Сущность и структура практико-ориентированной математической цифровой компетентности будущих специалистов финансового сектора

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности студентов финансовых направлений подготовки в условиях цифровой трансформации экономики. Акцентируется внимание на том, что современная система высшего образования должна обеспечивать подготовку специалистов, способных эффективно применять математический аппарат, цифровые технологии и методы анализа данных в профессиональной деятельности. Проведён анализ различных научных трактовок понятия «профессиональная компетентность» в контексте подготовки специалистов разных профилей, что позволило выявить многообразие подходов к его определению. Обоснована необходимость формирования практико-ориентированной математической цифровой компетентности будущих финансистов. Такая компетентность обеспечит готовность выпускников использовать математические модели, методы и цифровые инструменты при решении задач в сфере финансово-экономической и финансово-управленческой деятельности. В статье раскрыты сущностные характеристики указанной компетентности, выделены её структурные компоненты (математический, когнитивно-знаниевый, практико-ориентированный, коммуникативно-цифровой, ценностно-мотивационный, рефлексивно-оценочный), а также установлена значимость их формирования у студентов-финансистов в процессе обучения математике. Сделан вывод о том, что формирование практико-ориентированной математической цифровой компетентности является важным условием повышения качества подготовки специалистов финансового сектора и их конкурентоспособности на рынке труда в условиях цифровой экономики.

 

Об авторах

Анна Витальевна Скринник

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Автор, ответственный за переписку.
Email: vitalevna-93@yandex.ru

старший преподаватель кафедры высшей и прикладной математики

Россия, г. Донецк, Россия

Список литературы

  1. Виниченко В.А. Практико-ориентированные задания в становлении профессиональной компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью // Казанская наука. 2023. № 12. С. 93–95.
  2. Аржакова М.И., Егорова К.Е. Практико-ориентированные учебные задания как средство оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей химии [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 6. https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN623.pdf.
  3. Бутина Ю.В., Кораблина М.В., Ахильгова Н.О., Бабушкина О.Н. Профессиональная компетентность инженера-эколога в контексте профессиональной рефлексии обучающихся // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 8. С. 159–164. doi: 10.17513/snt.38796.
  4. Шемякина М.С. Структура и содержание модели формирования профессиональной компетентности будущих экономистов в сфере финансовой безопасности в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 86–3. С. 308–311.
  5. Суховиенко Е.А., Абдрахимова Д.И. Соответствие структуры математической компетентности будущих экономистов профессиональным стандартам // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 6. С. 149–154. doi: 10.17513/snt.39647.
  6. Виноградова М.В. Формирование математической компетентности посредством математических задач прикладной направленности // АПК: инновационные технологии. 2024. № 1 (64). С. 92–99.
  7. Скафа Е.И., Евсеева Е.Г., Гребенкина А.С. Реализация методики практико-ориентированного обучения математике будущих инженеров пожарной и техносферной безопасности // Перспективы науки и образования. 2024. № 4 (70). С. 257–273. doi: 10.32744/pse.2024.4.16.
  8. Солдатов Д.П., Шнайдер Ю.В. Соотношение цифровой и информационной компетентности: к вопросу о теоретических основах развития цифровой компетентности будущего педагога-тьютора // Материалы Ивановских чтений. 2025. № 1 (48). С. 70–73.
  9. Babina O.I., Ermolovich E.V., Bekuzarova N.V. Model of digital competence of university library staff // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 15, № 9. P. 1368–1377.
  10. Скворцов А.Л. ИКТ-компетенции и ИКТ-компетентность педагога в условиях цифровой эры: соотношение понятий // Трибуна ученого. 2023. № 12. С. 26–32.
  11. Токарева М.В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (52). С. 133–140.
  12. Приходько О.В. Особенности формирования цифровой компетентности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 235–238. doi: 10.26140/anip-2020-0901-0055.
  13. Кузенков О.А., Захарова И.В. Компетенции цифровой культуры в математическом образовании и их формирование // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021. Т. 17, № 2. С. 379–391. doi: 10.25559/sitito.17.202102.379-391.
  14. Воронина Л.В., Истомина Т.В. Развитие когнитивных способностей младших школьников при обучении математике // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 119–126. doi: 10.26170/po20-02-14.
  15. Ерина О.С. Роль математического образования в формировании общих и профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования // Современные вопросы развития общества в условиях цифровизации: мат-лы нац. науч.-практ. конф. (Саранск, 17–18 ноября 2022 г.) / отв. ред. Р.Р. Хайров. Саранск, 2023. С. 339–342.
  16. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. 24.12.2018) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72190282.
  17. Паспорт федерального проекта Кадры для цифровой экономики (утв. 28.05.2019) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72302274.
  18. Панышев Д.О. Меры поддержки российского рынка облачных услуг и ЦОД [Электронный ресурс] // Форум «ЦОД: модели, сервисы, инфраструктура». https://spb.dcforum.ru/sites/default/files/09.15-09.25_nov2_prezentaciya_na_ano_ks_cod_17_06_2024_ver_7_4.pdf.
  19. European Commission: Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture, Digital education action plan 2021–2027 – Improving the provision of digital skills in education and training, Publications Office of the European Union, 2023. doi: 10.2766/149764.
  20. Саммит по трансформации образования. ООН, Нью-Йорк, 16, 17 и 19 сентября 2022 года [Электронный ресурс] // Организация объединённых наций. https://un.org/ru/transforming-education-summit.
  21. Council recommendation of 23 November 2023 on improving the provision of digital skills and competences in education and training [Internet] // Access to European Union law. https://eur-lex.europa.eu/eli/C/2024/1030/oj.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Скринник А.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.