Контроль и оценка процесса формирования готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме реализации экологического образования в современных условиях посредством формирования экологического сознания и экологической культуры личности обучающихся в рамках образовательного процесса и вне его. Для решения данной проблемы необходима разработка новых подходов к подготовке будущих педагогов-экологов, к формированию их профессиональной компетентности, а также к контролю и оцениванию всех главных компонентов профессиональной компетентности. Авторы статьи в структуру профессиональной компетентности педагога включают не только совокупность теоретических знаний и применения их в различных педагогических ситуациях, но и его ценностные ориентации, а также совокупность показателей культуры педагога: его речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к другим областям знания и т.д. При этом система профессионального образования современных учителей складывается не только из предметной подготовки, но и из психологической, педагогической и методической подготовки, целью которой является формирование способности организовать образовательный процесс на принципах личностно-ориентированного взаимодействия. В структуре профессионально-педагогической компетентности бакалавра-эколога можно выделить содержательный, ценностно-мотивационный и операционно-деятельностный компоненты. Также авторы рассматривают возможные пути контроля и оценивания процесса формирования готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности, их профессиональную компетентность и подготовку.

Полный текст

Преодоление глобального экологического кризиса возможно при условии перехода общества к устойчивому развитию, а именно создания такой модели взаимоотношений общества и природы, при которых благосостояние социума достигается без излишнего давления на окружающую среду. В данной ситуации образование для устойчивого развития (ОУР) является важной частью процесса модернизации современной системы образования [1–3].

Необходимость качественного и доступного образования для устойчивого развития определяет «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В 2015 году в ходе 70-й годовщины Генеральной Ассамблеи ООН были определены семнадцать задач, одной из которой явилась задача по обязательному обучению и воспитанию граждан каждой страны на протяжении всей жизни.

В нашей стране проблема экологического образования и просвещения подрастающего поколения стала объектом исследований Н.Д. Андреевой, Е.Н. Дзятковской, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, Н.В. Малиновской, А.Н. Стрельцова, И.Н. Пономаревой и др. [4–7].

Осознание роли образования для устойчивого развития в формировании экологического сознания и экологической культуры личности школьника требует разработки новых подходов к подготовке будущих педагогов-экологов, к формированию их профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность педагога – это многоуровневое понятие, содержащее в себе знаниевый компонент (совокупность методических, психологических, педагогических и предметных знаний), ценностные ориентации и личностные качества педагога, позволяющие ему успешно решать профессиональные задачи.

Система профессионального образования современных учителей складывается не только из предметной подготовки, но и из психологической, педагогической и методической подготовки, целью которой является формирование способности организовать образовательный процесс на принципах личностно-ориентированного взаимодействия. При этом готовность выпускника к педагогической деятельности предполагает не только наличие определенных предметных, профессиональных знаний и умений, но и формирование позитивного отношения к педагогической профессии и стремления взаимодействовать с детьми, работать с ними. Перед системой высшего педагогического образования стоит задача по подготовке педагогических кадров, способных не только осуществлять экологическое обучение и воспитание школьников, но и формировать их экологическое сознание и экологическую культуру.

Целью данного исследования является описание опыта реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров-экологов и контроля процесса формирования готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности.

В Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ) обучаются студенты по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (направленность (профиль) «Экология»). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3+) по данному направлению подготовки выпускник должен обладать набором общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, а область профессиональной деятельности бакалавра-эколога может быть направлена на педагогическую деятельность (учебную и воспитательную работу) в образовательных организациях. С этой целью в учебный план включены дисциплины и практики, формирующие готовность решать профессиональные задачи в области экологии и способность осуществлять образовательную деятельность в области экологии в образовательных учреждениях разного уровня.

В структуре профессионально-педагогической компетентности бакалавра-эколога можно выделить следующие компоненты:

  1. Содержательный, который отражает особенности каждого предмета и включает в себя знания в области экологии, психологии, педагогики и методики обучения.
  2. Ценностно-мотивационный, который предполагает осознание ценности педагогической профессии для дальнейшего устойчивого развития общества и формирование положительной мотивации к педагогической деятельности.
  3. Операционно-деятельностный, предполагает овладение студентами действиями по организации и проведению качественного, развивающего, компетентностно-ориентированного и здоровьесберегающего образовательного процесса.

Система профессиональной подготовки бакалавров-экологов в СГСПУ представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Система профессиональной подготовки бакалавров экологов

 

Профессионально-педагогическая подготовка будущего бакалавра-эколога складывается из:

– предметной подготовки, которая осуществляется в ходе освоения дисциплин базового и вариативного уровня;

– психолого-педагогической подготовки, которая реализуется в ходе изучения дисциплин вариативного уровня (таких как «методика обучения экологии», «экологическая психология и педагогика») и факультативов;

– практической подготовки, включающей в себя производственные практики; основной для педагога-эколога является педагогическая практика.

В процессе изучения учебной дисциплины «Экологическая психология и педагогика» студенты знакомятся с особым направлением в психологической науке – экологической психологией, с многоуровневым и полифункциональным понятием «экологическое сознание», его структурными компонентами и функциями в структуре личности школьника. Студенты учатся проводить диагностику сформированности экологического сознания и изучают его онтогенез. Также они знакомятся с системой экологического образования в Российской Федерации, изучают основы экологической педагогики, содержание педагогического процесса, принципы, методы и средства организации экологического образования. Завершается изучение данной дисциплины экзаменом [8].

Формированию профессиональных компетенций бакалавров, направленных на организацию и проведение образовательного процесса по экологии, способствует дисциплина «Методика обучения экологии» [9]. В ходе лабораторных работ студенты самостоятельно разрабатывают уроки экологии разных типов, создают технологические карты уроков и экологических экскурсий, внеклассных мероприятий по экологии, занятий внеурочной деятельности по экологии. Они осваивают способы организации различных видов деятельности учащихся по экологии (научно-исследовательской, информационной, проектной и др.), знакомятся с особенностями организации деятельности школьников в системе дополнительного образования детей. Также в ходе лабораторных занятий студенты могут презентовать результаты своей работы, свои методические разработки и поучаствовать в анализе работ своих однокурсников. Такая форма работы наиболее приближена к реальной педагогической деятельности будущего учителя экологии.

Важное место в профессиональной подготовке педагога-эколога занимает производственная педагогическая практика. Педагогическая практика имеет решающее значение для повышения профессиональной компетентности будущего учителя, поскольку она способствует овладению студентами не только теоретическими понятиями, но и практикой организации образовательного процесса по экологии для разных возрастных групп. В ходе педпрактики студенты погружаются в реальную среду школы, они ощущают полноту ответственности за тот класс, с которым работают. Это позволяет не только обогатить знания и умения, но и сформировать направленность студента на осуществление педагогической деятельности, способствует повышению интереса к профессии учителя.

Контроль и оценивание готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности осуществляется с помощью тестирования, портфолио и других форм.

Для оценивания качества полученных образовательных результатов по таким дисциплинам, как «Методика обучения экологии» и «Экологическая психология и педагогика», проводится тестирование. Тесты могут быть гомогенными (по одной дисциплине) и гетерогенными (междисциплинарными), мономорфными (тестовые задания только одного типа) и полиморфными (одновременно тестовые задания нескольких типов) и т.д. [10–18].

Для определения уровня владения основными теоретическими знаниями (педагогическими понятиями, законами, терминами, фактами и т.д.) возможно использовать тестовые задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов.

Например, задание: выберите правильное утверждение.

  1. Целью экологического образования является:

а) процесс усвоения экологических знаний, формирование умений и навыков;

б) процесс передачи экологических знаний, умений и навыков от учителя к ученику;

в) формирование экологичной личности;

г) овладение социокультурным опытом.

  1. Опорный конспект относят к:

а) методу обучения;

б) методическому приему;

в) системе обучения;

г) средству обучения.

  1. В задачи системы экологического образования входит:

а) формирование адекватных экологических представлений;

б) формирование отношения к природе;

в) формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой;

г) формирование социокультурного опыта личности.

Уровень овладения обучающимися умениями устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, воспроизводить структуру процесса и т.д. можно определить с помощью тестовых заданий на установление правильного соответствия и (или) правильной последовательности.

Например, задание соотнесите между экологическим сознанием в определенную эпоху и его характеристикой:

а) экологическое сознание в Архаическую эпоху;

б) экологическое сознание в Средневековье;

в) экологическое сознание в Античность.

1) психологическая противопоставленность мира природы и человека, обусловленная волей Бога;

2) высокая степень включенности человека в мир природы;

3) понимание ценности непрагматического взаимодействия с природой;

4) антропоцентрическая система понимания.

Открытые тесты (свободного изложения ответа) помогают оценить умения анализа различных педагогических ситуаций, которые встречаются в ходе образовательного процесса, а также выбора соответствующих методов, приемов и средств обучения и воспитания.

Например, задание: прочитайте, опираясь на теоретические знания педагогики и жизненный опыт, проанализируйте сложившуюся педагогическую ситуацию в классе и найдите ее решение (как должен отреагировать учитель в данной ситуации?).

Педагогическая ситуация: когда в классе проходит групповая работа, то лидерство всегда берет один и тот же обучающийся, при этом другие обучающиеся также способны и готовы проявлять лидерские способности, но ведя себя агрессивно, перебивая и высмеивая, ученик не дает своим одноклассникам проявить их лидерские качества [19].

Студенты во время педагогической практики выполняют ряд заданий, которые демонстрируют их готовность к педагогической деятельности: анализ документации (ФГОС ООО и СОО, рабочие программы и т.д.); посещение и анализ уроков учителей-предметников, в т.ч. учителей биологии (экологии) с целью изучения стиля педагогической деятельности; составление технологических карт (конспектов) уроков и их проведение; организация и проведение внеклассного (внеурочного) мероприятия по экологии (например, экскурсии); самоанализ своей деятельности, а также педагогические и психологические исследования (осуществление профориентационной работы, диагностика экологического сознания личности учащегося, проведение тестирования, обработка и изучения полученного диагностического материала и составления заключений).

Полученные материалы в ходе прохождения педагогической практики студенты оформляют в виде комплексного портфолио (папки документов). Портфолио студентов о прохождении педагогической практики включает в себя несколько разделов:

  1. Титульный лист (резюме студента).
  2. Раздел «Самообразование» (документы, подтверждающие участие в педсоветах, семинарах, курсах, конференциях, вебинарах и т.д. в период практики).
  3. Раздел «Методический» (включает методические разработки конспектов и технологических карт уроков и внеклассных мероприятий по экологии, разработанные материалы к урокам, презентации, контрольно-измерительные материалы (тесты, разработанные студентами, задания контрольных и проверочных работ и т.д.)).
  4. Раздел «Достижения учащихся» (включает сведения о результатах обучающихся за все проведенные студентом контрольные мероприятия в период практики).
  5. Раздел «Отзывы» (включает характеристику о работе студента в период практики, с рекомендованной отметкой за педагогическую практику от образовательного учреждения, отзывы учителей-предметников, в т.ч. учителя биологии (экологии), отзывы учащихся, отзывы родителей, благодарственные письма и т.д.).

Таким образом, изучение комплексных портфолио, использование балльно-рейтинговой системы оценивания и результатов тестирования дают нам объективное представление о процессе формирования готовности к педагогической деятельности и ее уровне.

С целью установления уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности бакалавров-экологов, нами было проведено педагогическое исследование, в ходе которого мы оценивали сформированность каждого компонента профессионально-педагогической компетентности (содержательный, ценностно-мотивационный и операционно-деятельностный). Нами были определены критерии низкого, среднего и высокого уровней их сформированности. Оценка уровня сформированности содержательного компонента профессионально-педагогической компетентности осуществлялась с помощью составленного нами теста. Сформированность ценностно-мотивационного и операционно-деятельностного компонентов оценивалась по результатам анкетирования студентов и в ходе педагогического наблюдения. В эксперименте приняли участие 62 студента. Результаты представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 – Сформированность компонентов профессионально-педагогической компетентности бакалавров-экологов

Компоненты экологической компетентности

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

кол-во студентов

кол-во студентов

кол-во студентов

абс.

отн., %

абс.

отн., %

абс.

отн., %

Содержательный

8

12,9

12

19,4

42

67,7

Ценностно-мотивационный

13

21,0

16

25,8

33

53,2

Организационно-деятельностный

9

14,5

16

25,8

37

59,7

 

Результаты педагогического исследования показали, что большинство студентов-экологов обладают высоким уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности. Результаты анкетирования и педагогического наблюдения демонстрируют направленность студентов на осуществление педагогической деятельности. Привлекательность профессии учителя как будущей профессиональной деятельности отметили 77,4% опрошенных студентов. Можно предположить, что результатом положительной мотивации в отношении педагогической профессии явилось прохождение студентами педагогической практики.

×

Об авторах

Екатерина Александровна Макарова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: makarova@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия,

Екатерина Сергеевна Степанова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: stepanova.ekaterina@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Россия,

Список литературы

  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: состояние, проблемы, перспективы // Научно-образовательный проект «Наука – школе». Вып. VII. СПб.: НЦ РАН, 2017. С. 87–118.
  2. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Результаты и перспективы совершенствования образования в интересах устойчивого развития в средней школе // Вестник ЮНЕСКО (Комиссия по делам ЮНЕСКО в Москве). 2013. № 18. С. 368–374.
  3. Мамедов Н.М. Экология и устойчивое развитие: учеб. пособие. М.: МГАДА, 2013. 365 с.
  4. Ермаков Д.С. Образование для устойчивого развития в РФ // Педагогика. 2013. № 6. С. 44–48.
  5. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Миссия экологического образования – 2030 // Педагогика. 2020. Т. 84, № 6. С. 68–76.
  6. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Стрельцов А.Н. Особенности содержания подготовки педагога в области дополнительного экологического образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 141–148.
  7. Пономарева И.Н. К проблеме экологического образования и воспитания школьников // Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. (19–22 октября 2017 г.). Ч. 2. Майкоп: Изд-во АГУ, 2017. С. 225–228.
  8. Макарова Е.А. Дисциплина «Экологическая психология и педагогика» в профессиональной подготовке бакалавров «Экологии и природопользования» // Актуальные вопросы перспективных научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2016 г. Ч. 2. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2016. С. 36–38.
  9. Макарова Е.А. Курс «Методика обучения экологии» в системе профессиональной подготовки бакалавров-экологов // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: сб. мат-лов V междунар. науч.-практ. конф., посв. 80-летию со дня рожд. профессора В.М. Астафьева / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2020. С. 257–261.
  10. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2005. 155 с.
  11. Гордиенко О.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 177 с.
  12. Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: монография. Нижний Новгород: НГСХА, 2006. 237 с.
  13. Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка заданий в тестовой форме и тестов по биологии: учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Областной центр мониторинга образования. 2008. 123 с.
  14. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Академия, 2007. 222 с.
  15. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Народное образование, 2000. 352 с.
  16. Непопалова Е.С. Средства оценивания результатов обучения в профессиональной подготовке учителя географии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4 (30). С. 881–886.
  17. Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 198 с.
  18. Чернилевский Д.В., Лузик Э.В. Подходы к диагностике качества обучения. М.: МГТА, 2000. 27 с.
  19. Наумова Т.А., Мухачёва Е.В., Причинин А.Е. Сборник педагогических ситуаций и задач. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. 64 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Система профессиональной подготовки бакалавров экологов

Скачать (50KB)

© Макарова Е.А., Степанова Е.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.