Организационно-методические условия личностного и профессионального развития педагога в информационно-коммуникационной образовательной среде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена происходящими объективными изменениями в профессионально-педагогической деятельности современного педагога высшей школы в аспектах, связанных с содержанием, инструментами и формами информационного взаимодействия субъектов образовательной среды. Необходимость соответствовать вызовам времени, осуществлять профессиональную деятельность в условиях образовательного процесса, основанного на активном использовании средств информационно-коммуникационных технологий, актуализирует процессы совершенствования личностных и профессиональных качеств современного педагога высшей школы. В статье охарактеризованы организационно-методические условия, обеспечивающие эффективность личностного и профессионального развития педагога в информационно-коммуникационной образовательной среде. Рассмотрена самообразовательная деятельность педагога в рамках повышения профессионализма в реализации информационно-коммуникационных технологий; представлен опыт реализации различных форм повышении квалификации и переподготовки педагогических работников в области внедрения новых технологий, инструментов и средств информатизации и коммуникации; актуализирована значимость научно-методических семинаров, отражающих вопросы совершенствования педагогической деятельности в информационно и технически насыщенной образовательной среде.

 

Об авторах

Екатерина Александровна Гараева

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: eagaraeva@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики

Россия, г. Оренбург, Россия

Список литературы

  1. Гараева Е.А. Потенциал информационно-коммуникационной образовательной среды в совершенствовании педагогической деятельности // Глобальный научный потенциал. 2025. № 4 (169). С. 192–196.
  2. Васютенкова И.В., Машарова В.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях цифровизации современного общества // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 757–765. doi: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-86.
  3. Лидак Л.В. Факторы личностно-профессионального развития педагога в условиях цифровизации образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 1 (96). С. 28–34. doi: 10.24412/1999-6241-2024-196-28-34.
  4. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Повышение квалификации и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 121–133. doi: 10.25588/cspu.2020.160.7.008.
  5. Жолудова А.Н. Совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей вуза (обмен опытом) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 3 (10). С. 35–41.
  6. Яновская Г.С. Актуальные вопросы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 182–187.
  7. Карпенко О.М. Повышение квалификации преподавателей в цифровой образовательной среде распределенного вуза // Человеческий капитал. 2021. Т. 2, № 12 (156). С. 23–27. doi: 10.25629/hc.2021.12.37.
  8. Шахбанов Ш.Н., Исмаилова З.Н. Совершенствование цифровых компетенций современного преподавателя вуза в рамках курсов повышения квалификации // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3А. С. 810–818.
  9. Бичева И.Б., Хижная А.В., Фоменко М.В., Угрюмова М.В., Мазунова А.А. Самообразовательная деятельность педагога как условие достижения профессионализма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=32473. doi: 10.17513/spno.32473.
  10. Козилова Л.В. Самообразование преподавателя педагогического университета как его внутренний потенциал // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9–2 (99). С. 125–127. doi: 10.23670/irj.2020.99.9.062.
  11. Юртаева О.А. Роль самообразовательной деятельности в совершенствовании методической компетентности педагога // Kant. 2020. № 2 (35). С. 340–345. doi: 10.24923/2222-243x.2020-35.72.
  12. Мыхнюк М.И. Самообразовательная деятельность как важный фактор профессионально-педагогического совершенствования педагога // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 294–297.
  13. Тархан Л.З., Мыхнюк М.И. Самообразовательная деятельность преподавателя высшей школы как фактор профессионально-педагогического развития // Педагогическое образование в России. 2025. № 2. С. 34–42.
  14. Роботова А.С. Повседневное самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 23–38.
  15. Филимонюк Л.А., Савченко А.А. Проектирование самообразовательной деятельности педагога профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 155–158. doi: 10.24412/1991-5497-2023-198-155-158.
  16. Чувгунова О.А. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность преподавателя вуза: диагностика и развитие // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 3. С. 49–61. doi: 10.21686/1818-4243-2019-3-49-61.
  17. Игонина Л.Л. Научно-методический семинар в системе методической работы кафедры [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=30032. doi: 10.17513/spno.30032.
  18. Кузнецова А.Я., Омельченко Е.А., Зверкова А.Ю., Абрамова В.В., Шмидт Т.А. Научный семинар как форма повышения методологической грамотности преподавателя вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 2. С. 10–14. doi: 10.17513/mjeo.12074.
  19. Сазанова А.А. Ключевые составляющие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в условиях цифровой трансформации общества [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2024. № 2 (49). https://vestnikvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1308.
  20. Селиванова Е.А. Готовность педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2 (47). С. 31–39.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гараева Е.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.