих докладов на научных конференциях, семинарах разных уровней с 1356 докладов в 2013 году до 925 докладов в 2018, что сопоставимо с общим уменьшением контингента обучающихся в СГСПУ. Большая часть этих докладов – доклады внутривузовского уровня, в частности, на ежегодной конференции «День науки». Однако число докладов на научных мероприятиях международного, всероссийского и регионального уровней возросло со 126 в 2013 году до 150 докладов в 2018. Такой рост мы объясняем существенным увеличением числа магистрантов, обучающихся в СГСПУ, чье образование позволяет им проводить научные исследования на более высоком уровне.

По итогам 2018 года можем отметить существенное увеличение количества научных публикаций студентов. В 2013 г. было опубликовано 148 студенческих научных работ, в 2018 г. – 335. Такое значительное повышение публикационной активности в 2 с лишним раза мы связываем с действием нескольких причин. Одной из причин мы видим эффективную работу научных руководителей, заместителей деканов по НИР, куратора СНО. Другой причиной является внедрение системы оплаты труда научно-педагогических работников СГСПУ по эффективному контракту, в котором предусмотрены баллы за руководство изданной студентом научной статьи. Еще одной причиной является повышение требований к претендентам на получение стипендий за научную деятельность, в частности, требований к количеству научных публикаций. Однако самой важной причиной считаем изменение контингента обучающихся в СГСПУ, а именно увеличение в 7 раз количества магистрантов. Согласно утвержденному в СГСПУ Положению о государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, магистрант за период обучения должен опубликовать по теме магистерской диссертации не менее 2 научных работ. Следование данному правилу автоматически привело к существенному повышению публикационной активности.

Лидером по числу студенческих публикаций в 2018 году стал естественно-географический факультет, чьи студенты опубликовали 130 статей. Хорошо публикуются студенты факультета математики, физики и информатики, исторического факультета, факультета иностранных языков. Магистранты исторического факультета даже имеют публикации в журналах, индексируемых в авторитетных базах Scopus и Web of Science, что свидетельствует о высоком научном уровне проводимых ими исследований.

Однако такой рост числа публикаций имеет и обратную сторону. Студенты в погоне за количеством публикуют статьи в так называемых «мусорных» или «хищнических» журналах, которые не рецензируются и не размещаются в РИНЦ. Крайне мало студенты публикуются в журналах, входящих в перечень ВАК. Как итог – дефицит студентов, которые могут претендовать на получение стипендий Президента РФ и других стипендий за научные достижения.

Одной из форм поддержки студенческой научной деятельности в СГСПУ является проведение научно-исследовательской частью вуза ежегодного (начиная с 2013 года) конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу. Отмечая рекордное число заявок на участие в 2018/2019 учебном году – было подано 12 студенческих работ, – все же считаем, что активность студентов невысока. Все участники конкурса обучаются на программах бакалавриата. Студенты-магистранты игнорируют участие в указанном конкурсе, хотя их более высокий образовательный уровень позволяет им претендовать на призовые места. В 2018/2019 учебном году 7 заявок было подано от студентов факультета иностранных языков. За призовые места в конкурсе победители награждаются почетными грамотами, а также получают дополнительные 3 балла, которые учитываются в рейтинге при назначении внутривузовской повышенной стипендии.

В апреле 2019 года были подведены итоги очередного конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов 2018/2019 учебного года. Определились победители: 1-е место разделили А.Ф. Павлов (5 курс естественно-географического факультета) и А.Ю. Фадеева (2 курс филологического факультета). 2-е место заняли Е.Д. Малахова (5 курс факультета иностранных языков) и А.А. Софина (5 курс факультета начального образования). Ю.С. Липатова (2 курс факультета культуры и искусства) и П.А. Нижегородова (5 курс факультета иностранных языков) разделили 3-е место.

Студенты СГСПУ также принимают активное участие в научных конкурсах, выставках, проходящих как в Самарской области, так и за ее пределами. В 2013 г. медалей, дипломов, грамот, премий и т.п., полученных на конкурсах на лучшую научную работу и на выставках, было получено 65, а в 2018 г. – 39. То есть за прошедшие 5 лет уменьшилось число научных достижений, отмеченных наградами, на 40%. Эта цифра выше, чем процент уменьшения числа студентов (контингент уменьшился на 23%). Еще одной причиной снижения количества достижений мы считаем меньшее число научных конкурсов, грантов, стипендий и других видов государственной и негосударственной поддержки, проводимых для представителей гуманитарных специальностей. О такой ситуации в поддержке студенческой науки как в России, так и в нашем регионе мы уже писали чуть выше.

Отметим и отдельные достижения наших студентов в прошедшем учебном году. Проект «Робот-поводырь», разработанный А.В. Жметко и М.А. Багдасарян – студентками 4 курса факультета математики, физики и информатики СГСПУ – занял III место в России в конкурсе «Доступная среда» на Международной олимпиаде в сфере информационных технологий «IT-Планета 2018/19». Разработка «Робот-поводырь» выполнена на кафедре информатики, прикладной математики и методики их преподавания под научным руководством к.т.н., доцента А.Н. Чеснокова.

Студентка 5 курса филологического факультета П.П. Иванова под руководством профессора Е.П. Иванян заняла второе место в номинации «Шагни в мир науки» на Всероссийской педагогической универсиаде по русскому языку «Великий, могучий», посвященной 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. А в мае 2019 года П.П. Иванова стала победителем Всероссийской студенческой олимпиады по методике преподавания русского языка, прошедшей в Ижевске, за разработку авторского курса по русскому языку в школе. Авторский курс П.П. Ивановой уже прошел апробацию в школе села Кротовка Самарской области.

Студенты 4 курса естественно-географического факультета М.Ю. Рубинова, С.О. Роднова, Д.С. Сидорова получили дипломы за 1, 2 и 3 места соответственно на XII Международном конкурсе научно-исследовательской деятельности студентов «Эффективный молодой исследователь» (г. Владивосток). Работы, представленные на конкурс, были выполнены под руководством к.п.н., доцента И.В. Наливайко.

Студентка 5 курса факультета начального образования М.В. Иванова стала лауреатом Конкурса лучших студенческих социальных проектов, прикладных исследований, практик развития семейных сообществ Приволжского федерального округа 25 марта 2019 года (г. Нижний Новгород).

Студентка 4 курса факультета иностранных языков Ю.Д. Брагина завоевала 1 место на XV Международной научно-практической конференции «European Scientific Conference» (г. Пенза, 5 мая 2019).

Студентка 5 курса исторического факультета К.В. Беляева успешно выступила с докладом «Японская военная разведка в 1921–1945 в американской историографии» на XXII Международной научной конференции «Отечественные и зарубежные спецслужбы: история и современность. Исторические чтения на Лубянке», организованной Обществом изучения истории отечественных спецслужб (Москва, 6–7 декабря 2018 года). По итогам конференции К.В. Беляева принята в члены Российского общества историков ФСБ. Доклад был подготовлен под руководством д.и.н. С.О. Буранка.

Важным показателем результативности научно-исследовательской деятельности вообще и студенческой в частности является наличие результатов интеллектуальной деятельности, имеющих государственную регистрацию и (или) правовую охрану в Российской Федерации или за ее пределами. В 2013 году по данному показателю вуз не имел результатов. На сегодняшний день мы можем представить патент на изобретение № 2618579 «Подъемно-транспортное устройство», полученный в мае 2017 года. Авторы изобретения – В.Н. Аниськин, Т.В. Добудько, О.Д. Мочалов, В.И. Пугач, А.Н. Чесноков, С.В. Епифанов. На момент подачи заявки в Роспатент С.В. Епифанов являлся студентом факультета математики, физики и информатики. Начало положено, надеемся, вскоре появятся и другие изобретения, которые СГСПУ сможет оформить как изобретения, полезные модели и т.п. Одним из способов повышения числа студенческих патентов является более активная грантовая деятельность. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый грант своим итогом имел «патентопригодный» научный продукт.

Важнейшей формой научно-исследовательской деятельности как преподавателей, так и студентов является реализация этой деятельности посредством выполнения грантов, предоставляемых на конкурсной основе такими научными фондами, как Российский научный фонд (РНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) и другими. Также финансирование научных исследований возможно получить на конкурсной основе посредством выполнения государственного задания в сфере научной деятельности напрямую от Министерства науки и высшего образования РФ.

К сожалению, большая часть конкурсов РНФ и РФФИ недоступна для студентов, обучающихся по программам бакалавриата, так как, по условиям фондов, заявки могут подавать ученые, имеющие высшее образование. То же самое касается и государственных заданий в сфере научной деятельности. Подача заявки на выполнение государственного задания предполагает высокий научный уровень, ученую степень и наличие публикаций в журналах, входящих в международные базы Scopus и Web of Science. Такие высокие требования исключают и магистрантов из числа возможных заявителей. Однако участие в этих грантах и в выполнении государственных заданий для студентов все же возможно в качестве исполнителей, так как большая часть конкурсов в качестве обязательного условия требует участия студентов. В то же время магистранты могут подавать и самостоятельные заявки на выполнение грантов РНФ и РФФИ, однако, к сожалению, на данный момент в университете нет такого опыта.

Студентам также следует обратить внимание и на гранты Фонда содействия инновациям. Часть грантов этого фонда специально разработана для студентов. Например, программа «УМНИК» ежегодно проводится в Самарской области Фондом содействия инновациям. Эта программа направлена на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей, а принять участие в конкурсе могут физические лица в возрасте от 18 до 30 лет. Студенты СГСПУ регулярно принимают участие в отборочных мероприятиях этого конкурса.

Министерство образования и науки Самарской области ежегодно проводит конкурс «Молодой ученый», в котором могут принимать участие как студенты (обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры) и аспиранты, так и молодые ученые. Конкурс проводится по трем направлениям: гуманитарные и общественные науки, естественные науки, технические науки. По итогам конкурса 2019 года 4 представителя СГСПУ стали победителями: М.А. Бурыгин (исторический факультет; тема научной работы «Изучение мезолита лесостепного Поволжья на основе исследования опорного памятника – Кочкари I»), А.С. Кудашов (исторический факультет, тема научной работы «Ранненеолитическая керамика Среднего лесного Поволжья»), Д.А. Нестеров (исторический факультет, за цикл научных работ на тему «Колониальный опыт европейских держав и американское экспертное сообщество в 1961–1975 годах»), А.С. Яицкий (естественно-географический факультет, за цикл научных работ на тему «Адаптивное поведение жесткокрылых насекомых как следствие трансформации природной среды Самарской области»).

По итогам 2017/2018 учебного года два студента СГСПУ получают стипендию Правительства Российской Федерации: А.Ф. Павлов, студент 5 курса естественно-географического факультета, и М.А. Ильичева, студентка 5 курса филологического факультета. К сожалению, на стипендию Президента Российской Федерации в 2018 году никто не прошел, так как не нашлось кандидатуры, удовлетворявшей высоким требованиям: статьи в журналах, входящих в перечень ВАК, участие в международных научных конференциях, победы в конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других научных, научно-технических и творческих конкурсных мероприятиях. А также претендент должен быть отличником или хорошистом за все годы обучения в вузе. Последний раз студент СГСПУ получал стипендию Президента Российской Федерации в 2015 г. Факультетам необходимо активизировать подготовительную работу по поиску/подготовке претендентов на получение стипендии Президента Российской Федерации. Необходимо учитывать, что данная стипендия может быть назначена даже студентам, обучающимся на заочной и очно-заочной формах обучения.

Наши студенты активно участвуют в областных конкурсах на получение именной стипендии Губернатора Самарской области и именной стипендии им. П.В. Алабина за успехи в научной деятельности. Ежегодно мы подаем 20–25 заявок. В 2017 году изменились правила получения стипендии Губернатора Самарской области. Теперь на её получение могут претендовать только студенты 1–2 курсов, зарегистрированные в областной системе «Полет», что ограничивает число потенциальных претендентов. Эта трудность не раз обсуждалась на координационном совете в областном министерстве образования и науки. 25 апреля 2019 года проректор по НИР А.И. Репинецкий выступил на заседании комитета по образованию и науки Самарской губернской думы, где обсуждалась реализация программ «Взлет», «Полет», «Орбита», с критическими замечаниями и предложениями по реформированию системы оценки студенческих работ. Предложения СГСПУ были поддержаны и другими вузами. На данный момент вопрос остается в стадии обсуждения. По вышеуказанным причинам в осеннем семестре 2018/19 учебного года стипендиатами стипендии Губернатора Самарской области стали всего 5 студентов СГСПУ, а в весеннем семестре мы смогли подать только 2 заявки. Это обстоятельство ставит перед научно-педагогическими работниками университета задачу активнее подключиться к программе «Взлет».

Говоря о новых формах управления научно-исследовательской работой студентов, необходимо отметить положительный опыт некоторых факультетов, на которых были открыты и проведены первые занятия так называемых «школ СНО».

Школа СНО – подготовка старшекурсниками студентов младших курсов по вопросам организации грантовой поддержки, различных стипендиальных конкурсов и студенческих научных конференций, а также по написанию и публикации статей. Председатели СНО на естественно-географическом факультете, факультете математики, физики и информатики, факультете психологии и специального образования уже провели собрания и семинары со студентами младших курсов с целью их ознакомления с Положением о СНО, его структурой, целями и задачами, направлениями деятельности. Старшекурсники обучали студентов младших курсов, как составлять электронное портфолио, как отсеивать «мусорные» конференции и журналы, как правильно оформлять документы на стипендию.

Деятельность школ СНО активизирует деятельность студентов старших курсов, магистрантов и руководителей научных кружков. Это должно стать хорошим подспорьем для деканов и заместителей деканов по НИР не только в информировании студентов, но и в подготовке документов при проведении научных конференций, конкурсов и олимпиад, в организации студенческого самоуправления.

Подводя итоги совершенствования системы управления научно-исследовательской работой студентов за прошедшие пять лет, наряду с положительными изменениями, отметим и ряд актуальных проблем и трудностей. К ним мы относим недостаточный уровень грантовой деятельности студентов; низкую публикационную «грамотность» студентов; недостаточное финансирование НИРС как со стороны вуза, так и из областного бюджета и на государственном уровне в целом; слабое привлечение студентов к деятельности научно-исследовательских лабораторий вуза.

Для решения обозначенных трудностей необходимо активизировать грантовую деятельность студентов. Это необходимо сделать в нескольких направлениях: во-первых, путем включения студентов в качестве исполнителей в гранты преподавателей; во-вторых, активнее вовлекать студентов в участие в областных, региональных, всероссийских конкурсах грантов; в-третьих, привлекать больше магистрантов в грантовую деятельность, направляя их на самостоятельную подачу заявок в фонды РФФИ и РНФ.

Необходимо систематически повышать публикационную грамотность студентов, информируя их о требованиях научных журналов к оформлению и содержанию научных статей, о правилах подготовки, подачи и приема рукописей, о возможностях поиска рецензируемых научных журналов, подходящих для опубликования. Студенты должны знать о «мусорных» или «хищнических» журналах, которые не рецензируются и не размещаются в РИНЦ, о том, как избежать публикации в таких журналах. Одной из эффективных мер может стать практика публикации статей в соавторстве с научным руководителем.

Остается актуальной задача усовершенствования формы работы студенческого научного общества на факультетах, – возможно, посредством создания на факультетах школ СНО. Необходимо распространить положительный опыт некоторых факультетов, начавших в 2019 году работу по созданию школ СНО.

Руководителям научно-исследовательских лабораторий СГСПУ необходимо больше привлекать студентов к исполнению различных видов научно-исследовательских работ, а для решения этой задачи организовывать научные кружки на базе лабораторий.

Студенческому научному обществу необходимо активнее использовать социальные сети (вузовские) для взаимодействия со студентами и оповещения их о научных мероприятиях. Опыт такого взаимодействия с активом СНО также уже имеется на всех факультетах. Говоря об использовании новых форм взаимодействия администрации вуза со студенческим научным обществом, отметим и новый опыт научно-исследовательской части вуза по проведению вебинаров для студентов по оформлению заявок на получение грантов. Необходимо продолжить практику проведения внутривузовских вебинаров, с помощью которых возможно повышать публикационную грамотность студентов, обучать работе в электронных библиотечных системах, базах данных научных журналов.

×

About the authors

Dmitriy Victorovich Ivanov

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: ivanov@pgsga.ru

candidate of psychological sciences, associate professor, head of Scientific Department

Russian Federation, Samara

Anna Vladimirovna Gritskova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: gritskova@pgsga.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Samara

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Ivanov D.V., Gritskova A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies