Изучение проблемы развития мотивации к профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей биологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мотивация является внутренней или внешней силой, побуждающей человека к действию, направляющей его поведение и определяющей цели, к которым он стремится. Она играет важнейшую роль в жизни индивида и влияет на его действия, решения и достижения, в том числе в сфере профессионального обучения и дальнейшей трудовой деятельности. Многофункциональность профессиональной деятельности педагогов-биологов, особые требования, которые предъявляет общество к личности учителя, изменение контекста современной образовательной ситуации определяют необходимость развития прочной системы профессиональных и личностных мотивов будущих специалистов. В статье представлены результаты исследования развития мотивации к профессионально-педагогической деятельности у студентов первого и четвертого курсов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Биологическое образование»). С помощью применения методов анкетирования, психолого-педагогического тестирования, анализа результатов творческой деятельности студентов (содержания педагогического эссе) получены данные, позволяющие выявить особенности профессиональной мотивации первокурсников и выпускников педагогического вуза, проблемы развития мотивационной сферы будущих учителей биологии. На основе проведенного эмпирического исследования обоснованы условия формирования профессиональных мотивов обучающихся в ходе освоения педагогической профессии, а также предложены способы ее поддержания и развития.

 

Об авторах

Наталья Дмитриевна Андреева

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: naandreeva@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики обучения биологии и экологии

Россия, г. Санкт-Петербург, Россия

Наталия Владимировна Малиновская

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: sanata10@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия, г. Санкт-Петербург, Россия

Анастасия Сергеевна Масютенко

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: nastya.masyutenko.2001@gmail.com

магистрант кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия, г. Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 304 с.
  3. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 4. С. 51–60.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.
  5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
  6. Вербицкий А.А. Качество подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 4. С. 3–5.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
  8. Митина А.М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2004. № 2. С. 56–65.
  9. Смирнова И.Н. Глобальный человек и его «бесценное» сознание (по материалам студенческих философских эссе) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 2 (16). С. 32–42.
  10. Гарманова О.В. Применение метода эссе при изучении представлений о профессии сотрудников органов внутренних дел // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 5А. С. 629–635.
  11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 490 с.
  12. Володина С.А., Филиппов С.П. Мотивационная готовность студентов к освоению педагогической деятельности // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 70–77. doi: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77.
  13. Карпова Е.В. Формирование профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5 (92). С. 209–218. doi: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-17.
  14. Митина Е.Г. Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов: монография. Мурманск: МГГУ, 2013. 157 с.
  15. Сухорукова Л.Н., Мирнова М.Н. Формирование профессиональной компетентности магистрантов в процессе научно-исследовательской практики // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 1. С. 159–162.
  16. Веремчук А.С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2. С. 34–38. doi: 10.17513/srps.2284.
  17. Гагарина С.Н., Садовникова А.С. Мотивация студентов к обучению в вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. Т. 5–1 (56). С. 186–190. doi: 10.24412/2500-1000-2021-5-1-186-190.
  18. Носова Т.М., Семенов А.А., Ермакова Ю.Д. Информационно-цифровые технологии в профессиональном образовании будущих учителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2024. Т. 26, № 3 (96). С. 62–69. doi: 10.37313/2413-9645-2024-26-96-62-69.
  19. Корнева О.Ю., Плотникова И.В., Силифонова Е.В. Исследование уровня мотивации студентов к обучению: квантификационный подход и результаты // Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. № 4 (51). С. 210–222. doi: 10.18799/26584956/2023/4/1715.
  20. Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 1. С. 21–35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Масютенко А.С., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.