A pedagogical perspective of understanding the essence and structure of the value attitude of cadets studying at a law university of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person


Cite item

Abstract

The paper substantiates the urgency of the problem of humanization of relations between people, within the framework of which the problem of formation of the value attitude of cadets studying at a law school of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person is highlighted. The pedagogical understanding of the concepts «value», «attitude», «person» is carried out, which are meaning-forming for the value attitude of cadets studying at a law institution of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person. The specificity of value is revealed as a conscious meaning that determines the attitude of a person to the world, to people and to himself. The paper substantiates the proposition that formation of the value attitude of cadets studying at a law school of the Federal Penitentiary Service of Russia to another person presupposes the relationship between value and emotional factors. It is proved that the cadet’s awareness of the value of another person as a value, which turns into a personal meaning, will contribute to his/her formation as a person and a professional, for whom the other person will always be a goal, not a means. The paper reveals the essence of the value attitude of cadets studying at a law school of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person, which consists in the cadet’s awareness of the value of another person as a value and endowing this value with a personal meaning experienced at the emotional level. Scientific ideas about the value attitude as an integrative psychological structure, as a stable personality-semantic formation, as a three-dimensional structure are concretized and the possibility of considering the concept of «value attitude of cadets studying at a law institution of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person» as a personal formation with a structure is affirmed. The structure of the concept «value attitude of cadets studying at a law school of the Federal Penitentiary Service of Russia to a person» is determined through the allocation of cognitive, axiological, emotional and activity components.

Full Text

В современной социокультурной ситуации развития общества присутствует угроза дегуманизации человека, которая проявляется как в его отчуждении от культуры, труда, общения, так и в утрате человечности как собственно человеческой сущности. Альтернативой дегуманизации является гуманизация межличностных отношений во всех сферах жизни человека. Только в этом случает можно преодолеть тот кризис нравственности, который мы наблюдаем сегодня и который проявляется в различных формах насилия, применяемых людьми друг к другу. Это, собственно, как физическое насилие – от грубого толчка до убийства, так и психологическое насилие – от насмешек до открытой травли (огромные возможности здесь, к сожалению, предоставляет интернет-пространство).

Гуманизация отношений между людьми является социальным императивом, предстающим перед современным российским обществом и образованием и создающим условия для решения многообразных социальных и личностных проблем, среди которых особое место занимает проблема разнообразных форм насилия. Необходимость акцентировать внимание именно на проблеме насилия объясняется в том числе и участившимися случаями стрельбы в образовательных учреждениях, когда подростки, молодые люди не осознают ценности жизни другого человека и считают возможным отнять ее в угоду собственной прихоти.

Несомненно, что гуманизации должны быть подвержены все сферы общественной жизни. Этот объем невозможно охватить не только рамками одной статьи, но и рамками одного полноценного научного исследования. Необходимо разбивать заявленную проблему как общую на частные проблемы, одной из которых является гуманизация уголовно-исполнительной системы. Заметим, что мы не предлагаем оправдывать преступников и считаем, что человек, нарушивший закон, обязан понести заслуженное наказание. Мы лишь отмечаем тот факт, что насилием насилие искоренить невозможно. Можно надавить на человека, запугать его, но как только давление ослабнет, велика вероятность, что он выплеснет свою ненависть не на прямого обидчика, а на совершенно других людей. Должны быть иные пути. Такой путь представлен в работе С.А. Вдовина, который утверждает, что важным предназначением деятельности юриста «является возвращение попавшего в поле его зрения человека к гуманности, к человечности, что требует адекватного идеалам добра, красоты, истины, равноправных отношений между людьми взаимодействия» [1, с. 21]. Исследователь ведет речь о юристах, деятельность которых связана с уголовно-исполнительной системой. Развивая мысль С.А. Вдовина, акцентируем внимание на упоминаемых автором отношениях. Если говорить об отношениях человека к другому человеку, к людям, то такие отношения, по мнению С.Л. Рубинштейна, «составляют основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину» [2, с. 167]. Среди обозначенных отношений особое место занимает гуманизм, являющийся, как это обосновано В.А. Рыбиным, таким отношением, «которое характеризуется чуткостью, уважением, отзывчивостью, любовью, состраданием» [3, с. 18] и представленный, по утверждению В.А. Блюмкина, «целым созвездием моральных ценностей: человеческое достоинство, уважение, доверие и любовь к человеку, забота о его благе и счастье» [4, с. 28].

Человек реализует отношения в деятельности. Применительно к деятельности сотрудника УИС, в основаниях которой, как это обосновано С.А. Вдовиным [1], находится гуманизм (отношение, созвездие ценностей), можно вести речь о ценностных отношениях. Полагаем, что возвращение преступившего закон человека к гуманности, к человечности возможно в процессе реализации сотрудником УИС в своей профессиональной деятельности ценностного отношения к другим людям. Осуществляя такие отношение и постепенно вовлекая в них отбывающих наказание, сотрудник УИС создает условия для настоящего, глубинного, а не показного, поверхностного исправления человека, преступившего закон.

Таким образом, высвечивается педагогическая проблема – проблема формирования у курсантов юридического вуза ФСИН России, которые и будут работать в УИС, ценностного отношения к человеку.

Понятие «ценностное отношение к человеку» образуется такими понятиями, как «ценность», «отношение», «человек», анализ которых позволит осуществить педагогическое осмысление ценностного отношения курсанта юридического вуза ФСИН России к другим людям и раскрыть его сущность и содержание. Раскрытие сущности и определение содержания названного ценностного отношения позволит сконструировать процесс формирования ценностного отношения к человеку у курсантов юридического вуза ФСИН России.

Прежде всего необходимо определиться с понятием «ценность», поскольку анализ научной литературы указывает на наличие различных точек зрения относительно этого понятия. М.С. Каган определяет ценность как внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому она воспринимается им как его собственная интенция [5, с. 164]. По мнению В.Н. Сагатовского, понятие «ценность» употребляется в предметном и субъектном смысле: в первом случае ценность связана со значимыми для человека явлениями (материальные, культурные ценности), во втором – выступает «как характеристика внутреннего мира субъекта, а не результатов его деятельности» [6, с. 27]. С позиции А.Н. Асташовой, ценность чаще выступает в аспекте значимости предмета или явления для человека, а также в роли высших жизненных принципов, идеалов и норм поведения, на которые ориентируется личность и общество [7, с. 17].

Как подчеркивает О.Г. Дробницкий, ценности – объективны [8, с. 327–328]. «Как объективное, ценность <…>, – пишет В.П. Бездухов, – относится к социальному бытию, к педагогическому пространству, в рамках которого учитель находится в определенных отношениях и связях с учащимися» [9, с. 81]. Данное положение В.П. Бездухова может быть экстраполировано и на образовательное пространство вуза, и на пространство осуществления профессиональной деятельности в целом и профессиональной деятельности сотрудника УИС в частности. Как преподаватель юридического вуза ФСИН России находится в определенных отношениях с курсантами, так и сотрудник УИС – с коллегами, со спецконтингентом.

В контексте решения проблемы формирования у курсантов – будущих сотрудников УИС ценностного отношения к человеку важным представляется понимание ценности как значимости, как значения чего-либо для личности (В.А. Блюмкин [4], М.С. Каган [5]), как осознанного смысла жизни (Б.С. Братусь [10]), жизненного смысла (В.Н. Сагатовский [11]).

А.Н. Леонтьев, разделяя объективные значения вещей и личностные смыслы [12], определяет «значение» как обобщенное отражение действительности в форме понятия, знания или умения. Иными словами, осознание значения заключается в познавательной деятельности, в которой исключается субъективный момент. В отличие от смысла, который определяется как личностный, так как в нем отражается отношение субъекта к объекту, не являющееся при этом гносеологическим. Развивая мысль А.Н. Леонтьева относительно студентов, О.К. Позднякова подчеркивает, что «значения, предъявляемые студентам в процессе <…> образования, наделяются ими смыслом <…> как в моделируемом в учебном процессе контексте <…> деятельности, так и в реальном контексте в период <…> практики и внеаудиторной работы» [13, с. 906].

Говоря о формировании ценностного отношения курсантов к другому человеку, мы имеем в виду, прежде всего, осознание курсантом значения другого человека как ценности, переходящее в личностный смысл. В процессе познания курсантом другого человека как личности со своими особенностями, склонностями, положительными и отрицательными чертами и др. (осознание его значения), у него формируется знание об этом человеке, способствующее пониманию не только его действий и поступков, но и его внутреннего мира, который зачастую не всегда выражается в полной мере во внешних действиях. Понимание другого становится основой для наделения его личности смыслом, определяющим внутренний план сознания курсанта и отражающим отношение курсанта к этому человеку. Подкрепление данному утверждению находим у А.Г. Асмолова, обосновавшего, что смысл всегда выражает «реальное жизненное отношение (человека. – С.К.) к тому, на что (на кого. – С.К.) направлено его действие» [14, с. 303]. На другого человека в том числе. Отметим, что внутренний план сознания образуют ценности, принимающие форму мотивов поведения, в котором, собственно, и проявляется отношение. В рамках нашей работы – это ценностное отношение курсанта к другому человеку.

Обратимся к понятию «отношение». Анализ научной литературы показал, что основной смысловой чертой человека считается его отношение к миру, к другим людям и к самому себе. Данное отношение есть та характеристика, которая присуща только человеку. Такой вывод был сделан в ХХ веке в рамках философской антропологии [15].

Обращение к философскому знанию показывает, что деятельность есть определенный тип отношений человека к миру. Тем самым, вовлекаясь в деятельность, личность вовлекается в конкретную систему отношений. Именно отношениями определяется содержание деятельности человека. Как утверждает В.С. Швырев, «…деятельность – это специфически человеческая форма развития форм и средств отношения к миру» [16, с. 18], в деятельности происходит развитие сущностных сил личности, преобразовывается ее внутренний мир.

Таким образом, на философском уровне анализа категории «отношение» выявляется, что отношения, образуя содержание деятельности человека, раскрывают его сущностные силы. В контексте философского знания, человек и его отношения к миру неотделимы друг от друга. Философский уровень изучения данной категории определяет направленность ее изучения в психологии.

В рамках психологической науки категория «отношение» выступает ведущей в различных психологических теориях личности человека. С.Л. Рубинштейн в рамках исследования проблемы направленности личности как динамической тенденции, определяющей деятельность человека, подчеркивает, что «любая динамическая тенденция всегда содержит в себе более или менее осознанную связь человека с чем-либо, находящимся вне его самого» [2, с. 519]. Данная идея С.Л. Рубинштейна реализовалась в концепции отношений личности В.Н. Мясищева, согласно которой отношения, зарождаясь там, где есть субъект и объект, выявляют содержательные связи индивида с окружающей действительностью: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности» [17, с. 16]. Эта система через отображение личностного опыта человека определяет содержание его деятельности. В.Н. Мясищевым также подчеркивается тот факт, что отношения человека обусловливаются общественно-историческим опытом, который есть основа его внутреннего мира и фактор, направляющий его поведение и действия.

Для нашей работы особо значимым является положение В.Н. Мясищева о том, что личность в первую очередь характеризуется как система отношений человека к окружающей реальности [17, с. 48], в которую органично включен и другой человек. Педагогическая сторона данного положения В.Н. Мясищева состоит в том, что становление нравственной личности возможно через формирование у нее системы соответствующих отношений. Если конкретизировать данный факт в рамках проблематики данной статьи, то формирование у курсанта ценностного отношения к людям будет способствовать его становлению как человека и профессионала, для которого другой человек всегда будет являться целью, а не средством.

Концепция отношений человека к действительности В.Н. Мясищева нашла продолжение в научных работах А.А. Бодалева. Ученым обосновано, что система отношений человека уникальна по своей структуре. При этом А.А. Бодалев подчеркивает, что в данной структуре основными считаются те отношения, в которых отражены потребности и интересы человека. Таким образом, отношения человека, являются более или менее устойчивыми для индивида тенденциями отражать реальность, осуществлять эмоциональный отклик на нее и вести себя конкретным образом [18, с. 6–7].

Дальнейший анализ научной литературы показал, что многими учеными понятие «ценность» осмысливается через понятие «отношение»: ценность – «это отношения (общественное отношение)» (В.А. Блюмкин [4, с. 5]; «выражение ценностного отношения человека к действительности» (О.М. Бакурадзе [19, с. 18]; «личностно окрашенное отношение к миру» (П.С. Гуревич [20, с. 43]); «отношение, причем специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом» (М.С. Каган [5, с. 67]); «ценностное отношение человека к миру» (В.Н. Сагатовский [11, с. 16]).

М.С. Каган отмечает, что ценностное отношение образуется как особая форма связи объекта и субъекта, и выделяет в нем такие «плюсы», как ценность и оценка [5, с. 50]. Понимание и осмысление познаваемых процессов и явлений также определяется как ценностное отношение к ним [5, с. 185]. По мнению М.С. Кагана, «ценностное отношение, рассмотренное со стороны субъекта, реализуется двояко – как отнесение к ценности оцениваемого объекта и как его осмысление» [5, с. 52]. То есть содержательной стороной ценностного отношения является «осмысляющее» отношение субъекта к объекту, «отражающее реальное, жизненно-практическое отношение» [5, с. 156].

Психологической формой проявления ценностного отношения М.С. Каган считает переживание, что, по его словам, есть особый тип эмоционального процесса, «который зарождается на уровне обыденно-практического сознания и восходит на уровень осознаваемого чувства духовного человека» [5, с. 163]. «Духовное» в данном случае определяет особенности ценностной ситуации, «вне данной ситуации, в своем не ориентированном на субъекта бытии, любой объект может рассматриваться лишь как потенциальный носитель ценности, а актуализируется эта возможность только в его контакте с оценивающим его субъектом» [5, с. 163]. Связь ценности с переживанием подчеркивает и В.Н. Сагатовский, который, рассматривая ценность как внутреннюю основу выбора целей и средств деятельности и выражение внутреннего мира, души человека, утверждает: «…знание законов можно, в принципе, передать любому – ценности надо пережить» [6, с. 27]. Тем самым считаем возможным утверждать, что формирование ценностного отношения курсанта юридического вуза ФСИН России – будущего сотрудника УИС к человеку предполагает взаимосвязь между ценностными и эмоциональными факторами.

Важное значение в понятии «ценностное отношение к человеку» имеет и категория «человек». Не раскрывая сущности и содержания данной категории, отметим лишь, что человек, являясь мерой всех вещей, безмерно сложен и неисчерпаем [21, с. 297], что его признание и принятие другими как высшей цели утверждает его ценностную сущность. Сущность человека как ценности раскрывается через обращение к современному гуманизму, обращенному к каждому человеку, признающему право каждого на жизнь, благосостояние, свободу, самоопределение, самореализацию; отвергающему любое насилие над личностью: «Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности» [22, с. 42]. Тем самым обоснованным представление включение ценности «человек» в список общечеловеческих ценностей, как это делает В.А. Караковский [23]. Необходимо отметить, что данная ценность проявляться в двух аспектах: как ценность другого человека и как ценность своего собственного «Я». Разрабатывая проблему формирования ценностного отношения курсантов юридического вуза к человеку, мы будем учитывать эти два аспекта, делая при этом акцент на личности другого человека.

Итак, сущность ценностного отношение курсанта юридического вуза ФСИН России к человеку заключается в осознании курсантом значения другого человека как ценности и наделение этого значения личностным смыслом, переживаемым на эмоциональном уровне.

Однако для определения содержания процесса формирования у курсантов ценностного отношения к другому человеку недостаточно выявления только сущности такого отношения. Необходимо раскрыть содержание ценностного отношения курсанта к человеку. Обратимся к работам ученых, в которых ценностное отношение к человеку представлено как личностное образование, обладающее структурой.

Так, Р.А. Рогожникова и Н.Н. Путина рассматривают ценностное отношение к человеку как интегративную психологическую структуру, включающую когнитивную, эмоциональную и волевую сферы, как основные психологические сферы личности [24, с. 254]. Каждой из сфер, как это обосновывается Р.А. Рогожниковой и Н.Н. Путиной, соответствует компонент ценностного отношения к человеку, подлежащий формированию у подростков. Это когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

В другой работе Р.А. Рогожниковой, но уже в соавторстве с Н.И. Шлыковой речь идет о ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося. Авторы рассматривают такое отношение как устойчивое личностно-смысловое образование, образуемое мотивационно-смысловым, когнитивным, эмоциональным и деятельностным (поведенческим) компонентами при ведущей роли мотивационно-смыслового компонента [25, с. 117]. Р.А. Рогожникова и Н.И. Шлыкова раскрывают содержание большинства компонентов через личностный смысл. Личностный смысл в вербальной и образной формах фиксируется в рамках когнитивного компонента, в аффективной форме – в рамках эмоционального компонента, предстает в виде смыслообразующего мотива деятельности в содержании мотивационно-смыслового компонента. Что касается содержания деятельностного (поведенческого) компонента, то он, по мнению авторов, позволяет педагогу реализовать сформированное отношение при взаимодействии с учащимися. Нам представляется, что содержание деятельностного компонента также может быть определено через личностный смысл – реализация личностного смысла в конкретных действиях и поступках, осуществляемых во взаимодействии с другими.

О.Г. Холодкова, рассматривая типологию ценностного отношения к людям у подростков, выделяет трехаспектную структуру ценностного отношения к человеку, представленную «когнитивным (совокупность понятий и представлений личности о различных субъектах отношений); эмоционально-оценочным (совокупность переживаний личности по отношению к субъекту); поведенческим (проявления практической готовности человека к определенным действиям и поступкам в отношении субъекта) компонентами» [26, с. 319].

Несмотря на то, что названные выше ученые ведут речь о ценностном отношении к человеку в контексте школьного образования (подростки, учителя), мы считаем возможным экстраполировать их идеи относительно понимания ценностного отношения к человеку как личностного образования, обладающего структурой, в рамках проблемы формирования ценностного отношения к человеку курсантов юридического вуза ФСИН России. Этот факт, а также проведенный выше анализ понятий «ценность», «отношение», «человек», имеющих определяющее значение при обосновании содержания рассматриваемого понятия, позволил нам выделить следующие компоненты: когнитивный, аксиологический, эмоциональный, деятельностный.

Итак, мы раскрыли сущность ценностного отношения курсантов юридического вуза ФСИН России к человеку и обосновали структуру такого отношения, образуемую когнитивным, аксиологическим, эмоциональным и деятельностным компонентами.

×

About the authors

Sergey Aleksandrovich Klychkov

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: klichkov62@rambler.ru

lecturer of Physical and Special Tactical Training Department

Russian Federation,

References

  1. Вдовин С.А. Моральные требования к деятельности юриста как предмет педагогической рефлексии // Образование и саморазвитие. 2011. № 6 (28). С. 19–24.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  3. Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория. М.: Логос, 2004. 272 с.
  4. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
  5. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  6. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2000. 148 с.
  7. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 272 с.
  8. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. 351 с.
  9. Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 66–173.
  10. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  11. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 94–231.
  13. Позднякова О.К. Связи взаимодействия между направлениями деятельности преподавателя вуза по формированию нравственного сознания будущего учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2(4). С. 903–906.
  14. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
  15. Гуревич П.С. Человек многоликий // Это человек: Антология. М., 1995. С. 3–23.
  16. Швырев В.С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С. 9–20.
  17. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1995. 356 с.
  18. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. 188 с.
  19. Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1982. 84 с.
  20. Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
  21. Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп, 1997. 318 с.
  22. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 208 с.
  23. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика; Новая школа, 1993. 80 с.
  24. Рогожникова Р.А., Путина Н.Н. Воспитание у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 2. С. 252–259.
  25. Рогожникова Р.А., Шлыкова Н.И. Воспитание у будущих педагогов ценностного отношения к человеку как актуальная проблема педагогики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 2. С. 113–118.
  26. Холодкова О.Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 318–321.

Copyright (c) 2021 Klychkov S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies