Pedagogical discourse in the system of color perception of art by future designers in the process of training

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The priorities of modern education are addressed to the spiritual, moral, aesthetic and artistic foundations in the development of artistic culture and art of the young creative generation. The paradigm shift in the color perception of the art of modernism and postmodernism is acquiring a tendency to dominate quasi-cultural values. The creativity of the young generation is based on the traditions of the «imagery» of Russian realistic art. The artistic image in art always carries with it a certain social significance. This affiliation of art is characteristic of the entire development of the traditions of the spirituality of Russian education. The modern universe of art education has enormous spiritual heuristic potential. Russian thinkers, scientists and teachers A.F. Losev, Yu.M. Lotman, V.A. Sukhomlinsky, K.D. Ushinsky and P.A. Florensky pointed out that without traditions in art it is impossible to navigate in the present and build harmonious foundations of the future. The fast flow of information processes of young creative generation is not able at times to understand the higher spiritual and moral values of color art.

Full Text

Педагогика искусства апеллирует к духовному наследию мировой художественной культуры. Современные тенденции искусства модернизма и постмодернизма, новые формы художественного сознания изменяют концептуальные версии и суждения профессионализма молодого творческого поколения. Приоритеты меняются в потоке современной квазикультуры, которая характеризуется потерей «образности», «разобщенности традиций» и «художественной грамоты». В художественно-дизайнерском образовании происходит процесс разобщенности мнений и концепции цветовосприятия искусства. Актуализация духовных основ сознания и творчества молодого поколения проявляется в современном педагогическом дискурсе. Спор и различие мнений дискурса приводит к возрождению истины духовных ценностей мировой художественной культуры и образования.

Педагогические теории цветовосприятия искусства разработаны деятелями искусства и учеными-педагогами В.В. Кандинским, К.С. Малевичем, С.С. Алексеевым, Н.Н. Волковым, Я.П. Виноградовым, Н.М. Гусевым, Н.С. Ивановым, И.В. Мигулиным, А.В. Ефимовым, Л.Н. Мироновой. Психология восприятия цвета в искусстве разработана учеными М.Н. Афасижевым, Н.Ю. Алексеенко, Р.Л. Грегори, И.И. Канаевым, С.В. Кравковым, С.Л. Рубинштейном.

Разработаны авторские учебные пособия «Цветоведение» для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, профили подготовки «Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн интерьера».

Не выделенной ранее проблемой является педагогический дискурс в системе цветовосприятия искусства у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

На современном этапе развития художественного и дизайнерского образования возникает потребность в интеграции художественного сознания и творчества молодого поколения. В споре мнений выступает «дискурс» современного восприятия искусства. Педагогика акцентирует дискурс в русле традиций гармонии познания мироздания.

Целью нашего исследования является раскрытие языка и дискурса цветовосприятия искусства в развитии сознательного и творческого потенциала молодого поколения.

Данная цель предполагает разрешения следующих задач:

  • развитие методики «беседы и опроса» в активизации педагогического дискурса;
  • восприятие современного дискурса в концепции французского теоретика искусства М. Фуко;
  • характеристика инновационного «метода репродуцирования цветовосприятия искусства» в современном педагогическом дискурсе;
  • ситуация дискурса современного западного искусства и путь преодоления его деструкции.

Искусство мы рассматриваем как «систему». В толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д.Н. Ушакова термин «искусство» характеризуется как «система приемов и методов в отрасли практической деятельности» [1, с. 1235]. В системе искусства главным конструктом выступает цветовосприятие мироздания. Понятие системы искусства наиболее разработано в исследованиях выдающегося русского педагога-мыслителя Ю.М. Лотмана. Согласно его концепции, «искусство – это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек, хотите – называйте его машиной, хотите – организмом, жизнью, но все равно это нечто саморазвивающееся. И мы находимся внутри этого развивающегося, как и в языке. Человек погружен в язык, и язык реализуется через человека. Человек создает язык, и язык как коллективная система постоянно взаимодействует с индивидуальным говорящим» [2, с. 404]. «Язык цветовосприятия искусства и дизайна не столь очевиден, как в литературе, но все же имеет свою специфику. Данную специфику мы определяем через «дискурс».

Как и каждая наука, педагогика цветовосприятия искусства требует постоянного совершенствования. Эмпирические методы «беседы и опроса» позволяют выявить уровень состояния проблемы исследования в педагогической теории и практики профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

На наш взгляд, в методике «беседы и опроса» по специфике цветовосприятия мирового искусства следует активизировать «педагогический дискурс». Понятие «дискурс» происходит от лат. «discursus – суждение». Суждение предполагает определенный «язык». Так, во французской интерпретации «discours» и английской «discourse» обозначает язык.

Язык искусства имеет свою специфику. Он постоянно совершенствуется, трансформируется и видоизменяется. Основой существования «языка искусства» является приверженность традиции. В современных гуманитарных науках «дискурс» объясняется как коммуникационное действие. Этимология слова «дискурс» состоит из двух частей: «dis» – буквально «в разных направлениях» и «courir» – бежать. Разногласия в дискурсе приводят к познанию «истинных» суждений. Разногласия восприятия искусства мы замечаем в методе археологии «знания» Мишеля Фуко. Согласно его теории, дискурс находится в разных исторических условиях. Достижение дискурса не является «одной наукой, одной рациональностью, одной ментальностью, одной культурой» [3, с. 250]. Задачей дискурса является: «…остаться в измерении языка» [3, с. 122].

Переход мнений от текста к мышлению, от многоголосия к молчанию, от внутреннего к внешнему, от рассеивания в пространстве к чистой сосредоточенности, от поверхностной множественности к глубинной единичности – все составляет путь «дискурса» искусства. Восприятие дискурса усугубляется, согласно «археологическому методу» французского теоретика искусства, языком линий, красок, пятен, текстурой исполнения произведения художника и дизайнера.

Дискурс представляет собой «практику», которая существенно расширяет возможности языка искусства.

Российский педагог В.К. Пичугина выделяет в исследовании понятия «дискурс» Мишеля Фуко практику, расширяющую возможности познания, со своими законами и правилами формирования. Благодаря усилию Мишеля Фуко в современной Франции существует «школа анализа дискурса».

Аналогично концепции «рассеивания» языка М. Фуко, Т.А. Ван Дейк в исследовании «Язык. Познание. Коммуникация» считает дискурс «расплывчатой категорией» [4].

Понятие педагогического дискурса формируется в системе современного образования. Дискурс становится своеобразным полем «изменения форм коммуникации в учебном процессе».

Определение педагогического дискурса как потока языковой коммуникации мы видим в исследованиях Е.В. Добреньковой [5], Е.Ю. Дьяковой [6], М.Ю. Олешкова [7], А.К. Михальской [8].

Язык и дискурс искусства не столь очевиден, как в литературе, но также имеет свою специфику формирования. Данную специфику мы определяем в инновационном эмпирическом «методе репродуцирования цветовосприятия искусства». Репродуцирование (от лат. reproductio) обозначает «воспроизведение». В нашем исследовании – репродуцирование «картины». Инновационный метод, соединяющий художественное сознание цветовосприятия изобразительного искусства и развитие творческого потенциала в художественном образовании будущих дизайнеров.

Проблема возникновения нового в педагогике, как замечает исследователь В.В. Докучаева, является основой функционирования «философии, теории творчества, психологии, акмеологии, неологии» [9, с. 33]. Инновационный процесс в синтезе данных отраслей педагогического знания соединяет теорию и практику. В нашем исследовании – творчество и художественное сознание.

Развитие творческих способностей молодежи и их активизация происходит в коллективе. На это указывал в своем исследовании «Методика воспитания коллектива» В.А. Сухомлинский [10]. Современные компьютерные технологии усилили аспекты активизации художественного сознания. Происходит процесс преобразований жанров, стилей, идеалов искусства. Исследователь Г.М. Падалка замечает процесс усвоения художественных явлений в педагогике искусства. Характеристика современной эпохи представляет процесс «стремительного развития искусства, расширения его жанрового разнообразия, способов изображения, содержательно-образного истолкования действительности» [11, с. 104].

Культура в засилии современных технологий приобрела новые способы взаимодействий. Известный западный мыслитель Е. Тофлер замечает: «Мир быстро изменяется под влиянием новых ценностей и технологий» [12, с. 16].

Разобраться в этом информационном потоке новых ценностей молодому поколению необычайно трудно. Искусство базируется на традиции. Артефакты искусства в лучших своих традициях и достижениях (аkmе) способны восстановить ценностный аспект развития художественного сознания будущих дизайнеров. В нашем инновационном методе мы представляем «артефакты-акме» мировой художественной культуры. На основе их анализа творческих и сознательных аспектов, взаимодействие «учитель – ученик» способно активизировать сознательно-творческий потенциал молодежи в вузе. Исследователь Н.В. Кузьмина выделяет активацию акмеологии современного образования как «критерий повышения качества подготовки специалистов» [13].

Мы рассматриваем «акме-артефакты» как основу творческого мастерства в подготовке будущих специалистов сферы искусства. На их основе шлифуется техника исполнения творчества детей и молодежи, воспитывается эстетический вкус, этические и нравственные нормы, духовные устремления и ценности, познание цветовосприятия и гармонии природы.

Познание «акме-артефактов» изобразительного искусства в вузе возможно благодаря диалогу «учитель – ученик» Данный педагогический процесс подразумевает взаимодействие художественно-сознательных и творческих мотиваций генезиса художественного образования.

В «слагаемых педагогической технологии», считает российский исследователь В.П. Беспалько, педагогическая система реализуется на практике [14].

Соединение в нашем методе художественного сознания и художественного творчества основано на примере творческой деятельности педагога, его «артефактах» творчества. Российский исследователь В.А. Кан-Калик считает: «… творческая учебная деятельность учеников обусловлена уровнем и характером творческой деятельности учителя» [15, с. 84]. В нашем исследовании приведены авторские артефакты как пример технических и сознательных мотиваций диалога «учитель – ученик». Экспериментальная часть нашего исследования позволит преодолеть как деструктивные, так и активизировать благоприятные характеристики художественного сознания и творчества будущих дизайнеров. На базе эксперимента пройдут выставки, как самого автора диссертационного исследования, так и творчества молодых дизайнеров.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский замечал: «О наглядном обучении и всякой действительно важной педагогической идее было много споров в Германии, которое не осталось без отголосков и у нас» [16, с. 506]. Идея о наглядном обучении молодежи так и не была развита в русском образовании: «Но у этих картин можно воспользоваться иногда очень удачной педагогической группировкой предметов, если бы кто-нибудь захотел составить подобные же картины для наших русских школ» [16, с. 506]. Мечта русского педагога, на наш взгляд, может осуществиться в наше время. В этом предприятии нашей основной задачей является выявление прототипов мирового искусства. Как высшее достижение «акме» той или иной культуры представляет собой, согласно концепции выдающегося русского мыслителя и педагога Л.А. Флоренского, «высший прототип».

Прототип – характерная онтологическая сущность символики цветовосприятия мироздания. Восприятие искусства в современном дискурсе имеет социальные ориентиры. Известный западный психолог Г. Бенет указывает «на возникновение независимой профессии художника» [17, с. 441]. Ориентация деятелей искусства имеет социальные неоднородности «признанного» и «непризнанного» искусства.

Оценка западными мыслителями дискурса художественного сознания апеллирует к феномену «несознательного» в современном искусстве. Проблемы западного художественного творчества мы замечаем на примере эстетики экзистенциализма Ж.П. Сартра и Камю. К проблемам современной культуры экзистенциализм относится однозначно – «бегство от них».

«Поведение бегства» предполагает отключение от реального воздействия мира. Художественное сознание в течениях искусства модернизма и постмодернизма изменяет само себя, а не стремится реально изменить мир. В тканях сознания, согласно теории экзистенциализма, появляются структуры, называемые «воображающими сознаниями».

Данная идея используется экзистенциалистами для противопоставления в понятии дискурса искусства реального и воображаемого мира. Сартр, анализируя модернизм А. Матисса, отрицает эстетический характер воздействия красок на зрителя: «Краски сами по себе, как они даны в природе, могут вызвать лишь простое, чистое удовольствие» [18, с. 93].

Западный теоретик культуры Ж.-Ф. Лиотар характеризует ситуацию дискурса современного западного искусства как «несогласованность, которая усложняет изображение целого» [19, с. 15]. Художественное сознание молодого поколения запада изменило статус творчества. Исследователь А.Т. Щедрин замечает: «Ситуация постмодерна, бесспорно, зафиксировала кризисное состояние современной культуры, неизбежность сознательных трансформаций» [20, с. 61].

Определяя онтологию дискурса современного западного искусства, мы замечаем неуправляемый социокод художественного сознания. Он соответствует, согласно замечанию исследователя В. Бурлачука, «хаосу экзистенциональных суждений» [21, с. 102]. Современное искусство нивелирует конкретную познавательную ценность. Художественный образ не имеет объективных основ, где, согласно замечанию исследователя А.Т. Левчука, происходит «неуважение в искусстве моментом отождествления» [22, с. 163].

Изменения структуры современного искусства несет с собой кризис. Экзистенциальные изменения не приводят ни к новой форме, ни к новому восприятию цветового богатства мироздания.

Художественное сознание молодежи должно быть обращено к духовно-практической деятельности, в которой, согласно исследованию Р.В. Пихманца, «развивается процесс углубления и развертывания» [23, с. 120].

Согласно теории художественного сознания В.А. Сухомлинского, искусство представляет «…время и пространство, в котором живет красота человеческого духа» [24, с. 585]. Познание духовности современного искусства молодежи апеллирует к наследию русской художественной культуры. Основой цветовосприятия мироздания является опыт художественного сознания выдающихся ученых.

Данный опыт в творчестве молодых дизайнеров представляет дискурс и символическую репрезентацию. В развитии творческих способностей важную роль имеет коммуникация цветовосприятия искусства. Посредством коммуникации «…осуществляется связь с внешним миром». Данная связь в нашем методе репродуцирования цветовосприятия искусства будущих дизайнеров предполагает «выставочный цикл». На его основе анализируется творческий и эвристический потенциал искусства молодежи.

В результате нашего исследования педагогического дискурса в системе цветовосприятия искусства будущих дизайнеров мы приходим к следующим выводам:

  • методика «беседы и опроса» по специфике цветовосприятия мирового искусства предполагает активизацию педагогического дискурса;
  • восприятие современного дискурса цветовосприятия искусства усугубляется языком линий, красок, пятен, текстурой исполнения артефактов (концепция М. Фуко);
  • современный педагогический дискурс становится своеобразным полем изменения форм коммуникации;
  • в специфике формирования языка и дискурса искусства мы выделяем инновационный «метод репродуцирования цветовосприятия искусства»;
  • ситуация дискурса современного западного искусства характеризуется как несогласованность, которая усложняет изображение целого;
  • опыт художественного сознания выдающихся ученых в творчестве будущих дизайнеров представляет дискурс и символическую репрезентацию.

Цветовосприятие современного искусства должно быть ориентировано на традицию. Русская педагогика цветовосприятия искусства представляет традицию дискурса в развитии духовности, этики, эстетики, художественного сознания, творческих способностей молодого поколения. Данная специфика является «полем» наших дальнейших исследований.

×

About the authors

Vasily Ivanovich Bugaev

Lugansk National University named after Taras Shevchenko

Author for correspondence.
Email: vasilbugajov@i.ua

candidate of philosophical sciences, associate professor of Design and Project Technologies Department

Lugansk

References

  1. Толковый словарь русского языка / ред. Д.Н. Ушаков. М.: Госуд. ин-т «Совет. энциклопедия», 1935. 1565 с.
  2. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. 704 с.
  3. Фуко М. Археология знания. Киев, 2013. 326 с.
  4. Ван Дейк Т.А. Язык познания. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 307 с.
  5. Добренькова Е.В. Деформация образовательного дискурса // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2006. № 1. С. 106–119.
  6. Дьякова Е.Ю. Дискурсивные стратегии образовательного дискурса // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж: ВГУ, 2006. С. 139–148.
  7. Олешков М.Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) // Социокультурные проблемы в образовании: Межвуз. сб. науч. трудов. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. С. 62–71.
  8. Михальская А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 379 с.
  9. Докучаева В.В. Теоретико-методологические основы проектирования инновационных педагогических систем: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Луганск, 2007. 44 с.
  10. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5 т. Т. 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. Киев: Рад. шк., 1979. 686 с.
  11. Падалка Г.М. Педагогика искусства (Теория и методика преподавания искусствоведческих дисциплин): монография. Киев: Образование Украины, 2008. 274 с.
  12. Тофлер Э. Третья полка. Киев, 2000. 480 с.
  13. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. 144 с.
  14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 234 с.
  16. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  17. Бенет Г. Психология: dtv-Atlas / науч. ред., пер. с нем. В.О. Васютинский. Киев: Знание-Пресс, 2007. 510 с.
  18. Афасижев М.Н. Эскапистская теория художественного // Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. С. 85–97.
  19. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодернизма. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
  20. Щедрин А.Т. «Вторичное» мифотворчество современности как отзеркаливание мировоззренческих трансформаций в культуре постмодернизма // Вестник ХНПУ имени Г.С. Сковороды. Серия «Философия». 2006. Вып. 20. С. 53–63.
  21. Бурлачук В.Ф. Отнесение к ценности: смысл и социальное изменение // Социология: теория, методы, маркетинг. 2001. № 3. С. 100–110.
  22. Левчук Л.Т., Фортова А.И., Аболина Т.Г. и др. Идеология, мораль, искусство. Киев: Лебедь, 1991. 192 с.
  23. Пихманец Р.В. Психология художественного творчества (теоретические и методологические аспекты). Киев: Науч. мысль, 1991. 164 с.
  24. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. Т. 3. Сердце отдано детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Советская школа, 1980. 719 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Bugaev V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies