Организационно-методические условия личностного и профессионального развития педагога в информационно-коммуникационной образовательной среде
- Авторы: Гараева Е.А.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
- Страницы: 190-194
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/697524
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025143307
- ID: 697524
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена происходящими объективными изменениями в профессионально-педагогической деятельности современного педагога высшей школы в аспектах, связанных с содержанием, инструментами и формами информационного взаимодействия субъектов образовательной среды. Необходимость соответствовать вызовам времени, осуществлять профессиональную деятельность в условиях образовательного процесса, основанного на активном использовании средств информационно-коммуникационных технологий, актуализирует процессы совершенствования личностных и профессиональных качеств современного педагога высшей школы. В статье охарактеризованы организационно-методические условия, обеспечивающие эффективность личностного и профессионального развития педагога в информационно-коммуникационной образовательной среде. Рассмотрена самообразовательная деятельность педагога в рамках повышения профессионализма в реализации информационно-коммуникационных технологий; представлен опыт реализации различных форм повышении квалификации и переподготовки педагогических работников в области внедрения новых технологий, инструментов и средств информатизации и коммуникации; актуализирована значимость научно-методических семинаров, отражающих вопросы совершенствования педагогической деятельности в информационно и технически насыщенной образовательной среде.
Об авторах
Екатерина Александровна Гараева
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: eagaraeva@list.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики
Россия, г. Оренбург, РоссияСписок литературы
- Гараева Е.А. Потенциал информационно-коммуникационной образовательной среды в совершенствовании педагогической деятельности // Глобальный научный потенциал. 2025. № 4 (169). С. 192–196.
- Васютенкова И.В., Машарова В.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях цифровизации современного общества // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 757–765. doi: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-86.
- Лидак Л.В. Факторы личностно-профессионального развития педагога в условиях цифровизации образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 1 (96). С. 28–34. doi: 10.24412/1999-6241-2024-196-28-34.
- Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Повышение квалификации и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 121–133. doi: 10.25588/cspu.2020.160.7.008.
- Жолудова А.Н. Совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей вуза (обмен опытом) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 3 (10). С. 35–41.
- Яновская Г.С. Актуальные вопросы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 182–187.
- Карпенко О.М. Повышение квалификации преподавателей в цифровой образовательной среде распределенного вуза // Человеческий капитал. 2021. Т. 2, № 12 (156). С. 23–27. doi: 10.25629/hc.2021.12.37.
- Шахбанов Ш.Н., Исмаилова З.Н. Совершенствование цифровых компетенций современного преподавателя вуза в рамках курсов повышения квалификации // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3А. С. 810–818.
- Бичева И.Б., Хижная А.В., Фоменко М.В., Угрюмова М.В., Мазунова А.А. Самообразовательная деятельность педагога как условие достижения профессионализма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=32473. doi: 10.17513/spno.32473.
- Козилова Л.В. Самообразование преподавателя педагогического университета как его внутренний потенциал // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9–2 (99). С. 125–127. doi: 10.23670/irj.2020.99.9.062.
- Юртаева О.А. Роль самообразовательной деятельности в совершенствовании методической компетентности педагога // Kant. 2020. № 2 (35). С. 340–345. doi: 10.24923/2222-243x.2020-35.72.
- Мыхнюк М.И. Самообразовательная деятельность как важный фактор профессионально-педагогического совершенствования педагога // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 294–297.
- Тархан Л.З., Мыхнюк М.И. Самообразовательная деятельность преподавателя высшей школы как фактор профессионально-педагогического развития // Педагогическое образование в России. 2025. № 2. С. 34–42.
- Роботова А.С. Повседневное самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 23–38.
- Филимонюк Л.А., Савченко А.А. Проектирование самообразовательной деятельности педагога профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 155–158. doi: 10.24412/1991-5497-2023-198-155-158.
- Чувгунова О.А. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность преподавателя вуза: диагностика и развитие // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 3. С. 49–61. doi: 10.21686/1818-4243-2019-3-49-61.
- Игонина Л.Л. Научно-методический семинар в системе методической работы кафедры [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=30032. doi: 10.17513/spno.30032.
- Кузнецова А.Я., Омельченко Е.А., Зверкова А.Ю., Абрамова В.В., Шмидт Т.А. Научный семинар как форма повышения методологической грамотности преподавателя вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 2. С. 10–14. doi: 10.17513/mjeo.12074.
- Сазанова А.А. Ключевые составляющие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в условиях цифровой трансформации общества [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2024. № 2 (49). https://vestnikvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1308.
- Селиванова Е.А. Готовность педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2 (47). С. 31–39.
Дополнительные файлы

