Regularities of modernization and improvement of educational services quality

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper reveals the main trends of the modern educational process, according to which the regularities of modernization of education and improvement of educational services quality are updated. The process of modernization is defined as a consistent change in educational practices under the influence of social, economic and cultural factors. The analysis of changes in the education system in the context of digitalization and informatization of society made it possible to build an educational paradigm, which demonstrates that the quality of educational services is proportional to the goals of education, the needs of society as well as to the education conditions and the possibilities of science in a specific period of time. This paradigm allows us to trace the causal relationship between the social and cultural context and changes in the education system as a form of students and teachers’ adaptive reaction. Thus, the regularities of education modernization are understood as pedagogical phenomena that are actualized at different stages of the educational process development with renewed power and thereby determine some periodicity in the educational process and didactic tradition. Building the educational process according to the gnoseological and psychological regularities of education modernization seems to be a constructive pedagogical decision that will allow educational organizations to stay competitive on the market of educational services.

Full Text

В последние десятилетия в системе образования произошли изменения, которые затронули его содержание и имели формальное выражение в новой градации академических уровней. Сегодня отечественными педагогами определены наиболее эффективные формы работы с обучающимися, позволяющие совмещать контактную работу с дистанционными образовательными технологиями. Появление новых подходов и форм организации образовательного процесса объясняется необходимостью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Требования к компетенциям современного специалиста обусловливают поиск наиболее эффективных форм работы с обучающимися с целью формирования необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

При всем многообразии новых методических приемов, используемых в высшем образовании, образовательный процесс в своей основе восходит к передаче накопленных знаний и опыта. Данный принцип продолжает оставаться доминирующим и определять специфику дидактики XXI века. Сегодня целесообразно говорить о дидактической традиции, сложившейся на протяжении десятилетий, но которая в силу влияния ряда социокультурных факторов подвергалась некоторым трансформационным изменениям. Сам факт подобных изменений свидетельствует о сформированной закономерности в системе образования и актуализирует, в свою очередь, во-первых, идею преемственности дидактических принципов и, во-вторых, идею актуальной адаптации современного образовательного процесса в условиях модернизации.

Вопрос о закономерностях в образовании является предметом научного описания в хрестоматийных трудах по педагогике П.И. Пидкасистого [1], И.П. Подласого [2], В.А. Сластенина [3], А.В. Хуторского [4] и др. Исследователи отмечают, что изучение закономерностей в педагогике позволяет выявить общие и частные тенденции дидактической системы в целом и увидеть важную для педагога связь между условиями и результатами образовательной деятельности. Эффективность в организации образовательного процесса является одним из основных показателей работы теоретиков и педагогов-практиков. Вопросу о том, как образование должно реагировать на требования времени, посвящены научные изыскания большинства современных исследователей. В силу возрастающей роли информационно-коммуникационных технологий в системе образования происходят изменения, предполагающие быструю адаптивную реакцию как обучающихся, так и преподавателей. Так, в условиях цифровизации ключевым является вопрос о качестве предоставляемых образовательных услуг. Реалии и перспективы дистанционного образования как нового этапа в истории отечественного образования осмыслены в работах В.Н. Аниськина, В.И. Богословского [5], А.В. Глузмана, Н.В. Горбуновой [6].

В условиях эпидемиологической ситуации весной 2020 года образовательные организации вынуждены были осуществлять образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Такой формат работы заставил задуматься о готовности педагогов разных предметных областей к дистанционным формам работы с обучающимися. С.А. Севастьянова отмечает, что «степень готовности к этому вызову учебных заведений, педагогических и управленческих кадров стала критерием оценки статуса учебного заведения, квалификации его сотрудников, признаком профессионализма (или его отсутствия)» [7, с. 279].

Актуальность обращения к вопросу о закономерностях модернизации и повышении качества образовательных услуг обусловлена, прежде всего, тем, что наблюдение за развитием дидактического процесса создает условия для поиска наиболее конструктивных педагогических решений. В данной статье предпринимается попытка осмыслить, как изменяется образовательная традиция в условиях модернизации системы образования и определить закономерности подобных изменений.

В Новой философской энциклопедии закономерности толкуются как «относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития» [8, с. 156]. Под закономерностями в педагогике принято понимать «объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения» [1, с. 176].

Благодаря наблюдениям И.П. Подласого, в отечественной дидактике утвердился подход, в соответствии с которым принято выделять ряд общих и конкретных закономерностей в процессе обучения. В нашей работе наблюдения ученого используются в качестве методологической основы для выявления закономерностей модернизации образования и повышения качества предоставляемых услуг. Поэтому рассмотрим общие и конкретные закономерности и выделим ключевую парадигму закономерностей модернизации образования.

К общим закономерностям И.П. Подласый относит закономерности цели, устанавливающие пропорциональную связь между целями образования, потребностями общества и возможностями педагогической науки; закономерности содержания, которые подчеркивают, что содержание образования определяется не только потребностями общества, но и индивидуальными возможностями обучающихся и уровнем материально-технического обеспечения образовательной организации; закономерности качества, определяющие зависимость качества образования в настоящий момент времени от качества образования на предыдущих этапах; закономерности методов обучения, которые обусловливают связь качества предоставляемых образовательных услуг и корректность выбора и применения соответствующих методов; закономерности управления обучением, актуализирующие потребность в обратной связи; закономерности стимулирования, подчеркивающие значимость мотивации обучающихся, ее роли в достижении высоких результатов в обучении [2, с. 164–165].

С учетом выделенных закономерностей представляется возможным построение следующей парадигмы: «цель образования – потребности общества – условия образования – возможности науки – качество образования». Данная парадигма демонстрирует причинно-следственную связь качества образовательных услуг и цели обучения и выступает в роли механизма, проясняющего закономерности модернизации образования на современном этапе.

К конкретным закономерностям И.П. Подласый относит те, которые обнаруживают связь качества обучения с рядом дидактических и экстрадидактических компонентов обучения – например, познавательные способности обучающихся детерминируют гносеологические закономерности; заинтересованность дисциплиной и вовлеченность в учебный процесс определяют психологические закономерности; коммуникативные способности всех субъектов образовательного процесса формируют кибернетические и социологические закономерности; корректно выбранные формы работы определяют организационные закономерности, основным показателем которых является активность педагога и обучающихся.

В условиях модернизации системы образования и повышения качества образовательных услуг выстраивание образовательного процесса с учетом общих и конкретных закономерностей представляется единственно возможным условием соответствия уровня учебного заведения требованиям времени.

Модернизация образовательного процесса обусловлена уровнем развития общества и зависит от возможностей педагогической науки в конкретный период времени [9]. Первое, что обращает на себя внимание сегодня, в эпоху информационного общества, – это порядок предоставления и получения образовательных услуг. Образование уже не воспринимается только как способ передачи педагогом накопленного опыта предыдущих поколений и получение некоторого объема знаний новым поколением, и потому критерий возраста не играет ключевой роли в организации современного образовательного процесса. Значимым является критерий профессионализма – способности к получению высоких результатов при выполнении того или иного вида деятельности. Так, для качества предоставления образовательных услуг показателен критерий профессионализма, качество же получения зависит от мотивированности обучающегося и определяется степенью его заинтересованности и вовлеченности в учебный процесс.

Образовательные организации для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг вынуждены отвечать на вызовы времени открытием актуальных образовательных программ. В условиях рыночной экономики механизмом сохранения конкурентоспособности вузов являются именно образовательные услуги как «совокупность знаний умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [10, с. 10].

Как показывает опыт, повышение качества образовательных услуг – это социально обусловленное явление. В условиях всеобщей цифровизации внимание методистов и педагогов-практиков обращено к вопросу о том, каким должно быть взаимодействие обучающегося и преподавателя. Изменения, касающиеся увеличения роли информационно-коммуникационных технологий в образовательном процесс, закреплены на нормативно-документальном уровне Так, принятая на 2018–2025 годы Государственная программа «Развитие образования» предусматривает в числе приоритетных проектов становление вузов как инновационных центров и развитие цифровой образовательной среды [11]. Новая редакция Программы определяет основные цели – сохранение качества образования, обеспечение доступности образования и развитие онлайн-образования [11].

Вполне закономерным представляется появление в последние десятилетия наряду с институционализированной формой образования, поддерживающей репродуктивную модель трансляции знаний, неинституционализированного образования, ориентированного преимущественно на самостоятельность в получении знаний посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Как отмечают В.Н. Аниськин и В.И. Богословский, «проблема человеко-машинного взаимодействия в условиях дальнейших компьютеризации, интернетизации, сетевизации, цифровизации, онлайнизации и виртуализации сферы образования будет только лишь обостряться, а задача определения эффективных интеграционных механизмов обучения и воспитания учащихся будет становиться все актуальнее» [5, с. 310].

Модернизация образования в соответствии с требованиями времени включает несколько этапов. Как правило, началом модернизации выступает первый этап, на котором существующие в образовании учебные практики обнаруживают свою неэффективность в некоторых видах деятельности, возникает необходимость в повышении качества предоставляемых образовательных услуг. Показателен с этой точки зрения переход в отечественной и мировой педагогике от механизма трансляции знаний к механизмам, которые задействуют познавательную активность обучающихся в качестве основного источника информации.

Идея о продолжении самообразования в течение жизни подкреплена необходимостью специалиста в повышении своей квалификации, во-первых, для получения высоких результатов в профессиональной деятельности [12], а во-вторых, для сохранения собственной конкурентоспособности на рынке труда [13–16]. Реализация непрерывного дополнительного образования возможна через организацию программ дополнительного профессионального образования, которое сегодня поддерживает «наиболее тесные обратные связи между рынком образовательных услуг и рынком труда», а также осуществляет адаптацию «результатов деятельности системы образования к потребностям рынка труда» [17, с. 79].

Второй этап модернизации предусматривает апробацию новых видов работы с последующим подтверждением их эффективности – это, с свою очередь, позволяет им закрепиться в качестве актуальных образовательных практик в конкретный период развития общества, а также выбор образовательных технологий, ориентированных на формирование у обучающихся социальной компетентности, представляющей собой «обобщенный результат профессионального образования современного специалиста, способного самостоятельно определять жизненные и профессиональные перспективы и траектории» [18, с. 55]. Отметим, что в данном случае корректно учитывать ряд внешних – социально-экономических и культурных факторов, предопределяющих содержание образования.

В образовательной парадигме, актуализирующей причинно-следственную связь между условиями и результатами обучения, очевидно существенное влияние внешних факторов:

  • на ранней стадии человеческого образования закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшего обучения и жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость получения качественного образования и образовательных услуг;
  • развитие науки и техники, цифровизация общества приводит к необходимости повышать качество образовательных услуг;
  • появление «топовых» профессий, «смена» профессий (устаревание и неактуальность одних и появление новых профессий), ориентация на профессии будущего обусловливает необходимость расширения спектра образовательных услуг;
  • мобильность, в т.ч. и профессиональная, требует от специалиста освоения новых дополнительных компетенций, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции с различными видами деятельности;
  • реализация принципа «образование в течение всей жизни» предполагает предоставление образовательных услуг с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей, интересов, потребностей взрослых людей к образованию;
  • качественный арсенал методического и материально-технического сопровождения (учебники, пособия, методические рекомендации, обучающие программы) создает благоприятные условия для организации эффективной самостоятельной работы.

Модернизация образования в условиях рыночной экономики вызвана необходимостью повышения конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг, поскольку качество образовательных услуг напрямую задает степень удовлетворенности общественных и личных потребностей человека. Обратимся к социокультурным факторам, предопределяющим основные закономерности модернизации отечественного образования.

В связи с расширением представлений человека об окружающем его мире меняются и познавательные возможности человека: свободный доступ к интересующей информации увеличивает степень самостоятельности в процессе познания, и, как результат, актуализируется гносеологическая закономерность в образовании, в соответствии с которой определяется пропорциональность познавательной способности обучающихся продуктивности обучения. Сегодня первостепенное значение приобретает, во-первых, корректирующая роль педагога, способного организовать познавательную деятельность обучающихся в соответствии с предусмотренными учебным планом и программой целью, задачами и формируемыми компетенциями в рамках той или иной дисциплины. Во-вторых, качество образования во многом зависит от способности обучающегося самостоятельно организовать процесс познания. Культура самоорганизации, понимаемая как «личностное образование, интегрирующее способности к самоуправлению, рациональной организации учебно-познавательной деятельности, стремление к их совершенствованию и осознание личностной ценности таких способностей» [19, с. 28], является залогом высокой результативности в образовательной деятельности.

Психологическая закономерность в условиях модернизации образовательного процесса реализуется, в первую очередь, во взаимосвязи эффективности процесса обучения и осознанности самого обучающегося. От способности обучающегося соотносить получаемые знания с профессиональной компетентностью в будущем во многом зависит степень его вовлеченности в процесс обучения, его добросовестное отношение к изучению как общеобразовательных, так и профессионально ориентированных дисциплин программы.

В результате анализа актуальных тенденций в системе образовании, в том числе и тех изменений, которые уже закреплены на нормативно-правовом уровне, считаем целесообразным определять закономерности модернизации образования как педагогические явления, которые актуализируются на разных этапах развития образовательного процесса с новой силой, задавая тем самым некоторую периодичность и традиционность. За время становления образования в России оформилась отечественная дидактическая традиция – некоторого рода закономерность, устанавливающая причинно-следственную связь между содержанием образования и получаемыми результатами в обучении и воспитании. Важно помнить о корреляционной связи содержания образования с социокультурными факторами, параметризирующими образовательные технологии в конкретный исторический период времени.

Таким образом, данные закономерности являются структурообразующими в системе современного образования, поскольку позволяют проследить взаимосвязь результативности обучения и его содержания. Ориентация на гносеологическую и психологическую закономерности в современной высшей школе обусловлена необходимостью рационализировать познавательную деятельность обучающихся с учетом формируемых профессиональных компетенций. Осознанный подход к обучению возможен в случае понимания обучающимися причинно-следственной связи между получаемыми знаниями и уровнем их профессионального мастерства в будущем. Представляется, что именно ориентация обучающихся на высокие результаты на завершающем этапе образования является основным критерием осознанного подхода к обучению с достаточно высокой степенью самостоятельности в организации своей познавательной деятельности.

×

About the authors

Igor Olegovich Petrishchev

Ulyanovsk State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: pi3@mail.ru

candidate of technical sciences, rector, associate professor of Informatics Department

Russian Federation, Ulyanovsk

References

  1. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 638 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2006. 365 с.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
  4. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2017. 720 с.
  5. Аниськин В.Н., Богословский В.И. Роль и место холистичной информационно-образовательной среды на этапе цифровизации процессов обучения и воспитания личности // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 305–311.
  6. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Дистанционное образование: реалии и перспективы // Гуманитарные науки. 2020. № 2 (50). С. 51–57.
  7. Севастьянова С.А. Дистанционное обучение: компетентность преподавателя (на примере предметной области «Математика») // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 279–283.
  8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов и др. М.: Мысль, 2010. 744 с.
  9. О долгосрочной государственной экономической политик: прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596.
  10. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 211 с.
  11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] // http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf.
  12. Key competences for adult learning professionals / B.J. Buiskool, S.D. Broek, J.A. van Lakerveld, G.K. Zarifis, M. Osborne. Zoetermeer, 2010. 157 p.
  13. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Кофанова Е.Н. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. 2003. № 4. С. 37–46.
  14. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г.А. Ключарев, Д.В. Диденко, Н.В. Латова, Ю.В. Латов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 433 с.
  15. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / С.А. Беляков, В.С. Вахштайн [и др.]. М.: Макс-Пресс, 2007. 340 с.
  16. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7. С. 106–109.
  17. Диденко Д.В. Дополнительное профессиональное образование и повышение его эффективности // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008. С. 78–107.
  18. Ромаева Н.Б., Кузьмина С.В. Модель развития социальной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования // Гуманитарные науки. 2019. № 3 (47). С. 54–60.
  19. Смоляр А.И., Князькова О.Н. Развитие культуры самоорганизации личности студента вуза средствами арт-педагогики: монография. Самара: СГСПУ, 2018. 182 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Petrishchev I.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies