The problem of assessing the quality of specialized university graduate training

Cover Page

Cite item

Abstract

The paper analyzes the problem of assessing the development degree of the specialized university graduate competencies that are found in state standards of higher education and the departmental order. We consider the existing practices and approaches to making a collection of evaluation tools. The paper presents the requirements for assessment tools to check the development of competencies: integrative, problem-activity tasks, focus on the application of skills and knowledge in the field of special situations in the actualization of the content of professional work tasks, expertise in the professional community, link criteria with planned results. These requirements are considered for innovative forms of control: level test (recognition – substitution – productive activity – decision-making in problem situations); test action (practical test); situational test (analysis of the situation of the future professional activity). Special attention is devoted to the consideration of this form of professional competence assessment as interdepartmental exercises that allow you to check special developed students’ competences when students demonstrate their knowledge, skills and personal qualities and carry out their professional activities in practice. Developed professional competence assessment tools for specialized university cadets and students can serve as a basis for further coordination of the educational process.

Full Text

Современный этап развития уголовно-исполнительной системы определяет новые требования к выпускникам высших учебных заведений ФСИН России. Сегодняшний выпускник вуза должен не только уметь на практике решать свои служебные задачи, но и успешно применять свои знания, умения, навыки в управленческой деятельности с учетом любых изменений в организации деятельности учреждений и органов ФСИН России, а также быть социально-компетентным работником: разрешать конфликты и уметь работать с людьми.

Изменение образовательной парадигмы (вместо традиционной стала личностно ориентированная) привело к тому, что основное внимание уделяется не столько передаче знаний, формированию умений и навыков, сколько созданию условий для овладения облучаемыми комплексом компетенций, необходимым им в будущей профессиональной деятельности. В своем исследовании Н.А. Банько пишет, что образование «перешло на Государственные стандарты, что требует от высшей школы совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала, не только глубоко знающего свою профессию и легко ориентирующегося в новейших достижениях в области своей профессиональной деятельности, но и педагогически компетентного» [1, с. 3]. При этом мы разделяем точку зрения Э.Ф. Зеера, который под компетентностью понимает целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний [2]. Компетенция, по его мнению, является способностью человека на практике реализовывать свою компетентность и представляет собой обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Компетентностный подход к определению целей обучения в вузе по своей сути является развитием деятельностного подхода. Принцип деятельности определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и через эту активность его развитие. Поэтому компетентностный подход можно рассматривать как способ обеспечения многоаспектной, высококачественной профессиональной подготовки [3, с. 27]. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

При этом подразумевается, что результатом подготовки является системный комплекс сформированных у выпускника общих и профессиональных компетенций, определенных стандартом, а также заказом работодателя (ФСИН) на профессионально-специализированные компетенции (это та деятельность, которую выпускник должен будет выполнять на конкретном рабочем месте).

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, основанных на компетентностном подходе, способствует реализации практико-ориентированной технологии обучения, которая формирует динамическую модель успешного специалиста.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [4]:

1) специальная (деятельностная) характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике;

2) социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения;

3) личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации, а также способность планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему;

4) индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Для возможности оценки уровня сформированности общих, профессиональных и профессионально-специальных компетенций будущего специалиста в обязательном порядке должны быть одновременно реализованы личностно-ориентированный и практико-ориентированный принципы. Оценочные средства должны являться инструментом доказательства сформированности компетенций. При этом можно выделить несколько видов доказательств:

– прямое доказательство – преподаватель (экзаменатор) может его услышать или увидеть: наблюдать деятельность; оценить качество продукта; получить ответ на вопросы;

– косвенное доказательство (а) свидетельское показание (непосредственное или документированное); б) смоделированная ситуация).

Измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наибольшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Основная проблема – разработка критериев оценки (степени соответствия установленным требованиям), прозрачных и понятных как преподавателю, так и курсанту, позволяющих определить готовность обучающегося к выполнению определенного вида деятельности. Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования сегодня отсутствуют. Задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом; проверяющие освоение группы компетенций; проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения основной профессиональной образовательной программы.

В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию. Идея о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных средств на: контрольно-измерительные (КИМ) контрольно (компетентностно)-оценочные (КОМ).

Контрольно (компетентностно)-оценочные материалы оценивают уровень квалификации, который определяется квалифицированными экспертами. В работе [5, с. 9] перечислены основные требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций: 1) интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики); 2) проблемно-деятельностный характер; 3) ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам); 4) актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности; 5) экспертиза в профессиональном сообществе; 6) связь критериев с планируемыми результатами.

Оценивать сформированность профессиональной компетенции можно двумя способами: как материальный или интеллектуальный продукт деятельности; как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс).

Для оценки продукта деятельности можно использовать сравнение представленного продукта с эталоном. Для оценки процесса можно использовать сравнение с эталонной технологией на основе совокупности критериев.

На сегодняшний день основным инструментом оценки компетенции являются традиционные формы контроля: собеседование, тест, контрольная работа, реферат, отчет, зачет, экзамен, выпускная квалификационная работа [6; 7]. Однако эти формы не могут в полной мере выявить степень сформированности компетенции, поэтому используют и инновационные формы контроля: уровневый тест (узнавание – подстановка – продуктивная деятельность – принятие решений в проблемных ситуациях); тест-действие (практическое испытание); ситуационный тест (анализ ситуации из будущей профессиональной деятельности).

Тест-действие позволяет проверить сформированность умений и навыков выполнять работу по определенному алгоритму, который для сотрудников УИС четко регламентирован нормативно-правовыми актами.

Ситуационный тест требует не произвести реальное действие, а сымитировать его. Простейшая форма – метод инцидента [8]. Испытуемым предлагается проблемная ситуация, связанная с их профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение. Время решения задачи резко ограничено. При оценке учитывается не только правильность ответа. Но и быстрота реакции. Которая имеет большое значение в реальной ситуации.

Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым излагается проблемная ситуация – например, «младший инспектор отдела безопасности в камере ШИЗО обнаружил осужденного, повешенного на простыне, о чем доложил ДПНК». При этом курсант должен ответить на ряд вопросов, проявив при этом компетенции из различных областей знаний:

  1. В каких случаях в данной ситуации будет присутствовать состав правонарушения? Назовите его вид.
  2. Какие особенности поведения осужденного свидетельствуют о суицидальных намерениях? Перечислите действия сотрудников администрации ИУ по профилактике суицидов.
  3. На учебно-рабочем месте «Камера ШИЗО-ПКТ» продемонстрируйте алгоритм действий в должности ДПНК и охарактеризуйте механизм принятия управленческого решения. Составьте необходимые документы.

Работа может производиться как в группе, так и индивидуально.

Сформированность необходимых компетенций у курсантов проверяется также во время проведения комплексных межкафедральных учений, где обучающие на практике демонстрируют свои знания, умения, навыки, а также личностные качества, позволяющие им осуществлять свою профессиональную деятельность. Учебная деловая игра, оставаясь педагогическим процессом, является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. При этом реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности. Курсанты приобретают социальную компетенцию: навыки социального взаимодействия и управления людьми, умение руководить и подчиняться, брать на себя ответственность. Следует отметить, что учения проводятся не только в учебных классах, но и на базе исправительных учреждений.

Способы оценки процесса: наблюдение за процессом выполнения деятельности в режиме реального времени; просмотр видеозаписи; формализованное наблюдение (структурированное наблюдение) – это специально организованное (целенаправленное и систематизированное) отслеживание деятельности обучающегося на рабочем месте (или его имитация) в реальном времени (или в видеозаписи).

Институтом совместно с профильными управлениями устанавливаются пороговые уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников данной основной образовательной программы. На каждую компетенцию готовится паспорт и программа ее формирования. Одна и та же компетенция может формироваться при изучении нескольких дисциплин, поэтому разрабатывается компетентностно ориентированный учебный план.

Для оценки сформированности компетенций могут использоваться контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины [9].

Практико-ориентированная модель предполагает комплексный межкафедральный характер обучения, который позволяет скоординировать процесс определения содержания образования, а также с большей степенью логичности и целесообразности разработать практико-ориентированный учебный план и согласовать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и практик [10; 11; 12]. Таким образом, образовательный процесс носит непрерывный формирующий характер.

×

About the authors

Olesya Nikolaevna Yezhova

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: e-olesja2008@mail.ru

candidate of psychological sciences, professor of the Chair of Management and Information Technology Service of Penitentiary System

Russian Federation, Samara

Natalia Ivanovna Ulendeeva

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Email: nulendeeva@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Management and Information Technology Service of Penitentiary System

Russian Federation, Samara

References

  1. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетенции как компонента профессиональной подготовки менеджеров. Волгоград: РПК «Политехник, 2004. 49 с.
  2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России, 2005. № 4. С. 23-30.
  3. Бундин М.В., Кирюшина Н.Ю. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: учебное пособие. Н. Новгород: ННГУ, 2012. 67 с.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
  5. Васильева Д.Н., Каткова М.В., Колесниченко Ю.Ю. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения: методические рекомендации. Саратов: Изд-во СГУ, 2014. 33 с.
  6. Иванова Л.А. Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов // Социальная сеть работников образования. Электронный доступ: nsportal.ru. (Дата обращения 02.08.2016).
  7. Улендеева Н.И. Использование технологии «перевернутое обучение» при организации самостоятельной работы // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 928-933.
  8. Талакин К.В., Ежова О.Н. Практико-ориентированная модель обучения как основа формирования у курсантов профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективность их служебной деятельности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 2. С. 21-24.
  9. Попов И.В. Проектирование технологии обучения курсантов юридического вуза дисциплине «специальная техника»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 20 с.
  10. Ежова О.Н. Проблема оценки качества подготовки выпускников специализированных вузов // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции (16-17 июня 2016 г.) / под общ. ред. А.А. Вотинова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. С. 211-214.
  11. Ежова О.Н., Иванова С.В. Формирование организаторских способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие эффективности их профессиональной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2014. № 12. С. 202-207.
  12. Хаснутдинов Р.Р., Мишустин С.П. Юридическая клиника как элемент практико-ориентированной образовательной деятельности в вузах ФСИН России // Право и образование. 2016. № 2. С. 48-57.

Copyright (c) 2016 Yezhova O.N., Ulendeeva N.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies