Структурно-содержательная модель и организационно-педагогические условия, необходимые для формирования профессиональных компетенций иностранных студентов технического университета на основе реверсивного обучения
- Авторы: Закиева Р.Р.1, Арсланова Р.А.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный энергетический университет
- Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
- Страницы: 211-215
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/697527
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025143310
- ID: 697527
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование позволило определить и структурировать комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций иностранных студентов технического университета посредством реверсивного обучения. Суть заключается в том, что в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов осуществляется адаптация учебных материалов с учётом их культурных особенностей посредством практико-ориентированного подхода. Это обусловлено тем, что иностранные обучающиеся нередко сталкиваются с определёнными сложностями при восприятии теоретических аспектов технических дисциплин. Такой подход позволяет сделать образовательный процесс более эффективным и доступным для иностранных студентов, преодолевая барьеры в понимании технической теории через практическую деятельность. Организационно-педагогические условия подбирались, опираясь на классификацию, разработанную академиком Н.Д. Никандровым. В ходе анализа были определены две основные категории условий. Первая – структурно-управленческая, включающая формирование позитивной мотивации иностранных обучающихся к участию в реверсивном образовательном процессе и соответствующую подготовку преподавательского состава к внедрению данной методики в учебный процесс. Вторая – содержательно-технологические, предусматривающие внедрение электронных образовательных курсов, дополняющих рабочие программы дисциплин, и разработку системы оценочных материалов с учетом их дифференцированности по уровню сложности и исследовательской направленности. Достижение поставленных целей возможно исключительно при полном и своевременном соблюдении всех обозначенных условий.
Об авторах
Рафина Рафкатовна Закиева
Казанский государственный энергетический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: rafina@bk.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры промышленной электроники
Россия, г. Казань, РоссияРегина Асхатовна Арсланова
Казанский государственный энергетический университет
Email: r.a_arslanova@mail.ru
специалист отдела международных связей
Россия, г. Казань, РоссияСписок литературы
- Сериков В.В., Леонтьев А.В., Закиева Р.Р. Подходы к измерению компетентности специалиста и оценка его сформированности // Казанский педагогический журнал. 2022. № 1 (150). С. 29–35.
- Леднев В.С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. 3-е изд., пересмотр. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010. 448 с.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
- Макаров М.И., Сериков В.В. Подготовка научно-педагогических кадров в научном учреждении // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1 (74). С. 30–42.
- Стриханов М.Н., Геворкян Е.Н., Подуфалов Н.Д. О наиболее важных направлениях деятельности отделения профессионального образования Российской академии образования // Педагогика. 2021. Т. 85, № 11. С. 74–82.
- Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 95 с.
- Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования (на федеральном уровне). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 49 с.
- Ходырева Е.А. Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования: характеристики и потенциал // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 1. С. 45–61. doi: 10.24412/2304-120x-2022-11004.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: науч. издание. М.: УНЦ ДО, 2005. 222 с.
- Bergmann J., Sams A. Flip your classroom. Reach every student in every class every day. Washington, 2012. 112 p.
- Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924. 168 с.
- Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Анализ особенностей применения технологии «перевернутого обучения» в экономических вузах // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 2. С. 4–13. doi: 10.21686/1818-4243-2018-2-4-13.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Сериков В.В. О мышлении педагога-исследователя и условиях его развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 2. С. 55–61.
- Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 5–10.
- Никандров Н.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: перспективы исследований // Педагогика. 1996. № 3. С. 112–113.
Дополнительные файлы

