ANALYSIS OF STRESS BARRIER RATING SCALE OF STUDENTS MAJORING IN SOCIAL WORK

Abstract

This article describes the features of the stress barrier of students majoring in social work. Explicitly stress barrier ranks second that students face throughout their training, and that is one of the most difficult barriers to overcome.

Full Text

В процессе освоения профессиональной деятельности барьеры, с которыми сталкиваются студенты, приводят к снижению успешности в обучении, неуспеваемости, низкому качеству знаний. Данное явление может рассматриваться с двух позиций: в качестве препятствия, которое мешает человеку на пути его становления как личности и как профессионала, или же, наоборот, в качестве явления, выполняющего развивающие функции. Но независимо от того, в каком контексте рассматривается барьер, для дальнейшего гармоничного развития лчности , его необходимо преодолеть.[1, С. 46]. Стресс (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах [2, С. 412]. Обучение в высшем учебном заведении - это стресс для большинства студентов. Воздействие стресса на учащегося начинается с самого начала учебного пути и преследует его в той или иной степени постоянно. У студентов, подверженных стрессу, возникают проблемы с получением, переработкой и применением в дальнейшем полученных знаний, что препятствует академической успеваемости. Возникновение стресса у студентов происходит в основном из-за большого потока новой информации, возникновения проблемных ситуаций, связанных с угрозой неуспеваемости, дефицита времени, конфликта с преподавателем и, как правило, во время сессии [3, С. 47]. Если попытаться выявить наиболее серьезные, по мнению студентов, стрессовые ситуации, то на разных курсах есть свои особенности. Так большинство первокурсников выделяют такие стрессоры, как первая сессия, общение в новом коллективе, приспособление к новой системе обучения. Студенты второго курса - возникновение конфликтных ситуаций с преподавателями, отчисление одногруппников. Третьекурсники говорят о такой стрессовой ситуации, как необходимость выбирать между учебой и личной жизнью, прохождение производственной практики. Студенты четвертого курса - невозможность совмещать работу и учебу и возникающие из-за этого проблемы. Для пятикурсников же стрессорами выступают - выпускные квалификационные испытания и трудоустройство по окончании учебы [4, С. 39]. Среди причин возникновения стрессовых ситуаций также можно отметить внутриличностный конфликт, возникающий из-за несоответствия моральных представлений студента - будущего социального работника и окружающими реалиями [5, С. 147]. Для выявления наличия барьеров и особенностей их проявления у студентов нами был использован модифицированный тест-опросник Н.А Подымова «Выраженность психологических барьеров». Данный опросник состоит из 90 вопросов, которые имеют 4 варианта ответа и позволяют выявить шесть видов психологических барьеров: барьер напряженных психичексих состояний, барьер стресса, фрустрационный барьер, барьер творчества, социальный барьер и барьер кризиса. В исследовании принимали участие более 150 человек - студентов, будущих социальных работников, с первого по пятый курс. Наиболее часто проявляющимся во всех группах испытуемых является барьер напряженных психических состояний (среднее значение = 52,3, занимает 1 ранг). Следующими по выраженности (см. табл.1) после барьера напряженных психических состояний является барьер стресса, среднее значение которого составляет 40,4 и занимает 2 место при ранжировании, и фрустрационный барьер среднее значение равно 39,2 и ранговое место - 3, на 4 месте по выраженности барьеров у будущих социальных работников находится социальный барьер, среднее значение которого составляет 32,8, на 5 месте находится барьер творчества со средним значением 29,7, и менее выраженным является барьер кризиса (среднее значение 25,1). Таблица 1- Выраженность психологических барьеров у студентов будущих социальных работников Барьер стресса занимает второе место по выраженности. Несмотря на то, что стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность человека, в контексте барьера стресс рассматриввается как некоторое препятствие, которое в определенной мере затрудняет развитие человека в нужном направлении. На возникновение данного барьера оказывают многие факторы, среди которых мы можем отметить низкую психологическую устойчивость личности, которая не позволяет человеку в стрессовой ситуации вырабатывать адаптивную стратегию поведения, что приводит также к использованию студентом неадаптивных механизмов психологической защиты и как следствие неспособности совладать со стрессом. Проведя количественный анализ результатов, мы видим, что более всего данный барьер выражен на втором курсе (среднее значение = 43,6), далее идет первый курс (среднее значение = 41,6) и на третьем курсе (среднее значение = 40,5). Студенты - первокурсники, будущие социальные работники, среди основных проблем, приводящих к состоянию стресса, отмечают большую учебную нагрузку, строгость преподавателей, сложности с организацией режима дня, сложность экзаменационных испытаний, что приводит к таким состояниям, как страх, тревога, утомление, и как следствие снижение работоспособности. Студенты второго курса отмечают такие проблемы, как наличие большого количества неспециальных предметов, недостаток литературы, а также их излишняя теоретизированность, конфликты в группе, что способствует формированию таких состояний, как монотония, апатия, подавленность. Третьекурсники отмечают такие проблемы, как разочарование в профессии и нежелание учиться, сложность совмещать учебу и работу, и напротив - слишком серьезное и ответственное отношение к учебе, что приводит к состоянию подавленности, безысходности, заторможенности. Студенты пятого курса, направления социальной работы, испытывают такие проблемы, как страх перед будущим, неуверенность в профессиональной компетентности, большая учебная нагрузка, связанная с квалификационными испытаниями и практикой, что приводит к таким состояниям, как тревога, растерянность и др. Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что барьер стресса проявляется у студентов, будущих социальных работников, на разных курсах практически в равной степени и является одним из наиболее часто встречающихся барьеров у студентов, включенных в выборку. Основными же причинами возникновения барьера стресса можно назвать большую учебную нагрузку, сложность экзаменационных испытаний, конфликты в группе, разочарование в профессии, сложность совмещать учебу и работу, страх перед будущим, неуверенность в профессиональной компетентности. Неспособность преодолеть данный барьер ведет к возникновению различного рода негативных сотояний, которые, в свою очередь, ведут к проблемам с успеваемостью

×

About the authors

Valeriya Alekseyevna Manina

Orenburg State Agrarian University

Author for correspondence.
Email: valeriamanina@gmail.com

teacher of Department of Sociology and Social Work, VPO “Orenburg SAU”

460014, Orenburg, Cheluskenzev str., 18

References

  1. Манина В.А. Психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов/ В.А. Манина // Вестник ОГУ. 2013. - №12(161). С. 46-51
  2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак ; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 666 с.
  3. Воронова О.П., Одокиенко К.В. Стресс как составляющая учебной деятельности студента / О.П. Воронова, К.В. Одокиенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. С. 47-57
  4. Мугиль Ю.В., Спасенкова С.В. Адаптация сельской молодежи в городской студенческой среде: учебное пособие для студентов, высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / Ю. В. Мугиль, С. В. Спасенкова. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2008.140 с.
  5. Ким И.О., Минияров В.М., ИвановД.В. Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии / И.О. Ким, В.М. Минияров, Д.В. Иванов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т 3. № 4. С. 146-150

Statistics

Views

Abstract: 105

PDF (Russian): 32

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2014 Manina V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies