Practice-oriented approach use for prospective designers and teachers training at higher educational establishments

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper deals with the problem of results’ quality improving in educational programs and their development in connection with the introduction of new higher education standards, which require the usage of a practice-oriented approach in training future designers and teachers. Topical aspects of competence model in training students majoring in «graphic design» are elucidated in the paper. A trend that traditional education is losing ground to practice-oriented education is also considered. The paper deals with basic modern approaches to understanding and defining the essence of practice-oriented learning. The author's vision of knowledge-oriented and practice-oriented approach balance (with regard to the educational specifics of teachers-designers) is presented. It describes the implementation of practice-oriented training in the internship of designers and teachers of Arts and Service Department at Murmansk Arctic State University. It is necessary to create methodological support of the training process according to the requirements of a practice-oriented training model. Pedagogical literature in training, analysis of state educational standards, modern approaches to the design and implementation of e-learning, own practical experience, description of the main provisions were used in the development of practice-oriented electronic textbook «Information technologies in graphic design». The paper depicts a basic method of practice-oriented learning that is implemented in educational practice at Arts and Service Department at MASU.

Full Text

Тенденции развития современного производства, изменения в обществе, технико-технологический прогресс требуют от системы высшего образования качественно новых результатов – подготовки не только хорошего исполнителя профессиональных функций, но и субъекта профессиональной деятельности, осознающего ее цели и несущего ответственность за ее результаты, способного самостоятельно и компетентно принимать решения, готового к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности. Выше сказанное отражает сущность компетентностного подхода, рассматриваемого в современном профессиональном образовании как основа для проектирования и реализации профессиональной подготовки специалистов, что обусловливает значимость обращения высшего образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки. Государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают усиление прикладного, практического характера образования, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

В профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной становится проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне вуза возможно через внесение определенных изменений в учебный план и в учебные программы дисциплин подготовки будущих бакалавров и магистров. Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, ситуационные задачи и т.д.) возможны через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки бакалавра, определяемого работодателем. А.В. Хуторский [1], В.Д. Шадриков [2], Н.В. Шестак [3], Ф.Г. Ялалов [4], Л.В. Павлова [5], А.В. Савицкая [6], Е.А. Сазанова [7] и другие ученые уделяли внимание проблеме формирования практико-ориентированной образовательной среды.

Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики. Данной проблеме посвящены статьи В.А. Просаловой [8], А.В. Эктова [9], Г.Д. Кузнецова [10], Н.В. Месенева [11], В.С. Абатурова [12].

Сегодня под практико-ориентированным обучением следует понимать процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у них профессиональной компетенции за счет выполнения реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки (С.С. Полисадов) [13, с. 23]. В свою очередь, Ф.В. Шарипов обращает внимание на то, что практико-ориентированное обучение – это вид обучения, приоритетной целью которого является развитие у обучающихся способностей и готовности к практической работе, умений, необходимых сегодня в разнообразных сферах профессиональной деятельности, а также достижение понимания того, для чего были сформированы данные умения, где и как они используются в реальной практике [14, с. 45]. Такое обучение связано с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина) [15].

Т.А. Дмитриенко [16], П.И. Образцов, М.Я. Виденский, А.И. Уман [17] утверждают, что практико-ориентированное обучение предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Ф.Г. Ялалов [18] сформулировал деятельностно-компетентностную парадигму, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идет от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является сутью компетентностного подхода. Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим компетентностный подход. С точки зрения внедренного в отечественную практику компетентностного подхода приобретение знаний, умений, владений (опыта деятельности) является сутью формирования у будущего специалиста компетентности.

По мнению Э.Ф. Зеера [19], компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

При различии подходов авторов к проблеме компетентностного подхода и практико-ориентированного обучения их объединяет понимание сущности компетентности как способности человека эффективно решать профессиональные задачи. Для описания признаков проявления компетенции используется таксономия целевых результатов образования – знает, умеет, владеет. Эта триада – логичный переход от традиционной образовательной модели, включающей знания, умения и навыки, в сторону практической направленности современного обучения, усиления ее деятельностной составляющей, к описанию владений (вместо частных навыков) как ценностных качеств личности. Таким образом, компетенции выпускников, по сути, представляют собой результаты обучения по основной образовательной программе, их составляющими являются знания, умения и владения (опыт деятельности).

Знания – это результат усвоения (ассимиляции) информации через обучение, который определяется набором фактов, принципов, теорий и практик в соответствующей области рабочей или учебной деятельности [20]. Умения – это подтвержденные (продемонстрированные) способности применять знания для решения задач. Умения могут быть практическими (использования методик, материалов, механизмов, инструментов) и когнитивными (применение логического, интуитивного, творческого мышления). Практические умения заключаются в способности использовать знания для достижения известного результата и получать его. Когнитивные умения являются свидетельством сформированной методологической культуры выпускника, т.е. овладения им методами научного исследования и деятельности [20]. Опыт (владения) – устойчивые (многократно подтвержденные) умения успешно решать задачи в области профессиональной или иной деятельности. Приобретение опыта связано с абилитацией выпускника – получением им соответствующей квалификации [20].

Внедряющиеся в современную образовательную практику государственные образовательные стандарты нового поколения базируются на компетентностном подходе. В соответствии с этим подходом профессиональная подготовка должна быть направлена на формирование совокупности профессиональных компетенций, позволяющих эффективно решать задачи профессиональной деятельности различного уровня. Данное положение в полной мере относится к профессиональной подготовке специалиста в области графического дизайна.

В этой связи, как пишет А.Л. Андреев, сегодня «становится гораздо важнее научиться приобретать знания на рынке труда, так как востребованы не знания сами по себе, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции» [21, с. 23]. То есть традиционное образование (ориентированное на усвоение знаний) уступает свои позиции практико-ориентированному, которое в большей мере направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность к определенным профессиональным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков [22].

Проведенный анализ государственных образовательных стандартов высшего образования и научной литературы по проблемам реализации компетентностного подхода, основанного на практико-ориентированном обучении, выявил следующее.

Практико-ориентированный подход в своих основных смыслах и направленности отражает основные процессы модернизации образования, в основе которых заложена подготовка профессионально компетентных выпускников; применительно к будущим педагогам-дизайнерам – способных быстро адаптироваться к условиям конкретной практической деятельности, профессионально мобильных, творчески воспринимающих большой спектр различной профессиональной информации в области гуманитарного и художественного знания. Профессиональная компетентность в полной мере проявляется лишь у работающего специалиста, однако она формируется в период обучения в вузе.

Для описания признаков проявления компетенции используется таксономия целевых результатов образования – знает, умеет, владеет. Для отбора содержания обучения необходимо структурировать каждую компетенцию, выделив элементарные компоненты компетенции: знания, умения, владения.

Внедрение практико-ориентированного обучения в практику обусловливает необходимость создания учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки в соответствии с требованиями компетентностного подхода. В полной мере это относится к профессиональной подготовке будущих дизайнеров. Анализ востребованности компетентных специалистов в области графического дизайна свидетельствует о том, что практика остро нуждается в специалистах, профессионально ориентирующиеся в области графического дизайна.

Современная практика дизайнерского образования обнаруживает противоречие между возросшей необходимостью подготовки компетентных специалистов в области графического дизайна и отсутствием необходимого учебно-методического обеспечения образовательного процесса, особенно такой значимой его части, как учебник, который должен отвечать требованиям современного профессионального сообщества.

В большинстве учебников наблюдается или излишняя теоретизация обучения, или преимущественная направленность на отработку только практических навыков, т.е. не обеспечивается в полной мере взаимосвязь между теоретической и практической подготовкой студентов. Существующие учебники направлены на формирование знаний, умений и навыков, нет целенаправленного формирования профессиональных компетенций для будущей деятельности.

На основе изучения педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки, анализа государственных образовательных стандартов, современных подходов к проектированию и реализации электронных средств обучения, а также опираясь на собственный опыт практической деятельности, был разработан авторский практико-ориентированный электронный учебник «Информационные технологии в графическом дизайне», при создании которого использовались следующие основные положения.

  1. Как показал анализ литературы, концептуальные основы создания электронных учебников нуждаются в дальнейшей научной разработке применительно к современным подходам в проектировании и реализации средств обучения на базе требований компетентностной модели обучения, опирающейся на практико-ориентированные подходы.
  2. Дальнейшая исследовательская деятельность по проектированию электронного учебника должна осуществляться как разработка его структуры и содержания на основе отбора материала, которые должны максимально воплощать возможности электронных средств и при этом быть ориентированными на формирование комплекса профильных профессиональных компетенций специалистов в области графического дизайна. Особую значимость представляет информация и задания, основанные на реальной практике дизайна.
  3. На основе общих педагогических принципов построения электронного учебника, а также с учетом специфики содержания учебника по графическому дизайну нами были сформулированы педагогические принципы, отражающие особенности отбора и организации содержания проектируемого учебника по графическому дизайну и способы их реализации в электронном учебнике.

В качестве ведущих педагогических принципов были отобраны и реализованы в процессе подготовки будущих педагогов-дизайнеров следующие принципы:

  1. Проектирование содержания электронного учебника на основе компетентностного подхода. Сущность этого принципа заключается в отборе материала учебника в контексте содержания профильных профессиональных компетенций. Условием реализации данного принципа является выделение профильных профессиональных компетенций, дискретизированных на образовательные дескрипторы.
  2. Адекватность целям обучения и оптимальность средств представления учебного материала электронного учебника задачам и специфике профессиональной подготовки графических дизайнеров. Сущность реализации того принципа заключается в том, что с помощью электронного учебника будущие графические дизайнеры не только получают соответствующие профессиональные знания, но и приобретают опыт работы с электронными ресурсами, одной из разновидностей которых является сам электронный учебник.
  3. Модульное структурирование содержания учебника. Для современного электронного учебника характерно модульное структурирование учебного материала, дающее преимущество выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Реализация его проявлялась в том, что в контексте задач рассматриваемого электронного учебника каждый модуль в своей структуре имеет: теоретические материалы; список новых терминов; практикум; контрольные вопросы; задания для самостоятельной работы (или темы для обсуждения); итоговый тест; список литературы; доступ к дополнительной информации (видеоматериалы, презентации, электронные учебники других авторов, примеры студенческих работ), а также полезные ссылки на Интернет-источники. Информация всех модулей электронного учебника структурирована с помощью гипертекстовых технологий и связанных с ними технологий мульти- и гипермедиа.
  4. Принцип возможности модификации, дополнения и постоянного обновления учебного материала. Реализация этого принципа предполагает возможность расширения и обновления модулей электронного учебника, пополнение модулей дополнительными темами, учебными материалами. Таким образом, электронный учебник мог наращиваться или корректироваться путем введения дополнительных модулей, разделов. В рассматриваемой конкретной образовательной ситуации принцип предполагает готовность к постоянным корректировкам учебных программ, материалов учебника с учетом изменения запросов обучающихся, изменения социально-образовательной ситуации, изменившихся научных знаний, касающихся профессиональных сфер обучающихся и методики преподавания.
  5. Принцип адаптивности. Этот принцип предполагает, что обучение с использованием электронного учебника означает приспособление, адаптацию процесса обучения к индивидуальным особенностям обучаемого. Реализация этого принципа дает возможность отражать предметную информацию с различной степенью подробности, абстрактности, вариативности, что повышает уровень доступности учебного материала и адаптирует электронный учебник к конкретному обучающемуся. Студент может выбрать наиболее подходящий для него уровень сложности и темп изучения материала, в процессе изучения материалов учебника может осуществить диагностику полученных знаний и в зависимости от результатов выбрать определенную ветку обучения. Электронный учебник создает широкие условия для самостоятельной работы обучающихся.
  6. Принцип мультимедийности, реализуемый за счет визуализации информации благодаря использованию мультимедийной технологии. Реализация этого принципа в технологии мультимедиа позволяет соединить различные формы представления учебной информации: текст, музыку, графику, иллюстрации, видео, аудиоматериалы и др. Реализация этого принципа в электронном учебнике означает использование в учебнике иллюстраций, обязательным элементом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении.
  7. Принцип интерактивности и обратной связи. Интерактивность, как определяющий принцип технологии мультимедиа, обусловливает значимость и необходимость применения его в электронном учебнике. Это позволяет организовать непосредственную обратную связь с обучаемым, использование диалоговых форм. Интерактивность самой информационной структуры в этом случае становится инструментом управления и самоуправления обучением студентов. В проектируемом нами электронном учебнике принцип обратной связи проявляется за счет обеспечения возможностей осуществления различных форм контроля и самоконтроля. Самоконтроль со стороны обучаемого полноты освоения учебного материала, представленного в электронном учебнике, обеспечивает студенту выбранную им стратегию изучения.
  8. Принцип практико-ориентированности и профессиональной направленности. Реализация данного принципа в проектировании электронного учебника по графическому дизайну осуществляется за счет использования материалов (заданий, демонстраций, примеров) и постановки задач из реального опыта профессиональной области графического дизайна. Обучение ведется на примере профессионально-ориентированных программ, таких как Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, Corel Draw, Adobe Flash, Adobe Dreamweaver и других, которые на сегодняшний день являются стандартами де-факто в профессиональной сфере графического дизайна. Направленность электронного учебника на обучение перечисленным выше профессиональным технологиям повышает активность и сознательность обучающихся и приобретение ими в процессе обучения профессионального опыта создания рекламы, web-сайтов, анимации и других продуктов графического дизайна.

Разработанный учебник «Информационные технологии в графическом дизайне» предназначен для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям подготовки, по которым в государственном образовательном стандарте и учебном плане предусмотрено изучение информационных технологий в области дизайна и рекламы. Он может быть использован при проведении занятий по дисциплинам: «Информационные технологии в рекламе», «Полиграфический дизайн и реклама», «Медиатехнологии и прикладные программы в рекламе», «Системы мультимедиа и виртуальная реальность», «Трехмерная компьютерная графика и анимация», «Компьютерная графика».

Обратимся к структуре обучающих модулей учебника.

Модуль построен по принципу разбивки учебного материала по темам. Каждую тему модуля можно изучать на том или ином уровне, например, на уровне общего введения в проблему, углубленного изучения и принятия решений типовыми методами, специального подхода к решению на основе собственного выбора и обоснования действий и т.п. В зависимости от этого студент может ограничиваться первым уровнем, связанным с его работой, или осваивать дополнительные уровни.

В структуру каждого модуля учебника входят: теоретические материалы; список новых терминов; практикум; контрольные вопросы; задания для самостоятельной работы (темы для обсуждения или задания творческого проекта); итоговый тест; список литературы; полезные ссылки на Интернет-источники; дополнительные ресурсы (презентации, видеоматериалы, электронные учебники других авторов, примеры работ студентов). Также в учебнике реализована возможность поиска информации по всем разделам, общий для всех разделов глоссарий и предметный указатель.

Разработанный нами электронный учебник содержит теоретический материал и практикум по составлению творческого брифа на разработку рекламы, по работе с системами управления базами данных, с программами компьютерной графики, издательскими системами, программами трехмерной компьютерной графики и анимации. В учебнике приведены задания для самостоятельной работы, после каждого раздела содержатся контрольные вопросы. Значительное внимание уделено вопросам подготовки полиграфической рекламы средствами программ компьютерной графики, применению мультимедийных технологий в дизайне, рекламе в Интернете.

Таким образом, учебник построен на основе взаимосвязи теории с практикой.

Теоретическая часть подготовки специалистов составляет основу для обучения студентов современным методам и технологиям разработки продуктов области графического дизайна, формирует у студентов систему знаний о будущей профессиональной сфере.

Практическая часть в данном учебнике представлена системой упражнений и заданий для обеспечения высокого уровня формирования умений работы с информационными технологиями и современными компьютерными программами области графического дизайна, владение которыми необходимо будущим специалистам в данной области.

В учебнике предусмотрена работа над творческими проектами, в процессе выполнения которых студенты приобретают опыт создания профессиональных продуктов графического дизайна, учатся анализировать и принимать самостоятельные решения в профессиональной сфере.

Обучение ведется на примере уже упоминаемых выше профессионально-ориентированных программ Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Indesign, Adobe Flash, Adobe Dreamweaver, Corel Draw. Направленность на обучение перечисленным выше профессиональным технологиям способствует приобретению в процессе обучения профессионального опыта создания рекламы, верстки журналов, газет, книг, разработки web-сайтов и flash-анимации.

В модулях учебника использованы материалы (демонстрации, примеры) и задачи из реального опыта профессиональной области графического дизайна. Такими заданиями являются: разработка дизайна электронного магазина товаров и услуг; создание представительского веб-сайта дизайн-студии; разработка дизайнерского портфолио в виде веб-сайта; разработка и внедрение web-сайта дизайн-студии; проектирование и создание web-сайта образовательного учреждения; проектирование и реализация web-сайта туристической фирмы; проектирование и реализация web-сайта спортивного клуба; проектирование и реализация web-сайта книжного магазина; проектирование и реализация web-сайта модельного агентства; проектирование и реализация web-сайта экологического общества; проектирование и реализация электронного альманаха творческих работ студентов факультета искусств и сервиса; проектирование и реализация студенческого web-портала.

Содержание электронного учебника «Информационные технологии в графическом дизайне» ориентировано на формирование у студентов:

– системы профильных профессиональных компетенций в области графического дизайна, при этом реализуя его направленность на обеспечение процесса освоения студентами теоретических и прикладных основ профессиональной области графического дизайна;

– готовности будущих графических дизайнеров к решению специальных профессиональных задач как основы становления профессиональной компетентности (к применению средств информационно-коммуникационных технологий для поиска, обработки, передачи и анализа информации, необходимой в профессиональной сфере; к разработке и анализу готового фирменного стиля, рекламно-графического комплекса с использованием специализированных программных продуктов; к разработке, подготовке к печати полиграфической продукции; к моделированию трехмерных изображений средствами программ трехмерной компьютерной графики; к созданию и обработке видеоинформации; к созданию анимации для рекламы и Интернета; к проектированию и реализации web-сайта);

– положительной мотивации профессиональной деятельности; способности к самообучению и потребности в последующем образовании.

Необходим тщательный отбор педагогических технологий обучения, которые носят практико-ориентированный характер.

К практико-ориентированным образовательным технологиям, по нашему мнению, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии проектного обучения.

Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих бакалавров (магистров).

Обучение должно строиться на общедидактических принципах, специфицированных в условиях практико-ориентированного подхода. Система принципов строится на определенной методологической основе, исключающей внутренние противоречия. Мы не будем останавливаться на всех общедидактических принципах обучения, которые известны науке, рассмотрим только наиболее значимые, с нашей точки зрения, в контексте практико-ориентированного подхода к обучению будущих педагогов-дизайнеров. Это принципы активности, связи теории с практикой, модульности.

Принцип активности проявляется в том, что активность обучения при использовании практико-ориентированных технологий существенно повышается. Это отмечается практически во всех исследованиях. Для повышения активности обучения необходимо генерировать разнообразные учебные ситуации, формулировать разнообразные вопросы, предоставлять возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий… в современных условиях становится целесообразным рассмотрение принципа активности и сознательности обучения во взаимосвязи с принципом систематичности и последовательности обучения [22].

Принцип связи теории с практикой утверждает, что эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой: практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения. Другими словами, образовательная практика должна отражать, помимо знаний, которые необходимо освоить, опыт применения полученных знаний и качество их применения.

Принцип модульности играет эффективную роль в познании сложных процессов и явлений и предупреждает одностороннее, поверхностное изучение объекта, раскрытие явления исходя из него самого. Модуль всегда является системой и как система стремится к достижению целостности в процессе своего развития (движения). Понятие «модуль» является основополагающим для рассматриваемого вида обучения, оно наиболее полно характеризует его смысл и содержание. Это принципиально новый подход к проектированию образовательного процесса, отражающий направленность компонентов на цель модульного обучения и характер связей между ними. Применение модульного обучения позволяет не только изложить материал так называемыми «модулями», но и приобрести практические знания, умения, навыки, необходимые студентам для дальнейшей успешной деятельности после окончания высшего учебного заведения. Практико-ориентированный подход опирается на традиционные общедидактические принципы обучения и обеспечивает при этом более высокий уровень их реализации, наполняя новым содержанием.

Образовательная программа подготовки педагогов-дизайнеров на факультете искусств и сервиса МАГУ сочетает общеобразовательные курсы и профессиональный аспект, с сохранением концепции проектно-ориентированного обучения. При этом основными методами практико-ориентированного обучения являются: технология проектного обучения («проект на час», длительный проект, междисциплинарный проект, проект, интегрированный в другое направление подготовки, работа над несколькими проектами, международный проект); участие в конкурсах и выставках; междисциплинарное взаимодействие; участие работодателей в учебном процессе; ежегодное обновление заданий в зависимости от экономических, политических, культурных и других факторов, основанных на реальной практике.

Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки педагогов-дизайнеров, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

×

About the authors

Tatiana Vyacheslavovna Ashutova

Murmansk Arctic State University

Author for correspondence.
Email: ashutova_tanya@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, dean of Arts and Service Faculty

Russian Federation, Murmansk

References

  1. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. трудов / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 12–20.
  2. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 3–8.
  3. Шестак Н.В. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29–38.
  4. Ялалов Ф.Г. Многомерные педагогические компетенции // Педагогика. 2012. № 4. С. 45–53.
  5. Павлова Л.В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в Швейцарии) // Социосфера. 2013. № 4. С. 91–92.
  6. Савицкая А.В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4 (23). С. 66–74.
  7. Сазанова Е.А. Особенности теории и технологии практико-ориентированного подхода при подготовке учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2000. 18 с.
  8. Просалова В.А. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода [Электронный ресурс] // Науковедение. Интернет-журнал. – http://naukovedenie.ru/pdf/10pvn313.pdf.
  9. Эктов А.В. К вопросу о практико-ориентированном дистанционном обучении в гуманитарном вузе // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 17–22.
  10. Кузнецова Г.Д., Шелестова Е.С. Практико-ориентированный подход в обучении студентов-дизайнеров как одно из основных эффективных педагогических условий образовательной системы высшей школы // Педагогика и психология образования. 2015. № 2. С. 47–50.
  11. Месенева Н.В. Практико-ориентированная деятельность студентов вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности // Теория новых возможностей. Вестник Владимирского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 1 (19). С. 72–76.
  12. Абатурова В.С., Богун В.В., Смирнов Е.И. Формирование и развитие практико-ориентированного мышления как результат выраженности индивидуального стиля деятельности педагога // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5–1. С. 95–100.
  13. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2014. № 2. С. 23.
  14. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. М.: Логос, 2012. 448 с.
  15. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43–46.
  16. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Alma Mater. 2002. № 7. С. 55–56.
  17. Образцов П.И., Виленский М.Я., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004. 144 с.
  18. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89–93.
  19. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Академия, 2005. 211 с.
  20. Чучалин А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 10–19.
  21. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19–27.
  22. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. 72 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Ashutova T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies