The model of primary education bachelors training for the development of students’ ability to predict

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Formation of prospective primary education teachers’ readiness towards the development of universal educational activities, including forecasting, is an urgent problem of modern pedagogical science. Orientation of primary education program on the achievement of metasubject results requires a revision of prospective teachers’ training. The problem of bachelors’ training for the ability to predict development in pupils remains open to theoretical understanding and experimental study. This paper presents a developed model of primary education bachelors’ training for the development of students’ ability to predict based on competence-based and task-based approaches. Competencies components such as knowledge, abilities, skills and personal characteristics are described in the paper as a result of bachelors’ education. The authors concretize and clarify professional competencies of prospective teachers from educational standard of higher education, which are necessary and sufficient for bachelors’ training in the framework of the considered problem. The aim of the model and its organizational unit are described, organizational, pedagogical and methodological terms of bachelors’ training and the ways of their realization in the learning process are presented (methods and forms of educational process organization, based on practice-oriented learning and professional experience). The paper shows that the developed model represents an integrated process of prospective primary school teachers’ training for development of students’ ability to predict.

Full Text

Проблема формирования у младших школьников умения прогнозировать является одной из сложных и до настоящего времени не получивших достаточно полного и всестороннего освещения. Однако от того, насколько интенсивно будет формироваться умение прогнозировать в школьном возрасте, будут зависеть так необходимые сегодня такие качества личности, как умение мыслить, делать верный выбор, ставить цель и намечать план по ее достижению. Успешное решение обозначенной проблемы возможно только при соответствующей подготовке педагогов, способных и готовых формировать у младших школьников умение прогнозировать. Данное обстоятельство актуализирует поиск эффективных путей и средств подготовки бакалавров к формированию у младших школьников умения прогнозировать в процессе обучения предметному содержанию.

В силу своей значимости выявленная проблема рассматривается по целому комплексу направлений: вопросы вероятностного прогнозирования (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков [1] и др.), необходимость оптимизации и модернизации высшего педагогического образования (В.И. Загвязинский [2], В.А. Сластенин, Л.С. Подымова [3], А.Л. Бусыгина, Н.Г. Кочетова [4] и др.); пути формирования профессиональной готовности педагога к работе с младшими школьниками (Г.М. Коджаспирова [5] и др.); необходимость подготовки бакалавров педагогического образования и учителей к реализации федеральных государственных стандартов (А.Г. Асмолов [6], А.А. Вендина, К.А. Киричек, В.В. Малиатаки [7] и др.). Особый интерес в исследовании рассматриваемой нами проблемы представляют работы Л.А. Регуш [8], М.А. Артемовой [9], Н.Н. Осиповой [10], О.В. Кузнецовой [11], И.Г. Одоевцевой [12], Н.Ф. Соколовой [13], Ю.П. Строкова [14], поскольку прогнозирование в них представлено как умственное действие обучающихся.

Однако, несмотря на несомненную теоретическую и прикладную значимость проведенных исследований, следует отметить, что проблема подготовки бакалавров к формированию у младших школьников умения прогнозировать остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения, поскольку сложившаяся информационно-прагматическая система обучения в педагогическом вузе не ориентирована в достаточной мере на эффективное разрешение этой проблемы. В этой связи в качестве цели исследования нами была определена разработка модели подготовки бакалавров к формированию у младших школьников умения прогнозировать.

Организационно-функциональная модель подготовки бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать разработана нами на основе компетентностно-ориентированного и задачного подходов. Все блоки модели взаимосвязаны и взаимообусловлены. В качестве системообразующей связи выступает единая учебная задача: овладение бакалаврами – будущими педагогами начального образования – компетенциями, достаточными для создания педагогических условий формирования у обучающихся умения прогнозировать.

Под учебной задачей мы понимаем единство цели учебной деятельности и условий, в которых она достигается [15; 16]. Задачный подход к обучению предполагает описание не только учебных целей, но и условий их достижения. Поэтому разработанная модель включает в себя целевой блок и блок педагогических условий (он является подсистемой организационно-содержательного блока), а также оценочный блок. Дадим подробную характеристику блокам, составляющим модель.

Целевой блок предполагает постановку цели реализации модели и описание результатов обучения на основе компетентностно-ориентированного подхода в виде набора компетенций. По нашему мнению, профессиональные компетенции ПК-4, ПК-6, ПК-7, которыми должен владеть педагог начального образования, работающий в условиях реализации ФГОС НОО, в полной мере характеризуют готовность бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать [17]. Мы рассматриваем компоненты выделенных компетенций (знания, умения, навыки, личностные характеристики) как результат содержания образования бакалавров. Они конкретизируют, уточняют и дополняют рассматриваемые профессиональные компетенции. Охарактеризуем ожидаемые результаты внедрения модели в образовательный процесс на примере профессиональной компетенции ПК-4. Характеристику представим в таблице 1.

 

Таблица 1 – Характеристика компетенций бакалавров профиля «Начальное образование» по формированию у обучающихся умения прогнозировать

Профессиональная компетенция

Характеристика компетенций

Компоненты компетенций

Содержание компонентов компетенций

(ПК-4): способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.

Студент знает

– сущность прогнозирования, его роль и функции в познавательной деятельности человека;

– операционный состав действия прогнозирования;

– отдельные положения психологии и дидактики о прогнозировании вообще и об особенностях формирования у детей младшего школьного возраста умения прогнозировать;

– структуру и компоненты учебной деятельности младших школьников;

– методы и приемы формирования прогнозирования в познавательной деятельности младших школьников;

– психологические закономерности процесса овладения умственными действиями, в том числе умением прогнозировать.

Студент умеет

– прогнозировать;

– распознавать проблему, в том числе и по формированию умения прогнозировать, и видеть набор вариантов ее решения;

– соотносить процесс обучения младших школьников с психологическими закономерностями по формированию умения прогнозировать;

– формировать у детей метапредметные умения (умение прогнозировать) в единстве с предметными умениями.

Студент владеет

– приемами формирования у детей метапредметных умений (умения прогнозировать) в единстве с предметными умениями;

– способами организации исследовательской деятельности детей по формированию умения прогнозировать и управления этой деятельностью.

Психологические установки

Имеет склонность к педагогической деятельности.

Понимает свою роль как педагога в образовательном процессе.

Личностные качества

Обладает гибкостью и оригинальностью мышления, высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей.

 

В организационно-содержательный блок включены два модуля: педагогические условия подготовки бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать и способы реализации этих условий в учебном процессе (методы и формы организации учебной деятельности бакалавров). Охарактеризуем каждый модуль отдельно.

В зависимости от функциональной роли педагогические условия результативной подготовки бакалавров к формированию у учащихся начальных классов умения прогнозировать можно разделить на две группы: организационно-педагогические и методические. К первой группе относятся:

– включение в содержание образования выделенных профессиональных компетенций (ПК-4; ПК-6; ПК-7) и их компонентов;

– построение критериальной базы для оценки сформированности компетенций, необходимых и достаточных для подготовки бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать;

– осуществление междисциплинарной интеграции;

– организация супервизии для сопровождения бакалавров в их профессиональной и квазипрофессиональной деятельности.

В качестве методических условий рассматриваются:

– усиление практической составляющей образовательного процесса в вузе;

– создание исследовательских ситуаций на лекциях, семинарах и в процессе прохождения практики;

– включение бакалавров в деятельность по созданию проектов.

Покажем возможные пути реализации названных условий.

Нами разработаны и включены в учебный процесс теоретические курсы «Прогнозирование как педагогическое явление», «Технологии развития творческих способностей». Образовательные результаты изучения курсов представляют собой выделенные профессиональные компетенции. Перед чтением курсов студентам проводятся презентации этих дисциплин. Таким образом, бакалаврам предоставлена возможность выбора курсов по своим интересам.

Для отслеживания результатов реализации модели нами разработана и внедрена система мониторинга формирования компетенций, необходимых и достаточных для создания педагогических условий результативного формирования у обучающихся умения прогнозировать. Система предусматривает отслеживание сформированности каждого компонента компетенций (знаний, умений, навыков, личностных характеристик). Она включена в фонды оценочных средств изучения дисциплин. Разработанная система мониторинга сформированности выделенных профессиональных компетенций составляет оценочный блок.

Для многих студентов нередко остаются незамеченными глубокие внутренние связи между изучаемыми дисциплинами. Эти связи очень разнообразны, они базируются на единстве средств и способов действий, на общности тем, задач, понятий, используемых в разных предметных областях. Однако они становятся явно необходимыми в ситуациях достижения практического результата, а также в ситуациях жизненных, выходящих за рамки чистого учения [18, с. 3]. При подготовке бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать для осуществления междисциплинарной интеграции нами включены в базовые курсы практико-ориентированные задания интегрированного типа (к семинарам и лабораторным работам). Приведем примеры разработанных нами надпредметных заданий, требующих от студентов интеграции предметных знаний при изучении дисциплин «Технологии естественно-математического образования учащихся начальных классов», «Дидактические основы обучения математике».

Задания студентам:

  1. Приведите примеры реализации различных технологий (ИКТ, здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения, проектной деятельности, игровых технологий) по формированию у обучающихся, в том числе, умения прогнозировать при изучении младшими школьниками различных учебных предметов.
  2. Спрогнозируйте, для изучения каких тем (предметная область «Математика и информатика») использование педагогом начального образования частично-поискового метода будет результативным. Темы для анализа:

а) знакомство с вычислительным приемом сложения двузначного числа с однозначным с переходом через разряд (вида 47+8);

б) изучение правила умножения числа на 0;

в) знакомство с правилом порядка действий в сложных выражениях.

Супервизия представляет собой специфическую форму профессионально-педагогического сопровождения вхождения в профессию, выполняя практико-ориентированную функцию образования. Ее суть заключается в осуществлении обучающимися профессиональной практической деятельности в определенной области под руководством уполномоченного квалифицированного педагога, имеющего опыт самостоятельной работы в сфере преподавания. Специфическое содержание супервизии определяет особые формы работы: тренинг, консультирование, мастер-класс, беседу, демонстрацию собственного или продуктивного опыта, игру, инструктаж и т.д.

Во многих исследованиях квазипрофессиональная деятельность рассматривается как связующее звено между учебной и профессиональной деятельностью, которая осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе за счет переживания опыта и связанных с ним проблем будущей трудовой деятельности. Такое понимание основано на взаимодействии и предполагает постоянный контакт студентов, преподавателей и специалистов-практиков (супервизоров). Квазипрофессиональная деятельность студентов по форме учебная, а по содержанию профессиональная [19].

Супервизия позволяет интегрировать практическую и теоретическую составляющую образовательного процесса, индивидуализировать образовательные траектории студентов, поскольку супервизор, с одной стороны, является представителем работодателей, а с другой стороны, хорошо знает все нюансы образовательного процесса в вузе. Студенты, выходя на практику, выполняют под руководством супервизора задания, которые они получают при изучении теоретических дисциплин, например, при изучении дисциплины «Прогнозирование как педагогическое явление» и др. Приведем примеры таких заданий, разработанных нами:

Блок заданий (образовательная область «Естествознание» и «Обществоведение» («Окружающий мир»).

  1. Проанализируйте несколько программ (не менее трех) по ознакомлению младших школьников с окружающим миром (выберите один из классов). Проведите их сравнение по параметрам, указанным в таблице.
  2. Сделайте выводы:

о соответствии анализируемых программ примерной программе по ознакомлению с окружающим миром;

– о видах формируемых действий и уровнях сформированности ожидаемых результатов, в том числе об уровне сформированности у младших школьников умения прогнозировать;

– о сходстве и различиях в распределении часов на изучение отдельных тем.

Ответ оформите в виде таблицы: Сравнительный анализ программ по ознакомлению младших школьников с окружающим миром:

 

Параметры сравнения

Программы

Примерная программа по ознакомлению с окр. миром

 

 

 

Цели изучения

 

 

 

 

Ожидаемые предметные результаты (по уровням)

 

 

 

 

Ожидаемые метапредметные результаты (по уровням), в т.ч. и формирование умения прогнозировать

 

 

 

 

Содержательные линии

 

 

 

 

Распределение времени на изучение отдельных тем

 

 

 

 

Способы деятельности

 

 

 

 

Выводы

 

 

 

 

 

Однако для того чтобы супервизоры осуществляли результативное руководство подготовкой формирования у младших школьников умения прогнозировать, необходимо провести консультационно-обучающий семинар для супервизоров, поскольку направленность обучения младших школьников на формирование таких действий пока еще слабая.

Формирование профессионального опыта происходит также при проведении мастер-классов, которые являются одним из наиболее эффективных способов обучения бакалавров. Мастер-класс обычно проводит учитель-мастер, обладающий профессиональным авторитетом, передавая знания, мастерство, опыт учителям-ученикам путем прямого и комментированного показа приемов работы [20]. Мастер-классы проводятся опытными учителями школ–экспериментальных площадок. Супервизор показывает проведение уроков и внеурочной деятельности (например, утренний сбор, занятие кружка), проводит тьюторские площадки в форме деловых игр, включает студентов в квазипрофессиональную и профессиональную деятельность, где бакалавры профиля «Начальное образование» приобретают профессиональные умения, в том числе и по формированию у обучающихся умения прогнозировать.

В процессе подготовки бакалавров профиля «Начальное образование» по формированию у обучающихся умения прогнозировать целесообразно использовать различные виды занятий и создавать исследовательские ситуации. Так, по дисциплине «Прогнозирование как педагогическое явление» возможно проведение лекции-визуализации, которая характеризуется визуальной формой подачи материала средствами технических средств обучения (ТСО) или аудиовидеотехники (видео-лекция). Например, лекция начинается с просмотра видеофрагмента урока в начальной школе. Вместе с преподавателем бакалавры анализируют, какие задания использовал педагог начального образования на уроке? Будут ли представленные на уроке задания способствовать формированию у младших школьников умения прогнозировать? Каким образом некоторые задания возможно изменить, чтобы они формировали у обучающихся названное умение?

При подготовке бакалавров по формированию у обучающихся умения прогнозировать мы предлагаем проводить семинары с использованием активных методов обучения (дискуссионный клуб, педагогическая гостиная, педагогическая мастерская, педагогическое ателье, сайт-экспедиция, брейн-ринг, фестиваль педагогических идей, деловая игра, пресс-конференция и др.) [21].

Нестандартные формы организации и проведения лекций и семинарских занятий в процессе подготовки бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать обеспечивают возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений и отстаивания своей точки зрения. Они развивают научное мышление и речь будущих педагогов начального образования, способствуют формированию навыков профессиональной педагогической деятельности.

В целях усиления практической составляющей образовательного процесса в вузе предлагаем разрабатывать и использовать на занятиях практико-ориентированные задания. Например, по дисциплине «Прогнозирование как педагогическое явление» предлагалось задание интегрированного типа к семинарским занятиям: Задание «Разделите квадрат на четыре равные части разными способами» младшие школьники выполняли по-разному. Представьте разные способы решения этого задания. Спрогнозируйте, какие решения предлагались сравнительно быстро многими детьми, а какие решения предлагали одаренные дети.

Для создания исследовательских ситуаций используются тренинги-симуляторы профессиональной деятельности. Симуляционный тренинг – интерактивный прием освоения практического навыка путем осуществления действий в симулированных условиях профессиональной деятельности (квазипрофессиональной деятельности) [22]. Нами составлен тренинг по развитию творческого потенциала личности бакалавров. Он используется в процессе их подготовки к формированию у младших школьников умения прогнозировать и состоит из серии упражнений.

Проектные задания – одно из средств, с помощью которых могут быть решены разнообразные педагогические задачи, в том числе при подготовке бакалавров к формированию у обучающихся умения прогнозировать, по включению бакалавров в проектную деятельность [18]. Для организации проектной деятельности студентов мы привлекаем их, например, к проведению интеллектуальных игр для младших школьников (разработке заданий, работе в качестве наблюдателей и жюри). Задание студентам: приведите примеры заданий для организации и проведения интеллектуальной игры с младшими школьниками, так, чтобы обучающиеся продемонстрировали сформированность операций из состава прогнозирования. Составьте диагностическую карту для этой игры.

Выполняя представленное задание, бакалавры включаются в деловую игру. Цель применения данного метода – выработать у обучающихся умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности педагога и детей, развивать творческое мышление, способность оценивать деятельность, развитие воображения, формирование умения прогнозировать. Это метод имитации ситуаций, моделирующих учебную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Разработанную нами организационно-функциональную модель подготовки бакалавров (профиль «Начальное образование») к формированию у обучающихся умения прогнозировать представим на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Организационно-функциональная модель подготовки бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать

 

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что описанная подготовка бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать обеспечивает реализацию выявленного комплекса педагогических условий. Мы считаем, что разработанная нами организационно-функциональная модель представляет целостный педагогический процесс профессиональной подготовки бакалавров профиля «Начальное образование» к формированию у обучающихся умения прогнозировать.

×

About the authors

Tatyana Viktorovna Fedorova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: tatiana.fedorova2013@yandex.ru

senior lecturer of Primary Education Department

Russian Federation, Samara

Natalia Gennadievna Kochetova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: fnodekan@mail.ru

candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, dean of Primary Education Faculty

Russian Federation, Samara

References

  1. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 278 с.
  2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В.И. Загвязинского. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 352 с.
  3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал Выпуск № 1 / 2007. С. 42–49.
  4. Бусыгина А.Л., Кочетова Н.Г. Организация встроенных практик при подготовке педагогов начального образования / Технологічні аспекти професійної підготовки майбутніх учителів початкової школи: матеріали Міжнародної Інтернет-конференції, м. Миколаїв, 11 грудня 2015 року // Методичний вісник Науково-дослідницької лабораторії дидактики початкової освіти / гол. ред. Осадченко І. І. – Миколаїв: ТОВ «Іліон», 2015. Вип. 4. С. 11–14.
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. 4-е изд., перереб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 719 с.
  6. Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  7. Вендина А.А., Киричек К.А., Малиатаки В.В. Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС // Мир науки. 2016. Т. 4, № 2. – http://elibrary.ru/download/ elibrary_26246221_75766580.pdf.
  8. Регуш Л.А. Психология прогнозирования. Успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 254 с.
  9. Артемова М.А. Формирование прогностического умения учащихся при изучении алгебры и начал анализа в средней школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1994. 19 с.
  10. Осипова Н.Н. Подготовка учителей начальных классов к прогностической деятельности в обучении математике младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Пенза, 2000. 145 с.
  11. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2015. 21 с.
  12. Одоевцева И.Г. Формирование умения прогнозировать школьников в процессе обучения математике посредством решения задач с поиском стратегий // Омский научный вестник. 2008. № 3–67. С. 170–172.
  13. Соколова Н.Ф. Формирование умения прогнозировать у студентов колледжа в условиях дистанционного обучения математике: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2002. 277 с.
  14. Строков Ю.П., Строкова Т.А. Качество дошкольного, школьного и внешкольного дополнительного образования (мониторинговое исследование). Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2001. 144 с.
  15. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  16. Артемов А.К., Тихонова Н.Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников: учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального образования. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. 142 с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
  18. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 1 / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина; под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011. 80 с.
  19. Поздеева С.И. Роль позиции педагога в изменении содержания образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 2 (46). С. 18–21.
  20. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. № 1. 2002. С. 32–34.
  21. Гирич З.И. Активные формы организации семинарских занятий в высшей школе // Проблеми інженерно-педагогічної освіти: збірник наук. пр. 2004. Т. Х, вип. 7. С. 175–186.
  22. Наумов В.И. Потенциал учебных симуляторов [Электронный ресурс] // http://psyfactor.org/lib/ naumov4.htm.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Organizational and functional model of training bachelors of the "Primary education" profile for the formation of students' ability to predict

Download (332KB)

Copyright (c) 2017 Fedorova T.V., Kochetova N.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies