The educational environment of a departmental university as a means of cadet’s personality formation


Cite item

Abstract

The paper substantiates the importance of educating personal qualities of an employee of the penal system (PS) that meet universal and professional moral standards and outlines the role of a departmental university in educating a cadet’s personality. It is argued that the educational environment of a departmental university is one of the central means of shaping and developing a cadet’s personality – a prospective PS employee as a person and a professional. The analysis of the concept «environment» in the context of different levels of education (school, university) is carried out. The paper summarizes scientific ideas about the educational environment of the departmental university, which is a set of circumstances, conditions specific to the departmental higher education institution, which affect the cadet, contributing to the formation of his personality as a prospective specialist. The list of organizational and pedagogical conditions for development of the educational environment of a departmental higher educational institution in relation to the educational environment of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia is supplemented – filling the educational environment with values that, penetrating into the value sphere of cadets’ consciousness and becoming its integral part, create a value barrier that cannot be overcome by the anti-values of the criminal world. Approaches to formation, development, formation of the educational environment of a departmental university are indicated: molecular, factorial, synergetic, competence, culturological, axiological, ethnopedagogical, individually creative, dialogical, which are complemented by an environmental approach. The importance of the environmental approach in organizing the educational environment of a departmental university is substantiated. The content of the basic concepts of the environmental approach is revealed: niche; element; lifestyle; personality as an object and a subject of education; environment-forming action. The specificity of the implementation of the environmental approach to the organization of the educational environment of the departmental higher educational institution of the Federal Penitentiary Service of Russia is revealed.

Full Text

В условиях осуществляемых сегодня реформ, в уголовно-исполнительной системе (УИС) повышаются требования к личности сотрудника УИС. Это требования как к профессиональной подготовке сотрудника, так и к его личностным качествам. Сотрудник УИС новой формации – высококвалифицированный, широко образованный, эмоционально устойчивый человек со сформированной системой ценностей, принимающих форму мотивов его действий и поступков как человека и профессионала. В различных документах, регламентирующих профессиональную деятельность сотрудника УИС, обозначается необходимость воспитания личностных качеств сотрудника, отвечающих общечеловеческим и профессиональным моральным нормам. Воспитание будущего сотрудника УИС начинается в стенах высшего учебного заведения. Мы не говорим сейчас о воспитании в целом, которое начинается с появления человека на свет. Внимание фиксируется на воспитании как неотъемлемой части профессионального образования.

Подготовка к профессиональной деятельности в УИС осуществляется в ведомственных вузах ФСИН России. Обучающихся в данных вузах традиционно называют не студентами, а курсантами, тем самым подчеркивая особый их статус, определяемый тем, что «подготовка в образовательных организациях Министерства обороны РФ, министерств и ведомств силового блока должна вестись с учетом особого характера выполняемых ими (министерствами и ведомствами. – Р.Ж.) функций» [1, с. 101].

Среди основных отличий условий получения образования курсантом ведомственного вуза от условий вуза гражданского – строгая дисциплина; иерархическое подчинение младших по званию – старшим, четкий распорядок всей жизнедеятельности вуза; коллективное проживание в условиях казармы; преобладание авторитарного стиля руководства; стирание гендерных различий, когда невзирая «на абсолютно разные физические, физиологические и психологические характеристики, курсанты – девушки и юноши – выполняют сходные социальные роли, решают общие для них задачи» [2, с. 234].

Таким образом, сам процесс воспитания в условиях ведомственного вуза будет иметь свои особенности. Одним из средств воспитания является среда. Данное утверждение основывается на том факте, что «среда» в значении воспитательного средства выделяется Ю.С. Мануйловым, обосновавшим средовой подход в воспитании [3, с. 21].

С нашей точки зрения, воспитательная среда ведомственного вуза является одним из центральных средств формирования и становления личности курсанта – будущего сотрудника УИС как человека и профессионала, отвечающей (личности) высоким требованиям, предъявляемым к ней обществом.

Обращение к научной литературе показало, что подробный анализ понятия «среда» применительно к образованию представлен в работах В.А. Ясвина [4; 5; 6 и др.] и Ю.С. Мануйлова [3; 7; 8 и др.]. В.А. Ясвин под образовательной средой понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [4, с. 14]. Ю.С. Мануйлов, называя среду воспитательным средством, определяет ее как то, «среди чего (кого) пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» [3, с. 21]. При этом ученый дает развернутый комментарий отдельным аспектам предлагаемого определения, что, собственно, и раскрывает суть среды как средства воспитания. Находиться «среди» – значит быть в центре чего-то. Это «что-то» может трактоваться достаточно широко и включать как здание образовательного учреждения, его помещения, их оформление и т.д., так и отношения между людьми (самими обучающимися, педагогами и обучающимися, педагогами и администрацией образовательного учреждения и т.д.). Все, что окружает субъекта воспитания (материальное и нематериальное, духовное), во-первых, «посредствует», то есть способствует чему-либо: помогает, побуждает, позволяет осуществить выбор того или иного действия, например; во-вторых, «опосредует» – влияет, преломляет ту или иную ситуацию и тем самым обогащает, облагораживает и т.д. ; в-третьих, «осредняет» – типизирует субъекта. При этом Ю.С. Мануйловым подчеркивается не идентичность типизирования стандартизации и унификации личности. Важным представляется тот факт, что Ю.С. Мануйлов пишет о личности, пребывающей в среде («среди») и испытывающей ее влияние («посредовать», «опосредовать», «осреднять») не как об объекте, а как о субъекте. Тем самым подчеркивается активность самой личности в воспитательных воздействиях среды. Среда, оказывая прямое и косвенное воздействие на личность, получает ответ на него. И этот ответ либо усиливает ее воспитательный потенциал, либо гасит его. Объяснение здесь в том, что воспитательная среда создается педагогами, а развивается педагогами и воспитанниками в совместной деятельности, оказывающей влияние как на материальные, так и на нематериальные аспекты среды.

В.А. Ясвин и Ю.С. Мануйлов ведут речь об образовательной, о воспитательной среде прежде всего применительно к школьному обучению. Но интересы научного сообщества не ограничиваются только школьной средой. В современном научном дискурсе широко обсуждаются возможности воспитательной среды вуза в формировании личности специалиста. В частности, О.И. Вознюк рассматривает воспитательную среду вуза как фактор развития человека культуры [9]; Т.П. Захарова раскрывает возможности воспитательной среды в формировании профессионально компетентного выпускника вуза [10]; А.А. Митин раскрывает условия, при которых воспитательная среда вуза становится фактором гражданского воспитания студентов [11]; Е.Е. Трусова и И.Л. Лаптева обосновывают, что воспитательная среда вуза является психолого-педагогическим условием личностно-профессионального развития современного специалиста [12] и т.д. Речь идет как о вузах в целом, так и о вузах конкретных – технических, педагогических, медицинских, ведомственных. Воспитательная среда последних представляет для нас особый интерес.

Так, воспитательная среда военного вуза понимается Н.Н. Брежневым с соавторами как «объективная совокупность опосредующих обстоятельств учебной, военно-профессиональной и повседневной деятельности курсантов, способная в процессе непрерывного и длительного пребывания в ней курсанта оказывать влияние на развитие его личности, включенной в целесообразно организованные в идеализированном виде ведущие отношения военного социума» [13, с. 136]. Воспитательная среда образовательной организации системы МВД России рассматривается Е.И. Дудкиной как «система условий и возможностей для развития социальной активности курсанта и слушателя, его личностной свободы, самоопределения и самосовершенствования» [14, с. 89]. А.П. Жигадло и С.И. Бастраков трактуют воспитательную среду военного вуза через критерии ее оценки. Выдвигая в качестве критерия объективной оценки среды ее целесообразность, а в качестве субъективной – ее продуктивность, исследователи выделяют в качестве основных характеристик воспитательной среды военного вуза ее соответствие целям профессионального воспитания и «способность создавать субъективные среды курсантов, в которых происходит опосредованное влияние на процесс профессионального развития личности» [15, с. 62]. Ю.М. Кудрявцев с соавторами отмечают, что отличительной чертой «воспитательной среды военного вуза, по сравнению с гражданскими организациями высшего образования, являются единые условия и обстоятельства повседневной жизни курсантов, что детерминирует единый образ жизни, формирование ценностей и ценностных ориентаций» [16, с. 73]. Перечень трактовок может быть продолжен. Однако в целом понимание воспитательной среды ведомственного вуза исследователями можно свести к следующему: воспитательная среда – совокупность обстоятельств, условий специфичных для ведомственного вуза, которые влияют на курсанта, способствуя формированию его личности как будущего специалиста.

Каждое образовательное учреждение априори имеет свою уникальную среду. Эта среда может быть нейтральной, а иногда и заключать в себе и негативные образцы, антиценности. Воспитательная среда предполагает положительное наполнение. Она не появляется сама по себе. Воспитательная среда, способствующая формированию личности – личности нравственной, готовой к выполнению своей профессиональной деятельности с ориентацией на ценности – создается, формируется педагогическим коллективом. Обратимся к путям формирования воспитательной среды, представленной в научной литературе.

Анализ научной литературы по проблеме выявления возможностей воспитательной среды ведомственного вуза в формировании личности курсанта как человека и профессионала показывает, что учеными выделяются организационно-педагогические условия развития такой среды.

Так, Н.Н. Брежнев с соавторами в качестве таких условий в контексте военного вуза обозначает следующие: 1) целесообразное упорядочивание воспитательной среды; 2) реализация принципа культуросообразности; 3) использование инфраструктуры воспитательной среды и контекста жизнедеятельности курсантов [13, с. 137–138]. Реализация данных условий, по мнению авторов, позволит, во-первых, создать оптимальное соотношение воспитательной среды вуза как внутреннего и военного социума как внешнего. Такое соотношение позволит расширять воспитательную среду за счет привнесения в нее предметно-пространственного, информационного, событийного содержания внешнего по отношению к вузу военного социума, что «способствует осознанному и устойчивому профессиональному самоопределению курсанта, профессиональной адаптации выпускника вуза в начале военной службы» [13, с. 138]. Во-вторых, наполнять содержание деятельности курсантов (учебной, профессиональной и др.) компонентами культуры (общей и профессиональной), что происходит через внедрение в образовательный процесс вуза моральных, этических, этико-профессиональных и иных норм, традиций и обычаев, свойственных военной субкультуре.

А.П. Жигадло и С.И. Бастраков выделяют аналогичные организационно-педагогические условия развития воспитательной среды военного вуза и на конкретных примерах показывают их реализацию в условиях военного вуза. Каждое из названных выше условий легло в основания отдельного блока проведенной авторами экспериментальной работы по формированию воспитательной среды военного вуза: 1) организация воспитательной среды современного военного вуза через развитие инфраструктуры воспитательной среды со стороны ее организационного обеспечения; 2) педагогическое наполнение воспитательной среды за счет конкретных действий, мероприятий, направленных на совершенствование уклада жизни курсантов; 3) управление взаимодействием курсантов с воспитательной средой военного вуза [15, с. 63–64].

Предлагаемые Н.Н. Брежневым с соавторами, а также А.П. Жигадло и С.И. Бастраковым организационно-педагогические условия развития воспитательной среды военного вуза могут быть использованы в условиях не только военного вуза, но и вузов других ведомств. Однако данные условия требуют дополнения применительно к конкретному вузу. В частности, если мы говорим о вузах ФСИН России, то необходимо учитывать тот факт, что в своей профессиональной деятельности сотрудник УИС имеет дело с людьми, преступившими закон. Постоянное взаимодействие с ними ведет «к опасности "криминального заражения", размытия социальных и профессиональных ценностей» [16, с. 3]. Таким образом, одним из центральных организационно-педагогических условий развития и становления воспитательной среды вузов ФСИН России должно стать ее наполнение ценностями, которые, проникнув в ценностную сферу сознания курсантов и став ее неотъемлемой частью, создадут своеобразный ценностный щит, который не смогут пробить антиценности криминального мира.

Формирование, развитие, становление воспитательной среды ведомственного вуза требует определения соответствующих научных подходов к данным процессам. В частности, В.С. Кудрявцев с соавторами в качестве подходов к проектированию модели воспитательной среды военного вуза выделяет молекулярный, факторный и синергетический подходы [17, с. 71]. Молекулярный подход делает возможным максимально детализировать содержание воспитательной среды. В этом случает воспитательная среда образуется большим количеством конкретных способов и форм деятельности, которые и выбирает субъект воспитания – курсант. Факторный подход позволяет использовать факторы образовательного процесса, не имеющие ярко выраженного воспитательного характера. Синергетический подход предполагает рассмотрение воспитательной среды военного вуза как «целостного педагогического феномена, компоненты которого действуют сепаративно, но при этом работают на достижение единого заданного результата и детерминируют друг друга» [17, с. 72–73].

О подходах в контексте организации воспитательной среды ведомственного вуза ведет речь и Е.И. Дудкина. Компетентностный, культурологический, аксиологический, этнопедагогический, индивидуально-творческий, диалогический подходы автор полагает основополагающими принципами организации личностно-ориентированной воспитательной среды ведомственного вуза [14, с. 89–90]. Реализация данных подходов наполняет воспитательную среду самыми разными видами деятельности (творческой, коммуникативной, культурно-досуговой и др.), включение в которые курсантов «способствует саморазвитию личностных профессионально-значимых качеств специалиста, становлению его субъектной позиции, приобретению научно-исследовательского, профессионального и жизненного опыта» [14, с. 90]. Особое значение для воспитательной среды вуза ФСИН России имеет аксиологический подход, предполагающий приобщение курсантов к нравственным, культурным и другим ценностям и формирование негативного отношения к антиценностям криминальной субкультуры.

Дополнением к названным выше подходам является средовой подход. Заявляя это, мы утверждаем, что этот подход должен стать основным в организации воспитательной среды ведомственного вуза. Покажем специфику его реализации относительно воспитательной среды ведомственного вуза ФСИН России. Данный подход был разработан Ю.С. Мануйловым в расчете на школу, однако, как мы полагаем, он органично накладываются и на высшее образование, в том числе и в условиях ведомственного вуза.

Среди основных понятий средового подхода важное место занимают ниша; стихия; образ жизни; личность как объект и субъект воспитания; средообразовательное действие.

Ниши, по утверждению Ю.С. Мануйлова, характеризуются пространственно-временными границами и подразделяются на природные, социальные и культурные [7, с. 77]. Нас прежде всего интересуют социальные ниши как объединения людей (курсантов). Акцентируя внимание на педагогическом смысле ниши, ученый показывает ее значение для удовлетворения потребности личности, для обеспечения выражения ею своих субъектных свойств. Применительно к проблеме воспитательной среды вуза как средства формирования личности курсанта вуза ФСИН России, ниша, дающая возможность курсантам удовлетворять потребность в общении, в самореализации, в том числе и профессиональной, является результатом совместной деятельности преподавателя и курсантов. Такой нишей может являться, например, рабочая группа, создаваемая для проведения государственно-правового информирования личного состава или группа, формируемая для решения учебных профессиональных задач в рамках деловых игр, конкурсов и т.д. Преподаватель через организацию взаимодействия курсантов в нишах создает воспитательную среду, позволяющую курсантам удовлетворять свои потребности, становящиеся основой для понимания ими роли в повседневной жизни и в профессиональной деятельности ценностей, мотивирующих деятельность. Аксиоматично утверждение, что любая ценность возникает из потребностей человека, а потому создание преподавателем вуза условий для развития потребностей курсантов дает последним возможность осознать мир своих ценностей и мир ценностей других людей.

Стихию Ю.С. Мануйлов понимает как властвующую над человеком мощную силу, охватывающую и увлекающую, обращающую и изменяющую, метящую захваченных ею людей и программирующую их поведение [7, с. 80]. Стихии могут быть как конструктивными, созидательными, так и деструктивными, разрушительными. Педагогический смысл стихии, с точки зрения ученого, заключается в ее власти над человеком. Тем самым управление стихией позволяет оказывать влияние на личность. Ю.С. Мануйлов пишет: «Столкновение стихий и составляет суть жизненной драмы, которую можно избежать, владея искусством управления ими. Стихийные влияния среды – это влияния стихий, не регулируемые "центром" (педагогом. – Р.Ж.), организованные влияния среды – это влияния стихий, управляемые центром (педагогом. – Р.Ж.)» [7, с. 80]. В условиях воспитательной среды ведомственного вуза позитивной стихией, оказывающей положительное влияние на личность курсанта – будущего сотрудника УИС являются, например, традиции, присущие как данному высшему образовательному учреждению, так и той профессиональной сфере, к деятельности к которой данный вуз готовит. Важно, что отбор традиций, формирование новых происходит при руководящей роли преподавателя, что позволяет делать влияние среды на личность курсанта организованным и способствует его личностному развитию. При этом преподаватель предъявляет курсантам как позитивные, так и негативные аспекты стихии, вырабатывая у курсантов, например, отрицательное отношение к дедовщине, являющейся, к сожалению, традиционной в строго иерархизированной среде силовых ведомств.

Образ жизни трактуется Ю.С. Мануйловым как способ бытия, представляющий собой одновременно и способ деятельности, общения и отношения, познания, преобразования присвоения и приспособления к среде [7, с. 81]. Педагогическое значение образа жизни раскрывается ученым через группу феноменов, объединенных морфемой «со-»: созерцание, соотнесение, соизмерение, сопоставление, сочувствие, сопереживание, сострадание, согласие и др. Ю.С. Мануйлов приводит двадцать семь таких феноменов, но тем список их не исчерпывается. Как подчеркивает ученый, «этот формализованный и унифицированный ряд вносит строгую определенность в то, что составляет основу образа жизни» [7, с. 82]. Образ жизни курсанта ведомственного вуза подчиняется строгой дисциплине, четкому распорядку, непререкаемой иерархии во взаимодействии старших и младших, курсантов и офицеров, преподавателей. Его наполнение феноменами, предлагаемыми Ю.С. Мануйловым, позволит формировать и развивать личностные качества курсантов. Это объясняется тем, что обозначенные феномены, как направленные на другого человека, принимают значение ценностей, которые, будучи присвоенными курсантами, реализуются в их личностных качествах. Необходимо стремиться к тому, чтобы данные ценности нашли органичное воплощение в воспитательной среде вуза.

Личность в рамках средового подхода основывается Ю.С. Мануйловым на соотнесении с идеалом. Иными словами, это идеальный тип обитателя среды: «Априорно идеальными типами могут быть типы саморазвивающейся, самоопределяющейся, самораскрывающейся, самостоятельной или же самодостаточной, самоограниченной личности и т.д.» [7, с. 83]. Преподаватель в условиях воспитательной среды ведомственного вуза ФСИН России создает некий образ-образец личности сотрудника УИС как человека и профессионала, выступающий идеалом, к достижению которого стремятся курсанты. Важно, чтобы и сам преподаватель нес в себе некоторые черты такого идеала.

Средообразовательные действия в рамках средового подхода, как утверждает Ю.С. Мануйлов, – это «целерациональные действия, которые, по сути, и есть строго спланированные управленческие действия» [7, с. 85]. Целерациональность действия означает, что оно одновременно направлено на цель, на способы, средства ее достижения и на результат. Это действия диагностические, проектировочные и продуцирующие. Посредством данных действий и организуется воспитательная среда ведомственного вуза. Преподаватель собирает информацию о среде вуза и личностных особенностях населяющих ее курсантов (диагностические действия); определяет черты личности, требующие формирования и развития у курсантов и моделирует воспитательную среду, содержание которой позволяет формировать заданную личность (проектировочные действия); осуществляет деятельность по преобразованию личности курсанта через изменение способов и условий его бытия в воспитательной среде вуза (продуцирующие действия).

Теоретические положения Ю.С. Мануйлова о средовом подходе могут являться основой для создания в ведомственном вузе ФСИН России воспитательной среды, позволяющей эффективно формировать личность курсанта – будущего сотрудника УИС как человека и профессионала.

×

About the authors

Rustam Bulatovich Zhalmurzin

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: rustam.zhalmurzin@mail.ru

platoon commander of training unit

Russian Federation,

References

  1. Булгаков В.В. Реформирование ведомственных вузов: критический анализ // Высшее образование в России. 2019. № 8–9. С. 100–109.
  2. Жиряков Е.А. Особенности подготовки курсантов юридического высшего учебного заведения // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: мат-лы междунар. науч.-практ. межведо. конф., Самара, 16–17 июня 2016 года / под общ. ред. А.А. Вотинова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. С. 233–234.
  3. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 4. С. 21–27.
  4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  5. Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, № 1. С. 80–90.
  6. Ясвин В.А. Историко-педагогический анализ потенциала формирования продуктивности личности в образовательных средах // Народное образование. 2019. № 4 (1475). С. 124–134.
  7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Нижний Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2002. 157 с.
  8. Мануйлов Ю.С. Среда в вопросах и ответах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 12–18.
  9. Вознюк О.И. Воспитательная среда вуза как фактор развития человека культуры // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2016. Т. 1, № 1 (9). С. 210–214.
  10. Захарова Т.П. Воспитательная среда в формировании профессионально компетентного выпускника вуза // Совет ректоров. 2014. № 4. С. 39–46.
  11. Митин А.А. Воспитательная среда вуза как фактор гражданского воспитания студентов // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 5–2. С. 70–73.
  12. Трусова Е.Е., Лаптева И.Л. Воспитательная среда вуза как психолого-педагогическое условие личностно-профессионального развития современного специалиста // Человеческий капитал. 2012. № 5 (41). С. 66–67.
  13. Брежнев Н.Н., Бастраков С.И., Ткачев В.А. Организационно-педагогические условия развития воспитательной среды военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2019. № 4 (76). С. 135–140.
  14. Дудкина Е.И. Воспитательная среда образовательной организации МВД России как фактор профессионального развития курсантов и слушателей // Вестник современных исследований. 2018. № 11.5 (26). С. 89–91.
  15. Жигадло А.П., Бастраков С.И. Проверка условий развития воспитательной среды современного военного вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 62–66.
  16. Ицкович М.М. Ценностно-смысловые детерминанты поведения сотрудников УИС. Екатеринбург: Ажур, 2016. 116 с.
  17. Кудрявцев Ю.М., Казакова У.А., Совин В.А. Воспитательная среда военного вуза как образовательный ресурс педагогической подготовки курсантов к разрешению конфликтных ситуаций в воинской части // Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 70–77.

Copyright (c) 2021 Zhalmurzin R.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies