Контроль и оценка процесса формирования готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности
- Авторы: Макарова Е.А.1, Степанова Е.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 3 (2021)
- Страницы: 260-264
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/90500
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021103310
- ID: 90500
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме реализации экологического образования в современных условиях посредством формирования экологического сознания и экологической культуры личности обучающихся в рамках образовательного процесса и вне его. Для решения данной проблемы необходима разработка новых подходов к подготовке будущих педагогов-экологов, к формированию их профессиональной компетентности, а также к контролю и оцениванию всех главных компонентов профессиональной компетентности. Авторы статьи в структуру профессиональной компетентности педагога включают не только совокупность теоретических знаний и применения их в различных педагогических ситуациях, но и его ценностные ориентации, а также совокупность показателей культуры педагога: его речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к другим областям знания и т.д. При этом система профессионального образования современных учителей складывается не только из предметной подготовки, но и из психологической, педагогической и методической подготовки, целью которой является формирование способности организовать образовательный процесс на принципах личностно-ориентированного взаимодействия. В структуре профессионально-педагогической компетентности бакалавра-эколога можно выделить содержательный, ценностно-мотивационный и операционно-деятельностный компоненты. Также авторы рассматривают возможные пути контроля и оценивания процесса формирования готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности, их профессиональную компетентность и подготовку.
Ключевые слова
Полный текст
Преодоление глобального экологического кризиса возможно при условии перехода общества к устойчивому развитию, а именно создания такой модели взаимоотношений общества и природы, при которых благосостояние социума достигается без излишнего давления на окружающую среду. В данной ситуации образование для устойчивого развития (ОУР) является важной частью процесса модернизации современной системы образования [1–3].
Необходимость качественного и доступного образования для устойчивого развития определяет «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В 2015 году в ходе 70-й годовщины Генеральной Ассамблеи ООН были определены семнадцать задач, одной из которой явилась задача по обязательному обучению и воспитанию граждан каждой страны на протяжении всей жизни.
В нашей стране проблема экологического образования и просвещения подрастающего поколения стала объектом исследований Н.Д. Андреевой, Е.Н. Дзятковской, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, Н.В. Малиновской, А.Н. Стрельцова, И.Н. Пономаревой и др. [4–7].
Осознание роли образования для устойчивого развития в формировании экологического сознания и экологической культуры личности школьника требует разработки новых подходов к подготовке будущих педагогов-экологов, к формированию их профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность педагога – это многоуровневое понятие, содержащее в себе знаниевый компонент (совокупность методических, психологических, педагогических и предметных знаний), ценностные ориентации и личностные качества педагога, позволяющие ему успешно решать профессиональные задачи.
Система профессионального образования современных учителей складывается не только из предметной подготовки, но и из психологической, педагогической и методической подготовки, целью которой является формирование способности организовать образовательный процесс на принципах личностно-ориентированного взаимодействия. При этом готовность выпускника к педагогической деятельности предполагает не только наличие определенных предметных, профессиональных знаний и умений, но и формирование позитивного отношения к педагогической профессии и стремления взаимодействовать с детьми, работать с ними. Перед системой высшего педагогического образования стоит задача по подготовке педагогических кадров, способных не только осуществлять экологическое обучение и воспитание школьников, но и формировать их экологическое сознание и экологическую культуру.
Целью данного исследования является описание опыта реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров-экологов и контроля процесса формирования готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности.
В Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ) обучаются студенты по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (направленность (профиль) «Экология»). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3+) по данному направлению подготовки выпускник должен обладать набором общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, а область профессиональной деятельности бакалавра-эколога может быть направлена на педагогическую деятельность (учебную и воспитательную работу) в образовательных организациях. С этой целью в учебный план включены дисциплины и практики, формирующие готовность решать профессиональные задачи в области экологии и способность осуществлять образовательную деятельность в области экологии в образовательных учреждениях разного уровня.
В структуре профессионально-педагогической компетентности бакалавра-эколога можно выделить следующие компоненты:
- Содержательный, который отражает особенности каждого предмета и включает в себя знания в области экологии, психологии, педагогики и методики обучения.
- Ценностно-мотивационный, который предполагает осознание ценности педагогической профессии для дальнейшего устойчивого развития общества и формирование положительной мотивации к педагогической деятельности.
- Операционно-деятельностный, предполагает овладение студентами действиями по организации и проведению качественного, развивающего, компетентностно-ориентированного и здоровьесберегающего образовательного процесса.
Система профессиональной подготовки бакалавров-экологов в СГСПУ представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Система профессиональной подготовки бакалавров экологов
Профессионально-педагогическая подготовка будущего бакалавра-эколога складывается из:
– предметной подготовки, которая осуществляется в ходе освоения дисциплин базового и вариативного уровня;
– психолого-педагогической подготовки, которая реализуется в ходе изучения дисциплин вариативного уровня (таких как «методика обучения экологии», «экологическая психология и педагогика») и факультативов;
– практической подготовки, включающей в себя производственные практики; основной для педагога-эколога является педагогическая практика.
В процессе изучения учебной дисциплины «Экологическая психология и педагогика» студенты знакомятся с особым направлением в психологической науке – экологической психологией, с многоуровневым и полифункциональным понятием «экологическое сознание», его структурными компонентами и функциями в структуре личности школьника. Студенты учатся проводить диагностику сформированности экологического сознания и изучают его онтогенез. Также они знакомятся с системой экологического образования в Российской Федерации, изучают основы экологической педагогики, содержание педагогического процесса, принципы, методы и средства организации экологического образования. Завершается изучение данной дисциплины экзаменом [8].
Формированию профессиональных компетенций бакалавров, направленных на организацию и проведение образовательного процесса по экологии, способствует дисциплина «Методика обучения экологии» [9]. В ходе лабораторных работ студенты самостоятельно разрабатывают уроки экологии разных типов, создают технологические карты уроков и экологических экскурсий, внеклассных мероприятий по экологии, занятий внеурочной деятельности по экологии. Они осваивают способы организации различных видов деятельности учащихся по экологии (научно-исследовательской, информационной, проектной и др.), знакомятся с особенностями организации деятельности школьников в системе дополнительного образования детей. Также в ходе лабораторных занятий студенты могут презентовать результаты своей работы, свои методические разработки и поучаствовать в анализе работ своих однокурсников. Такая форма работы наиболее приближена к реальной педагогической деятельности будущего учителя экологии.
Важное место в профессиональной подготовке педагога-эколога занимает производственная педагогическая практика. Педагогическая практика имеет решающее значение для повышения профессиональной компетентности будущего учителя, поскольку она способствует овладению студентами не только теоретическими понятиями, но и практикой организации образовательного процесса по экологии для разных возрастных групп. В ходе педпрактики студенты погружаются в реальную среду школы, они ощущают полноту ответственности за тот класс, с которым работают. Это позволяет не только обогатить знания и умения, но и сформировать направленность студента на осуществление педагогической деятельности, способствует повышению интереса к профессии учителя.
Контроль и оценивание готовности бакалавров-экологов к педагогической деятельности осуществляется с помощью тестирования, портфолио и других форм.
Для оценивания качества полученных образовательных результатов по таким дисциплинам, как «Методика обучения экологии» и «Экологическая психология и педагогика», проводится тестирование. Тесты могут быть гомогенными (по одной дисциплине) и гетерогенными (междисциплинарными), мономорфными (тестовые задания только одного типа) и полиморфными (одновременно тестовые задания нескольких типов) и т.д. [10–18].
Для определения уровня владения основными теоретическими знаниями (педагогическими понятиями, законами, терминами, фактами и т.д.) возможно использовать тестовые задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов.
Например, задание: выберите правильное утверждение.
- Целью экологического образования является:
а) процесс усвоения экологических знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи экологических знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) формирование экологичной личности;
г) овладение социокультурным опытом.
- Опорный конспект относят к:
а) методу обучения;
б) методическому приему;
в) системе обучения;
г) средству обучения.
- В задачи системы экологического образования входит:
а) формирование адекватных экологических представлений;
б) формирование отношения к природе;
в) формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой;
г) формирование социокультурного опыта личности.
Уровень овладения обучающимися умениями устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, воспроизводить структуру процесса и т.д. можно определить с помощью тестовых заданий на установление правильного соответствия и (или) правильной последовательности.
Например, задание соотнесите между экологическим сознанием в определенную эпоху и его характеристикой:
а) экологическое сознание в Архаическую эпоху; б) экологическое сознание в Средневековье; в) экологическое сознание в Античность. | 1) психологическая противопоставленность мира природы и человека, обусловленная волей Бога; 2) высокая степень включенности человека в мир природы; 3) понимание ценности непрагматического взаимодействия с природой; 4) антропоцентрическая система понимания. |
Открытые тесты (свободного изложения ответа) помогают оценить умения анализа различных педагогических ситуаций, которые встречаются в ходе образовательного процесса, а также выбора соответствующих методов, приемов и средств обучения и воспитания.
Например, задание: прочитайте, опираясь на теоретические знания педагогики и жизненный опыт, проанализируйте сложившуюся педагогическую ситуацию в классе и найдите ее решение (как должен отреагировать учитель в данной ситуации?).
Педагогическая ситуация: когда в классе проходит групповая работа, то лидерство всегда берет один и тот же обучающийся, при этом другие обучающиеся также способны и готовы проявлять лидерские способности, но ведя себя агрессивно, перебивая и высмеивая, ученик не дает своим одноклассникам проявить их лидерские качества [19].
Студенты во время педагогической практики выполняют ряд заданий, которые демонстрируют их готовность к педагогической деятельности: анализ документации (ФГОС ООО и СОО, рабочие программы и т.д.); посещение и анализ уроков учителей-предметников, в т.ч. учителей биологии (экологии) с целью изучения стиля педагогической деятельности; составление технологических карт (конспектов) уроков и их проведение; организация и проведение внеклассного (внеурочного) мероприятия по экологии (например, экскурсии); самоанализ своей деятельности, а также педагогические и психологические исследования (осуществление профориентационной работы, диагностика экологического сознания личности учащегося, проведение тестирования, обработка и изучения полученного диагностического материала и составления заключений).
Полученные материалы в ходе прохождения педагогической практики студенты оформляют в виде комплексного портфолио (папки документов). Портфолио студентов о прохождении педагогической практики включает в себя несколько разделов:
- Титульный лист (резюме студента).
- Раздел «Самообразование» (документы, подтверждающие участие в педсоветах, семинарах, курсах, конференциях, вебинарах и т.д. в период практики).
- Раздел «Методический» (включает методические разработки конспектов и технологических карт уроков и внеклассных мероприятий по экологии, разработанные материалы к урокам, презентации, контрольно-измерительные материалы (тесты, разработанные студентами, задания контрольных и проверочных работ и т.д.)).
- Раздел «Достижения учащихся» (включает сведения о результатах обучающихся за все проведенные студентом контрольные мероприятия в период практики).
- Раздел «Отзывы» (включает характеристику о работе студента в период практики, с рекомендованной отметкой за педагогическую практику от образовательного учреждения, отзывы учителей-предметников, в т.ч. учителя биологии (экологии), отзывы учащихся, отзывы родителей, благодарственные письма и т.д.).
Таким образом, изучение комплексных портфолио, использование балльно-рейтинговой системы оценивания и результатов тестирования дают нам объективное представление о процессе формирования готовности к педагогической деятельности и ее уровне.
С целью установления уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности бакалавров-экологов, нами было проведено педагогическое исследование, в ходе которого мы оценивали сформированность каждого компонента профессионально-педагогической компетентности (содержательный, ценностно-мотивационный и операционно-деятельностный). Нами были определены критерии низкого, среднего и высокого уровней их сформированности. Оценка уровня сформированности содержательного компонента профессионально-педагогической компетентности осуществлялась с помощью составленного нами теста. Сформированность ценностно-мотивационного и операционно-деятельностного компонентов оценивалась по результатам анкетирования студентов и в ходе педагогического наблюдения. В эксперименте приняли участие 62 студента. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Сформированность компонентов профессионально-педагогической компетентности бакалавров-экологов
Компоненты экологической компетентности | Уровни сформированности | |||||
низкий | средний | высокий | ||||
кол-во студентов | кол-во студентов | кол-во студентов | ||||
абс. | отн., % | абс. | отн., % | абс. | отн., % | |
Содержательный | 8 | 12,9 | 12 | 19,4 | 42 | 67,7 |
Ценностно-мотивационный | 13 | 21,0 | 16 | 25,8 | 33 | 53,2 |
Организационно-деятельностный | 9 | 14,5 | 16 | 25,8 | 37 | 59,7 |
Результаты педагогического исследования показали, что большинство студентов-экологов обладают высоким уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности. Результаты анкетирования и педагогического наблюдения демонстрируют направленность студентов на осуществление педагогической деятельности. Привлекательность профессии учителя как будущей профессиональной деятельности отметили 77,4% опрошенных студентов. Можно предположить, что результатом положительной мотивации в отношении педагогической профессии явилось прохождение студентами педагогической практики.
Об авторах
Екатерина Александровна Макарова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: makarova@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия,Екатерина Сергеевна Степанова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: stepanova.ekaterina@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания
Россия,Список литературы
- Алексеев С.В., Гущина Э.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: состояние, проблемы, перспективы // Научно-образовательный проект «Наука – школе». Вып. VII. СПб.: НЦ РАН, 2017. С. 87–118.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Результаты и перспективы совершенствования образования в интересах устойчивого развития в средней школе // Вестник ЮНЕСКО (Комиссия по делам ЮНЕСКО в Москве). 2013. № 18. С. 368–374.
- Мамедов Н.М. Экология и устойчивое развитие: учеб. пособие. М.: МГАДА, 2013. 365 с.
- Ермаков Д.С. Образование для устойчивого развития в РФ // Педагогика. 2013. № 6. С. 44–48.
- Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Миссия экологического образования – 2030 // Педагогика. 2020. Т. 84, № 6. С. 68–76.
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Стрельцов А.Н. Особенности содержания подготовки педагога в области дополнительного экологического образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 141–148.
- Пономарева И.Н. К проблеме экологического образования и воспитания школьников // Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. (19–22 октября 2017 г.). Ч. 2. Майкоп: Изд-во АГУ, 2017. С. 225–228.
- Макарова Е.А. Дисциплина «Экологическая психология и педагогика» в профессиональной подготовке бакалавров «Экологии и природопользования» // Актуальные вопросы перспективных научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2016 г. Ч. 2. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2016. С. 36–38.
- Макарова Е.А. Курс «Методика обучения экологии» в системе профессиональной подготовки бакалавров-экологов // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: сб. мат-лов V междунар. науч.-практ. конф., посв. 80-летию со дня рожд. профессора В.М. Астафьева / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2020. С. 257–261.
- Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2005. 155 с.
- Гордиенко О.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 177 с.
- Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: монография. Нижний Новгород: НГСХА, 2006. 237 с.
- Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка заданий в тестовой форме и тестов по биологии: учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Областной центр мониторинга образования. 2008. 123 с.
- Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Академия, 2007. 222 с.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Народное образование, 2000. 352 с.
- Непопалова Е.С. Средства оценивания результатов обучения в профессиональной подготовке учителя географии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4 (30). С. 881–886.
- Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 198 с.
- Чернилевский Д.В., Лузик Э.В. Подходы к диагностике качества обучения. М.: МГТА, 2000. 27 с.
- Наумова Т.А., Мухачёва Е.В., Причинин А.Е. Сборник педагогических ситуаций и задач. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. 64 с.
Дополнительные файлы
