A categorical analysis of the «personality self-determination» concept in the context of the problem of students’ orientation towards moral self-determination

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper raises the problem of students’ orientation towards moral self-determination as one of the directions of moral education of students. The necessity of carrying out a categorical analysis of the «personality self-determination» concept to determine the content and methods of orientation of students towards moral self-determination is substantiated. Personality self-determination is considered at the philosophical, psychological and pedagogical levels of analysis. At the philosophical level of analysis, the essence of the «personality self-determination» phenomenon and the concept adequate to it is revealed; it consists in a person’s choice of certain actions and deeds in a given situation; shows the role of moral choice in the self-determination of the individual. At the psychological level of analysis, the author substantiates the relationship between the self-determination of the individual and the system of his/her relations (to the surrounding reality, other people and himself/herself), which determine the content of the personality’s position. At the pedagogical level of analysis, the self-determination of a person is associated with his/her choice of values, the source of which is his/her needs. The paper argues that the self-determination of a person is both a process and a result of a person’s choice of his/her own position, there is a choice of relations that form the content of a position, there is a choice of values, the focus on which constitutes the value orientations of a person, which become the core of self-determination. The author also has determined some practical pedagogical tasks, the solution of which is aimed at creating conditions for the orientation of students towards moral self-determination: the task of students’ moral principles development, which will ensure their choice of their position, goals and means of self-realization in life; the task of familiarizing students with the value of good, which is the essence of their ethical attitude to the world, to people and to themselves; the task of developing students’ ability to substantiate the foundations of moral choice and its principles to reflection.

Full Text

Нравственное воспитание детей, подростков, юношей – многогранная проблема, одним из аспектов которой является ориентация обучающихся на нравственное самоопределение. Такая ориентация позволяет решать задачи, связанные с обогащением нравственного потенциала личности и общества, что особенно актуально в условиях широкомасштабной ломки привычных форм взаимодействия человека с социальной средой, изменения эталонов и идеалов миропонимания и мироощущения, наполнения смысла жизни новым содержанием. Решение задачи ориентации учащихся на нравственное самоопределение требует осуществления категориального анализа понятия «самоопределение», поскольку данное понятие используется различными науками, в том числе и педагогикой. Проведенный анализ позволит раскрыть сущность самоопределения личности как педагогической категории, что позволит определить содержание и методы ориентации учащихся на нравственное самоопределение в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении.

Как известно, понимание конкретной наукой того или иного понятия фиксируется в справочной литературе. Это прежде всего словари и энциклопедии. Самоопределение как культурный и моральный феномен изучается философией, психологией и педагогикой. Обратимся к соответствующим источникам.

Словари русского языка, как советского периода, так и современные, единодушны в трактовке слова «самоопределение»: определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных, классовых интересов [1, с. 640–641; 2, с. 21; 3, с. 1145].

В словарях по философии понятие «самоопределение» практически не представлено. Лишь «Философский энциклопедический словарь» 1997 года содержит статью «Самоопределение», где отмечается, что «самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает» [4, с. 403].

В психологически словарях определение рассматриваемого понятия дается через понятие «позиция» [5, с. 362; 6, с. 351]. Так, в психологическом словаре-справочнике самоопределение предстает как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [5, с. 362]. И это не какое-то однократное действие, но «образ существования, стиль жизни» [5, с. 362]. Кроме того, обозначается взаимосвязь самоопределения с выбором таких вариантов жизненного пути, реализуя которые человек может принести много добра людям и получить тем самым достаточное моральное удовлетворение.

Большой тематический словарь по образованию и педагогике содержит следующее определение анализируемого понятия: «самоопределение личности – осознание человеком своего места жизни, в обществе» [7, с. 312].

В Российской педагогической энциклопедии читаем: «Самоопределение – это центральный механизм становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений» [8, с. 307]. Выбирая обозначенное место, человек вступает в связи и отношения с обществом в целом. Место в обществе, которое человек выбрал, требует от него выполнения разнообразных ролей в заданных социальных ситуациях. Социальные отношения также предполагают реализацию человеком различных социальных ролей, скорее всего именно поэтому авторы статьи энциклопедии уточняют, что самоопределение может быть рассмотрено как «процесс освоения человеком различных социальных ролей, которые он более или менее успешно осваивает» [8, с. 307].

Не анализируя характеристики социальных ролей личности, отметим, что помимо этих характеристик, как подчеркивает Б.Г. Ананьев, в социальных ролях есть общий центр – ценностная ориентация [9, с. 145], которая определяет направленность деятельности человека, направленность выбора им своего места в обществе. Отметим, что взаимосвязь самоопределения личности и ее ценностных ориентаций отмечают и современные ученые [10–13].

Дальнейший анализ представленного в Российской педагогической энциклопедии понятия «самоопределение» показывает, что ученые связывают самоопределение личности с ее позицией: «Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми» [8, с. 307].

Позиция человека, как известно, есть совокупность основных его отношений к миру, к людям и к себе. Из этого следует, что самоопределение есть определение человеком отношений, или позиции.

Последующее развитие научных представлений о самоопределении человека мы находим в тезаурусе (словарь, охватывающий определенную по тематике лексику) «Новые ценности образования». Составители тезауруса пишут: «Самоопределение – процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы» [14, с. 81]. Основным условием такого выбора «выступает способность личности самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими в жизни и поведении» [14, с. 81]. Тем самым прослеживается связь самоопределения с моральными принципами в частности и, позволим утверждать, с моралью в целом.

Сравнение данной трактовки понятия «самоопределение» с представленными выше определениями показывает, что новым здесь является то, что самоопределению предшествует выработка моральных принципов, которыми человек должен руководствоваться в жизни. Моральные принципы есть не что иное, как общие моральные нормы. Принцип раскрывает должное, а его обобщенность означает, что человек должен им (ими) руководствоваться всегда и везде. Из этого следует важная педагогическая задача в контексте ориентации обучающихся на нравственное самоопределение: задача формирования моральных принципов, которые обеспечат выбор ими своей позиции, целей и средств самоосуществления в жизни.

Анализ представленных выше определений понятия «самоопределение» выявляет некое общее в философии, психологии и педагогике. Таким общим, во-первых, является отношение; во-вторых, наличие определенного нравственного контекста. Поясним, почему мы делаем такой вывод.

В философии прямо указывается на то, что самоопределение есть отношение, но не просто отношение, а деятельное отношение, реализующееся в деятельности по защите этических ценностей. Здесь явно прослеживается этический аспект понятия «самоопределение», ибо самоопределяется тот, кто творит, защищает добро.

Этическое отношение, как подчеркивает В.Н. Сагатовский, есть добро и как его творить [15, с. 179]. Добро, говоря словами Э. Фромма, «есть утверждение жизни, раскрытие человеческих сил» [16, с. 33].

Из такого понимания добра – добра, утверждающего жизнь, – следует педагогическая задача, которая вытекает из предыдущей задачи и которую предстоит решать в процессе ориентации обучающихся на нравственное самоопределение. Это задача приобщения обучающихся к ценности добра, которое составляет существо их этического отношения к миру, к людям и к себе. С этой точки зрения самоопределение обучающихся в контексте выбора ими жизненного пути предполагает выбор добра, которое коренится в их нравственности.

В психологии самоопределение связывается с выявлением и утверждением человеком позиции как совокупности отношений.

В педагогике под самоопределением понимается осознанный выбор личностью собственного места в системе социальных отношений, которое (место) и есть его позиция: «Социальное положение (позиция) индивида – это его место в определенной конкретной социальной структуре» [17, с. 23]. Кроме того, в педагогике самоопределение связывается со способностью личности самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими в жизни и поведении. Жить в соответствии с моральными принципами может лишь человек нравственный.

Итак, самоопределение представляет собой выбор личностью определенных отношений к людям, к миру и к себе. При этом отношения не могут не находится вне морали. Однако на данном этапе этот вывод является преждевременным, так как научное исследование не может базироваться только на справочной литературе. Необходимо обращение к научным трудам, в которых отражены различные аспекты проблемы самоопределения личности. Такое обращение показывает, что ученые рассматривают самоопределение личности на философском, психологическом и педагогическом уровнях.

Философский уровень позволяет раскрыть сущность феномена «самоопределение личности» и адекватного ему понятия, а также обосновать, что нравственное становление личности связано с его становлением в качестве субъекта морального самоопределения [18, с. 118].

На психологическом уровне определяется, что самоопределение есть выбор человеком своего места в обществе и выполнения на этом месте конкретных социальных ролей.

На педагогическом уровне анализа выясняется роль моральных принципов в самоопределении.

В связи с тем, что понятие «самоопределение личности» – это междисциплинарное понятие достаточно высокого уровня обобщения, обозначенные уровни его анализа выделить сложно. Самоопределение личности изучается в рамках объекта конкретной науки. Так, говоря о том, что на педагогическом уровне анализа выясняется роль моральных принципов в самоопределении, мы имеем в виду в первую очередь формирование у обучающихся этих принципов, которыми они будут руководствоваться при выборе, а затем и утверждении своей позиции. Педагогический уровень сопрягается с философско-этическим уровнем, когда, например, имеется в виду, что моральный выбор человеком себя в качестве субъекта нравственности есть его самоопределение [18, с. 118].

Педагогика использует опосредованно (для создания практико-ориентированной концепции ориентации личности на нравственное самоопределение) и непосредственно различный тип научного знания. В рамках объекта своей науки педагогика обосновывает содержание, средства и методы ориентации обучающегося на самоопределение.

Однако сам процесс становления обучающегося как субъекта самоопределения «в его специфически общественном содержании должен исследоваться средствами этической и этико-философской теории» [18, с. 119], которая, заметим, не решает вопрос об ориентации учащихся на нравственное самоопределение, а, раскрывая сущность самоопределения человека, описывает, каким он должен быть в ситуации морального выбора, при определении своей позиции.

Философско-этический аспект проблемы самоопределения личности рассматривает Н.Н. Никитина в книге «Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя» [19]. Автор обосновывает, что сущность самоопределения личности раскрывается в процессе выбора человеком решения в конкретной ситуации. Иными словами, самоопределение личности связано с выбором ею определенных действий и поступков в той или иной ситуации. Это, во-первых, выбор в границах возможного «как осознание необходимости – преобладание внешней детерминации (природной, социальной, трансцендентной)» [19, с. 23] и, во-вторых, альтернативный выбор как «не только осознание границ возможного, но и их расширение, возможность не только выбирать из того, что предлагает общество и природа, но и творить новые возможности. При этом соотнесение своих действий и поступков человек осуществляет не столько с внешними законами, сколько с внутренним моральным законом» [19, с. 23]. Последнее дает возможность говорить о моральном выборе. Выбор человеком долга, блага, добра и т.д. – это и есть самоопределение человека, поскольку в ситуации морального выбора человек, как это утверждается Ю.А. Шрейдером, вынужден «определить свои предпочтения между альтернативными действиями в условиях, когда наиболее привлекательные для него альтернативы вступают в противоречие с абсолютным благом» [20, с. 27].

Анализ научной литературы показывает, что проблема самоопределения личности, получившая свое развитие в трудах Д.М. Архангельского, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, была конкретизирована Н.Д. Зотовым. Суть такой конкретизации заключается в том, что ученый наряду с идеей о том, что самоопределение человека связано с определением им собственной позиции, выдвигает положение, что личность самоопределяется и в отношении требований морали: «Индивид как субъект нравственной активности самоопределяется в отношении к требованиям морали и, занимая конкретную моральную позицию, определяет соответственно, что именно надлежит ему предпринять в плане внешнего действования» [18, с. 139].

Дальнейшее развитие идей о самоопределении личности мы находим у Н.Б. Крыловой, которая рассматривает самоопределение в контексте проблемы саморазвития личности. Самоопределение, по мнению ученого, предстает в двух ракурсах: как функция, обеспечивающая саморазвитие, и как проявление внутренней жизни личности, часть ее саморазвития [14, с. 90]. При этом самоопределение, по мнению ученого, включает культурные нормы: «Самоопределение включает самоориентировку, самоидентификацию, понимание собственных задач в каждой конкретной ситуации, определение адекватной линии поведения, акт нравственного и волевого выбора, независимость в решении проблемы, уверенность в своей правоте, самообоснование выбора и саморефлексию. И это, несомненно, культурные нормы» [14, с. 90].

Сравнение идей Н.Б. Крыловой о самоопределении с идеями других ученых о данном феномене показывает, что ученый также связывает феномен самоопределения с выбором, ибо определение адекватной линии поведения есть выбор соответствующего поступка. Однако в отличие от других ученых Н.Б. Крылова включает в самоопределение самоориентировку, самоидентификацию, акт нравственного и волевого выбора, саморефлексию, которые, как мы полагаем, являются механизмами самоопределения обучающегося. Тем самым обозначается педагогическая задача развития способности обучающихся к обоснованию оснований морального выбора и его принципов, к рефлексии.

В психологии проблема самоопределения исследуется в контексте человеческого существования. Так, С.Л. Рубинштейном обосновывается положение о том, что мера соотношения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами) определяет специфику человеческого существования [21, с. 260]. Ученый рассматривает проблему самоопределения сквозь призму разработанного им принципа – «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия» [21, с. 359]. В основе самоопределения, по мнению С.Л. Рубинштейна, находится способность человека определять свое отношение к окружающим: «Определяя свое отношение к другим людям, он (человек) самоопределяется» [22, с. 242]. Как видим, ведущим в самоопределении человека является определение им отношения к другим людям.

Развитие идей С.Л. Рубинштейна о самоопределении мы находим в работах К.А Абульхановой-Славской, идеи которой созвучны идеям других ученых в части, относящейся к определению человеком позиции. Центральным моментом самоопределения, как это обосновывается К.А. Абульхановой-Славской, является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять конкретную позицию [23, с. 155].

Близкую точку зрения относительно самоопределения личности высказывают и другие ученые. Так, О.С. Газман понимает самоопределение как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [23, с. 81].

По мнению А.В. Мудрика, самоопределение личности связано с ее позицией в различных сферах актуальной жизнедеятельности и с выработкой ею планов на различные отрезки будущей жизни [24, с. 23].

Анализ содержания трактовок понятия «самоопределение», данных выше, позволил нам определить то общее, что объединяет ученых в трактовке рассматриваемого понятия. Это общее есть выбор: самоопределение личности предполагает выбор ею определенной позиции как совокупности отношений.

Проблема отношений достаточно полно раскрыта в работах В.Н. Мясищева, согласно которому отношения направляют человеческую деятельность, определяют направленность выбора человеком позиции, поведения и ценностей и включают «взгляды, убеждения, оценки, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности» [25, с. 172].

Из этого следует важная педагогическая задача в контексте решения проблемы ориентации обучающихся на нравственное самоопределение: включение их в разнообразные отношения, благодаря чему становится возможным формирование у них мотивов самоопределения, способности к оцениванию, к целеполаганию. Развитие способности обучающихся к постановке целей, к рефлексивному анализу и оцениванию результатов совершенного выбора создает условия для самоопределения обучающихся в целом и нравственного самоопределения в особенности.

Ориентация человека в окружающей действительности во многом определяется тем, какие ценности он выбрал, присвоил и реализует в своей жизни и деятельности. Ценность, будучи отношением, связывающим «объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных и культурных качеств» [26, с. 69], как известно, принимают форму мотива. Выбор обучающимся ценностей есть выбор отношений, в которых представлен не только он, но и другой человек.

Таким образом, самоопределение личности связано с выбором ею ценностей, источником которых являются ее потребности.

Если исходить из того, что «направленность личности на те или иные ценности составляет его ценностные ориентации» [9, с. 146], то ценностные ориентации обеспечивают самоопределение учащегося.

Проблема ценностных ориентаций как условия самоопределения учащейся молодежи раскрывается в работах Н.Н. Лебедевой, Т.В. Машаровой, Г.А. Мелекесова.

Так, Т.В. Машарова подчеркивает, что ценностные ориентации являются ядром самоопределения [27, с. 35].

Подход к ценностным ориентациям как ядру самоопределения выдвигает педагогическую задачу формирования у обучающихся системы ценностных ориентаций. Именно благодаря последней личность ориентируется в мире ценностей, осуществляет их выбор и совершает действия и поступки, руководствуясь принятыми и исповедуемыми ценностями.

Понимание учеными самоопределения как выбора отношений вводит нас в проблему ценностного самоопределения, поскольку ценность, согласно М.С. Кагану, является одним из «полюсов» ценностного отношения [26, с. 50].

Так, Г.А. Мелекесов пишет: «Ценностное самоопределение – это процесс, в котором индивид осуществляет выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций. Это процесс и результат поиска человеком социального, профессионального, личностного статуса жизни. Ценностное самоопределение личности включает ценностное отношение к миру, которое выражается в осознании, переживании и присвоении общечеловеческих ценностей, ценностей современного мира, ценностей профессии» [28, с. 138–139].

Н.Н. Лебедева, утверждая, что взаимодействие морали и нравственности проявляется в свободном и ответственном выборе целей и ценностей, в самоопределении человека, что ценностно самоопределиться можно, став чувствительным к внутреннему конфликту морали и нравственности, принимая решения и неся за них личную ответственность [29, с. 36], в качестве основы ценностного самоопределения видит общечеловеческие (нравственные) и социальные (моральные) ценности [29, с. 97].

Итак, осмысление феномена самоопределения на философском, психологическом и педагогическом уровнях анализа, позволяет сделать вывод, что самоопределение личности есть и процесс, и результат выбора человеком собственной позиции, есть выбор им отношений, образующих содержание позиции, есть выбор ценностей, направленность на которые составляет ценностные ориентации личности, становящиеся ядром самоопределения.

×

About the authors

Oksana Konstantinovna Pozdnyakova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation,

References

  1. Словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953. 848 с.
  2. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 4 / под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1984. 794 с.
  3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.
  4. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 576 с.
  5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 576 с.
  6. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  7. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 672 с.
  9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  10. Арендачук И.В. Взаимосвязь нравственного самоопределения и ценностных ориентаций личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3–6. С. 49–52.
  11. Гараева Л.Х., Сингатуллов Ч.К. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение молодежи // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3–2(71). С. 134–136.
  12. Самойлик Н.А. Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период // Молодой ученый. 2015. № 2(82). С. 459–463.
  13. Якуба А.В. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 1. С. 103–105.
  14. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н.Б. Крылова. М.: Российский фонд фундаментальных исследований, 1995. 113 с.
  15. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 1: Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  16. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 416 с.
  17. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  18. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности; природа и становление. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 248 с.
  19. Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. М.: Прометей; МПГУ, 2002. 316 с.
  20. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. 271 с.
  21. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. 328 с.
  23. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 337 с.
  24. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. 78 с.
  25. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  26. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  27. Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 1999. 392 с.
  28. Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие. М.: МПГУ, 2002. 288 с.
  29. Лебедева Н.Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников. М.: Наука; Флинта, 2005. 352 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Pozdnyakova O.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies