Determinants of students’ healthy lifestyle development

Cover Page

Abstract


The paper focuses on the importance of a healthy lifestyle development among students, which is reflected in the Concept of Health System Development in the Russian Federation until 2020. The authors identify the determinants of a healthy lifestyle development, which include: spatial-environmental, motivational-reflexive, activity-methodical, tutor-project determinants. These determinants are interrelated; it provides an increase in the efficiency of a healthy lifestyle development among students. In the field of activity-methodical determinant the authors consider problems of practice-oriented training of teachers. The results of a survey among students and teachers show that students are not ready to accept the values of a healthy lifestyle while teachers are not ready to use health-saving technologies. In this regard, the authors have developed and tested a program for improving teachers’ qualifications in the field of health preservation, contributing to the development of skills to apply health saving technologies. The tutor-project determinant determines a functional field of the tutor in project activities of students aimed at health preservation.


Full Text

Одним из важнейших маркёров стабильности функционирования любого общества и его позитивного развития является актуальное состояние здоровья молодёжи. Именно данная категория населения может гарантировать эффективное становление социума будущего, для которого характерно стремление к здоровому образу жизни. Данная проблема из плоскости медицинской логичным образом трансформируется в образовательную, так как в период экологического дисбаланса, наличия в современном обществе агрессивности, нервозности, неустойчивых эмоциональных состояний, стрессов трудно ограничить процесс становления здорового образа жизни только физическим воспитанием молодежи. Необходимы масштабные меры, которые будут способствовать воспитанию культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, которая является стабилизатором траектории общественного прогресса. Актуальность данной проблемы акцентируется в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, где в пункте 4.1 «Формирование здорового образа жизни» определено, что «…сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путём создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни» [1, с. 128]. Большая роль в этом направлении государством отводится системе общего образования. Формирование здорового образа жизни предполагает решение триединой задачи на различных уровнях: - на глобально-социальном - обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения; - на дидактическом - знакомство молодёжи с правилами поведения в экстренных ситуациях, с приёмами сохранения и преумножения здоровья; - на методическом - знакомство молодёжи с физиологическими основами процессов жизнедеятельности человека, с правилами личной гигиены, а также с последствиями приёма алкоголя и психотропных веществ. Решение данной задачи должно начинаться на ранних ступенях развития личности. В силу вышеизложенного необходимым представляется определение детерминант процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся. Под детерминантами мы понимаем факторы, определяющие структурные компоненты вышеназванного процесса. К числу детерминант процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся мы относим следующие: 1) пространственно-средовая детерминанта; 2) мотивационно-рефлексивная детерминанта; 3) деятельностно-методическая детерминанта; 4) тьюторско-проектная детерминанта. Проведём анализ каждой из детерминант. Основополагающей целью современного отечественного образования является создание условий, способствующих сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся во всех аспектах его проявления: физическом, психическом, духовном, интеллектуальном, эмоциональном, социальном, личностном. В этой связи образовательное пространство, обеспечивая здоровьесберегающий процесс, формирование безопасного и здоровьеориентированного образа жизни, должно обладать качеством безопасности [2, с. 26]. Понятие пространства в философии означает «порядок расположения одновременно сосуществующих объектов» [3, с. 468]. С точки зрения образования такими объектами в общеобразовательной организации являются все её три ступени. Процесс образования в этой связи должен реализовываться в условиях здоровьесберегающей образовательной среды, созданной на основе принципов природосообразности и индивидуализации. В этой связи явно проявляется взаимосвязь понятий «пространство» и «среда». Термин «среда» заимствован педагогикой из биологии и экологии. Обусловлено это тем, что во второй половине XX века актуализировалась проблема «человек и среда обитания» и особое внимание было обращено на образование подрастающего поколения. Обращение к толковому словарю позволяет определить понятие «среда» как «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [4, с. 759]. Образовательная среда психологами и педагогами рассматривается как фактор становления человека в результате взаимоотношений с самой средой и окружающими людьми (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.А. Петровский и др.), самоактуализации личности (М.К. Мамардашвили, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фром и др.), организации успешного обучения, воспитания и целенаправленного развития ребенка (С.Д. Дерябо, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, З.И. Тюмасева и др.). Анализируя различные подходы к понятию «образовательная среда», мы будем понимать совокупность факторов образовательной природы, которые прямо или косвенно влияют на процессы обучения, воспитания и целенаправленного развития личности. Данное понятие является видовым и находится в глубокой взаимосвязи с родовым понятием «окружающая среда». Создание среды должно осуществляться в соответствии с принципами инвайронментологии и эколого-валеологическими законами (постулат Я.А. Коменского - З.И. Тюмасевой) [5, с. 68]. Рассмотренное выше дает нам возможность представить образовательное пространство как мегасреду (большую образовательную среду), составляющими которой являются образовательные среды I-III ступеней общеобразовательной школы. В основу формирования каждой из них заложен принцип учёта возрастных и личностных особенностей, возможностей и предрасположенностей обучающихся. Таким образом, под образовательным пространством следует понимать динамически устойчивую мегаобразовательную среду, в которой целенаправленно осуществляется формирование, развитие и функционирование образовательных сред для конкретных личностей и под конкретные образовательные цели и средства. Основополагающей целью современного отечественного образования является создание условий, способствующих сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся во всех аспектах его проявления: физическом, психическом, духовном, интеллектуальном, эмоциональном, социальном, личностном. В этой связи образовательное пространство должно способствовать формированию безопасного и здоровьеориентированного образа жизни обучающихся. Немаловажную роль в формировании здорового образа жизни играет мотивационно-рефлексивная детерминанта, так как успех в любой деятельности, в частности, здоровьесберегающей, зависит не только от способности и знаний обучающихся, но и от их мотивации. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают обучающегося к здоровьесберегающей деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать к её реализации. Мотивация - это, прежде всего, результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций; целей и задач, направленных на активизацию его деятельности [6, с. 52]. Мотив - это то, к чему стремится человек, реализуя какой-либо вид деятельности. Данный процесс может сопровождаться положительными эмоциями от предвкушения достижения результата. Но он может быть окрашен и негативными нюансами. В любом случае от личности требуется огромная внутренняя работа. В этой связи представляется актуальной организация в образовательном пространстве школы различного рода акций и мероприятий, направленных на культивирование идеалов здорового образа жизни, а также включения в учебный годовой тематический план педагога проблематики здоровьесберегающего характера. Второй компонент вышеназванной детерминанты призван формировать способность к опосредованному познанию, т.е. отражению сущности явлений в сознании человека. Рефлексировать о предмете значит размышлять о нём. Процесс формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни должен быть организован таким образом, чтобы обучающиеся умели проводить самооценку уровня владения ими знаниями о принципах здорового образа жизни. Не менее значимым представляется тот факт, что обучающиеся должны адекватно оценивать уровень своих достижений в области здоровьесбережения. Целью реализации мотивационно-рефлексивной детерминанты является побуждение обучающихся к конкретной здоровьесберегающей деятельности, которая осуществляется в рамках деятельностно-методической детерминанты. Деятельностно-методическая детерминанта имеет дихотомическую структуру, так как эффективное функционирование воспитательно-образовательного процесса предполагает совместную деятельность педагогов и обучающихся в области здоровьесбережения и методическое обеспечение данного процесса. В состав деятельностно-методической детерминанты входят система воспитания ответственного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни и система повышения профессиональной квалификации педагогов общеобразовательной организации в сфере здоровьесберегающей деятельности. Ядром системы воспитания ответственного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни как компоненту безопасного образовательного пространства являются такие понятия, как «здоровье» и «оздоровление обучающихся». С современной точки зрения здоровье имеет не только медицинскую, но и биологическую, социальную, экологическую и педагогическую природу и рассматривается как результат адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды - природной и социальной (образовательная среда является составляющей социальной среды), стабильности гомеостаза и саморегуляции функций организма [7, с. 68-69]. В этой связи оздоровление человека - процесс расширения адаптационных возможностей его организма. Ведущая роль в сохранении, укреплении и развитии здоровья обучаемых, их оздоровлении принадлежит не медицинским учреждениям, а педагогическим коллективам образовательных организаций. При этом основным средством оздоровления является безопасное образовательное пространство во всей совокупности взаимосвязанных воспитательно-образовательных факторов, воздействующих на субъектов образования. Предпочтение воспитательному фактору образовательного пространства обусловлено тем, что именно процесс воспитания ведёт к закреплению качеств личности растущего человека. Одним из важнейших качеств личности является отношение обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни. В процессе изучения отношения обучающихся к формированию здорового образа жизни и оценки собственного состояния здоровья нами были использованы следующие методики: методика оценки удовлетворённости физическим состоянием (модификация Гиссенского опросника, адаптированного в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева), методика самооценки психического состояния (по Айзенку), методика определения стрессоустойчивостии, социальной адаптации Холмса и Раге, анкета «Потребностное напряжение в отношении оздоровления». Анализ результатов показал, что: - 21,6% респондентов отмечают своё физическое самочувствие как неудовлетворительное; при этом каждый третий имеет высокий и повышенный уровень истощаемости нервной системы; - исследование составляющих психического состояния выявил, что 92% респондентов имеют высокий и повышенный уровень стрессонапряжённости; высокий и повышенный уровень тревожности имеют 20,2% опрошенных; 19,2% - фрустрации; 30,3% - агрессивности; 30,3% - ригидности; - у 82,3% обучаемых не сформирована потребность в здоровье и здоровом образе жизни; подавляющее большинство из них знают, что такое здоровый образ жизни, но только 46,2% респондентов высказывают готовность его соблюдать; при этом более 55% подростков курят, 77,7% пробовали спиртные напитки, 26,4% респондентов не считают употребление наркотиков серьезной проблемой для молодёжи. Приведённые выше данные свидетельствуют о необходимости расширения содержания воспитательно-образовательной деятельности педагогических коллективов образовательных организаций в аспекте здоровьесбережения и воспитания у обучаемых культуры здоровья. Воспитание ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни должно предусматривать создание таких условий, в которых обучающийся проявляет самостоятельность, способность оценивать своё поведение, контролировать свои поступки и самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы. Организовать процесс воспитания ответственного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни может педагог, владеющий его приёмами и методами, а также здоровьесберегающими технологиями. В этой связи большую роль играет организация повышения квалификации педагогов в вышеуказанной сфере [8, с. 80-81; 9, с. 72; 10, с. 11]. Здоровьесберегающая деятельность, реализуемая образовательной организацией, включает в себя оздоровление обучающихся средствами превентивного оздоровительного характера, к числу которых относятся здоровьесберегающие технологии с учётом личностно-возрастных особенностей обучающихся, их возможностей и предрасположенностей [11, с. 36-37; 12, с. 180-181]. В соответствии с нашими представлениями о профессиональной подготовке педагогов к решению проблем здоровьесбережения обучаемых проведено исследование на предмет готовности первых к созданию безопасного образовательного пространства. В исследовании приняли участие 59 респондентов. Ниже выборочно приведены результаты диагностики. Во-первых, следует отметить, что у 39,5% педагогов отмечается низкий уровень сформированности такого качества как толерантность, необходимого для эффективного применения здоровьесберегающих технологий, даже в том случае, если обучающийся не принимает ценности здорового образа жизни; по мнению 46,2% обследованных выявилось, что у них на достаточном уровне сформирована коммуникативная компетентность, необходимая для убеждения вышеназванных обучающихся в актуальности здорового образа жизни. В результате, из общего числа обучаемых, участвующих в исследовании, 47,2%, отвечая на вопрос: «Испытывают ли они напряжение в процессе общения с педагогами», ответили положительно; 34,5% утверждают, что педагоги их «обижают»; 18,3% респондентов не воспринимают ценности здорового образа жизни. Во-вторых, 23,8% педагогов не соотносят использование образовательных технологий с решением задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся, считая, что они должны только обеспечить высокий уровень их знаний. Здоровьесберегающие образовательные технологии во всей их совокупности применяют в педагогической деятельности не более 10% респондентов. В-третьих, оценка профессиональных компетенций педагогов, определяющих, на наш взгляд, их готовность к созданию в образовательных организациях безопасного образовательного пространства, продемонстрировала, что 45,2% считают себя неготовыми к реализации вышеназванного процесса. В-четвёртых, следует отметить, что у опрошенных педагогов довольно размытые представления о таких понятиях, как «здоровье», «составляющие здоровья», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «факторы здоровьесберегающего образовательного пространства». Таким образом, выявленные результаты определили необходимость целенаправленного проектирования системы повышения квалификации педагогов в области здоровьесберегающей деятельности. Формирование готовности педагогического коллектива образовательной организации к здоровьесбережению и далее к здоровьеразвитию предполагает упорядоченный, последовательный переход педагогов к проектированию и реализации безопасного образовательного пространства; последовательному овладению способами индивидуального оздоровления; овладению здоровьесберегающими технологиями на функциональном уровне. Ниже приводим программу повышения квалификации педагогов в области здоровьесбережения (инвариантная составляющая), которая была апробирована в ряде образовательных организаций г. Челябинска и Челябинской области. Модуль 1. Методологические ориентиры перестройки системы российского образования в здоровьесберегающем ракурсе: - Современная государственная политика в образования. - Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых. Модуль 2. Экологизация образования и профессионально-педагогической подготовки. От экологизации образования к созданию здоровьеразвивающей среды: - От экологического образования к его экологовалеологизации. - Образовательная среда как тип артесистемы. - Развитие экологической культуры - важная задача эколого-валеологического образования. - Эколого-валеология и культура - на пути к их интеграции. Генезис знаний о человеке: - Человек как феномен природы и познания. - Валеологическая типологизация периодов развития человека. - Филогенетические аспекты интеллекта человека. Модуль 3. Здоровье субъектов образования и его мониторинг. Комплексная диагностика и мониторинг здоровья: - Психосоматическая диагностика субъектов образования. - Методики оценки субъективной составляющей здоровья. - Валеологический самоанализ. Модуль 4. Система здоровьеукрепляющих воздействий на человека. Физиологические основы питания: - Современные теории питания. Особенности питания людей разных возрастов и профессий. - Физиологические основы составления пищевых рационов. Факторы риска и здоровье человека: - Понятие о вредных привычках, зависимость от психоактивных веществ. - Проблемы профилактики зависимости от психоактивных веществ. Здоровьеразвивающие дидактические и педагогические воздействия - аналоги факторов природной среды: - Природа как материальный носитель культуры, ее основные законы. - Воздействие природы на здоровье человека. - Обеспечение сохранения и развития здоровья человека средствами социально-природной среды. Здоровьесберегающие технологии в образовании: - Принципы здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей педагогики. - Вибрационно-вокальные упражнения и музыка в аспекте оздоровления. - Лекарственные растения и эфирные масла. - Дыхательная гимнастика. - Самомассаж биологически активных точек. - Свет и цвет как факторы здоровья и оздоровления. Психологическое сопровождение формирования здорового образа жизни: - Стресс и здоровье человека. - Психофизическая регуляция и саморегуляция. - Организация здоровьесбережения в условиях образовательной среды. Модуль 5. Организация процесса формирования у обучающихся толерантных взаимоотношений как фактора здоровья. - Организационно-методические основы процесса формирования толерантных взаимоотношений в образовательной организации. - Технологические основы формирования у обучающихся толерантных взаимоотношений. Модуль 6. Компетентностный подход к формированию готовности педагогов к оздоровительной деятельности. - Компетентностный подход в образовании, оздоровительные компетенции. - Комплексная программа формирования и развития компетентности педагогов образовательной организации в области здоровьесбережения. - Критерии и уровни сформированности компетентности и готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности. Реализация данной программы повышения квалификации педагогов позволила создать предпосылки для успешного проектирования безопасного образовательного пространства, которое, на наш взгляд, проходит несколько этапов. Первый этап - подготовительный, его цель состоит в выявлении и осознании педагогическим коллективом здоровьесберегающего потенциала своей образовательной организации. На данном этапе решаются следующие задачи: - определение педагогического потенциала образовательной организации, его уровня развития, готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию безопасного образовательного пространства, возможных направлений развития здоровьесберегающей деятельности и т.д.; - повышение мотивации педагогического коллектива к инновационной здоровьесберегающей деятельности, поэтапному её развертыванию; - стартовое согласование ценностей субъектов управления здоровьесберегающей деятельностью. Второй этап - составление «дорожной карты» создания безопасного образовательного пространства, развития здоровьесберегающей деятельности. На этом этапе осуществляется поиск новых для образовательной организации идей развития процесса сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе принципов преемственности и индивидуализации. Результатом этого этапа является выявление и согласование новых направлений, методов, форм здоровьесберегающей деятельности, создание единой программы её развития. Третий этап - создание безопасного образовательного пространства. На данном этапе разрабатываются программа формирования у обучаемых толерантности, система воспитания ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и программа внутришкольного повышения квалификации педагогического коллектива в области здоровьесбережения [13, с. 63-64]. Четвертый этап - разработка мониторинга результатов и диагностики эффективности здоровьесберегающей деятельности в условиях безопасного образовательного пространства. Его цель - поэтапное становление механизма непрерывного согласования задач в области здоровьесбережения, стоящих перед структурными подразделениями образовательной организации. Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, способны не только создавать безопасное образовательное пространство, но и готовы осуществлять тьюторское сопровождение процесса формирования мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся. Понятие «тьютор» имеет множество толкований: наставник, опекун, гувернер, коуч, освобожденный классный воспитатель, куратор и т.д. Но общим для данных понятий является то, что для тьютора характерна особая культурно-образовательная позиция, обеспечивающая реализацию процесса индивидуализации, поиск индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Тьюторское сопровождение обеспечивает развитие индивидуальности, «самости» благодаря наличию открытого образовательного пространства, открытого общения, свободного обмена мнениями и рождающимися идеями [14, с. 73; 15, с. 9-10]. По нашему мнению, тьютор «аккуратно» сопровождает обучающегося, обеспечивает поддержку в затруднительной ситуации и отходит в сторону, когда тьюторант справляется сам. Особенно актуальна деятельность тьютора в процессе разработки и реализации проектов, посвященных здоровьесбережению и здоровому образу жизни [16, с. 42; 17, с. 182]. К функционалу тьютора относится консультационная, мотивируюшая к аналитизму, творчеству, созданию проектов обучающимися деятельность. Они самостоятельно выбирают эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности [18, с. 5-6; 19, с. 87-88]. Тьютор призван инициировать личную заинтересованность обучающихся в приобретении ими необходимых знаний по проблеме здорового образа жизни, акцентируя при этом их практическую значимость. В этой связи необходима презентация проблемной ситуации, имеющей аналог в реальной жизни обучающихся, для интерпретации которой они будут апеллировать к полученным ранее знаниями стремиться получать новые. Тьютор может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [20, с. 15-16; 21, с. 4-5]. Квинтэссенцией реализации проектной технологии в области здоровьесбережения является актуальность выбранных проблем, таких как «Значение спорта в физическом развитии человека», «Негативное влияние вредных привычек на здоровье», «Здоровое питание - путь к физическому совершенству» и др. Они должны обладать познавательной значимостью, иметь практико-ориентированный характер, что является базисом творческой деятельности тьюторанта, который самостоятельно структурирует содержание проекта и детерминирует этапы исследования, например, при выполнении проекта «Здоровое питание - путь к физическому совершенству» выделяются следующие аспекты: «Принципы рационального питания», «Подходы к сбалансированному питанию в разные возрастные периоды», «Диетическое питание: плюсы и минусы» и т.д. В процессе участия в проектной деятельности тьюторант овладевает основами исследования, он учится идентифицировать саму проблему, формулировать цель, задачи и гипотезу исследования, выбирать адекватные им методы, анализировать полученные результаты, подводить итоги и корректно интерпретировать их. Тьютор предлагает тьюторантам следующие виды презентации результатов проектов по здоровьесберегающей тематике: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, научная конференция, театрализация, реклама, диалог исторических или литературных персонажей, пресс-конференция и др. [22, с. 34-35]. Тьюторское сопровождение процесса разработки и реализации проектов инициирует экстериоризацию инициативности и креативности тьюторантов, повышает их мотивацию к здоровому образу жизни. Резюмирую вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что детерминантами процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся являются пространственно-средовая, мотивационно-рефлексивная, деятельностно-методическая и тьюторско-проектная, результатом когерентности которых становится высокий уровень сформированности здорового образа жизни у обучающихся. Пространственно-средовая детерминанта способствует созданию условий, стимулирующих повышение положительной мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и их рефлексии. Квинтэссенцией деятельностно-методической детерминанты является содержательно-методическое наполнение процесса стимулирования стремления обучающихся к здоровому образу жизни. Тьюторско-проектная детерминанта позволяет сделать процесс овладения основами здорового образа жизни целенаправленным, управляемым и эффективным.

About the authors

Zoya Ivanovna Tyumaseva

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: zit@cspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Life Safety, Medical and Biological Disciplines Department

Irina Leonidovna Orekhova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Email: orehovail@cspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Life Safety, Medical and Biological Disciplines Department

Elena Borisovna Bistray

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Email: bistrayeb@cspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of German Language and German Language Teaching Methods Department

Boris Alexandrovich Artemenko

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Email: boris_chpu@mail.ru

candidate of biological sciences, associate professor, head of Theory, Methods and Management of Preschool Education Department

Elena Alexandrovna Chelnokova

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Email: chelnelena@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Innovative Technology of Management Department

References

  1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Федеральный справочник. - http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.
  2. Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография. Челябинск, 2011. 168 с.
  3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Издательство политической литературы, 1980. 444 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражение / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4 изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
  5. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В. [и др.] Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: коллективная монография / под науч. ред. З.И. Тюмасевой. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. 290 с.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Модэк МПСИ, 2004. 158 с.
  7. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск, 2003. 164 с.
  8. Артёменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 80-89.
  9. Гетманец Е.Е., Артёменко Б.А. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вуза // Экологическая безопасность, здоровье и образование: сб. научных трудов IX всерос. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и студентов 22 апреля 2016 г., Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЗАО Цицеро, 2016. С. 71-74.
  10. Артёменко Б.А., Гетманец Е.Е. Анализ уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни студентов педагогического вуза // Здоровьесберегающее образование - залог безопасности жизнедеятельности молодёжи: проблемы и пути решения: сб. научных трудов IX междунар. науч.-практ. конф. 10-11 ноября 2016 г., Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. С. 10-13.
  11. Быстрай Е.Б., Тюмасева З.И., Артёменко Б.А. [и др.] Эколого-валеологическое воспитание дошкольников в психолого-физиологическом ракурсе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 36-41.
  12. Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Системный подход как общенаучная методологическая основа воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2017. № 3. С. 179-183.
  13. Алешкина М.Г., Стрельцова Е.В. Толерантность: вчера, сегодня, завтра // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 63-67.
  14. Артёменко Б.А., Быстрай Е.Б., Калашников Н.В. [и др.] Тьюторское сопровождение в экологическом образовании школьников // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 73-79.
  15. Боровкова Т.И. Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3. С. 9-11.
  16. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьюторского сопровождения. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 92 с.
  17. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю. [и др.] Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.
  18. Афанасьева Т.П. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения // Профильная школа. 2007. № 2. С. 5-15.
  19. Ковалева Т.М. Тьютор - школе // Директор школы. 2011. № 8. С. 87-90.
  20. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы 1-й межрегион. тьюторской конф. 29 февраля - 02 марта 1996 г., г. Томск, Российская Федерация / ред. И.Д. Проскуровская. Томск: ТГПУ, 1996. С. 15-30.
  21. Щедровицкий П.Г. Выступление на открытии конференции // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы 1-й межрегион. тьюторской конф. 29 февраля - 02 марта 1996 г., г. Томск, Российская Федерация / ред. И.Д. Проскуровская. Томск: ТГПУ, 1996. С. 4-10.
  22. Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Роль проектной методики в процессе познавательного развития дошкольников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. 13-15 февраля 2017 г., Нижневартовск, Российская Федерация. Нижневартовск: НГУ, 2017. С. 33-36.

Statistics

Views

Abstract - 54

PDF (Russian) - 14

Cited-By


PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2019 Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Bistray E.B., Artemenko B.A., Chelnokova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies