Становление концепции функциональной грамотности в отечественной педагогике: от ликвидации безграмотности к вызовам цифровой эпохи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема функциональной грамотности как ключевого компонента образовательной политики и педагогики XXI века. Акцент с ликвидации безграмотности смещается на способность применять знания в реальных жизненных ситуациях, что обусловлено изменениями социально-экономической среды и цифровизацией. Функциональная грамотность включает мультикомпонентные аспекты: читательскую, математическую, естественнонаучную, цифровую и критическую грамотности. Исторический обзор показывает развитие концепции от устранения безграмотности до комплексной компетенции, необходимой для профессионального успеха и пожизненного образования. Анализ ключевых функций грамотности (адаптивной, развивающей, пропедевтической, реабилитационной и профориентационной) раскрывает её роль в социальном и личностном развитии. Ответом на современные вызовы, к которым относятся необходимость интеграции различных методик, совмещения глобальных и локальных контекстов и нивелирования цифрового неравенства, становится разработанная системная модель формирования функциональной грамотности. Предложена системная модель формирования функциональной грамотности, ориентированная на динамичное изменение образовательных потребностей и цифровую трансформацию общества. Итогом становится необходимость постоянного мониторинга и обновления педагогических практик.

 

Об авторах

Виктор Альбертович Акопьян

Министерство образования Самарской области

Автор, ответственный за переписку.
Email: ava1977@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, министр

Россия, г. Самара, Россия

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): колл. монография. В 2 кн., кн. 1 / под общ. ред. И.А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244–252.
  2. Gray W.S. The teaching of reading and writing. An international survey. Paris: UNESCO Paris, 1956. 286 p.
  3. Bellahsène C. Practical guide to functional literacy: a method of training for development. Paris: UNESCO Paris, 1973. 170 p.
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. Изд. 2-е. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
  6. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 179–185. doi: 10.17238/issn1998-5320.2016.23.179.
  7. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Электронное научное издание альманах Пространство и время. 2015. Т. 8, № 1. http://j-spacetime.com/actual%20content/t8v1/227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.12.php.
  8. Лебедев С.Д. Светско-религиозное взаимодействие в современной России как диалог культур (социально-когнитивный аспект) [Электронный ресурс] // Сайт Сергея Лебедева. https://socionav.narod.ru/monograf/monogr.htm.
  9. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 58–64.
  10. Атутов П.Р. Политехническое образование и рынок труда // Учащаяся молодежь и рынок: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (г. Брест, 27–29 октября 1992 г.). М.: НИИ трудовой подготовки и профориентации, 1992. С. 26–28.
  11. Балалиева О.В. Кластерное развитие дошкольного образования // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы I междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. 1. Пермь: Меркурий, 2011. С. 69–71.
  12. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография. М.: Логос, 2020. 336 с.
  13. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. № 1. С. 27–34.
  14. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10, № 6–2. С. 30–36.
  15. Яманова М.Н. Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях ФГОС [Электронный ресурс] // ГБОУ СОШ «Центр образования» г. Чапаевска. https://center11.minobr63.ru/wp-content/uploads/Системный-подход-к-формированию-функциональной-грамотности-обучающихся-в-условиях-ФГОС.pdf.
  16. Каримова Б.С., Жетпеисова Н.О., Кыпшакбай Н.К. Роль контекстно-ориентированных заданий в развитии функциональной грамотности школьников // Вестник науки и образования. 2021. № 8–1 (111). С. 60–67.
  17. Гаврилова В.В. Кластерный подход как средство организации образовательного пространства ДОО // Вестник науки. 2024. Т. 1, № 7 (76). С. 299–305.
  18. Данилов С.В., Тимошина И.Н. Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды школы // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4 (133). С. 8–20.
  19. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия естествознания, 2010. 339 с.
  20. Лаврентьев Е.А. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год [Электронный ресурс] // Управление образования Администрации Искитимского района. https://iredu.ru/wp-content/uploads/2021/09/doklad.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Акопьян В.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.