Features of military personnel adaptation in modern conditions of army service

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper reveals essential characteristics of military personnel adaptation to the conditions of service in the army. The author believes that to understand the essence of adaptation it is necessary to understand modified, stressful living conditions and activities causing the inclusion of physiological, psychological, and physical functional reserves of the organism, some problems of adaptation: the relationship between commanders and soldiers, the relationship between the older soldiers and recruits, the commanders of insubordination, aggressive behavior, defiant behavior and factors of maladjustment: the low stress resistance of the organism, physiological reserves, poor physical fitness, lack of personal and psychological potential, non-acceptance of new rules and conditions of life, low training and combat training, unformed value-semantic orientation. A sociological study revealed the following problems of socio-psychological adaptation: insufficient psycho-pedagogical competence of commanders in matters of socio-psychological adaptation; a lack of specialists of social work; a lack of individual psychological assistance to servicemen who have difficulties of adaptation; a lack of the programme of adaptation work; insufficient development of individual methods, techniques and technologies of work; a lack of analysis of work; insufficient work with the team. The author sees the prospect of the research in the development of methods and techniques that can help to successfully support military personnel during their adaptation.

Full Text

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Находясь в условиях постоянной военной угрозы, жители Донбасса хотят быть уверены в том, что вооруженные силы смогут обеспечить их безопасность. Это требует от военных подразделений постоянной мобильности, четкости действий, отличной профессиональной подготовки и высокой боевой готовности каждого солдата. В основе такой готовности лежит психологическая стабильность, твердость духа, слаженность действий, нормальный эмоциональный климат в коллективе.

Особое внимание в такой напряженной обстановке должно быть направлено на молодых солдат и офицеров, осваивающих период адаптации к службе в данном подразделении. Этот сложный период является важнейшим в жизни каждого военнослужащего, поскольку предопределяет успешность всей дальнейшей службы, а нередко и судьбы человека. Это вызывает особый интерес к проблеме армейской службы ученых разных направлений: социологии, педагогики, психологии, медицины и др. специальностей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы

Психологическим, военно-педагогическим, организационным, социологическим проблемам службы в армии посвящено немало научных трудов ученых советского периода. Начиная с 70-х гг. ХХ века исследователи начинают активно изучать адаптационные процессы в армейской службе. Этой проблеме были посвящены работы Л.Г. Егорова [1] и М.И. Дьяченко [2], которые основаны на фундаментальных исследованиях ученых, многосторонне и многогранно изучающих факторы, причины и условия влияния внешней среды и внутренние резервы организма, влияющие на успешность протекания процесса адаптации, среди них представители отечественной (Б.П. Бархаев, А.Г. Караяни, В.Ф. Перевалов, И.В. Сыромятников, А.Г. Караяни, Ю.Г. Сулимова и др.) и зарубежной (Г. Гартман, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) науки. Однако негативные проявления в армейской среде свидетельствуют, что в формате современных исследований проблема социально-психологического сопровождения адаптации военнослужащих требует более детального изучения.

Анализ исследований А.М. Мухаметжанова, Н.К. Смагулова, С.Б. Жаутиковой, Ф.С. Абикеновой, Р.Ж. Есимовой, Л.К. Быстревской, С.М. Ариновой, Г.Н. Иманбаевой, С.Б. Кенжебековой, Ф.И. Умер [3], О.К. Белецкой [4, с. 182], А.Ю. Бушуева, И.А. Федосеевой [5, с. 79] показывает, что в понимании сущности адаптации военнослужащих лежат измененные, стрессовые условия жизни и деятельности, вызывающие включение функциональных резервов организма: физиологические, психологические, физические.

В настоящее время научный интерес вызывают проблемы личностного роста военнослужащих, повышение ценностно-смысловых личностных качеств, трансформации потребностно-мотивационной сферы из объектной в субъектную (С.Е. Квасов, А.А. Кузнецов, О.Э. Неронова и др.). Совсем недавно служба в армии рассматривалась учеными (Т.Г. Дичев, К.Е. Тарасов, С.В. Литвинцев, Е.В. Снедков, А.М. Резник) как серьезная психологическая травма [6; 7] и молодыми людьми – как неприятная необходимость, от которой следует любыми путями «откосить».

Формирование цели статьи

Целью нашего исследования является изучение недостатков социально-психологического сопровождения военнослужащих в процессе их адаптации к современным условиям службы в армии.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов

Сегодня отношение большинства молодых людей изменилось, военные действия на Донбассе мобилизовали не только усилия молодых людей на защиту родной земли, своих убеждений, но полностью перевернули стереотип мышления по отношению к службе в армии, переключив ориентацию на гражданско-патриотические ценности: долг перед Родиной, желание отстоять свои идеалы, семью, защитить своих матерей, свой народ, эти же качества были свойственны советскому солдату в годы Великой Отечественной войны.

Однако следует заметить, что военнослужащие, имеющие нестабильные резильентные качества, характеризуются неустойчивым поведением, проявлением негативных эмоциональных реакций, трудностями в освоении норм уставных отношений и выполнении режимных требований [8, с. 27]. Резильентность – это качество личности, отражающее жизнестойкость, умение мобилизовать внутренние резервы организма на успешное преодоление любых трудностей [9, с. 58; 10].

Дифференциация целевых установок среди военнослужащих приводит к тому, что часть из них видит в воинской службе свою будущую профессию, направляют свои действия не на себя, а на коллектив, другие, наоборот, нацелены только на свои потребности, это временщики, которые открытости, дружелюбию, коллективизму предпочитают грубость, индивидуализм, эгоцентризм, агрессию, жестокость [11, с. 207; 12, с. 17].

Характеризуя адаптацию как социально-психологический процесс, ученые М.А. Правенький [13, с. 90], Л.В. Смолова [14, с. 29] отмечают постепенное вхождение личности военнослужащего в определенные условия службы в новой микросреде, которой является воинский коллектив. П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов [15, с. 273] считают, что благоприятные отношения с командующим составом, поддержка, нормальный психологический климат в коллективе, вопросы экологии, военной гигиены и эпидемиологии способствуют быстрой и успешной адаптации новичка.

Вчерашние подростки, становясь воинами, вставшими на защиту своей Родины, не всегда могут осознать значимость своей миссии, роль солдата и офицера в безопасности его страны, поэтому начинают проявлять привычные для них модели поведения. По мнению зарубежных исследователей П.А. Белла, Х.Г. Грин, Дж.Д. Фишера, А. Баум, психологические проблемы адаптации человека могут служить причиной дальнейших серьезных заболеваний [16, с. 397]. Исследуя факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп в условиях армии, В.А. Корытков в своей педагогической концепции профессиональной адаптации военнослужащих видит проблемы в адекватной переоценке ситуации, ориентации на новые требования, смене привычек, умении подчинить свою волю приказам и распоряжениям, беспрекословно их выполнять, четко соблюдать режим дня, что требует от солдата собранности, организованности, определенных навыков самообслуживания, гибкости, толерантности, выполнения воинских обязанностей согласно «Уставу». Освоение новых условий жизни и деятельности нередко повышает у солдат уровень нервозности, агрессивности, внутреннего протеста, что, безусловно, требует значительных затрат энергии, переживаний, вызывает желание демонстрации негативных эмоций, провоцируя конфликтность во взаимоотношениях [18, с. 78; 19]. И.В. Приступа выражает мнение, что задача командиров, отвечающих за воспитание молодых военнослужащих, – переориентировать их на новые ценностные установки, создать условия для формирования таких необходимых качеств, как чувство долга, ответственности, воинской доблести, чести, гордости за свою державу, желание отстаивать ее интересы на мировом олимпе [17, с. 122].

Следовательно, без социально-психологического сопровождения каждого вновь прибывшего воина старшими товарищами, командирами не обойтись, крайне необходимо своевременное участие, поддержка, в некоторых случаях психологическая помощь. Одной из форм сопровождения процесса адаптации молодого бойца является разработка и применение программы адаптации, в которую войдут индивидуальные и групповые социальные, психологические и педагогические мероприятия.

С целью выявления недостатков социально-психологического сопровождения военнослужащих в период их адаптации к условиям службы магистрами ЛГПУ в 2020 году было проведено социологическое исследование в виде опроса 453 военнослужащих и 32 командиров в воинских частях Луганской Народной Республики, которое показало, что эта проблема адаптации не теряет своей актуальности и требует внимания со стороны ученых, практиков, командования.

Данное исследование показало, что 47,9% респондентов (217 чел.) считают, что успешность адаптации молодых военнослужащих зависит от того, насколько эмоционально и психологически зрелым, сплоченным является коллектив, офицерский состав, который стоит на страже благополучия всего воинского коллектива, отвечает за его жизнь и здоровье, моральное и психологическое состояние в период адаптации и после; 24% (109 чел.) показали, что отсутствие внимания к проблемам адаптации молодых военнослужащих со стороны офицеров неизбежно приводит к проявлениям нестабильности в психологическом и физическом самочувствии и поведении молодых бойцов, характеризующимся негативными поведенческими реакциями, проявляющимися в жестокости, агрессии, неуставных отношениях, виктимизации армейской среды. Наличие явления «дедовщины» подтвердили 41% (186 чел.), которые отметили, что в армейской среде наблюдается проявление криминально ориентированных отношений, в которых главенствующую роль занимают те, кто дольше прослужил, они отличаются агрессивными наклонностями, называют себя «стариками». Именно эта категория солдат, уставая от тягот службы, пользуясь своим адаптационным превосходством, объединяясь, начинают использовать в различных корыстных целях молодых бойцов, заставляя их выполнять вместо них самую тяжелую работу, по-своему наказывать за непослушание, отнимать пайки и пр. Очевидно, 21,2% (96 чел.) именно этих военнослужащих, отвечая на вопрос анкеты «Приветствуете ли вы поведение «стариков» по отношению к молодым солдатам?», ответили утвердительно. Однако 25,8% респондентов (117 чел.) считают, что в период адаптации молодые бойцы еще не освоились и вынуждены принимать издевательства «стариков», виктимность (страх) перед расправой заставляет их повиноваться, но позже, как только они осваиваются, чаще всего занимают ту же позицию по отношению к молодым, и остановить эту цепочку, по их мнению, практически невозможно. Все же в воинских частях наблюдается оптимистический настрой среди 83,4% (378 чел.) опрошенных военнослужащих, которые отметили, что при условии высококвалифицированной профессиональной компетентности командного состава армии победить негативные проявления в воинской среде можно, следует только поставить такую цель и направить всеобщие усилия на ее достижение.

В результате опроса было установлено, что особое внимание в социально-психологическом сопровождении адаптации первого периода следует уделить взаимодействию командир – подчиненный, поскольку уставные отношения в армейской службе требуют их жесткой регламентации, предусматривающей беспрекословное подчинение, безоговорочное выполнение приказов, распоряжений командиров, уважительное отношение к старшим по званию. Здесь командирам не помешает знание психологии, компетентности в вопросах адаптации молодых военнослужащих, владение методами воспитательной работы.

Существенную роль в процессе адаптации играют природные личностные и характерологические особенности бойцов, поскольку преодоление трудностей адаптационного периода напрямую зависит от психологической устойчивости личности, физического резерва, качеств характера, отличающихся выносливостью, терпением, ответственностью, чувством долга. Огромный потенциал заложен в каждой личности, раскрыть его способен не каждый, поэтому роль командира, сопровождающего бойца во время адаптационного периода, более чем значительна. Именно от него зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя военнослужащий в первые месяцы службы. Заметить малейший успех, поощрить, а не засыпать наказаниями и штрафными санкциями – вот та самая профессиональная мудрость, которой владеют многие опытные командиры.

И наоборот, несформированность положительных качеств личности или их недостаточная развитость, проявления девиантного поведения, отсутствие жизненных идеалов, чувства патриотизма, ответственности, толерантного отношения к людям других наций и национальностей приводит к низкому уровню адаптации, ее длительному протеканию, часто этот период сопровождается острыми конфликтами, приводящими к дезадаптации в коллективе. Приспосабливаясь к требованиям коллектива, командиров, такие военнослужащие в лучшем случае проявляют конформизм, т.е., соглашаясь с нормами непривычного для них бытия, они внутренне с ними не согласны, в результате чего может накапливаться личностный конфликт, рано или поздно приводящий к депрессивному состоянию, эмоциональным срывам, проявлениям немотивированной агрессии, жестокости, всплескам ярости. Свое поведение они подкрепляют поддержкой со стороны подобных военнослужащих, стараются найти их одобрение, что не смягчает ни внутренний конфликт, ни отношение к нему в части.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Проведенное социологическое исследование и анализ научно-методологической литературы позволил определить недостатки социально-психологического сопровождения процесса адаптации в воинских частях:

– недостаточная психолого-педагогическая компетентность командиров в вопросах социально-психологической адаптации военнослужащих;

– отсутствие в штате воинской части специалистов социальной работы, способных профессионально сопровождать процессы сложной адаптации;

– отсутствие индивидуальной психологической помощи военнослужащим, испытывающим проблемы адаптации;

– отсутствие программы адаптационной работы, учитывающей индивидуальные и групповые методы работы;

– недостаточная разработанность индивидуальных методик, техник и технологий работы по адаптации военнослужащих;

– отсутствие применения диагностических методик и анализа работы по адаптации военнослужащих;

– недостаточная работа с коллективом, создающая условия успешной адаптации военнослужащих.

Таким образом, сущностью социально-психологического сопровождения процесса адаптации является активизация, развитие и формирование личностных качеств военнослужащих, резильентности, к которым относятся жизнестойкость, внутриличностный адаптационный резерв, ценностно-смысловая ориентация, включающая чувство долга и ответственности перед Родиной, своим народом.

Одним из необходимых условий успешной адаптации бойцов является высокий профессионализм и внимание к этой проблеме со стороны командного состава, который несет ответственность за процессы адаптации молодых солдат и офицеров, осознание ими, что успешная адаптация является залогом нормализации морально-психологического климата в воинской части, стабилизации всей армии. Такая работа не должна проводиться стихийно, осуществлять ее надо, основываясь на знания внутренних и внешних факторов этих процессов, специально разработанную программу социально-психологического сопровождения процесса адаптации военнослужащих, включающую групповые и индивидуальные методы работы.

Дальнейшее исследование процессов адаптации военнослужащих позволит определить условия успешной адаптации военнослужащих, подобрать и разработать методики, помогающие в этом процессе.

×

About the authors

Andrey Grigorievich Vasyuk

Lugansk State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: vaglutua62@mail.ru

candidate of psychological sciences, associate professor, head of Social Work Department

Lugansk

References

  1. Егоров Л.Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах: (Социологический анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1975. 24 с.
  2. Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М., 1974. 34 с.
  3. Мухаметжанов А.М., Смагулов Н.К., Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С., Есимова Р.Ж., Быстревская Л.К., Аринова С.М., Иманбаева Г.Н., Кенжебекова С.Б., Умер Ф.И. Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. – https://science-education.ru/ru/article/view?id=6448.
  4. Белецкая О.К. Психологические особенности адаптивности военнослужащих контрактной службы // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. № 10–2. С. 181–184.
  5. Бушуев А.Ю., Федосеева И.А. Профессионально-мотивационная адаптация военнослужащих в условиях учебного центра // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 5 (95), ч. 3. С. 78–81.
  6. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). М., 1976. 184 с.
  7. Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М. Боевая психическая травма. М.: Медицина, 2005. 432 с.
  8. Решетников М.М. Психология войны: от локальной до ядерной: прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2011. 480 с.
  9. Неронова О.Э. Специфика адаптации военнослужащих к службе в армии // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. № 3–2. С. 58–59.
  10. Профилактика патологических форм зависимого поведения / под общ. ред. О.В. Зыкова. М.: РБФ НАН, 2010. 27 с.
  11. Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
  12. Утлик Э.П. Личность в общей и военной психологии. М.: Изд-во ВУ, 2005. 115 с.
  13. Правенький М.А. Взаимосвязь различных видов адаптации военнослужащих к жизнедеятельности воинского коллектива // Наука без границ. 2019. № 7 (35). С. 88–92.
  14. Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология): монография. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2015. 711 с.
  15. Мельниченко П.И., Огарков П.И., Лизунов Ю.В. Военная гигиена и военная эпидемиология. М.: Медицина, 2006. 400 с.
  16. Bell P.A., Green T., Fisher J.D., Baum A. Environmental Psychology. Harcourt Brace College Publishers, 1996. 615 p.
  17. Приступа И.В. Факторы социально психологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп в условиях армии // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 118–126.
  18. Корытков В.А. Педагогическая концепция профессиональной адаптации военнослужащих: композиционное построение // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 77–85.
  19. Леопа А.В., Корытков В.А. Профессиональная адаптация военнослужащих по призыву в воинских частях и подразделениях Воздушно-космических сил Вооруженных сил России: монография. Красноярск: СФУ, 2016. 290 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Vasyuk A.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies