Развитие субъектных качеств студентов педагогического вуза на основе участия в работе студенческого научного общества
- Авторы: Азизова И.Ю.1, Лагутина Ю.В.1, Савинова Л.Ю.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
- Страницы: 150-158
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/697518
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025143301
- ID: 697518
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу путей становления субъектных качеств студентов педагогического вуза, одним из условий которого может быть привлечение молодежи к научным исследованиям в рамках работы студенческого научного общества. Делается попытка рассмотрения механизма самодетерминации деятельности студентов, направленной на становление субъектности личности в будущей профессиональной сфере, стимулятором активности которых выступает участие в студенческом научном обществе. Несмотря на установку отечественного образования на развитие субъектной позиции будущего педагога, на сегодняшний день в теоретико-экспериментальных материалах организации работы студенческого научного общества ощущается дефицит методических аспектов, направленных на стимулирование самодетерминации в научной, коммуникативной, профессиональной и др. деятельности студентов. Принципиально важным для проблемного поля исследования стал анализ результатов анкетирования, показавший установки современных российских студентов в отношении своего научного и профессионального будущего, их готовность к расширению спектра преобразовательной активности в деятельности, общении, самосознании. Полученные результаты теоретического и эмпирического исследования стали основой для рассмотрения путей совершенствования работы студенческого научного общества, обеспечивающего регулятивные механизмы развития культуры научного исследования студентов, а предложенные подходы в данной работе должны способствовать эффектам субъективации, проявляющимся как в науке, так и в других подсистемах культуры (профессиональной, социальной и др.).
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Юнусовна Азизова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: azizova_i@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии
Россия, г. Санкт-Петербург, РоссияЮлия Викторовна Лагутина
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Email: juli-lagutina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории педагогики и образования
Россия, г. Санкт-Петербург, РоссияЛюдмила Юрьевна Савинова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Email: ludmila.savinova@bk.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка
Россия, г. Санкт-Петербург, РоссияСписок литературы
- Азизова И.Ю. Система методической подготовки студентов-биологов на основе стратегии субъектно-рефлексивного обучения в педагогическом вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2016. 395 с.
- Былков А.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Чита, 2000. 215 с.
- Гоголева И.И. Становление субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 207 с.
- Дьяков С.И. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография. СПб.: Проспект Науки, 2016. 678 с.
- Маранцман Е.К., Савинова Л.Ю. Ценностные ориентиры российских «детей Цифры» // Векторы современного гуманитарного образования: колл. монография / под ред. Е.К. Маранцман. СПб.: Изд-во ВВМ, 2022. С. 67–90.
- Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315 с.
- Аскарова Н.И. Педагогические условия доказательного управления научно-образовательной экосистемой вуза на основе опережающих индикаторов: дис. … канд. пед. наук: 5.8.7. Казань, 2023. 287 с.
- Долгова Н.В. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Горно-Алтайск, 2007. 174 с.
- Панкова Е.И. Социально-культурные условия личностного саморазвития молодежи в деятельности студенческих научных обществ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. Тамбов, 2021. 206 с.
- Свиридова В.С. Научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2002. 262 с.
- Терехина Д.С. Научно-исследовательская деятельность студентов как объект социального управления в современном российском вузе: дис. … канд. соц. наук: 22.00.08. М., 2012. 179 с.
- Щербаков В.С. Программно-целевой подход к развитию учебного и научного творчества студентов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2001. 240 с.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00.11. М., 1993. 76 с.
- Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
- Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие. М.: Юнити, 2005. 287 с.
- Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания / пер. с англ. Ю.А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 223 с.
- Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985. 371 p.
- Ryan R.M., Connell J.P., Deci E.L. A motivational analysis of self-determination and self-regulation in education // Research on Motivation in Education. Vol. 2: The Classroom. Milieu: Academic Press, 1985. P. 13–51.
- Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. № 4 (56). С. 9–21.
- Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2006. 205 с.
- Краснощеченко И.П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00.13. М., 2012. 47 с.
- Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 4. С. 16–25.
- Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. 8. doi: 10.54359/ps.v9i50.413.
- Педагогическая психология: учеб. пособие / под общ. ред. А.И. Раева. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 1999. 151 с.
Дополнительные файлы

